Особенности учебно-тренировочной подготовки дзюдоистов.




Тактическая подготовка дзюдоистов

Hits: 13304

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие «помеховляние» в спорте и спортивной психологии, виды помехо влияний

2. Особенности учебно-тренировочной подготовки дзюдоистов

3. Помеховлияние в учебно-тренировочной период у дзюдоистов

3.1 Особенности тактической подготовки дзюдоистов детско-юношеского возраста

3.2 Виды тактических упражнений, использующих тренировочные помеховл ияния

3.3 Тактическая подготовка дзюдоистов 10-12 лет. Изучаемые помеховлияния

3.4 Тактическая подготовка дзюдоистов 13-14 лет, Осваиваемые помеховлияния

3.5 Тактическая подготовка дзюдоистов 15-16 лет. Осваиваемые помеховлияния

4. Помеховлияния, приводящие к отсеву новичков из дзюдо в учебно- тренировочный период

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ.

Дзюдо — вид спортивной борьбы, культивируемый в большинстве стран мира. Занятия дзюдо предъявляют к занимающимся специфические требования и оказывают комплексное воздействие на их организм. Особое влияние занятия дзюдо оказывают на воспитание личности дзюдоистов детско-юношеского возраста. Занимаясь дзюдо, можно научиться преодолевать свои слабости и недостатки, изменять себя и познавать свои возможности.

Современная система подготовки дзюдоистов сформировалась в процессе длительного развития теории дзюдо и применения ее на практике. Теоретический раздел подготовки дзюдоистов определяет закономерности, по которым организуется система занятий и происходит управление физическим и личностным развитием дзюдоистов. Методический раздел подготовки регламентирует взаимодействие средств и методов, используемых в процессе становления спортивного мастерства дзюдо.

В любом виде спорта, в том числе и в дзюдо, соревновательная деятельность существенно отличается от тренировочных занятий. Единоборство двух спортсменов понимается как встречное столкновение двух потоков помеховлияния, продуцируемых каждой из противодействующих сторон. Это сопровождается появлением нервнопсихического напряжения, несвойственного тренировочным режимам деятельности, что, безусловно, сказывается на регуляторных функциях самоуправления поведением. Соревновательный успех зависит от преодоления - не преодоления помеховлиянием помехоустойчивости и от того, какой из этих факторов возобладает.

В данной работе мы рассмотрим помеховлияние в учебно- тренировочный период у дзюдоистов.

1. Понятие "помеховлияние " в спорте и спортивной психологии.

Помеховлияющие факторы - это факторы, которые оказывают дезорганизующее воздействие на психику спортсмена, влияют на выполнение им технико-тактических действий и снижают, тем самым, эффективность его соревновательной деятельности.

Соревновательная деятельность существенно отличается от тренировочных занятий. Единоборство двух спортсменов понимается как встречное столкновение двух потоков помеховлияния, продуцируемых каждой из противодействующих сторон. Это сопровождается появлением нервнопсихического напряжения, несвойственного тренировочным режимам деятельности, что, безусловно, сказывается на регуляторных функциях самоуправления поведением. Соревновательный успех зависит от преодоления - не преодоления помеховлиянием помехоустойчивости и от того, какой из этих факторов возобладает [4].

Применительно к спортивной деятельности в отечественной литературе эта категория была раскрыта в работах В.И. Страхова [4, 5]. С его точки зрения, спортивно- соревновательную деятельность можно трактовать как единство двух противоположных начал - помеховлияний и помехоустойчивости. Согласно этой теории, спортивное соревнование рассматривается как столкновение двух или более (в зависимости от того, сколько спортивных соперников одновременно находятся в поле внимания друг друга) систем помеховлияний.

Преимущество в каждой ситуации соревновательной борьбы достигается за счет помеховлияния, к которому противная сторона не может найти адекватную помехоустойчивость. Соревновательный успех зависит от преодоления, либо не преодоления, помеховлиянием помехоустойчивости, от того, какой из этих факторов у каждого из конкурентов возобладает. Диалектическое единство и борьба этих систем-антиподов и выявляют психологический механизм спорта. Эти явления неразделимы, каждое из них понимаемо через другое. Видимо, есть основание говорить, что они воплощают собой единый процесс, две неразрывные стороны одного феномена.

Следует отметить, что помеховлияющие факторы имеют большое значение в дзюдо. Нередко успешное решение технических и тактических задач достигается при посредстве помеховлияющего воздействия на внимание противоборствующей стороны.

В учебно-тренировочный период и на соревнованиях любого уровня - от ДЮСШ до национальной сборной - практически неизбежно столкновение спортсмена с разного рода помеховлияниями. Помеховлияющий эффект порождается не только внешней ситуацией, но и её психической картиной в индивидуальном восприятии спортсмена [6]. Многообразие помеховлияний, наблюдаемых в процессе соревнований по избранному виду спорта, можно классифицировать, взяв за основу разные критерии.

Прежде всего, помеховлияния различаются по силе воздействия на психику спортсменов. Внимание игрока фиксируется на новом объекте, значительно затрудняющем рациональную регуляцию сосредоточения. Например, незнакомый игровой манёвр или игрок - левша, которому неудобно поставить стабильный блок.

Помеховлияние дифференцируется и в отношении длительности его воздействия на внимание игрока. При сложном многоходовом розыгрыше наигранной комбинации защищающиеся игроки более длительное время испытывают помеховлияние со стороны, владеющей инициативой.

По характеру средств осуществления помеховлияния, первоначально отметим помеховлияющий эффект технических приемов игры. Недостаточная техническая подготовка спортсмена затрудняет его игровое внимание. В итоге чаще всего такое помеховлияние оказывается для него непосильным. Также помеховилияние осуществляется и при посредстве тактических действий спортсменов. Одна из задач спортивного тактического плана заключается в препятствовании достижению победного результата соперника, для чего ставятся задачи дезориентировать его внимание и осуществить свои нападающие действия.

Третьим вариантом помеховлияния в данной классификации являются психологические средства воздействия на спортивного соперника. Психологические средства помеховлияния имеют целью понизить потенциал внимания соперников, ввести их в заблуждение относительно планируемых тактических действий, дать ложную направленность их тактическим замыслам, ослабить организованность, понизить эмоциональный настрой и готовность к активным действиям, создать условия, затрудняющие воплощение привычного соревновательного поведения (например, ложный замах, обманные комбинации).

Следующий вариант помеховлияний имеет в своей основе критерий их новизны. Многие из применяемых помех в спорте известны опытным спортсменам, и поэтому эффект помеховлияния оказывается для них сравнительно незначительным и относительно легко преодолимым. Стремясь лучше подготовиться к соревновательной встрече, спортсмены и тренеры нередко заранее изучают технико-тактическую оснащенность будущих соперников, в том числе их «ударные» приемы, посредством которых они чаще всего добиваются преимущества. Цель такой деятельности - исключение неожиданности помеховлияний и соответствующая подготовка к их преодолению.

Источником помеховлияния нередко оказываются и другие спортсмены из своей же сборной, команды. Личные взаимоотношения спортсменов - это так же источник помеховлияния [2].

Своеобразен вариант помеховлияния, которое игрок оказывает сам на себя. Самопомехи бывают вызваны перетренированностью спортсмена, психологической и физической усталостью, последствием травмы.

К числу помеховлияющих факторов относятся внешние условия игровых спортивных соревнований и тренировок. Таковы, во-первых, особенности спортивной площадки и ее окружения. Спортивные соревнования проходят в разных городах и, соответственно, в отличных друг от друга спортивных залах. Существуют определенные гигиенические требования к спортивным сооружениям. Но не всегда они выполняются. Поэтому возникают помехи, влияющие на результат игроков: освещенность, покрытие, покраска и размеры помещения, его высота, вентиляция помещения, расположение трибун для зрителей и т.д.

Во-вторых, следует отметить помеховлияющую роль поведения зрителей во время спортивной встречи. Даже хорошо подготовленного спортсмена может «сломать» натиск болельщиков. «Заведенные» спортивным зрелищем, они реагируют на каждое удачное действие. А игроки, чувствующие поддержку трибун, получают положительный заряд эмоций, способствующий их высоким результатам.

В-третьих, следует учитывать помеховлияющую роль поведения тренера. Беспокойство и нервное возбуждение наставника во время соревнований, случайно брошенное необдуманное слово, раздражительный тон, колкости, едкие замечания очень тяжело переносятся спортсменами. В этом случае нарушается психологическая устойчивость, которая неизбежно ведет к сбою, появляются ошибки. Отрицательное влияние на результат может оказать такой фактор, как ошибка тренера.

В-четвертых, отметим помехи, связанные со всевозможными поведенческими проявлениями соперника.

Пятую группу внешних факторов, также иногда с вероятным потенциальным эффектом помеховлияния, составляют судьи. Судьи могут из-за профессиональной некомпетентности или специально создать ситуацию, представляющую помеховлияющий фактор.

Практически у каждого спортсмена есть наиболее значимое помеховлияние, преодоление дезорганизующих последствий которого сопряжено со значительным напряжением. Нередко восприятие этого помеховлияния бывает настолько нежелательным для спортсмена, что уже одно упоминание о его вероятности отрицательно действует на его психическое состояние. Одним из факторов столь упрочившегося переживания часто бывает какая-либо спортивная (причем иногда и давняя) неудача, которой сопутствовало данное помеховлияние. Закрепившаяся ассоциация отрицательно влияет на необходимую мобилизационную готовность внимания и нередко ведет к досрочному понижению помехоустойчивости [6].

Можно сделать вывод, что все помеховлияния в большей или меньшей степени наносят ущерб психологическому здоровью, психической устойчивости спортсмена. Следовательно, именно к таким последствиям для своих соперников вольно или невольно стремятся все участники соревнования.

Особенности учебно-тренировочной подготовки дзюдоистов.

История дзюдо насчитывает сотни лет. Этот вид спорта интересен тем, что позволяет занимающимся наиболее эффективно использовать свою умственную и физическую энергию. Занятия этим видом единоборства направлены на физическое и духовное совершенствование личности на основе изучения техники, тактики и философии дзюдо. Абсолютная цель занятий дзюдо — улучшить себя, чтобы принести больше пользы окружающему миру.

Дзигаро Кано (основатель дзюдо) считал, что большинство видов спорта избирательно воздействуют на мышцы. Для дзюдо он разработал систему специфических упражнений, гармонично развивающих все группы мышц тела. Причем обращал внимание молодых людей, занимающихся дзюдо, на необходимость выполнения действий как в правую, так и в левую сторону. Особое внимание Д. Кано уделял прикладной стороне занятий дзюдо в повседневной жизни с учетом использования для этого пяти его принципов.

1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.

2. Владей инициативой в любом начинании.

3. Осмысливай действия полностью, действуй решительно.

4. Знай, когда следует остановиться.

5. Придерживайся среднего между радостью и грустью, истощением и ленью, безрассудной храбростью и трусостью.

Целью учебно-тренировочной деятельности является подготовка к соревнованиям, направленная на достижение максимально возможного для дзюдоиста уровня подготовленности, соответствующего запланированному соревновательному результату.

В учебно-тренировочной деятельности дзюдоисты решают ряд задач:

1. изучение техники и тактики дзюдо;

2. совершенствование физических качеств и повышение возможностей функциональных систем организма;

3. воспитание личностных (особенно морально-волевых) качеств;

4. обеспечение необходимого уровня психологической подготовленности;

5. приобретение теоретических знаний, касающихся дзюдо и практического опыта занятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: