Управление производством




Управление маркетингом

 

 

Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т. п.

Объекты управления маркетингом - это прежде всего материальные товары, работы и услуги. Основные субъекты управления маркетинга - это прежде всего посредники и потребители продукции предприятия.

Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация, анализ и контроль.

В ОАО Шарлыкский «Агроснаб» отсутствует специальное подразделение, которое занималось бы маркетингом. Ввиду отсутствия данного подразделения в ОАО Шарлыкский «Агроснаб» его отдельные функции выполняют другие отделы или сотрудники предприятия.

Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).

Данное предприятие не имеет плана маркетинга как цельного документа, включающего несколько видов планов маркетинга. Единственным плановым документом для ОАО Шарлыкский «Агроснаб» является бизнес-план. В этом плане дается информация о рыночных сегментах и ​​их емкость, рыночную долю, приводится характеристика потребителей и конкурентов, описываются барьеры проникновения на рынок, формулируются стратегии маркетинга, даются прогнозные оценки объемов сбыта на 5 лет с распределением по годам.

Функция организации представляет вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального функционирования организации в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она обеспечивает координацию деятельности всех подразделений и сотрудников организации для достижения поставленных целей.

Общая организация маркетинга возлагается на совет директоров, в задачи которого входит определение приоритетных направлений деятельности общества, в свою очередь контроль над надлежащим их исполнением возлагается на генерального директора. В его подчинении находятся заместитель по снабжению (оптовой торговле) и заместитель по розничной торговле. Данные специалисты руководят складским хозяйством, занимаются выбором поставщиков и подрядчиков, проводят мероприятия по более эффективному использованию материальных ресурсов, разрабатывают планы по сокращению затрат, в связи с их транспортировкой и хранением, проводят анализ и выбор рынков сбыта товаров и созданием клиентской базы.

На предприятии в составе бухгалтерии имеется бухгалтер, который специализируется на расчетах, связанных с розничной торговлей. В непосредственном подчинении у генерального директора находится экономист, который занимается подготовкой исходных данных для разработки проектов предприятия в таких сферах деятельности как хозяйственно – финансовая, производственная и коммерческая, которые направлены на увеличение объемов сбыта продукции и прибыли. Также экономист проводит экономический анализ деятельности предприятия и его подразделений, разрабатывает меры по увеличению рентабельности производства, повышению конкурентоспособности продукции, увеличению производительности труда, сокращению затрат на производство и реализацию продукции, а также он занимается поиском дополнительных путей выпуска продукции предприятия [2].

Функция мотивации предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников организации к результативной деятельности для достижения ее целей.

Она представляет собой совокупность как материальных, так и моральных стимулов.

Основными материальными стимулами в ОАО Шарлыкский «Агроснаб» являются заработная плата, премии, доплаты, отпускные.

Таким образом, цели, которые преследует предприятие при материальной мотивации сотрудников следующие:

а) повысить заинтересованность сотрудников в результатах деятельности (напрямую увязав материальный доход сотрудников с конкретными финансовыми результатами);

б) способствовать созданию здорового азарта и конкуренции (мотивация не должна быть анонимной);

в) способствовать «естественному отбору» сотрудников («выживут» — останутся работать в компании только конкурентоспособные сотрудники, умеющие достигать конкретных результатов. Нерентабельные сотрудники отдела продаж должны быть уволены и заменены другими);

г) способствовать повышению эффективности работы подразделения (увеличению объема продаж, привлечению новых клиентов и т. п.);

д) удерживать ранее привлеченных клиентов, улучшать качество их обслуживания.

Функция анализа реализуется посредством рассмотрения комплекса маркетинга, анализа выполнения запланированного плана маркетинга в рамках бизнес – плана предприятия.

Функция контроля в управлении реализуется как процесс, посредством которого руководство организации удерживает ее на запланированной траектории достижения целей, ползучая информацию о текущих результатах деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей.

На предприятии можно выделить три типа маркетингового контроля: контроль выполнения годовых планов, контроль прибыльности и контроль исполнения стратегических установок. Задача контроля выполнения годовых планов – убедиться, что фирма выходит на все показатели, заложенные в годовой план. Контроль прибыльности заключается в периодическом анализе фактической прибыльности по различным товарам, группам потребителей, каналам сбыта и объемам заказов. Кроме того, фирма может заняться исследованием эффективности маркетинга, чтобы выяснить, как повысить результативность различных маркетинговых мероприятий. Контроль исполнения стратегических установок предполагает периодическое «отступление назад», необходимое для критической оценки общего подхода фирмы к рынку.

Приведенные функции управления находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации.

 

 

Управление производством

 

 

Управление производством — это обеспечение эффективной деятельности коллектива предприятия по созданию качественных товаров (услуг). Управление производством включает:

а) определение оптимальной структуры и организации производства исходя из характера выпускаемой продукции (услуг) и технологических требований;

б) управление техническим развитием производства и качеством продукции (услуг) — эффективным использованием и своевременным обновлением основных производственных фондов, улучшением ассортимента выпускаемой продукции (услуг) в соответствии с требованиями рынка, применением ресурсосберегающих технологий, организацией контроля качества продукции (услуг);

в) управление производственным персоналом, применение прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышение квалификации работников, улучшение эргономических и экологических характеристик производства.

Объект управления – непосредственно производственные подразделения или группы людей, которые выполняют, реализуют управленческие решения, разработанные субъектами управления.

Субъект управления – функциональные подразделения производства, в задачи которых входит руководство и регулирование определенных аспектов производственной деятельности.

Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация, анализ и контроль.

Функция планирования производства в ОАО Шарлыкский «Агроснаб» реализуется посредством плана производства и реализации продукции, данный документ является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели годового плана.

В годовом плане производства ОАО Шарлыкский «Агроснаб» содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:

- основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;

- объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

- расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;

- определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;

- распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;

- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;

- обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

Функцию организации производства осуществляют генеральный директор ОАО Шарлыкский «Агроснаб» и заместители производственных подразделений (цехов, участков).

На предприятии имеется заместитель по сельскохозяйственному производству, в подчинение которого находится зоотехник и главный агроном, которые в свою очередь возглавляют бригады трактористов, скотников и операторов машинного доения.

Заместителю по розничной торговле подчиняется товаровед, он в свою очередь руководит работой склада №4 и магазинов предприятия: «Шарлыкский», «Турист», «Нива» и др.;

Заместителю по производству муки и заместителю по производству масла подчиняется технолог – лаборант, который проводит анализ и испытания по определению состава и основных свойств продукции в соответствии с требованиями стандартов и технических условий. Заместитель по муке руководит работой склада, мельницы и пекарни, а заместитель по производству масла осуществляет руководство деятельностью маслоцеха;

Заместитель по переработке молока имеет в подчинение заведующего производством и начальника сырного цеха [2].

Заведующий производством возглавляет работу по производству молочной продукции ОАО Шарлыкский «Агроснаб».

Начальник сырного цеха руководит производственно – хозяйственной деятельностью цеха. В общем виде процесс производства сыров состоит из следующих этапов:

а) подготовка молока к переработке;

б) свертывание молока;

в) обработка сгустка и сырного зерна;

г) формование и прессование сыра;

д) посолка сыра;

е) созревание сыра;

ж) подготовка сыра к реализации (фасование, маркировка, упаковка и транспортировка);

и) хранение.

В подчинении у начальника цеха находятся: технолог – сыровар, кладовщик, лаборант, мастер – сыродел, 7 рабочих.

Должностные обязанности начальника цеха:

а) осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью цеха;

б) организует работу цеха по обеспечению ритмичного выпуска заданной номенклатуры изделий высокого качества;

в) формирует систему оперативного управления цехом и осуществляет ежедневный учет выполнения суточных заданий выпуска готовой продукции;

г) регулирует комплектность запасов в пределах установленных нормативов;

д) обеспечивает отработку и постановку программ оперативного планирования производства и определения потребности в ресурсах (материалов, покупных полуфабрикатов, энергоресурсов);

е) осуществляет организацию проведения периодического контроля качества продукции;

ж) обеспечивает технически правильную эксплуатацию оборудования и других основных средств, выполнение графиков их ремонта;

з) осуществляет подбор кадров рабочих и служащих, их расстановку и целесообразное использование.

Должностные обязанности лаборанта:

а) выполняет под руководством более квалифицированного специалиста анализы и испытания по определению химического состава и основных свойств материалов в соответствии с требованиями стандартов и технических условий;

б) принимает технологические пробы и образцы для проведения

анализов и испытаний;

в) оформляет результаты анализов и испытаний, ведет их учет, составляет техническую документацию по выполняемым лабораторией работам;

г) своевременно извещает соответствующие подразделения предприятия о результатах анализов и испытаний;

д) следит за исправным состоянием установок, приборов, инструмента

и другого лабораторного оборудования, выполняет его простую регулировку и вносит необходимые исправления в техническую документацию в соответствии с полученными результатами анализов и испытаний.

Должностные обязанности технолога - сыровара:

а) разрабатывает, применяя средства автоматизации проектирования, и внедряет прогрессивные технологические процессы, виды оборудования и технологической оснастки, средства автоматизации и механизации, оптимальные режимы производства на выпускаемую предприятием продукцию и все виды различных по сложности работ, обеспечивая производство конкурентоспособной продукции и сокращение материальных и трудовых затрат на ее изготовление;

б) составляет планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности и загрузку оборудования;

в) участвует в разработке технически обоснованных норм времени

(выработки), линейных и сетевых графиков, в отработке конструкций изделий на технологичность, рассчитывает нормативы материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов, технологического топлива, энергии), экономическую эффективность проектируемых технологических процессов;

г) разрабатывает технологические нормативы, инструкции, схемы

сборки, маршрутные карты, карты технического уровня и качества продукции и другую технологическую документацию, вносит изменения в техническую документацию в связи с корректировкой технологических процессов и режимов производства;

д) участвует в проведении экспериментальных работ по освоению

новых технологических процессов и внедрению их в производство, в

составлении заявок на изобретения и промышленные образцы, а также в

разработке программ совершенствования организации труда, внедрения новой техники, организационно-технических мероприятий по своевременному освоению производственных мощностей, совершенствованию технологии и контролирует их выполнение;

е) осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины в цехах и правильной эксплуатацией технологического оборудования;

ж) анализирует причины брака и выпуска продукции низкого качества

и сортов, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению и устранению, а также в рассмотрении поступающих рекламаций на выпускаемую предприятием продукцию;

Должностными обязанностями сыродела-мастера 5-го разряда являются:

а) руководство ведением процесса производства сыра при выработке сыра до 300 т в год в ваннах (котлах), сыроизготовителях;  

б) учет поступающего сырья;

в) сортировка молока по качеству и определение его пригодности для выработки сыра на основе лабораторных анализов и органолептики; 

г) расчет нормализации молока по содержанию жира и белка и определение необходимого количества бактериальной закваски, химикатов, свертывающего фермента;

д) контроль за процессом обработки сгустка и сырного зерна в ваннах, сыроизготовителях;  

е) определение готовности сырного зерна перед формованием;  

ж) контроль за процессом формования и прессования сыра;  

и) периодическая проверка активной кислотности сыра индикаторным методом; 

к) взвешивание и передача сыра в солильное отделение;  

л) ведение учета и отчетности; 

м) участие в оценке качества сыров. 

Функция мотивации при управлении производством предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников организации к результативной деятельности для достижения ее целей.

Она представляет собой совокупность как материальных, так и моральных стимулов. Основными материальными стимулами в ОАО Шарлыкский «Агроснаб» являются заработная плата, премии, доплаты, отпускные. На предприятии действует сдельная форма оплаты труда, таким образом заработок каждого работника зависит от его производительности труда.

Информирование является важнейшим элементом нематериального стимулирования персонала ОА Шарлыкский «Агроснаб». Если члены организации плохо осведомлены о делах, имеющих для них первостепенное значение, это резко снижает их настрой на работу с высокой отдачей. Потребность в том, чтобы быть информированным, преодолеть состояние неопределенности, неясности в отношении наиболее значимых вопросов, является одной из базовых потребностей человека.

На предприятии имеются стенды с информацией о предприятии, его миссии, стратегических целях, планах на ближайший месяц, квартал; информация о передовиках производства; поздравления с днем рождения. 

Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов.

Поэтому, одной из функций управления производством является анализ. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля над ходом выполнения планов и производственных процессов. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т. д.

Данную работу выполняет экономист ОАО ШАрлыкский «Агроснаб», составляет экономические справки по результатам работы предприятия за год, квартал, месяц, сравнение с аналогичными периодами работы предприятия за предшествующие периоды.

Результаты анализа предоставляются генеральному директору ОАО Шарлыкский «Агроснаб», они позволяют определить:

а) причины неэффективной расстановки ценностей предприятия;

б) наличие дублирования отдельных функций в системе управления или полное их отсутствие;

в) наличие конфликта прав;

г) есть ли в организации механизмы координации и не слишком ли они тяжеловесны;

д) насколько эффективно используются вертикальные и горизонтальные связи;

е) поддерживается ли баланс полномочий и ответственности;

ж) есть ли разделение власти, и нет ли излишней сконцентрированности ее в руках одного должностного лица в ущерб остальным;

и) насколько адекватна применяемая в организации система управления тому сегменту рынка, на котором она работает, организационной структуре предприятия и его персоналу.

Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до заместителей подразделений с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе информации о ходе выполнения плановых заданий (данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета), выявления отклонений от установленных показателей работы (контроля исполнения заданий) и анализа причин отклонений.

 

 

Управление персоналом

 

 

Управление персоналом - это совокупность логически связанных действий, направленных на оптимизацию трудовых ресурсов предприятия в аспекте их деятельности, качественных и количественных характеристик, с целью рационального достижения поставленных перед организацией целей.

Объект управления – персонал ОАО Шарлыкский «Агроснаб».

Субъект управления - линейный управленческий персонал, осуществляющий руково­дство подчиненными подразделениями.

Планирование персонала как одна из важнейших функций управления персоналом состоит в количественном, качественном, временном и пространственном определении потребности в персонале, необходимом для достижения целей организации.

Планирование персонала является продолжением кадровой политики ОАО Шарлыкский «Агроснаб», опирается на нее, а так же на стратегию развития организации.

Планирование потребности в персонале основывается на информации, содержащейся в планах материально-технического снабжения, финансовом, инвестиционном, производственном, сбытовом и организационном планах, а также в штатном расписании.

Планирование персонала осуществляется в 3 этапа:

а) прогноз потребности в кадрах - сбор информации о качественной и количественной потребности в кадрах с учетом фактора времени;

б) планирование наличия кадров - установление фактического наличия кадров с учетом их качественных и количественных характеристик;

в) выяснение недостатка или избытка кадров во времени и в соответствии с этим разработка мероприятий по обеспечению, высвобождению, повышению квалификации кадров.

Планирование кадров является одним из разделов оперативного плана ОАО Шарлыкский «Агроснаб». Планированием персонала занимается экономист предприятия при составлении планового объема производства и реализации продукции на предстоящий период с последующим согласованием и утверждением результатов планирования генеральным директором ОАО Шарлыкский «Агроснаб».

Функция организации при управлении персоналом направлена на обеспечение нормального функционирования организации. Данную функцию реализует отдел кадров ОАО Шарлыкский «Агроснаб». В отделе работает специалист отдела кадров и юрист.

Специалист отдела кадров осуществляет следующие функции:

а) ведет учет личного состава предприятия, его подразделений в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации;

б) оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами руководителя предприятия, а также другую установленную документацию по кадрам;

в) формирует и ведет личные дела работников, вносит в них изменения, связанные с трудовой деятельностью;

г) подготавливает необходимые материалы для квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий и представления работников к поощрениям и награждениям;

д) заполняет, учитывает и хранит трудовые книжки, производит подсчет трудового стажа, выдает справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников;

е) производит записи в трудовых книжках о поощрениях и награждениях работающих;

ж) оформляет карточки пенсионного страхования, другие документы, необходимые для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям, установления льгот и компенсаций;

и) изучает причины текучести кадров, участвует в разработке мероприятий по ее снижению.

Функцию анализа имеющегося кадрового потенциала предприятия и планирование его развития с учетом перспективы реализует отдел кадров, он изучает причины текучести кадров, разрабатывает мероприятия по ее снижению, анализирует структуру и динамику кадров предприятия, эффективность их использования и т.д.

На предприятии проводится анализ профессиональных функций, который необходим для выяснения выполняемых работниками задач, а также профессиональных и личностных требований к ним. Информацию, необходимую для такого анализа, получают различными методами: анкетирование работников, фотография рабочего дня или хронометраж рабочего времени, в результате чего выявляют резервы рабочего времени работника. Такую работу выполняют непосредственно на рабочем месте сотрудники отдела кадров. На основе такого анализа определяют нормы затрат труда на предприятии, а также составляют должностные инструкции или описания производственных операций.

Функция мотивации управления персоналом представляет собой процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. Это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала или иной вид морального поощрения. Мотивирование это своего рода процесс административного воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.

Функцию контроля возлагается на каждого руководителя, независимо от своего ранга, каждый из них осуществляет контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: