Этап между смертью и воскресением




Священный Коран говорит о периоде между смертью и Страшным судом, как о переходе. В Суре Верующие (аят 100) читаем:
"А когда придет к одному из них смерть, он скажет: "Господи, верни меня: может быть, я сделаю благое в том, что оставил". Так нет! Это - слово, которое он говорит, а за ними - преграда до того дня, как они будут воскрешены".
Это единственный аят, в котором промежуток между смертью и воскресением (Страшным судом) назван "преградой". Исламские богословы воспользовались этим термином, применив его к указанному периоду загробного бытия.
О жизни после смерти здесь говорится только то, что некоторые после смерти сожалеют и просят вернуть их назад в земную жизнь, но им дается отрицательный ответ. Этот аят с очевидностью свидетельствует о том, что после смерти у человека есть своего рода жизнь.
Существует много аятов, которые говорят о том, что после смерти и до воскресения человек живет, все отлично чувствует, вступает в беседу, испытывает удовольствия и страдания, радости и печали.
Во многих аятах говорится о том, что человек после смерти ведет в некотором роде счастливую жизнь. Приблизительно в 15 аятах Священный Коран каким-либо образом ведет речь о жизни после смерти-, о том, что между смертью и воскресением у человека происходит полноценная жизнь. Эти аяты представлены несколькими видами.
1) В первой группе коранических аятов говорится о разговоре, ведущемся между праведными или неправедными людьми с ангелами небесными сразу же после смерти этих людей. Таких аятов немало. В качестве примера можно указать аяты 97 из суры Женщины и аят 100 из суры Правоверные, которые мы приводили выше.
2) Во второй группе аятов не только происходит разговор между умершими людьми и ангелами, но ангелы недвусмысленно говорят достойным праведникам, что с этого момента им открываются Божественные блага. Иными словами, их не оставляют в ожидании Воскресения из мертвых. В качестве примера приведем два следующих аята:
а) "Тем кого упокоят ангелы благими! Они говорят: "Мир вам! Войдите в рай за то, что вы совершали!" (Сура Пчелы, 32).
б) "Сказано ему: "Войди в рай!" Он сказал: "!О, если бы мои люди знали, за что простил мне Господь мой и сделал меня из почтенных". (Сура Йа син, 26-27).
В предшествующих этому последнему аяту стихах говорится о беседе правоверного из рода Йа-син с его сородичами, когда он призывал народ последовать за пророками, призывавшими в городе Антакии отказаться от почитания лжебогов и искренне возлюбить Всевышнего. Он проявляет свою веру и убеждения, призывая людей выслушать его речь и последовать его пути.
В этих аятах говорится, что люди не восприняли его речей, и в конце концов этот благочестивый человек ушел в мир иной. Пребывая там и видя Божественную милость в отношении себя, подумал он, что хорошо было бы. если бы о его благоденствии узнали те из его сородичей, который до сих пор находятся в этом мире. Очевидно, что все это происходит до Воскресения из мертвых. Ведь во время Страшного суда и воскресения соберутся вместе первые и последние и никого не останется на земле.
Следует знать и то. что после смерти для счастливых праведников уготовлен не один рай, а несколько. Иными словами, существует несколько раев, В загробной жизни они распределяются в зависимости от приближения к Аллаху. Кроме того, как говорится в преданиях и хадисах от членов семьи пророка (да будет мир с ними!), некоторые из раев относятся к этапу перехода (между смертью и воскресением), а не к сфере воскресения. Хотя в двух выше упомянутых аятах и приводится слово "рай", это не должно вводить в заблуждение и наводить на мысль о том, что речь идет о воскресении на Страшном суде.
3) В третьей группе аятов упоминается не разговор ангелов с умершими, а дается прямое указание на счастливое пребывание на том свете, в промежутке между смертью и воскресением, праведников и мучения людей, ведших в этой жизни неправильный образ жизни и согрешивших. Приведем здесь два аята:
а) "И не считайте тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел, радуясь тому, что даровал им Аллах из своей милости, и ликуют они о тех, которые еще не присоединились к ним, следуя за ними, но над ними нет страха и не будут они опечалены!" (Сура Семейство Имрана, 169-170).
б) "И постигло род Фараона злое наказание -огонь, в который они ввергаются утром и вечером, а в тот день, когда наступит час... "Введите род Фараона в сильнейшее наказание!" (Сура Верующий, 45-46).
В этом аяте для рода Фараона предусматривается два вида наказания: одно до воскресения (оно называется "злое наказание" и заключается в том, что два раза в день их будут подставлять под огонь, но не вводить в него), а другое после воскресения и Страшного суда (оно называется "сильнейшее наказание": отдается приказ ввести род Фараонов в огонь). В то же время в первом наказании, в отличие от второго, указано время - утром и вечером.
Как сказал в разъяснение этого аята повелитель правоверных Али (да будет мир с ним!), дело в том, что первое наказание относится к переходному периоду загробной жизни, где, как и в земной жизни, существует утро и вечер, неделя, месяц и год, тогда как второе наказание происходит в мире воскресения, где уже утра, вечера, дня и т.д. нет.
В преданиях и хадисах, дошедших от Пророка ислама (да приветствует Аллах его и его род!), предводителя правоверных Али и чистых имамов (да будет мир с ними!), делается особый акцент на переходный период от смерти к воскресению и житии правоверных и грешников на этой стадии.
Во время битвы Бадр после победы мусульман, уничтожения многих высокомерных курейшитских лидеров, тела которых были сброшены в яму около Бадра, Пророк ислама заглянул в эту яму и обратился к ним: "С нами сбылось все, что обещал нам Всевышний. А вы правильно восприняли истинные обещания Господа?"


Некоторые из соратников Пророка спросили, почему он говорит с убитыми. Разве они могут понимать его речь? На что Пророк ответил: "Они сейчас слышат лучше вас". С помощью этого хадиса доказывают, что хотя после смерти душа отделяется от тела, дух не утрачивает полностью связь с телом, вместе с которым прожил долгие годы.
10-го* мохаррама после утренней молитвы со своими соратниками "Имам Хусейн (да будет мир с ним!) обернулся и обратился к присутствующим с краткой речью: "Проявите немного терпения, смерть -это всего лишь мост, который переносит вас от берега боли и страдания на берег счастья, милости и широкий райских кущ".
В одном из хадисов говорится: "Люди спят, они просыпаются, когда умирают". Имеется в виду, что степень жизни после смерти выше и полнее, чем до нее. Как человек во время сна слабо понимает и чувствует и находится в полуживом состоянии, а просыпаясь, обретает более наполненную жизнь, так и жизнь человека в этом мире менее значима и насыщена, чем в период между смертью и воскресением. Перенесение человека в этот период делает его жизнь полнее.
В этой связи необходимо указать на два момента:
а) Согласно дошедшим до нас преданиям от провозвестников веры, в переходный период рассматриваются только те вопросы, в которые человек должен верить. Остальное оставляется до воскресения.
б) Благие дела оставшихся в живых сородичей умерших, которые совершаются с намерением дать благо умершим, дают им счастье и благополучие. Любая благотворительность, как постоянная (создание благотворительных организаций для помощи нуждающимся рабам Божьим), так и единовременная, будучи совершенной с целью возблагодарения и облагодетельствования отца, матери, друга, учителя и любого из ушедших в мир иной, воспринимается как подарок умершим и радует их. Эту же функцию выполняют молитва, просьба о милости, хадж, таваф и паломничество в их счет.
Может быть, дети при жизни отца и матери вызвали их недовольство, но после смерти родителей они могут поступать так, чтобы послужить их удовлетворению. Впрочем, все может произойти и наоборот.

Воскресение из мертвых

Вторым этапом загробной жизни является воскресение из мертвых (Страшный суд). В отличие от переходного периода, который имеет индивидуальный характер - каждый незамедлительно входит в этот период, Страшный суд касается всех людей и всего мира. Весь мир входит в новый этап своего существования, жизнь и мироздание обновляется.
Священный Коран, сообщающий нам о великом событии Воскресения.из мертвых, говорит, что это явление будет сопряжено с затуханием звезд и Солнца, пересыханием морей, сглаживанием возвышенностей, уничтожением гор, всемирным трепетом и ревом и другими беспрецедентными революционными изменениями. Согласно Корану, весь мир идет к уничтожению и разрушению, все будет низвержено, но затем мир обновится, родится заново и продолжит свое существование на основе законов и установлений, коренным образом отличных от существующих. Такой мир будет существовать вечно.
В Коране это явление упоминается под различными названиями, каждое из которых отражает какую-либо из его важных особенностей. Так как в этот день на одном уровне окажутся все поколения первых и последних людей, независимо от того, кто жил раньше, а кто - позже, его называют "днем всеобщего общения", "днем сбора", "днем расплаты". В этот день раскроются потаенные секреты и истины, поэтому его называют "днем раскрытия тайн". Так как он вечен и нетленен, его называют "вечный день". Так как в этот день упрямцы будут сожалеть о своих делах и раскаиваться в них, он еще называется "днем сожаления" или;'днем раскаяния". Так как это будет величайшее событие и важнейшая новость, его называют также "великой новостью".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: