Личностные характеристики потребителя




Поведение потребителей

4.1. Личностные характеристики потребителя

4.2. Основные теории личности

4.3. Психологические факторы

4.4. Мотивационные теории

Личностные характеристики потребителя

Личность – это конкретный человек, субъект общественной деятельности и общественных отношений.

Поведение личности – это реализация ее психических регуляционных качеств в социально значимой сфере жизнедеятельности.

Поведенческие акты человека взаимосвязаны, системны. Деятельность, поведение возникают на основе потребности, их реализация начинается с мотивационных побуждений. При этом сознание направляется на существенные для деятельности объекты – они становятся объектами познания: отражаются отдельные свойства объектов (ощущения), предметы и ситуации в целостном виде (восприятие), система закономерных связей между явлениями (мышление), прогнозируется развитие ситуации (воображение), учитывается предшествующий опыт (память).

Движение к цели регулируется волей, а чувственное отражение текущей значимости явлений и связанные с ним экстренные реакции осуществляются механизмом эмоций.

Все регуляционные компоненты человеческой деятельности – познавательные, волевые и эмоциональные процессы – функционируют в единстве и составляют психическую деятельность человека, особенности которой выступают как психические свойства личности.

Психологическая структура личности представлена на рис. 4.1.

 

 
 

 

 


Рис. 4.1. Психологическая структура личности

 

1. Психические процессы – совокупность актов психической деятельности.

Познавательные процессы обеспечивают постижение закономерностей объективного мира, формируют его информационную базу. Обеспечивают ориентировочную основу поведения.

Эмоциональные процессы – душевные переживания индивида (радость, злость, печаль и т. д.).

Импульсная реакция, отражающая отношение индивида к значимости воспринимаемого им явления, интуитивного определения связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением потребностей субъекта.

Волевые процессы – способность индивида осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели.

Самоопределение активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата (цели).

2. Психические свойства – психический склад личности, составляющий динамическую систему ее функциональных возможностей.

Направленность личности – иерархия базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения.

Что человек ценит в своей жизни превыше всего. Благодаря своей направленности люди способны преодолевать трудности, проявлять усилия, стремиться к цели. Все это происходит в пределах определенных социальных отношений.

Темперамент – совокупность психических свойств, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в поведении.

Характер – совокупность всех психических свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Это система устойчивых, обобщенных способов поведения, обусловленная жизненной стратегией индивида.

Физиологическая основа поведения индивида характеризуется понятием "темперамент", социально обусловленная сфера его поведения – понятием "характер". Темперамент более соотнесен с природно-бессознательной сферой, со сферой эмоций, характер – с волевой сферой.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

3. Психические образования – это приобретенные индивидуумом в течение жизни знания, навыки, умения и привычки.

Знания – совокупность сведений, познаний в какой-либо области (например, знания в области маркетинга).

Навыки – умения, созданные упражнениями, привычкой (например, навык работы на компьютере).

Умения – способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом.

Привычки – поведение, образ действий, склонность, ставшие для индивида в жизни обычными, постоянными.

4. Психическое состояние – временное, текущее своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное предметом и условиями его деятельности, отношением к этой деятельности.

Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида (например, бодрость, усталость, внимательность); состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; конфликтные психические состояния.

К психическим личностным состояниям относятся: оптимальные и кризисные состояния; пограничные состояния (например, психопатия, неврозы, умственная отсталость); психические состояния нарушенного сознания (например, гипноз, самовнушение).

При изучении личности базируются на трех основных посылках:

1. Каждая личность уникальна, содержит уникальную комбинацию факторов.

2. Личность является непротиворечивой, последовательной и устоявшейся.

3. Личность может меняться под воздействием среды.

На поведение потребителей оказывают влияние его личностные (персональные) характеристики: возраст и этап жизненного цикла; род занятий; ресурсы потребителей; стиль жизни; тип личности и самовосприятие.

Выбор продуктов питания, одежды, мебели и видов отдыха почти всегда обусловлен возрастом. С возрастом у человека складывается определенный стиль жизни, стандарт потребления, возрастает консерватизм, человек менее склонен идти на риск.

Жизненный цикл семьи включает следующие этапы, представленные в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Этапы жизненного цикла семьи и покупательское поведение

Этапы жизненного цикла Характеристика покупательского поведения
1. Холостая жизнь – молодые одинокие люди, живущие отдельно от родителей Финансовая нагрузка связана с арендой жилья. Лидеры мнений в области моды.
2. Молодожены, живущие без детей Наивысшая интенсивность покупок товаров длительного пользования
3. Молодая супружеская пара с маленькими детьми Цель жизни – приобретение жилья. Проявляют неудовлетворенность своим финансовым положением. Являются основными потребителями детских товаров, бытовой техники. Любят рекламируемые товары.
4. Зрелая супружеская пара с взрослыми детьми Покупатели новых товаров длительного пользования – мебели, машин, иногда жилья для детей. Реклама оказывает слабое воздействие.
5. Пожилая супружеская пара без детей. Глава семьи работает. Не интересуются новыми товарами. Консервативны в покупках. Покупают путевки на отдых, предметы роскоши.  
6. Пожилая супружеская пара без детей. Глава семьи на пенсии. Резкое сокращение доходов. Покупают лишь наиболее жизненно важные товары: продукты питания, медикаменты.
7. Престарелые одиночки Нуждаются во внимании, понимании, медицинском обслуживании.

Род занятий оказывает немаловажное значение на выбор покупателя. Можно выделить некоторые устойчивые модели потребления в отдельных потребительских сегментах. Имеются схожие модели в приобретении одежды у студентов, менеджеров разных уровней, людей творческих профессий, богемы.

Ресурсы потребителей представлены: экономическими, временными и когнитивными.

Экономические ресурсы – это количество денежных средств, которыми располагает человек для осуществления той или иной покупки.

Временные ресурсы (бюджет времени) включают:

- время работы;

- нерасполагаемое время (сон, забота о здоровье, обязательные поездки, забота о родных и т. д.);

- досуг (свободное время).

Когнитивные ресурсы (от лат. соgnitio – знание)– интеллектуальная способность человека обрабатывать информацию.

Стиль жизни – это понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей и выражающееся в их деятельности, интересах и взглядах.

Тип личности – это уникальная совокупность психологических характеристик, которыми определяются стойкие и повторяющиеся реакции человека на факторы окружающей среды.

Самовосприятие – представление человека о себе самом.

Индивиды имеют самооценку, основывающуюся на мнении о том, кто они есть (действительное «Я») и о том, кем они хотели бы быть (идеальное «Я»). Потребитель, формируя собственную самооценку, сравнивает свое действительное положение в обществе со своим идеалом. При этом идеальное «Я» часто формируется такими элементами культуры потребителя, как герои и люди, которые служат образцами успеха или внешности.

Потребители выбирают некоторые продукты потому, что они, по их мнению, согласуются с их действительным «Я», в то же время другие продукты могут использоваться ими для достижения идеального «Я».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: