Связь власти с общественностью - важнейший элемент коммуникации в системе государственного управления
Механизм связей с общественностью, или "Public Relations" является ключевым во взаимодействии демократической государственной власти с гражданским обществом.
Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. При этом приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами.
Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. В соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества, для чего приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами.
Так что к основным функциональным задачам взаимодействия власти с общественностью в системе государственного управления можно отнести участие в демократизации государственного управления - содействие становлению гражданского общества.
Классифицировать методы, формы и каналы государственной коммуникации можно по разным основаниям. Известный исследователь политико-коммуникативных процессов Р.-Ж. выделяет следующие каналы:
коммуникация через неформальные каналы;
Способ коммуникации через неформальные контакты или межличностное общение является одним из наиболее древних, существовавших еще в примитивных обществах.
Однако он и сейчас, в современных политических системах с развитой сетью средств массовой коммуникации, играет значительную роль. В этом способе можно выделить два основных аспекта. Первый связан с ситуацией, когда коммуникация осуществляется через межличностное общение в качестве основного канала передачи или получения информации. Этот канал отличается большей эмоциональной связью между коммуникатором и адресатом, что делает его подчас гораздо более эффективным, чем, например, средства массовой информации.
Другим аспектом коммуникации через неформальные каналы является то, что межличностное общение включено в процесс транслирования и усвоения информации посредством массовых каналов. Это доказывает в своем исследовании П. Лазарсфельд, отмечая, что определенная информация передаваемая средствами массовой коммуникации не воспринимается массовой аудиторией непосредственно. Воздействие здесь проходит через посредников - "лидеров мнения". Они более подготовлены к восприятию информации, более информированы, лучше окружающих ориентируются в потоке сообщений средств массовой информации и всегда могут высказать свое мнение по тому или иному информационному поводу.
Таким образом, сообщения СМИ вначале поступают к "лидерам мнения", а затем посредством межличностного общения к массовой аудитории.
коммуникация через организации;
Следующим средством государственной коммуникации можно назвать коммуникация через организации. Связующим звеном между управляющими и управляемыми здесь служат политические партии и группы интересов, которые опосредуют взаимоотношения между политической системой и средой. Эти институты называют "привратниками", которые призваны артикулировать и агрегировать групповые интересы.
коммуникация через средства массовой информации.
Третьим важнейшим каналом государственной коммуникации выступают средства массовой информации, которые в современном обществе играют все большую роль в распространении политической информации. Характеризуя каналы информационного взаимодействия властных структур в современной России, можно отметить, что основным каналом информирования в системе государственного управления становятся СМИ, которые превращаются, по сути, в мощный инструмент власти, с чьей помощью она "целенаправленно конструирует политические порядки". Причем повышение роли СМИ в качестве канала государственной коммуникации происходит на фоне фактического отсутствия информационного взаимодействия посредством других каналов.
Налаживание связей с общественностью (по средствам СМИ) у государственных органов происходит благодаря методам PR, при этом отличие государственного PR как технологии формирования коммуникационных связей заключается в том, что здесь используется косвенное, а следовательно, слабое коммуникативного воздействия в отличие от прямого и сильного воздействия, которое представляет пропаганда.
Таким образом, определяя специфику применения технологий ПР в государственном управлении, можно свести общественные связи к управлению общественным интересом, осуществляемое посредством такого согласования интересов, в ходе которого:
а) интересы общественности превращаются в благосклонное ожидание управленческой инициативы;
б) управленческая инициатива приводится в соответствие с ожиданиями общественности.
2.2 Проблемы и пути совершенствования коммуникации в деятельности органов государственной
К сожалению, в настоящее время сложилась такая ситуация, при которой коммуникативная связь между органами государственной власти и общественностью налажена не надлежащим образом, что приводит к тому, что граждане не доверяют представителям власти.
Среди основных причин такого недоверия можно выделить следующие три основных блока:
. Технические причины. Возникновение причин подобного рода связано с отсутствием в органах государственной власти специалистов по связам с общественностью (это особенно характерно для органов местного самоуправления), что приводит к тому, что они (государственные органы) не могут пояснить гражданам мотивы и цели своих действий, не дают им представления о тех условиях, в которых они осуществляют свою деятельность.
. Культурно-исторические причины, которые связаны с тем, что традиционно наше общество предрасположено к противостоянию населения и власти.
. "ресурсные" причины, которые связаны с недостаточным финансированием госслужбы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и пр.
Для решения вышеперечисленных проблем по средствам применения и реализации государственными органами определенного ряда мероприятий необходимо:
¾ устанавливать, поддерживать и расширять контакты с гражданами и организациями;
¾ информировать общественность о принимаемых государственными органами решениях;
¾ изучать и анализировать общественное мнение;
¾ анализировать общественные реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом.
¾ прогнозировать общественно-политические процессы;
¾ формировать благоприятный имидж отдельно взятого государственного органа, что будет способствовать повышению авторитета власти в целом.
Коммуникация в системе государственного управления может и должна развиваться, постоянно совершенствоваться.
Для планомерного и эффективного развития коммуникаций в деятельности государственных органов необходимо соблюдать следующие принципы:
. Принцип ясности. В соответствии с принципом ясности, коммуникация должна происходить на одном языке общения, и передаваться таким образом, чтобы быть ясно воспринятым получателем. Этот принцип предполагает не просто одну и ту же систему символов общения, но и определённое доверие сторон к друг другу.
. Принцип целостности имеет задачу сплочения всех участников коммуникации ради достижения общей цели. Целостным может быть только такое общество и государство, где нет деления на классы, расы и так далее, признаком целостности обладает только демократическое государство, которым является наша Республика.
. Кроме того, одним из принципов совершенствования коммуникации в системе государственного управления может стать развитие неформальных групп внутри государственных институтов, по которым информация зачастую передаётся быстрее, чем по формальным источникам, а уровень сплочённости команды очень высок.
. Пристальное внимание хотелось бы уделить и принципу обратной связи как способу совершенствования коммуникации в системе государственного управления. Обратная связь свидетельствует о налаженном процессе обмена информацией, это могут быть, к примеру, социологические опросы, круглые столы, мероприятия, форумы на Интернет-порталах, прямые линии по телефону и многое другое.
. Принцип регулирования информационных потоков. Регулирование информационных потоков позволяет отсеять ненужную или даже вредную информацию, но доводить до общества, либо до государственных институтов те потоки, которые наиболее актуальны и необходимы на данный момент. В свою очередь, принцип регулирования информационных потоков будет являться только одним из примеров управленческих действий по совершенствования коммуникации в системе государственного управления.
Для развития коммуникации, государственные служащие разных уровней могут практиковать различные тактики по совершенствованию обмена информации.
Так, например Управлением ФАС России по Ростовской области ежегодно проводятся пресс-конференции по различным направлениям. Заместителями руководителя Управления представляется публичный отчет о деятельности курируемого ими отдела.
Так, например, 26 марта 2014 года в Ростовском УФАС России состоялась пресс-конференция заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти Константина Анатольевича Коренченко. Журналистам был представлен отчет о работе отдела за 2013 год, освещены результаты работы Управления в сфере контроля органов власти и рекламы. Константин Анатольевич подробно остановился на теме незаконной смс-рассылки, использовании непристойных образов в рекламе, а также недобросовестной конкуренции при проведении торгов.
апреля 2014 года в Ростовском УФАС России состоялась отчетная пресс-конференция отдела контроля закупок. На вопросы представителей средств массовой информации ответили заместитель руководителя управления Максим Благодарев, начальник отдела закупок Тигран Акопян, а также заместитель начальника отдела Юлия Моргунова.
Кроме того, на сайте Ростовского УФАС России ежедневно публикуется актуальная информация о деятельности территориального управления.
Обратная связь помогает также наладить системы сбора предложений, когда благодаря коммуникации совершенствуется работа государственных органов.
Таким образом, возможности ПР могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.
Заключение
Коммуникации в системе государственного управления представляют собой обмен информацией с помощью имеющейся системы символом, социальное взаимодействие, обладающее рядом свойств и признаков и направленное на регулирование поведения людей, работы государственных институтов ради достижения общей цели.
Рассуждая о различных типах коммуникации в системе государственного управления, мы говорим о горизонтальных (на одном уровне, к примеру, Республика Беларусь - Российская Федерация) и вертикальных (на разном уровне, Премьер-Министр - Министр труда и социальной защиты) коммуникациях. Функционирование вертикальной коммуникации невозможно без восходящих и нисходящий потоков информации, от высшего уровня к низшему и наоборот. Всё это свидетельствует о грамотном подходе к управлению, о чётком и сбалансированном обмене информацией как руководству к действию в государстве.
Механизм связей с общественностью, или "Public Relations" является ключевым во взаимодействии демократической государственной власти с гражданским обществом.
Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. При этом приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами.
Для решения проблем, возникающих при налаживании коммуникаций между властью и обществом, необходимо:
¾ устанавливать, поддерживать и расширять контакты с гражданами и организациями;
¾ информировать общественность о принимаемых государственными органами решениях;
¾ изучать и анализировать общественное мнение;
¾ анализировать общественные реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом.
¾ прогнозировать общественно-политические процессы;
¾ формировать благоприятный имидж отдельно взятого государственного органа, что будет способствовать повышению авторитета власти в целом.
Таким образом, коммуникация является важным объектом управления, являясь не только процессом обмена информации, задачами, ценностей, но и своеобразным зеркалом происходящего в государстве. Управляя коммуникацией, активно воздействуя на её компоненты, государство реализует свои сильные стороны и нейтрализует слабые. Только своевременно налаженная коммуникация позволяет ориентироваться в государственных процессах и воздействовать на них.
Список использованной литературы
Авторские источники
. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: Учебник / Н.И. Глазунова, Гос. ун-т управления. - М.: Проспект, 2009.
. Горелов О.И. Организационное поведение. - М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009.
. Грачев М.Н. Политика: коммуникационное изменение. Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2011
. Громова Т.Н. Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практик. // сборник статей "Теория коммуникации & прикладная коммуникация", 2009 г. №3
. Григорьева Н.Н. Коммуникационный менеджмент: учебный курс. М.: МИЭМП, 2007.
Дениева А.К. GR-среда современной Российской Федерации: основные характеристики и проблемы формирования. // Всероссийская научно-практическая конференция "Социокультурное пространство современной России: вызовы XXI века". М. 2011.
. Зимин В. GR в России: горизонтальная "вертикаль власти". / Пресс-служба - №11. - 2009.
. Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти. Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2014.
. Менеджмент: учебное пособие / Н.Ю. Чаусов, О.А. Калугин, Л.А. Чаусова и др.; под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина (учебное пособие) - Калуга: Издательство АНО "КЦДО", 2008
. Менеджмент. Виханский О.С., Наумов А.И. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2011.
. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. М. - 2008 г.
. Чегин Д.М. Теоретические и прикладные аспекты государственной коммуникации // PR-технологии в информационном обществе: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 30-31 марта 2007 г. СПб.: Издательство СПбПГУ, 2007.
Интернет-ресурсы
. Информация, ее роль и функции в социальных системах. [Электронный ресурс] URL: https://www.evartist.narod.ru/text24/0025.htm
. История развития понятий "общение" и "коммуникация". [Электронный ресурс] URL: https://www.psyoffice.ru/6-1095-istorija-razvitija-ponjatii-obschenie-i-komunikacija.htm
. Коммуникации. [Электронный ресурс] URL:://www.labex.ru/page/m_book_7.html
. Коммуникационный процесс и эффективность управления. Виды коммуникаций. [Электронный ресурс] URL:://studopedia.ru/1_87468_kommunikatsionniy-protsess-i-effektivnost-upravleniya-vidi-kommunikatsiy.html
. Основные функции коммуникаций. [Электронный ресурс] URL: https://dvo.sut.ru/libr/soirl/i119metk/12.htm
. Организационные коммуникации. [Электронный ресурс] URL: https://www.maninspiration.ru/ibcs-317-1.html
. Отношения СМИ и ветвей государственной власти. [Электронный ресурс] URL: smi_i_vetvej_gosudarstvennoj_vlasti.html
. Официальный сайт Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области. [Электронный ресурс] URL:://rostov.fas.gov.ru/news/8251
. Роль коммуникаций в системе управления. [Электронный ресурс] URL:://biblos13.ru/load/2-1-0-1030
. Социальные взаимодействия и отношения. [Электронный ресурс] URL:://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnye-vzaimodeystviya-i-otnosheniya.html
. Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах [Электронный ресурс] URL: https://pr-club.com/techn 15.htm
. Формирование позитивного имиджа органов внутренних дел в деятельности служб по связям с общественностью: политическая теория и практика. [Электронный ресурс] URL:://studopedia.ru/1_87468_kommunikatsionniy-protsess-i-effektivnost-upravleniya-vidi-kommunikatsiy.html
Приложение