Житие Иринарха Ростовского 9 глава




И тако препроводися не мало время. Облежаху же вои рустии свой градъ и брахуся съ супостатами присно, прияти же его не могуще, дондеже отверзеся дверь милосердия щедротъ Господнихъ. Да с ними же, со княземъ Дмитреемъ Тимофеевичемъ Трубецкимъ, да съ Прокофиемъ Ляпуновымъ, воевода же надъ казаческими полки былъ московъской служивой ротмистръ панъ Иван Заруцкой. И сей бысть не нехрабръ и сердцем лютъ, но нравомъ лукавъ, понеже и чести позавидѣ Прокофиевѣ и злую крамолу на нь состави.[62] И преданъ бысть въ кровоядныя руцѣ злочинному сонмищу, идѣже без зла не спятъ. Сии же немилостиво, аки волцы, возхитиша и лице поля кровию его очервлениша. Аще и мнози тогда сущии в воиньственых народѣхъ Прокофия ради опечалишася, но ничтоже о животѣ его успѣша.

И бысть тогда велико уныние и мятежъ во всей земли Русьстей, понеже велицей злобѣ християньскому народу належащи прещения ради невѣрныхъ и насилования ратных. «Аще не быша прекратилися дние тѣ, не бы убо спаслася, — по глаголющему, — всяка плоть».[63]

Но есть Богъ близ всѣмъ, призывающимъ его. Воистиннѣ по великой возпростираемѣй убо милости своей даруетъ ко здравию врачевание. Воздвизаетъ бо нѣкоего от христианска народа, мужа от рода неславна, но смысломъ мудра, егоже прозваниемъ нарицаху Козма Мининъ,[64] художествомъ бяше преже говядаръ. Сей по случаю чина чреды своея бысть началникъ в то время судных дѣлъ во братии своей, рекше посадьскихъ людей в Нижнемъ Новѣградѣ. Видѣ тогда насилуемы многи и зѣло оскорбися и поболѣ Зоровавелски душею[65] за люди Господня, всемогущаго Бога на помощъ призва и молву безчисленых печалей на ся приятъ. И тако ношашеся всегда бурями различных попечений, аще и неискусенъ стремлениемъ, но смѣлъ дерзновениемъ. Собравъ убо от народа многая сокровища сребра, и одари люди ратныя оброки доволными.

И сице собра полъки многия и военачалника изкусна во бранехъ — князя Дмитрея Михайловича Пожарсково[66] над всѣми быти совосприподоби. Самъ же никогда отлучаяся, аки древний Гедеонъ[67] всѣхъ сердца на супротивныя укрѣпляа. И тако со многими вои под Москву приде[68] и благимъ добронравиемъ своим, аки солнечным любовнаго луча свѣтом военачалники совокупи, и всѣхъ храбрых благочестиваго воиньства воедино собра. И тако Содѣтелевымъ промысломъ, всесилныя же его и непобѣдимыя десницы крѣпостию и воеводьтвомъ разгнашася темныя облацы толикихъ великихъ належащих золъ: приступиша тогда со устроенными на брань орудии ко стѣнамъ града и прияша вои русьския паки Москву в лѣто 7121-го, октября въ 24 день, на память святаго мученика Арефы. Потом же и крѣпкий Кремль градъ прияша и множество полскихъ и литовъскихъ людей побиша, и всея земли Русьския началнаго крамолника Фетку Андронова[69] жива яша, и по многомъ изтязании обѣшенъ бысть. И прочих мятежниковъ умучиша с нимъ. Воздастъ бо ся воздаяние ихъ имъ, рекше врагомъ, по враждѣ ихъ и по рвению ихъ, зане преже многихъ гоняху, потомъ тогда сами в пагубу течаху и злѣ скончавахуся.

ЦАРСТВО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА, ВСЕЯ РУСИ САМОДЕРЪЖЦА

В лѣто 7121-го, марта въ 14, паки сынове русьстии приемлют входъ отечества достояния древняго градъ Москву, паки наста весна благодатного бытия и простирается струя свѣтлотекущаго жития, еже нами чаемаго упованиа великаго Бога свѣтъ возсия, и того благоволениемъ от конецъ того Русьския земли и до конецъ ея народи православиа мали и велицы, богатии и нищии, старыя же и юныя богатно разумѣниемъ от иже всѣмъ дающаго жизнь обогатившися и свѣтом добромыслимаго совѣта купно озарившися. Аще бо убо и разнородными мѣстъ людми, но едиными рекоша усты, и в далномъ несогласии жития разстоятелстве бысть аки согласенъ совѣтъ во единоравеньстве. Изволиша бо смысломъ, избраша же словомъ и учиниша дѣлом, еже добръ совѣтъ сотвориша. Бѣ бо убо не человѣческимъ составлениемъ, но Божиимъ строениемъ, егоже молиша и просиша государя себѣ на престолъ царствия Московъскаго государьства царя Михаила Федоровича, иже бысть по сродству племянникъ царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руси по матери его, царицѣ и великой княгинѣ Анастасии Романовне, яже бысть супруга царя Ивана Василиевича.

Приидоша же тогда всея Русьския земли велможи, князи и боляре и дворяне и всѣ стратизи, иже во храбрастех сияюще, и ратныя лики и всяких чиновъ приказныя люди, и изъ всѣхъ градовъ изъбранныя роды и вси купно от мала и до велика православныя християне во град, глаголемый Кострома, к Михаилу Федоровичю — ту бо тогда ему пребывающу и съ материю своею, великою старицею инокою Марфою. Къ ея же ногама вси припадающе, и со слезами биша челомъ и просиша у нея, дабы благословила сына своего на престолѣ царствия Московъскаго государьства, еже быти ему царем сродственаго его ради союза царских искръ и по благословению, еже отцу его благовѣрному болярину Феодору Никитичу блаженныя памяти царемъ и великимъ княземъ Феодоромъ Ивановичем. Она же едва слезнаго ради великаго народа моления на се преклонилася: бѣ бо государь младъ, а время тогда обуреваемо, и люди строптивы, рекше волнуеми. Но обаче положи упование и надежду на всемогущаго Бога, не презрѣ многихъ слезъ и просит у своего сына Михаила Феодоровича, паче же и благословляет его быти государя въ Рустей земли, царя и великаго князя Михаила Феодоровича.

И тогда приемлет богопорученное ему Московскаго государьства скифетродержание и нача правити мудрокормный царствия корабль. И бысть православию глава и богозрачному благочестию начало и государь всѣмъ правовѣрным, иже под солнечнымъ течениемъ, и всему православному христианству наречеся боговенчанный царь и великий князь Михайло Феодоровичь, всея Руси самодержецъ. Аще бо и от преже царствовавшихъ держава отечественная его пресѣчеся, аки доброрастное и красноцвѣтущее древо, еже теснотами лютыя зимы увядши смирися, но нынѣ паки при лѣтней теплотѣ и свѣтлости усмѣхнувшися и процвѣте. Преславное же и великое мѣсто и многонароднаго христианства селение, еже есть мати Русьским градовом Москву, юже от невѣрных латинъ пленениемъ запустошенную и от руских мятежниковъ тяжким озлоблением состарѣвшуюся и осиротѣвшую, паки младозрачну тогда, аки предобрую отроковицу и преукрашеную невѣсту сотвори. Апостольская же и соборная святая церковь паки приемлет своего украшения доброзримую лѣпоту. Паки солнце правды свѣтлую лучю благодати своея намъ возсия, имже видѣша вси свѣтъ великъ, сладостныа тишины свободный день. Отъя бо от насъ Господь Богъ нашъ укоризну нашу всю и странескъ страхъ и дарова державному держати державу во крѣпости достояния его и побѣды на врагы царствующему поручи. Ему же буди благопребывателно и многолѣтно здравствовати и во всякомъ благоденствии и радости расти и мужствовати.


[1] Хам — один из трех сыновей Ноя, был проклят за непочтительное отношение к отцу (см. Быт. 9, 18).

[2] Хуш (Кус, Хус) — сын Хама (см. Быт. 10, 6), считается родоначальником эфиопов (потому — «мурин». В Древней Руси это слово обозначало, среди прочего, и жителей Африки, и темнокожих людей вообще).

[3] Нимрод — потомок Хуша (см. Быт. 10, 8), в буквальном переводе с еврейского его имя значит «мятежник». Обладал незаурядной физической силой.

[4] ...столп Халаньский... — В данном случае местонахождение башни связывается с городом Халне, упоминаемым в книге Бытия, 10, 10. Этот город, наряду с Вавилоном, Эрехом и Аккадом находился в Сенаарской долине и входил в так называемую «первую халдейскую конфедерацию», носившую имя Вавилонии. Настоящее упоминание о «столпе Халаньском» восходит к славянскому переводу Хроники Константина Манассии.

[5] Феодорит (386 (393?)—457) — епископ Киррский. Известен своими трудами в области истории Церкви, догматики, апологетики, экзегетики.

[6] Фалек — сын Евера (см. Быт. 10, 24—25). Его имя (а точнее, древнееврейское «пелег») значит «разделение». По поводу того, какое именно событие определяется как «разделение», существовали различные трактовки, в том числе и та, согласно которой речь идет о разделении народов.

[7] Евер — правнук Сима. Считалось, что от Евера получил свое имя еврейский народ.

[8] ...аггели солнцу... и прочая. — Известное многим русским хронографам учение об анге-лах восходит к сочинению Епифания Кипрского «De mensuris et ponderibus» (РG. Т. 43. Р. 276).

[9] «Кто бо... совѣтникъ Ему быстъ?» — Ис. 40, 13.

[10] Звѣзды бо... не со звѣздами. — Согласно книге Бытия, звезды были созданы Богом в четвертый день, а человек — в шестой.

[11] Другий же внукъ Хамовъ, Месремъ... — Мицраим — один из сыновей Хама (см. Быт. 10, 6). Словом «Мацор» (двойственным числом от которого является «Мицраим») в библейских текстах неоднократно обозначается Египет.

[12] Сего же ради... ихъ явишася. — Большинство рассказов о «всяким чюднымъ родствомъ» людях заимствовано из русского перевода польской Хроники Мартина Бельского (Kronika to jest historya swiata. Krakow, 1564). Подобного рода сообщения имели богатую традицию, которую не обошел своим вниманием даже такой просвещенный для своего времени автор, как блаженный Августин, хотя и отнесся он к ней достаточно сдержанно. Отношение к такого рода сообщениям было неоднозначным и в дохристианские времена. Так, Страбон писал, что «Деимах и Мегасфен в особенности не заслуживают доверия. Ведь они рассказывают нам о людях, которые сидят на своих ушах, о безротых, безносых, об одноглазых и длинноногих и о людях с повернутыми назад пальцами, они возобновили гомеровскую басню о войне журавлей с пигмеями...» (Страбон. География. М., 1994. С. 76—77). Аналогичные описания были известны на Руси с древнейших времен (например, из переводов Хроники Георгия Амартола, «Александрии» и др.).

Из вошедших в Хронику Мартина Бельского источников соответствующие сведения содержались в сочинении Августина «О граде Божием» (кн. 16, гл. 8) и в Хронике Иоанна Науклера Johannis Naucleri, praepositi Tubingensis, Chronica succinctim compraenendita res memorabiles… Coloniae, 1544. Р. 16). Впрочем, и Августин, и Иоанн в своих сочинениях основывались на «Естественной истории» Плиния Старшего (речь идет преимущественно о седьмой книге этого сочинения: Рline l̕ Ancien. Histoire Naturelle. Livre VII. Paris, 1977). Мартин Бельский не удовольствовался сведениями, приводимыми первыми двумя авторами, а обратился, как мы полагаем, непосредственно к труду Плиния.

[13] А ходятъ наги... токмо гласом кричатъ. — Эта характеристика у Плиния отнесена к другому мифическому племени — хоромандам.

[14] Андрогин — греч. ό ̕ ανδρόγυος — мужеженщина. Сообщая об андрогинах, Плиний ссылается на Аристотеля.

[15] ...а живутъ они во Фритской земли... — Речь здесь идет об Африке (в польском тексте Хроники Бельского: «w Afryce»). Очевидно, первая буква топонима в какой-то момент была воспринята как часть предлога.

[16] Аримаспы — мифическое племя одноглазых людей, упоминаемое еще у Эсхила. Непосредственным источником Плиния является в данном случае историк Геродот.

[17] ...в далныхъ земляхъ Татарскихъ... — Судя по тому, что в другом месте Хроники Бельский говорит «Scyty albo Tatary», здесь имеется в виду Скифия.

[18] Люди астромове, или астонии... — Оба слова восходят, на наш взгляд, к греч. ̕άστομος - безустый.

[19] О атанасии. — О людях, укрывающихся своими ушами, упоминает Плиний, но названия этого народа он не приводит. В русском переводе Хроники Мартина Бельского читается «танесъ», в польском тексте — «tanesi». Возможно, создатель Хронографа 1617 г. попытался дать греческую этимологию этого слова и связал его с ̕ αϑάνατος — бессмертный.

[20] О поподесѣхъ. — Имеются в виду «лошадиноногие»: греч. ̒о ΐππος конь и ̒о πούς нога.

[21] О неурилах. — Имеется в виду племя невров. Плиний упоминает о них в 88-м разделе 4-й книги «Естественной истории».

[22] О пилмеяхъ. — Сведения о пигмеях читаются уже у Гомера: в Илиаде (III, 3—6) упомянута их война с журавлями.

[23] ...толко лакти единого...— По мнению Плиния, рост пигмеев составлял 3 пяди(примерно 0.7 м).

[24] О катаинах. — В польском тексте говорится о «циклопах или гигантах» («Cyklopes albo Gigantes»).

[25] О щиритах. — Здесь имеется в виду народ, названный Элианом Σκιρᾶται (Сlaudius Aelianus. Denatura animalium. Lipsiae, 1864. Р. 400—401). Плиний и Науклер говорят, что у этих людей дыры вместо носа.

[26] О мантикорах. — Мантикоры — мифические существа, имеющие тело животного, голову человека и питающиеся человеческим мясом. О них упоминает еще Ктесий (V в. до н. э.).

[27] Люди, мономери зовоми, а индемонокули... — μονομερής (греч.) — имеющий лишь одну часть, μονόκωλος (греч.) — односторонний, стоящий на одной ноге.

[28] О потамияхъ. — Греч. ποτάμιος — речной.

[29] Лот — племянник Авраама. Перед разрушением Содома и Гоморры Лот с семейством был выведен из Содома ангелами. На пути из Содома жена Лота вопреки запрету обернулась назад и была превращена в соляной столп.

[30] ...Федора Ивановича... — (1557-1598) – средний сын Ивана Грозного, по смерти отца – государь всея Руси (1584-1598).

[31] ...Ирина, дщеръ... Феодора Годунова... — Отец Ирины и Бориса Годуновых — Федор был помещиком средней руки. После его смерти Ирину и Бориса взял в свою семью дядя — Дмитрий Годунов, бывший главой Постельного приказа (начальником внутренней дворцовой стражи). Благодаря ему молодые Годуновы с юных лет жили и воспитывались при дворе.

[32] ...Евдокие царицѣ... — Жене византийского императора Феодосия Малого (408—450). Евдокия по недоразумению была обвинена супругом в измене и выслана из столицы. В историографии она традиционно упоминается как пример благочестивой царицы и безвинной страдалицы.

[33] Никита Романовичъ... — Брат Анастасии, жены Ивана Грозного, с 1562 г. боярин. По желанию Грозного он был введен в состав регентского совета (ввиду недееспособности Федора) и возглавлял его до 1584 г. Умер в 1586 г.

[34] ...повелѣ на Москвѣ дѣлати градъ каменной... — В 1585—1591 гг. был возведен Белый, или Царев, город — стена с башнями, полукольцом охватывавшая Кремль и Китай-город по линии современного Бульварного кольца.

[35] ...поставил на Москвѣ митрополита Иева патриархомъ... — первый патриарх Московский, уроженец г. Старицы.

[36] ...на Крутицы. — Крутицкий монастырь в Москве являлся местопребыванием московского митрополита.

[37] ...ходилъ воевати на нѣмцы ливонския... — имеется в виду битва на Чудском озере 1242 г.

[38] ...под Ругодивомъ... — Под Нарвою.

[39] ...на Котлѣ... — Котлы — подмосковное село между Коломенским и Даниловым монастырем. Около него войско крымских татар и ногайцев, возглавлявшееся Казы-Гиреем, было остановлено русскими войсками.

[40] ...убиенъ быстъ... Дмитрей Ивановичъ... — Дмитрий погиб в мае 1591 г. Версия о преднамеренном убийстве царевича восторжествовала лишь 15 лет спустя: погибшего решили канонизировать, а самоубийца не мог быть объявлен святым. Кроме того, важно было подтвердить гибель Дмитрия, так как самозванец Григорий Отрепьев выдавал себя за спасшегося царевича.

[41] ...Феодору Никитичю Романова... — Патриарх Филарет, в миру Федор Никитич Романов (1550-е-1633), отец царя Михаила Федоровича. Возглавлял боярскую оппозицию при Борисе Годунове, насильственно пострижен в монахи (1601), сослан в Антониево-Сийский монастырь. Был востребован из ссылки Лжедмитрием I, поставлен ростовским митрополитом (1605). При Лжедмитрии II провозглашен патриархом (1608), направлен в составе посольства в Польшу за царевичем Владиславом (1610); до 1619 г. находился в Польше в качестве пленника. По возвращении в Москву стал патриархом и соправителем царя.

[42] Богдан Бѣлъской — боярин (с 1605 г.), приближенный Ивана Грозного, Федора Ивановича и Бориса Годунова. Убит в 1610 г. Город Борисов был построен у впадения р. Оскол в Северский Донец.

[43] ...от страны зовомыя Сиверския... — Северская земля — пограничные районы Руси, территория современной Черниговской области Украины.

[44] ...Юрию Сардаминскому. — Сандомирский воевода, Юрий Мнишек, был наместником польского короля в Самборе.

[45] Марина — дочь Юрия Мнишека, в 1605 г. была обручена с Отрепьевым, в мае 1606 г. приехала в Москву, где была обвенчана и коронована. После убийства Лжедмитрия жила в Ярославле (1606—1608 гг.), была женой Лжедмитрия II, в котором признала будто бы спасшегося Отрепьева. Умерла в Туле в 1614 г.

[46] ...царю Иулиану... — Юлиан Отступник - Юлиан, Флавий Клавдий — римский император (331—363), вставший на сторону язычества и выступивший с гонениями против христиан, за что в истории получил имя Отступника или Законопреступника.

[47] ...седмью святыми вселенскими соборы... — Имеются в виду вселенские соборы, состоявшиеся до разделения христианской церкви на православную и католическую: для православной церкви только эти соборы оставались авторитетными.

[48] ...и вси велможи... убиша его мечи... — Во главе заговора стояли Василий Шуйский и Василий Голицын. Лжедмитрий был убит в Кремлевском дворце на рассвете 17 мая 1606 г.

[49] Василей Ивановичъ Шуйской — царь из старинного рода суздальских князей, избранный на трон после народного восстания в Москве 17 мая 1606 г. и после убийства Лжедмитрия. Был свергнут с престола москвичами в июле 1610 г. и пострижен в монахи. Затем был арестован поляками вместе с братьями Дмитрием и Иваном; умер в плену под Варшавой 5 сентября 1612 г.

[50] ...Игнатия патриарха... — Игнатий, прибывший с Кипра еще при Борисе Годунове, был поставлен главой рязанской епархии и прославился как «муж грубый, пьяница и пакостник». После перехода рязанских дворян на сторону Самозванца Игнатий первым прибыл в его лагерь и стал служить ему ревностно и верно. Занимал патриарший престол 11 месяцев в 1605—1606 гг. и 5 месяцев в 1611 г. С приходом к власти Василия Шуйского в мае 1606 г. был заточен в Чудовом монастыре. В 1611 г., когда патриарх Гермоген был захвачен в плен поляками, Игнатий вновь был возведен на патриарший престол, но в том же году бежал в Польшу. Умер в 1640 г.

[51] И сихъ сродства - царъ... — Ближайшими предками Василия Шуйского были не упомянутые в перечне потомки Ивана Васильевича Шуйского (ум. в 1542 г.), а представители другой ветви: у Юрия, сына Василия Кирдяпы, был еще сын — Василий — прадед царя Василия Ивановича Шуйского.

[52] Петрушка. — Автор хронографической статьи видит главную опасность в новом самозванце — «царевиче» Петре, хотя тот был далеко не главной фигурой в широком движении, направленном против Василия Шуйского. Восстание было начато летом 1606 г. путивльским воеводой князем Г. Шаховским. С осени того же года к восставшим примкнул Иван Болотников, вскоре ставший его фактическим руководителем. Он возглавил войско, двинувшееся кМоскве и осаждавшее ее в ноябре—декабре 1606 г. «Царевич» Петр — Илья Горчаков, Илейка Муромец, выходециз посадских людей г. Мурома, которого казаки объявили сыном царя Федора Ивановича (Хронограф называет Ивана Ивановича — старшего сына Ивана Грозного), начал свой поход весной 1606 г. от Астрахани. Он двигался по берегу Волги. У Свияжска (западнее Казани) Петр готовился пойти к Москве, куда его призывал Лжедмитрий, намеревавшийся использовать его войско. Узнав о гибели Самозванца, Петр повернул назад, дошел до Путивля. Позже он направился вслед за Болотниковым, отступившим к тому времени от Москвы к Калуге, а затем к Туле. В октябре 1607 г. Болотников и Петр сдали царю Василию крепость Тулу. Впоследствии они были казнены.

[53] ...кознъми нѣкиими хитропыщными наводнении Тулу градъ взя... — По предложению муромца, сына боярского Ивана Сумина Кравкова, по прозвищу Мешок, на реке Вороньей, ниже устья реки Упы, была построена плотина. Поднявшаяся вода затопила Тулу, пострадали запасы пороха и продовольствия, что и вынудило осажденных сложить оружие. Сдача Тулы произошла 10 октября 1607 г.

[54] ...инъ злобѣсный и кроволокателный песъ... — Речь идет о Лжедмитрии II.

[55] ...Великий Новъградъ, и Псковъ, Смоленескъ и Казань... — Новгород был захвачен шведами лишь в 1611 г., Псков ими захвачен не был. Смоленск был захвачен поляками в 1611 г. после двухлетней осады.

[56] ...Михаила Василиевича... аще не бы темный гробъ... покрылъ. — М. В. Скопин-Шуйский; см. в наст. изд. «Писание о преставлении и погребении князя Скопина-Шуйского».

[57] ...крамолники народу и мятежницы тишины... — Речь идет о попытке свержения Василия, предпринятой Григорием Сумбуловым, Романом Гагариным и Тимофеем Грязным.

[58] ...паки мятежницы злу... на Василия царя устремишася... — Василий был свергнут в результате боярского заговора в июле 1610 г. и насильственно пострижен в монахи. Позднее его увезли в Польшу, и он умер там.

[59] ...седмъ московскихъ боляриновъ... — Князья Ф. И. Мстиславский, И. М. Воротынский, А. В. Трубецкой, А. В. Голицын, Б. М. Лыков, бояре И. Н. Романов (брат Филарета) и Ф. И. Шереметев.

[60] ...литовъскаго королевича Станислава... — Имеется в виду Владислав.

[61] ...мартавъ 19... царствующему граду Москвѣ разорение. — Речь идет о жестоко подавленном восстании в Москве против бояр и поддерживавшего их польского гарнизона. Пожаром была уничтожена большая часть города. Уже несколько дней спустя к Москве подошло ополчение, во главе которого стояли П. П. Ляпунов, Д. Т. Трубецкой и казачий атаман И. Заруцкий. Ополченцы окружили польский гарнизон в Китай-городе и Кремле.

[62] ...и чести позавидѣ Прокофиевѣ и злую крамолу на нъ состави. — 22 июля 1611г. казаки созвали «круг», и по его решению Прокофий Ляпунов был убит; это убийство сильно ослабило ополчение.

[63] Аще не быша прекратилися дние... всяка плоть. — Мф. 24, 22; Мр. 13, 20.

[64] ...Козма Мининъ... — Козьма Захарьич Минин-Сухорук, организатор Второго земского ополчения для освобождения Москвы (начал собирать ополчение осенью 1611г.), земский староста в Нижнем Новгороде (умер до середины 1616 г.).

[65] ...поболѣ Зоровавелски душею... — Зоровавель — предводитель евреев, возвратившихся из вавилонского плена на родину. Имя этого библейского персонажа употреблялось применительно к лицам, выступавшим в роли заступников, защитников интересов народа.

[66] ...князя Дмитрея Михайловича Пожарсково... — Д. М. Пожарский отличился еще в 1608 г., активно участвуя в обороне Москвы против войск Лжедмитрия II, затем боролся с интервентами в Рязанской земле. В марте 1611г. стал одним из руководителей Первого ополчения, был тяжело ранен. Князь Пожарский возглавил и войско Второго ополчения, созданного по инициативе К. 3. Минина, сыграв решающую роль в освобождении Москвы осенью 1612 г.

[67] ...аки древний Гедеонъ... — легендарный библейский герой, имя которого традиционно использовалось в средневековой русской литературе для характеристики удачливого полководца.

[68] ...под Москву приде... — Ополчение подошло к Москве в июле 1612 г. В августе оно отбило атаку войск гетмана Ходкевича, шедшего на выручку засевшему в Кремле польскому гарнизону. Осада продолжалась до конца октября. Ополчение торжественно вступило в Москву 1 ноября 1612 г.

[69] ...Фетку Андронова... — Федор Андронов — ярый сторонник Сигизмунда III; его предательское поведение вызвало резкое осуждение у современников-патриотов. Человек незнатного происхождения, «мужик», Андронов начал свою служебную карьеру в Тушине у Лжедмитрия II. В январе 1610 г. был направлен Филаретом в составе посольства М. Г. Салтыкова под Смоленск, где, перейдя на сторону Сигизмунда III, получил от него в награду чин думного дворянина. 19 августа 1610 г. прибыл под Москву в стан С. Жолкевского с приказом Сигизмунда III приводить москвичей к присяге самому королю. В ноябре 1610 г., по требованию короля, получил от правительства «Семибоярщины» в полное распоряжение государственную казну (став главным казначеем Казенного двора) и ведение челобитных дел, т. е. фактически обрел неограниченную власть, позволявшую ему вместе с М. Г. Салтыковым и думным дьяком Иваном Грамотиным вершить государственные дела в интересах Сигизмунда III. Регулярно через гетмана Льва Сапегу Ф. Андронов доносил королю о московских событиях. В 1613 г., после завершения следствия о его преступлениях, был повешен «по многом истязании».

ПЕРЕВОД

О СТОЛПОТВОРЕНИИ И РАЗДЕЛЕНИИ ЯЗЫКОВ

Родился от колена Хамова муж темнокожий по имени Хус. Этот же ро-дил гиганта Нимрода. Тот же задумал строить башню. Множество людей послу-шали совета Нимродова и начали строить Халанскую башню — огромнейшую и высочайшую, высотой едва не достигающую лунного круга. И так возводя ее ввысь, сильным ветром сбрасывались они <вниз>, иные же из-за приближения солнца сгорали от жара. Размеры же той башни составляли в высоту и ширину 5433 локтя, а Феодорит пишет о той башне, что имела она 3 версты в обе сторо-ны. Строилась башня 40 лет, и была еще не окончена, когда разделил Бог языки на 70 и один язык, и второй язык Адамов, который не отнял Бог у Фалека, сына Еверова, ибо Евер не примкнул к их безумию. И от этого Евера получили имя евреи. Всего же языков на всей земле 72. Итак, от потопа до разделения языков лет 530, а от Адама до разделения языков 2772, а родов 16. Стало же с тех пор это место называться Вавилон, ибо здесь разделились у строителей башни язы-ки, «вавел» ведь на еврейском языке означает «разделение».

В том месте остался Нимрод с теми, кто говорил на одном с ним языке, и создал город, и назвал Вавилоном, и царствовал в нем. Он дал персам знания о движении небесных тел и учение о звездах и <научил> разнообразным волхвова-ниям, ибо видел на вершине башни движение звезд, но не видел служебных сил, как <о том> говорит Божье слово: ангелов солнца, ангелов луны, ангелов звезд, ангелов ветров, грома, молнии и прочих. И от этого Нимрод окончательно стал суетен умом и возомнил, что понимает созданное Богом, да еще и замысел Его покусился этим разрушить, <считая>, что и судьба человеческая строится, осно-вываясь на них <звездах>, словно бы и нет в нас своей воли, но все зло <обрече-ны> мы творить вынужденно, от каковых <мыслей> да освободит Господь Бог верных своих. Ибо «кто, — сказал пророк, — уразумел дух Господа или кто был советником Ему?» Ведь созданы звезды в свое время, а не с нами: мы же впоследствии, а не со звездами.

Второй же потомок Хама, Мицраим, поселился в стране Египетской, и его именем был назван Египет, ибо «Мицраим» на еврейском языке значит «Египет». Эти же Нимрод и Мицраим первыми начали царствовать и властвовать над населяющими землю людьми.

О РАЗДЕЛЕНИИ ЯЗЫКОВ И О ДРУГОМ. ГЛАВА 11

После столпотворения же и разделения языков появились многие люди на земле, и не только разделились наречия и языки их, но и вид их изменился, и нравы и обычаи их разделились. Произошло же все это для того, чтобы проявились в них задуманные ими дела, ибо весьма неправедно поступали перед Богом, Творцом своим, и через дела свои заблудились. Оттого и уподобились зверям и скотам диким, такими же стали и вид их, и жилище. Ибо отпустил их Бог <жить> по склонности сердец их, и направили они <свой путь> согласно своим склонностям.

О САТИРАХ

Есть люди, называемые сатирами. Жилища их в лесах на горах, а ходьба их быстра. Когда бегут, никто не может их настигнуть. А ходят нагими, живут со зверями, тела их обросли волосами, не говорят на языке, только криком кричат.

ОБ АНДРОГИНАХ

Люди, именуемые андрогинами, живут во Фритской земле, а тело имеют с одной стороны мужское, а с другой — женское: у всякого человека правый сосок мужской, а левый сосок женский.

ОБ АРИМАСПАХ

Люди аримаспы живут в дальних землях Татарских, а имеют по одному глазу, или оку, и сражаются с грифами за жемчуг и золото.

ОБ АСТРОМОВАХ

Люди астромовы, или астонии, живут в Индийской земле. Сами мохнаты, без обеих губ. А питаются от деревьев и пахучих кореньев, от цветов и от яблок лесных, но не пьют, не едят, только нюхают. И пока у них эти запахи есть, до тех пор и живут.

ОБ АТАНАСИЯХ

Есть люди атанасии, живут они на севере моря Океана. Уши у них столь велики, что покрывают они ими все свое тело.

О ПОПОДЕСАХ

Люди поподесы живут над морем Океаном. Головы у них человеческие, а руки и ноги, как лошадиные ноги, и ходят на всех четырех ногах.

О НЕУРИЛАХ

Люди неурилы живут в дальних Татарских землях, и дано им превращаться из человека в волка, а из волка — вновь в человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: