Помеховлияния, приводящие к отсеву новичков из дзюдо в учебно-тренировочный период.




В заключении, обратим внимание на помеховлияния, приводящие к отсеву новичков из дзюдо в учебно-тренировочный период.

Основными причинами отсева новичков в дзюдо являются:

- отсутствие устойчивого интереса к виду спорта, недостаточная мотивация;

- нарушения в методике подготовки;

- разновозрастные группы;

- неподготовленность к участию в соревнованиях;

- завышенные требования тренера-преподавателя или родителей к росту спортивного мастерства и др.

На втором году занятий дзюдоисты бросают тренировки в основном по следующим причинам:

- начало форсирования подготовки;

- концентрация внимания тренера-преподавателя на более способных учениках;

- обязательное выполнение разрядных нормативов.

Важнейшей причиной, снижающей интерес к занятиям дзюдо в детском и подростковом возрасте, являются травмы (См. таблицу 1).

Таблица 1. Особенности травматических повреждений при занятиях дзюдо (по данным К. Сазоновой, 2006)
№ п/п Част тела Повреждения от общего количества травм (%)
Правая/нижняя Левая/верхняя Всего
  Локоть 6,7 3.3 10,0
  Предплечье 3.3 10.0 13,3
  Ключица 3.3 6,7 10,0
  Пальмы кисти   3,3 3,3
  Грудная клетка   3,3
  Пальцы столы 3.3 13,3 16,6
  Голень _ 6,7 6,7
  Коленный сустав 13.3 13,3 26,6
  Тазобедренный сустав 3.3   3,3
  Челюсть 3,3   3.3
  Нос 3,3

 

М. Юинг и В. Зеерфельдт (1990) обобщили наиболее важные причины, по которым дети перестали заниматься данным спортом:

- потеря интереса к спорту;

- стало скучно тренироваться;

- тренировки отнимают слишком много времени;

- тренер был плохим педагогом;

- нагрузка на занятиях непосильна и другие.

Основными типичными причинами, по которым юные атлеты перестают тренироваться, являются:

- завышенные требования к детям на тренировках и раннее участие во многих соревнованиях (Т. Бомпа, 2003).

Существует еще один важный фактор, снижающий мотивацию занятий дзюдо у спортсменов подросткового и юношеского возраста — искусственное замолаживание участников соревнований.

Отмечается, что «переростки» на 1-2 года в соревнованиях по борьбе — явление достаточно частое, но известны случаи, когда к юношеским соревнованиям допускались участники старше установленного возраста на 3— 4 и более года (В. А. Воробьев, Б. И. Тараканов, 2004).

Несмотря на все трудности приобщения занимающихся к многолетним занятиям, тренеру-преподавателю следует поступательно формировать у дзюдоистов мотивацию на систематические занятия. Исследования показали (А. П. Шумилин, 2003), что у юных дзюдоистов коэффициент мотивации на достижение успеха и результативности соревновательной деятельности составляет 0,22 балла, у мастеров спорта — 0,84 балла.

В работе с дзюдоистами следует избегать постановки «диагнозов» способен — не способен. Тренеру-преподавателю рекомендуется не выделять из коллектива потенциально более способных дзюдоистов (чтобы не допускать разобщенности в коллективе, конфликтов между занимающимися).

При работе с детским и подростковым контингентом важно соблюдать максимальную объективность, педагогическую этику и педагогический такт. Рекомендуется также избегать привлечения родителей в качестве вторых, а иногда даже первых тренеров, вовлечение родителей в тренировочный процесс, что дополнительно «нагружает» психику юных спортсменов. Дзюдоисты, зачисленные в учебно-тренировочные группы, часто ощущают трудности в учебе в общеобразовательной школе (поскольку не уделяют ей своевременного и должного внимания). Спортивная конкуренция со стороны сверстников стимулирует у подростков стремление повышать только физическую подготовленность (часто пренебрегая технической). Значительная часть дзюдоистов детского и подросткового возраста предпочитает учебно-тренировочную, а не соревновательную деятельность.

Список литературы:

1. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд. — М.: КДУ, 2005. — 400 с.

2. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994, № 3.

3. Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России / Авт. — сост. С. В. Ерегина и др. — М.: Советский спорт, 2005. — 268 с.

4. Ильин, А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации // Сборник научных трудов молодых учёных и студентов РГАФК. - М.: Физкультура, образование и наука, 2000. - 182с.

5. Макарычев, В.А. Влияние отвлекающих факторов на результативность спортсменов: на примере игры в волейбол / В.А. Макарычев, И.М. Потапова. - Саратов: Слово, 2000. - 24 с.

6. Стамбулова, Н.Б. Психологическая структура спортивной деятельности // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002. - С. 88-92.

7. Страхов, В.И. Классификация помеховлияний в спортивно - игровой деятельности // XV научная конференция Саратовского отделения общества психологов Саратова, 1975. - С. 84-88.

8. Страхов, В.И. Спортивная самоидентификация: учебное пособие / В.И. Страхов. - Саратов: ИЦ «Наука», 2008. - 160 с.

9. Страхов, В.И. Помеховлияние как фактор деформации психического состояния (на модели спортивной деятельности) / М.С. Ткачева. // Психология психических состояний: сборник статей. - Казань: Изд-во КГПУ; Набережные Челны: Изд-во Ин-та управления, 2001. - С. 342- 351.

10. Ткачева, М.С. Психология спорта: помехоустойчивость и помеховлияние / М.С. Ткачева. - Саратов: Изд-во СГПИ, 2000. - 180 с.

11. Шестаков В.Б., Ерегина С.В. Теория и методика детско-юношеского дзюдо.

· < Prev

· Next >

· СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ

· ШКОЛА №8

· ШКОЛА № 63

· ШКОЛА №95

· ШКОЛА №143

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: