В заключении, обратим внимание на помеховлияния, приводящие к отсеву новичков из дзюдо в учебно-тренировочный период.
Основными причинами отсева новичков в дзюдо являются:
- отсутствие устойчивого интереса к виду спорта, недостаточная мотивация;
- нарушения в методике подготовки;
- разновозрастные группы;
- неподготовленность к участию в соревнованиях;
- завышенные требования тренера-преподавателя или родителей к росту спортивного мастерства и др.
На втором году занятий дзюдоисты бросают тренировки в основном по следующим причинам:
- начало форсирования подготовки;
- концентрация внимания тренера-преподавателя на более способных учениках;
- обязательное выполнение разрядных нормативов.
Важнейшей причиной, снижающей интерес к занятиям дзюдо в детском и подростковом возрасте, являются травмы (См. таблицу 1).
Таблица 1. Особенности травматических повреждений при занятиях дзюдо (по данным К. Сазоновой, 2006)
|
М. Юинг и В. Зеерфельдт (1990) обобщили наиболее важные причины, по которым дети перестали заниматься данным спортом:
- потеря интереса к спорту;
- стало скучно тренироваться;
- тренировки отнимают слишком много времени;
- тренер был плохим педагогом;
- нагрузка на занятиях непосильна и другие.
Основными типичными причинами, по которым юные атлеты перестают тренироваться, являются:
- завышенные требования к детям на тренировках и раннее участие во многих соревнованиях (Т. Бомпа, 2003).
Существует еще один важный фактор, снижающий мотивацию занятий дзюдо у спортсменов подросткового и юношеского возраста — искусственное замолаживание участников соревнований.
Отмечается, что «переростки» на 1-2 года в соревнованиях по борьбе — явление достаточно частое, но известны случаи, когда к юношеским соревнованиям допускались участники старше установленного возраста на 3— 4 и более года (В. А. Воробьев, Б. И. Тараканов, 2004).
Несмотря на все трудности приобщения занимающихся к многолетним занятиям, тренеру-преподавателю следует поступательно формировать у дзюдоистов мотивацию на систематические занятия. Исследования показали (А. П. Шумилин, 2003), что у юных дзюдоистов коэффициент мотивации на достижение успеха и результативности соревновательной деятельности составляет 0,22 балла, у мастеров спорта — 0,84 балла.
В работе с дзюдоистами следует избегать постановки «диагнозов» способен — не способен. Тренеру-преподавателю рекомендуется не выделять из коллектива потенциально более способных дзюдоистов (чтобы не допускать разобщенности в коллективе, конфликтов между занимающимися).
При работе с детским и подростковым контингентом важно соблюдать максимальную объективность, педагогическую этику и педагогический такт. Рекомендуется также избегать привлечения родителей в качестве вторых, а иногда даже первых тренеров, вовлечение родителей в тренировочный процесс, что дополнительно «нагружает» психику юных спортсменов. Дзюдоисты, зачисленные в учебно-тренировочные группы, часто ощущают трудности в учебе в общеобразовательной школе (поскольку не уделяют ей своевременного и должного внимания). Спортивная конкуренция со стороны сверстников стимулирует у подростков стремление повышать только физическую подготовленность (часто пренебрегая технической). Значительная часть дзюдоистов детского и подросткового возраста предпочитает учебно-тренировочную, а не соревновательную деятельность.
Список литературы:
1. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд. — М.: КДУ, 2005. — 400 с.
2. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994, № 3.
3. Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России / Авт. — сост. С. В. Ерегина и др. — М.: Советский спорт, 2005. — 268 с.
4. Ильин, А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации // Сборник научных трудов молодых учёных и студентов РГАФК. - М.: Физкультура, образование и наука, 2000. - 182с.
5. Макарычев, В.А. Влияние отвлекающих факторов на результативность спортсменов: на примере игры в волейбол / В.А. Макарычев, И.М. Потапова. - Саратов: Слово, 2000. - 24 с.
6. Стамбулова, Н.Б. Психологическая структура спортивной деятельности // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002. - С. 88-92.
7. Страхов, В.И. Классификация помеховлияний в спортивно - игровой деятельности // XV научная конференция Саратовского отделения общества психологов Саратова, 1975. - С. 84-88.
8. Страхов, В.И. Спортивная самоидентификация: учебное пособие / В.И. Страхов. - Саратов: ИЦ «Наука», 2008. - 160 с.
9. Страхов, В.И. Помеховлияние как фактор деформации психического состояния (на модели спортивной деятельности) / М.С. Ткачева. // Психология психических состояний: сборник статей. - Казань: Изд-во КГПУ; Набережные Челны: Изд-во Ин-та управления, 2001. - С. 342- 351.
10. Ткачева, М.С. Психология спорта: помехоустойчивость и помеховлияние / М.С. Ткачева. - Саратов: Изд-во СГПИ, 2000. - 180 с.
11. Шестаков В.Б., Ерегина С.В. Теория и методика детско-юношеского дзюдо.
· < Prev
· Next >
· СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ
· ШКОЛА №8
· ШКОЛА № 63
· ШКОЛА №95
· ШКОЛА №143
Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.