Житие Иринарха Ростовского 11 глава




ПЛАЧ И РЫДАНИЕ О ЗЛО ПРИНЕСШЕМ КОЛЕСЕ СУДЬБЫ

О ярость, злом дышащая! О вражда вечного и лютого врага! О злоба коварного и прегордого змия! До каких пор будешь стремиться и гордиться тем, что развращаешь благонравные умы рода человеческого? До каких пор будешь губить доброцветущую красоту творения Божьего и стараться всегда завистью противиться всему благородному и воевать против жизни? Всегда стремишься кротких сердца разъярить лютостью и распалить немилосердием, против неповинных же и кротких кровопролитную брань начать и осквернить руки всех убийством и души погубить! Увы, ненасытная глубина очей человеческих! До каких пор станешь насылать на нас бедствия всяческие? Думается мне, что подобно все это всезлобной державе темного миродержца, который не щадит ни одного творения Божьего, но всех, словно лев рыкая, проглотить хочет: одного в злобе низвергает и губит, а другого возбуждает на исполненное козней зло, как того, о ком здесь будет рассказано.

О НОВОЯВЛЕННОМ ВОЗМУТИТЕЛЕ ТИШИНЫ, ИМЯ КОТОРОГО БЫЛО ДИКИЙ ВОР ТУШИНСКИЙ

В 7116-м (1608) году снова иной зверь, подобный прежним, явился или, скажем, страшнее тех поднялся: на место, созданное по дьявольскому умыслу, явился сам отец лжи — сатана. Тогда ведь еще не все русские города возвращены были Московскому государству, отторженные от него крамолу творящими мятежниками. И вот снова в той же упомянутой уже Черниговской стороне явился новый злобесный и кровь лакающий пес, или людей пожирающий зверь хищным глазом сверкнул, и злой рык испустил, и всех простых людей устрашил, а змиеобразных, коварных и злых — тех привлек, приучая к своему кровожадному обычаю. К нему же снова собралось множество польских людей и литовских, так как и он называл себя царевичем князем Дмитрием Угличским. Хотя суд Божий вскоре покарал этого злобесного пса, но так как убедились окончательно литовские люди в том, что на Руси неустроение и междоусобица, смута и распри, то устремились все на Русскую землю. И принесли они всем христианам горькие и тяжкие бедствия, ибо и предатели царства и царя примкнули к ним, и во всех городах русских мятежи поднимали, и царствующему граду Москве угрожали, и все области земли Русской безжалостно захватывали. И так много собралось польских людей, и литовских, и мятежников, и клятвопреступников русских, что всю землю покрыли щиты и воздух блестел от копий, всюду брани и кровопролитие.

Некоторые же города тогда с Москвой остались и чтили царя Василия, такие как Великий Новгород, и Псков, Смоленск и Казань, другие же подчинились Литве и русским мятежникам. И такого — за грехи наши — смятения от начала Русской земли не бывало, какое тогда настало. И смутами этими злые те мятежники потрясли сердце царя Василия, как ладью многомутные волны, и, со всех сторон теснимый, едва не погрузился он, хотя и жаждал помощи и оттуда и отсюда, но ниоткуда не получал. Ибо царь, не имеющий сокровищ многих и соратников храбрых, подобен орлу ощипанному, лишенному клюва и когтей: ибо все царские сокровища в разменное серебро Расстрига превратил, и ратные люди все бедствием скудости были стеснены.

О МУЖЕСТВЕ ЦАРСКОГО ВОЕВОДЫКНЯЗЯ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА СКОПИНА

В 7117-м (1609) году государь царь и великий князь всея Руси Василий Иванович послал в Шведскую землю воеводу, родственника своего, князя Михаила Васильевича Скопина, и поручил ему нанимать за царское жалование ратных людей немецких и из других земель. Тот же повеление государя своего — царя Василия — вскоре исполнил: отправившись, набрал за царское его жалование множество людей немецких, и много всяких русских людей ратных собрал, и к царствующему граду Москве со множеством людей возвратился. И был он воевода храбрый и мужественный, и показал себя поборником добрым всего народа русского. Стремительно, как молния, являлся повсюду перед полками вражескими и до смерти устрашил всех волков овцехищных. Был он как пастух зверегонитель, неодолимый врагами и всеми мятежниками, и всех их смог отогнать от царствующего града. Был он в боях с врагами лют и весьма искусен в атаках и воин непобедимый. Думаю, что и вся земля Русская была бы вызволена из рук супостатов мужеством и храбростью его, если бы темный гроб, всем уготованный, не скрыл бы его прославленную храбрость.

Но за греховное терние преступлений наших отнял Бог у нас этого доблестного зверегонителя и вместо него дал воеводу с сердцем трусливым, погрязшего в слабостях, свойственных женщинам, любящего красоту и яства, а не рвущегося лук натягивать или копье метать. И поэтому снова воспрянули мятежники, снова вернулись супостаты, снова проливают множество крови, снова пленяют все области земли Русской и снова окружили царствующий град и всем людям, в нем живущим, стали чинить невзгоды. Царь же Василий не знал, что делать, ибо уже предатели многие готовились выступить против него.

Не ведаю, что с православными тогда случилось: ибо вместо истины ложь прославили и вместо правды — обман похвалили, как сказано было: «Возлюбил ты зло больше добра». Многие, словно от мороза оцепенелые, отпали от доброцветущего благоверия царя Василия и пали в мрак бедственной зимы неправоверия литовского.

О СБОРИЩЕ МЯТЕЖНИКОВ ПРОТИВ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ

В 7118-м (1610) году, февраля в 17 день, в субботу Сырной недели возмутители покоя, к бунту побуждающие народ, собрались для сговора против царя Василия. Пришли тогда на место Лобное и возбудили народ, так говоря: «Царь наш, князь Василий Шуйский, сговорившись со сторонниками своими, сел на престол Московского государства силою, а теперь из-за него много крови проливается, потому что человек он глупый и нечестивый, пьяница и блудник и во всем неистов, царствования недостоин». Услышав это, многие из народа так отвечали: «Государь наш, царь и великий князь Василий Иванович, сел на престол Московского государства не силою, а избрали его на царство великие бояре и вы, дворяне, и все служивые люди, а про пьянство его и всякое неистовство мы не знаем. А если решать такой вопрос, то тут должны быть и великие бояре, да и всех чинов люди». И никто из народа не примкнул к тем мятежникам. И поэтому не смогли вовлечь народ в смуту.

Они же темных замыслов своих не оставили и, не помышляя о милосердии, устремились в палаты к царю Василию. Он же, услышав, встал перед ними и сказал: «Что пришли ко мне, люди, с криками неподобающими? Если убить меня хотите, то я готов умереть. Если же престола и власти царской меня лишаете, то не сможете этого сделать, пока не соберутся все великие бояре, и всех чинов люди, и я с ними. И как вся земля порешит, так я готов по решению тому и поступить». Услышав это, мятежники посрамлены были и от царского лица, и от всего народа. И поэтому бежали все во вражеские полки за город, в селение, называемое Тушино, где все волки и хищники и смутьяны из всех городов не спят, но суетным тешатся и зло замышляют и творят.

О ЧУДЕ, БЫВШЕМ В ЦАРСТВОВАНИЕ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ

В четвертый год царствования царя Василия, октября в 20 день, с четверга на пятницу, в полунощный час в церкви архистратига Михаила честного его собора, где лежат тела великих князей и всех благочестивых царей Русской земли, послышались голоса плачущих и шум, словно некий спор ожесточенный. И потом послышался голос поющих псаломское священнословие на отход души в вечную благость, 118-й псалом с аллилуариями. И после этого с плачем замолк голос. Услышали это сторожившие в те часы и рассказали другим людям. И говорили тогда многие из народа, что вскоре суждено с плачем кончиться царствованию Василия царя.

ЕЩЕ БЫЛО ДРУГОЕ ПРЕСЛАВНОЕ ЧУДО

В том же году, месяца февраля в 18 день, случилось иное чудо преславное, о котором не следует молчать благоверным. Во обители честных инокинь монастыря девичьего, в церкви честного Рождества Пречистой Богородицы, в ночь с субботы на воскресенье Сырной недели загорелась сама собой от огня небесного свеча перед святым ее, Богородицы, образом. Услышав об этом, благоверные поспешили прийти и посмотреть на преславное чудо, творя молебен и в радостном пении вознося славу всещедрому Богу и Пречистой его Богоматери. Когда же настал третий час дня воскресного, тогда порыв сильного ветра дунул в двери церковные и тотчас свечу самовозжженную погасил — ибо была сильная буря. Этим, думается мне, предвещано было, что недолго процарствовавшего благодать сияющая минует.

О ПЛЕНЕНИИ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ И О СМЕРТИ ЕГО И О РАЗОРЕНИИ ГОРОДА МОСКВЫ

В 7119-м (1611) году, июля в 17 день, на пятый год царствования царя Василия снова мятежники возбудили в народе злую и жестокую смуту, без стыда и с жестокостью устремились на царя Василия и напали на него и немилосердными руками, словно птенца, схватили и, после того как совлекли с него диадему царскую, отвели его в монастырь Чуда архистратига Михаила, и облекли его в иноческое одеяние, и предали в злые вражеские и христианоубийственные руки польских и литовских людей. Они же, получив его в свои руки, иноческое одеяние с него сорвали и снова облекли его в дорогие одежды, хотя и не хотел он этого, но поступили так, как обычно поступают с пленниками. И в таком виде отвели его в Литву к королю Сигизмунду, и там в страшных муках встретил он конец жизни своей и в вечное царство, в свет немеркнущий, переселился. Царствовал в Московском государстве 4 года и два месяца.

О БОЯРСКОМ ПРАВЛЕНИИ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

После царя и великого князя всея Руси Василия Ивановича взяли власть в государстве Русском семь московских бояр, но ничего они не поправили, только два месяца властью наслаждались, ибо началась тогда великая междоусобица. Посовещались они и решили призвать на престол Московского государства литовского королевича Станислава и провозгласить его царем, «если, — сказали, — оставит веру латинскую и крестится в нашу веру греческую». С этим и послали к королю великих послов и людей от всех чинов земли Русской. Извечной лжи коварные кознодеи, злохитрые поляки, хотя и договаривались о мире, но в сердце скрывали коварные замыслы. Когда же вступили они в град Москву, тогда стали нарушать условия перемирия и народ христианский жестоко притеснять стали, ибо и русские мятежники помогали им в этом. Семь же бояр державы Московской все правление землей Русской передали в руки литовских воевод, ибо не осталось премудрых старцев, и силы оставили дивных советников, и отнял Господь у земли богатырей ее. Все же это Бог навел на нас за множайшие грехи наши.

В том же году, марта в 19 день, излился фиал горя — разгромлен был царствующий город Москва. Рухнули тогда высоко вознесенные дома, блиставшие красотой, — иные огнем истреблены, и все прекраснокупольные церкви, прежде славой божественной сиявшие, скверными руками начисто разграблены были. И множество народа христианского мечами литовцев изрублено было, а другие из домов своих и из городов бежали поспешно, ища спасения. Прочие же, оставшиеся в городе, руками вражескими пленены и порабощены были. И так литовские люди владели Москвой два года и 6 месяцев, но в страхе были, ибо русские люди не отошли от города и убивали многих; хотя и утратили все свое достояние, но мечтали вернуть себе свою отчину, что и случилось.

О ГЕРМОГЕНЕ ПАТРИАРХЕ И О КОНЧИНЕ ЕГО

В первый год царствования Василия царя возведен был на престол патриаршеский великой церкви Гермоген, бывший прежде казанским митрополитом. Был он образованным мужем и красноречивым, но не сладкогласным. В божественных словах постоянно упражнялся, и все книги Ветхого закона, и Новой благодати, и уставы церковные, и законоположения постиг в совершенстве. А характер имел тяжелый и не спешил прощать наказанных. Дурных людей от хороших быстро не мог отличить, а к льстецам, а более того — к людям хитрым, прислушивался и доверял сплетням. Об этом некто сказал: «Из всех живущих на земле более всего склонен к греху ум человеческий и от обычаев добрых к злым совращается». Так вот и этот совращен был некиими мужами, подобными змиям, которые шьют клевету, козни сплетают и любовь обращают в ненависть. Так и Василия царя зло оклеветали мятежники словами лживыми, а он поверил всему, сказанному ими. И поэтому с царем Василием всегда говорил грубо, а не благожелательно, ибо в душе носил огонь ненависти, зажженный наветами, и о коварстве супостатов никогда с отеческой любовью не совещался с царем, как тому быть подобало. Мятежники же сначала в удобный час царский венец попрали, а потом и святительскую красоту, надругавшись жестоко, обесчестили.

Когда же после царя Василия оказалась Москва во вражеских руках, тогда хотел он предстать непоколебимым заступником народа, но уже минуло время и час прошел, словно приняли идущего за стоящего, и во время лютой зимы вздумал зацвести миндаль. Тогда хоть и ярился он на клятвопреступных мятежников и обличал их борьбу с христианами, но схвачен был немилосердными руками и, словно птицу в сетях, голодом его уморили, и так умер он.

О ТОМ, КАК ВЛАДЕЛИ МОСКВОЮ ЛИТОВСКИЕ ЛЮДИ, И СНОВА ВЗЯТА ОНА БЫЛА РУССКИМИ ЛЮДЬМИ

В годы, когда Литва владела городом Москвой, славили там имя Сигизмунда, короля польского, а над остальными городами и над всеми людьми ратными земли Русской взяли власть один из великих бояр московских — князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и воевода Прокопий Ляпунов, рязанец. И, подступив со многими людьми под Москву в том же году, марта в 27 день, отбили у литовцев большой посад и каменный град Белый, именуемый Царев град. А литовцы удерживали Китай-город и Кремль.

И так прошло немало времени. Осаждали воины русские свой город и неустанно сражались с врагами, но не могли его взять, пока не отверзлась дверь милосердия и щедрот Господних. Да с ними, с князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким и с Прокопием Ляпуновым, был атаман казацких полков, московский служивый ротмистр пан Иван Заруцкий. И был он не трус и сердцем лют, но душой коварен, ибо, позавидовав славе Прокопия, составил против него заговор. И был тот передан в кровожадные руки зло чинящего сборища, где глаз не смыкают творящие зло. Те же безжалостно, как волки, схватили его и поле кровью его обагрили. И хотя многие, бывшие тогда в рядах воинства, опечалились из-за смерти Прокопия, но не смогли помочь ему сохранить жизнь.

И была тогда великая печаль и смута по всей Русской земле, ибо великие бедствия обрушились на христианский народ из-за притеснений со стороны неверных и насилий от ратников. «Если бы не кончились дни те, то не осталось бы — как сказано — ничего живого».

Но Бог рядом с теми, кто призывает его. Поистине по великой, ко всем простираемой милости своей дарует исцеление от болезни. Ибо выдвинул он из народа христианского некоего мужа от рода не именитого, но разумом мудрого, его же прозывали именем Кузьма Минин, а занимался прежде торговлей скотом. В то время пришла его очередь стать начальником судейским среди своей братии, то есть людей посадских в Нижнем Новгороде. Видя тогда, сколько притеснений терпят все, и опечалился очень, и душой поболел, подобно Зоровавелю, за людей Господних, призвал на помощь всемогущего Бога и сердцем воспринял все, что говорилось о бесчисленных бедствиях. И всегда носим был бурными ветрами различных забот, если в чем и неискусен, то зато решителен и деятелен. Собрал у народа множество серебра и заплатил необходимое жалованье людям ратным.

И так собрал полки многие и военачальника, искусного в битвах, князя Дмитрия Михайловича Пожарского уговорил стать над всеми. Сам же никогда не отлучался, словно древний Гедеон, возбуждая сердца всех против врагов. И так со многими воинами подступили к стенам Москвы и благим добронравием своим, словно ласковыми лучами солнечного света, военачальников собрал и всех храбрецов войска благочестивого воедино совокупил. И так, по промыслу Создателя, могуществом всесильной и непобедимой его десницы и под предводительством его разогнаны были темные тучи столь великих бед, на нас обрушившихся: подступили тогда с изготовленным на битву оружием к стенам города и снова взяли воины русские Москву в году 7121-м (1613), октября в 24 день, на память святого мученика Арефы. Потом и крепкую Кремлевскую крепость захватили, и многих польских и литовских людей побили, и главного смутьяна во всей земле Русской — Федьку Андронова схватили живым, и после многих истязаний был он повешен. И других изменников замучили с ним. Воздалось им по поступкам их, как бы сказать — по злу их и по рвению их, ибо прежде многих преследовали, а потом сами к гибели устремились и страшной смертью скончались.

ЦАРСТВО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА, ВСЕЯ РУСИ САМОДЕРЖЦА

В году 7121-м (1613), марта в 14 день, снова сыны русские обрели врата отечества и достояния древнего — город Москву, снова наступила весна благодатного бытия и разлились струи светлотекущего жития, ибо долгожданной надежды нашей, великого Бога, свет воссиял, и по его благоволению от предела Российской земли и до ее окраин народ православный, малые люди и великие, богатые и нищие, старые и юные обогатились богатым разумом от всем дающего жизнь и светом добромысленного согласия все озарились. Хотя и из разных мест были люди, но в один голос говорили, и хотя сговориться не могли, ибо жили вдали друг от друга, но собрались все как равные в едином совете. Решили разумом, избрали же словом и постановили делом и благое решение приняли. Свершилось оно, людьми составленное, но по божественному устроению: умолили и упросили стать их государем на престоле царском Московского государства царя Михаила Федоровича, который был по роду племянник царя и великого князя всея Руси Федора Ивановича по матери его, царице и великой княгине Анастасии Романовне, бывшей супругой царю Ивану Васильевичу.

Сошлись же тогда всей Русской земли вельможи, князья, и бояре, и дворяне, и все воеводы, сияющие храбростью, и цвет воинства, и всяких чинов приказные люди, и из всех городов лучшие семьи, и все вместе от мала до велика православные христиане в град, именуемый Кострома, к Михаилу Федорови-чу — здесь тогда находился он с матерью своею, великой старицей инокиней Марфой. И все, к ее ногам припадая, со слезами били челом и просили у нее, чтобы благословила сына своего на престол царский Московского государства, что быть ему царем по родственной близости его искрам царским и по благословению, данному отцу его, благоверному боярину Федору Никитичу блаженной памяти царем и великим князем Федором Ивановичем. Она же, вняв слезным мольбам бесчисленных людей, с трудом согласилась на это: ибо государь был молод, а время тогда было бурное, и люди строптивые — то есть склонные к смутам. Но, однако, возложила надежду и упование на всемогущего Бога, не отвернулась от многих слез, и просила сына своего Михаила Федоровича, и более того — благословила его стать государем в Русской земле, царем и великим князем Михаилом Федоровичем.

И тогда приемлет богопорученное ему скипетродержание Московского государства и повел мудро направленный корабль царствия. И стал он православию глава и начало богоугодному благочестию и государь всем правоверным, что под солнцем, и всему православному христианству назвался боговенчанный царь и великий князь Михаил Федорович, всея Руси самодержец. Хотя и прервалась чреда прежде царствовавших в отчинной державе его, подобно могучему и пышно цветущему дереву, увядшему и оскудевшему, скованному лютой зимой, теперь при летнем тепле и солнце улыбнулось оно и расцвело. Преславное же и великое место и многочисленных христиан дом, то есть мать городов русских — Москва, опустошенная во время завоевания неверными латинянами и состарившаяся и осиротевшая в тяжких бедах, причиненных русскими мятежниками, снова превратилась в юную обликом, словно это отроковица прекрасная и нарядная невеста. Апостольская и соборная святая церковь снова возвратила себе взор ласкающую красоту своего убранства. Снова солнце правды светлыми лучами благодати своей перед нами засияло, и увидели все свет великий, сладостной тишины свободный день. Избавил нас Господь Бог наш от обид наших и от страха перед иноземцами, и даровал державному держать державу в крепости достоинства своего, и даровал царствующему победу над врагами. Пусть будет он в благе пребывать, и многие годы здравствовать, и во всяком благоденствии и в радости расти и мужать.

Из "Временника" Ивана Тимофеева

Подготовка текста, перевод и комментарии В. И. Охотниковой

ВСТУПЛЕНИЕ

Среди современников автор «Временника» Иван Тимофеев слыл человеком начитанным, книжным, дьяки отзывались о нем с уважением и в 60-е гг. XVII в.: «...был де он книгочтец и временных книг писец». О жизни и деятельности дьяка Ивана Тимофеева известно немного, большая часть сведений почерпнута из его рассказов о себе во «Временнике», меньшая — из документальных источников. Впервые подпись дьяка Ивана Тимофеева появляется в 1598 г. на избирательной грамоте Бориса Годунова, затем в грамотах 1605 г., уже во времена правления Лжедмитрия I. В 1607 г. Иван Тимофеев был послан царем Василием Шуйским в Новгород, здесь нес службу до 1610 г., после ее окончания он не мог вернуться в Москву из-за скудости средств. Живя в Новгороде, Иван Тимофеев стал очевидцем захвата и почти шестилетней оккупации города шведами. После освобождения Новгорода Иван Тимофеев служил в Астрахани, Ярославле, Нижнем Новгороде, имя его теряется в документах после 1629 г.

Что же заставило дьяка Ивана Тимофеева взяться за перо и описать события времен Смуты? Сам Иван Тимофеев так пишет о побудительных причинах его литературного труда: потрясенный разорением великого древнего Новгорода, зная о таком же унижении и опустошении Москвы, он думал о том, «как могло случиться, что недавно существовавшая невыразимая словами красота такого города и всего, что было в нем... как будто в один час разрушилась?.. В течение многих дней постоянно не переставал я размышлять в уме своем о таком разорении города... и ходил как умалишенный». По словам автора, мысль о необходимости описать и объяснить происходящее «как пальцем, тыкала меня в ребра... она постоянно побуждала меня к этому и неотступно напоминала, так что при моей слабости не мог я отогнать ее беспощадную докуку...».

Можно предположить, что отдельные записи сделаны Иваном Тимофеевым еще в Москве, большая часть работы была проделана в Новгороде, во время оккупации города шведами. Писать в неволе, среди врагов, было нелегко. Не хватало бумаги, недоставало сил, работать приходилось тайком, урывками, скрываясь от недругов, перепрятывая написанное из одного места в другое. В 1616—1617 гг. Тимофеев начинает объединять и редактировать написанное ранее.

«Временник» сохранился в единственном списке (РГБ, собр. Музейное, № 10692), это не авторский экземпляр, а копия 30-х гг. XVII в. В дошедшей до нас рукописи выделяются пять самостоятельных частей, каждая из которых рассказывает о деятельности одного исторического лица — Ивана Грозного, Федора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского; шестая часть, озаглавленная «Летописец вкратце», является пересказом всего того, о чем писалось в первых пяти частях. Каждая часть, в свою очередь, делится на главы; так, например, в части, посвященной Борису Годунову, имеется 4 отдельных главы, текст последней из них прерывает «Глубокий плач из середины сердца» о разорении Новгорода, по содержанию он не связан с рассказом о Борисе Годунове. Композиция «Временника» сложна и непоследовательна. Эту особенность своего произведения осознает и сам автор, считая, что оно подобно скроенной, но не сшитой одежде, что отдельные части его «не получили соединения в стройное сочетание по порядку» (л. 292—293). Действительно, отдельные фрагменты, например «Глубокий плач из середины сердца», кажутся вставленными не на свое место, некоторые мысли и темы повторяются, особенно в последней части. Но, говоря о нестройности своего сочинения, автор имел в виду не только эту чисто внешнюю неорганизованность текста.

До XVII в. для исторических произведений привычным было хронологическое расположение материала. Кажется, что Иван Тимофеев следует традиционному хронологическому принципу, части его сочинения выстраиваются во временной последовательности. И тем не менее его обращение с историческим материалом не совсем обычно. «Временник» — не историческая повесть, в нем нет подробного и последовательного описания событий Смуты. Не факты и события во всей их исторической конкретности и причинно-временной взаимосвязи интересуют автора, а человеческая личность. События обсуждаются, рассматриваются как проявление и следствие характера или условие, формирующее его. Внимание автора «Временника» поглощено изображением сложности, изменчивости человеческого характера, его сочинение превращается в собрание характеристик деятелей времен Смуты. Характеры, изображенные Иваном Тимофеевым, противоречивы, изменчивы, в них нет средневековой схематичности. Автор пытается разобраться в сложности человеческой натуры, объяснить, чем вызвано смешение в человеческой душе разных начал — добрых и злых, понять, что оказывает решающее влияние на характер человека. Особо пристальным вниманием к внутреннему состоянию человека, сложностям психологии отмечена характеристика Бориса Годунова. Желая быть объективным, Иван Тимофеев много пишет о достоинствах Бориса, его уме, благочестии, умении расположить к себе людей и в то же время осуждает Бориса за гордость, жестокость, коварство, пытаясь понять, почему умный человек становится жестоким, благочестивый — гордым. Автор далеко не равнодушно взвешивает на весах справедливости доброе и злое в душах тех людей, о которых он пишет, и не скрывает, что это его личное мнение, его собственное истолкование событий. И эта открытая субъективность повествования, когда объектом изображения становится авторское отношение к историческим характерам, тоже было необычным для исторических сочинений. Таким образом, в литературной жизни начала XVII в. «Временник» дьяка Ивана Тимофеева — знаменательное явление.

Для публикации из «Временника» выбраны наиболее характерные в литературном и историческом отношении рассказы о Борисе Годунове и Лжедмитрии I. Из части, повествующей о деятельности Бориса Годунова, взята первая глава «О обирании Бориса на царство...», опущенные в ее тексте фрагменты отмечены знаком <...>. IVчасть «Богопустное на ны царство Ростригино беззаконное» публикуется полностью, опускается заключающее рассказ о Лжедмитрии I размышление автора над тем, что всеобщее падение нравов, прежде всего всеобщее молчание, стало причиной несчастий Русской земли; это совершенно самостоятельный по теме фрагмент, помещенный и в рукописи на отдельных листах.

Текст печатается по списку РГБ, собр. Музейное, № 10692. Полное научное издание см.: Временник Ивана Тимофеева / Подг. к печ., пер. и коммент. О. А. Державиной. Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1951.

ОРИГИНАЛ

О ОБИРАНИИ БОРИСА НА ЦАРСТВО В НОВОМДЕВИЧЕ МОНАСТЫРѢ[1] И О ВОЦАРЕНИИ ЕГО; И КАКЪ ЕВО ДЛЯ В ТОТЪ МОНАСТЫРЬ СО КРЕСТЫХОДИЛИ, А ПОСЛЕ БОРИСОВЫСМЕРТИ ПЕРЕСТАЛИ ХОДИТЬ; И О СЕРПУХОВСКОМЪ БОРИСОВЕ ПОХОДЕ 106-го ГОДУ, КАКЪ ХОДИЛЪ ПРОТИВЪ ЦАРЯ; ДА О ТОМЪ, КАКЪ ПРИ ЦАРѢ федоре ивановиче и борисе прелестники ЦЕРКВИ СТАВИЛИ И ОБРАЗЫПИСАЛИ ВО ИМЯНА АНГЕЛА ИХЪ

И по тѣх предитекущих времен, в сего внутрь миротворений общия жизни к седмой тысящи грядущаго лѣта 106-го, по успении самодержавнаго вправду государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии, скончавшаго Давыдски свой кродце животъ в деянии его благихъ дѣл, иже от рабских рукъ нуждно и прежде времени почившаго.[2] Яко мноземи непщеватися о немъ, еже прежде времене ему положенѣх Богомъ предѣл крестопреступный в клятве раб сему уготова вѣчнымъ сномъ почити, возложи бо на того царску главу свою ра-босквернавую убивства руку, принесе господску животу смертен яд и уби й, не-кровопролитне аще, убивательне же обаче, якоже отрочате брату сего[3] прежде той же. О самого же смерти царя восплеска си тайно руками, зря всѣх не-смѣльствомъ умолкшихъ о немъ людей, и немилостию от своея совѣсти жгомъ, отбеже извнутрь самого царствия в пострижение сестры своея лавру,[4] бывшей прежде супрузе оного предпомянута царя. Триехъ бо ради винъ непщуемо бысть бѣгъство его, коварством нѣкако мышлено. Первее страхъ о семъ имѣ в сердцы си, да увѣсть истее, аще ли отнюдь не быти внезапну востанию на нь людий, огорчившемся по зельнемъ плачи вкусом о смерти царя, и ускорят вослѣд его на убивство мщеньемъ. Второе, аще же таковый в людех распаления пламень не возжется въскоре, он благонадежне безстуден будетъ. Третий же, разсмотритъ свое хотимое: колицемъ усердиемъ народ весь в державу себе его взыщет и ели-кою теплотою вослѣд его по немъ тещи имутъ, и кий коего о его взыскании пред-варяти начнетъ или небрежти, в прочее простирая, роздвоять во царствии — овых за страсть любити и намъздевати, овых ненавидети и томленьми мучити. Вся сия лукавне о всѣх увѣдети хотя, да последи, великая получив, тщащихся о нем возлюбит, нерадящих же умучитъ гнѣвомъ. Во граде же оставшу на се с ве-ликими своя ему от рода избранныя и многими с ними по немъ спомогателя, яко вездѣ быти в людех того всѣх слух и око.

По отхождении же его, иже лестию, в лавру от града, наутрие, токмо еще начинающу дневи, солнцу же своя простирати луча на вселенную, собрашася необлѣнно вкупе силнословесныя рачителя его вся и, молебну человекуугодия хартию писанми тщанно соплетше, временю прилучну в донесение ко оному, губительну же по всему суетиемъ желателныхъ душамъ в будущемъ, ускориша они самого архиерѣя во дворъ и подъяша й с крестопокланяемою всею честию кафолическия церкве, и с прочими всего яда во святомолебне устроении и исхождении и чине же купно святительне и священными в белоодежне оболчении. Сподвигоша же с нима и люди вся, от старецъ до юношей, от града изытием со святоношении во обители мѣсто, идѣже превосходный славою, яко в берлозе дивия нѣкако, лестне крыяся, в нѣхотѣния образе самохотящ намъ поставитися и быти деспод; еже и сотворися, умолим вмале: идѣже богатово хотѣние, ту удобно бываетъ прошение. День же того прошения тогда в Сырней седмицы вторникъ бѣ.[5]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: