При задержке речевого развития.




Предметный словарь:

• активный словарь — спонтанная речь ребенка изобилует звуко­подражательными возгласами и облегченными словами, преимуще­ственно относящимися к названиям животных (игрушечных и на­стоящих), а также к некоторым режимным моментам (приветствия, прощания, выражение согласия-несогласия). При этом дети очень часто дополняют свою речь жестами и выразительной мимикой. Ре­бенок хорошо называет всех близких, знает и употребляет лексику, регулирующую основные режимные моменты его жизни;

• пассивный словарь — понимание слов из лексических групп «транспорт», «одежда», «еда» и т.д. соответствует возрастным показа­телям у говорящих детей.

Глагольный и адъективный словарь:

• активный словарь — ребенок активно употребляет многие глаго­лы в виде звукоподражательных слов, понимает основные прилага­тельные, обслуживающие его жизненные потребности (горячий, вкусный, мамин), и начинает устойчиво употреблять их в виде об­легченных слов в нужных ситуациях;

• пассивный словарь — наполнение словаря соответствует возрас­тным показателям у сверстников,

Местоимения — чаще всего в словаре у ребенка уже присутствуют личные и притяжательные местоимения, указательные местоимения еще могут заменяться жестами и возгласами.

Вопросительные слова — хорошее понимание вопросов, задан­ных со словом «где?».

Таким образом, настораживающими факторами неблагополучия в речевом развитии являются:

— чрезмерное количество звукоподражательных слов у ребенка старше 18 месяцев при практически полном отсутствии с его сторо­ны попыток имитации «взрослых» слов,

— обилие многочисленных недифференцированных жестов, но­сящих не коммуникативную, а агрессивную направленность,

— навязчивые требования недоступного предмета с помощью нечленораздельного мычания, плача.

В случае выраженных отклонений в поведении такого ребенка логопедическое заключение следует выдавать только после обсле­дования ребенка у детского психолога, психоневролога и невро­патолога.

Необходимо отметить, что во всех случаях задержки речевого раз­вития необходимо:

— осуществлять динамическое наблюдение за формированием вербальных средств общения ребенка,

— привлекать родителей к организации стимулирующего воз­действия на раннее речевое развитие ребенка,

— в случаях сочетания ЗРР с резидуальными проявлениями па­тологии ЦНС<проконсультировать ребенка у невропатолога,

— обязательно провести с логопедом пропедевтический курс коррекционно-развивающего обучения.

В приложении мы приводим опросник для родителей и некото­рые наиболее типичные варианты его заполнения родителями де­тей с нормальным речевым развитием, а также при отклонениях в развитии детской речи. Обращаем особое внимание специалистов на то, что все данные, полученные от родителей с помощью это­го опросника, носят предварительный характер и их необходимо уточнять при окончательной оценке речевого развития каждого ребенка.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

В начальный период для организации взаимодействия между ре­бенком и взрослым рекомендуем индивидуальные игры-занятия, которые позволяют в игровой форме проводить обследование разви­тия слухового и зрительного внимания. В конце каждого занятия предложен примерный перечень регистрационных записей, которые смогут адекватно отразить реальный уровень развития внимания, проявившийся при проведении этого занятия с конкретным ребен­ком, и уточнить педагогическую характеристику ребенка.

В случаях явных затруднений при их выполнении ребенку необ­ходима консультация детского психолога.

Обследование слухового внимания

Найди колокольчик

Цель: определить умение ребенка реагировать на внезапный звук и находить его источник в знакомой обстановке (детская или игро­вая комната).

Оборудование: 2—3 одинаковых колокольчика (лучше всего ис­пользовать «валдайские колокольчики» с очень красивым и мело­дичным звучанием), любая игрушка или машинка.

Ход занятия

Занятие проводится в детской или игровой комнате.

Для его проведения необходимо предварительно раздать по одно­му колокольчику нескольким взрослым (маме, бабушке, няне). По­просите их сесть или встать в разных концах комнаты и звенеть коло­кольчиками по очереди только после специального знака (организа­тор игры поправляет свои волосы, дотрагивается до носа и т. п.).

В начале игры внимание ребенка специально привлекается к инте­ресной игрушке, находящейся в центре комнаты. Если малыш возьмет игрушку в руки или потянет в рот, дать ему некоторое время (30 сек — 1 мин) на то, чтобы он мог по-своему ее «изучить». Если же ребенок

ничем не заинтересовался, то организатор игры должен сам «начать игру» — передвигать игрушку (машинка катается, кукла ходит), что­бы удержать внимание ребенка (взгляд) и отвлечь его от происходя­щего вокруг в комнате. Затем, по специальному сигналу, «звучит ко­локольчик» сзади малыша. Обратите внимание: малыш не должен ви­деть колокольчик, звук должен идти для него сзади, взрослый может даже спрятать колокольчик за спиной. Если ребенок только обернул­ся, но не стал «искать», что звучало, то вы должны помочь ему найти этот колокольчик.

Речевая инструкция: «Ой! Идем-идем. Вот сюда. Иди сюда! Вот это!» (Она должна произноситься эмоционально и сопровождаться соответствующими движениями взрослого в направлении предмета и жестами, при помощи которых вы обращаетесь к ребенку и стимулируете его подойти к колокольчику.) Взрослый, который звонил в колокольчик, может в этот момент достать колокольчик из-за спи­ны, позвонить в него и на глазах у ребенка опять спрятать колоколь­чик за спину.

При успешном включении ребенка в игру выполните это зада­ние несколько раз с разными колокольчиками. Как правило, если малыш еще очень мал, он бросает «старый» колокольчик или легко отдает его маме в руки, как только его внимание привлекает новое звучание в другом конце комнаты. Такой колокольчик можно ис­пользовать для повторного задания. С ребенком до 1 года 6 мес. не рекомендуется проводить больше 3—4 проб: он ведь не так давно начал ходить самостоятельно и еще с трудом может резко менять направление движения в пространстве вокруг себя.

Если ребенок так сильно увлекся одним колокольчиком, что не реагирует на звучание других, задание можно повторить в другой день, чтобы убедиться, что малыш реагирует именно на звучание колокольчика, а не на внешний вид предмета и двигается в направ­лении колокольчика, потому что соотнес понравившийся звук с этой игрушкой.

Отметьте, как ребенок реагирует на звучание колокольчика:

• оборачивается, но не начинает искать его в комнате;

• начинает самостоятельно искать колокольчик только после его показа;

• сразу пытается найти источник звука (совершает хотя бы одну попытку).

Звонят. Откройте дверь

Цель: выявить уровень сформированности слуховых и поведенчес­ких реакций ребенка на невербальные сигналы.

Оборудование: телефон (можно использовать игрушечный теле­фон с электрическим звонком), дверной звонок.

Ход занятия

Занятие проводится в коридоре квартиры ребенка или в одной из комнат, в ДОУ — в любом кабинете, группе.

Предварительно следует выяснить у родственников, пользуются ли в доме дверным звонком, есть ли в доме телефон и какого он типа (городской номер, сотовый, радиотелефон и т. п.), где он рас­положен.

Занятие проводится в форме игры-поиска: «где звонят?», которая организуется в непосредственной близости от источника звукового сигнала. Но, в отличие от игры «Найди колокольчик», вы на этот раз «не слышите» звонок (в дверь или по телефону), продолжаете свои дела — так проверяется собственная реакция ребенка на знако­мый звуковой сигнал:

• не реагирует;

• слышит, но не пытается привлечь внимание взрослого;

• слышит и пытается привлечь внимание взрослого;

• самостоятельно подходит к двери или звонящему телефону, пытается открыть дверь или снять трубку;

• плачет, путается.

Если занятие проводится в помещении, не оборудованном теле­фоном и дверным звонком, то можно использовать упрощенный ва­риант задания («Кто стучится в дверь ко мне?»). Для этого следует находиться с ребенком в комнате, в которую можно войти через две двери. В любую из этих дверей одному из взрослых надо стучать из­вне, а другой должен находиться в комнате рядом с ребенком, на­блюдая за его реакциями, но не открывать дверь. Иногда для этого варианта игры требуется предварительное обучение — некоторые дети просто не знают, что в дверь надо постучать, чтобы ее открыли.

Кто так говорит?

Цель: определить уровень слухового внимания к речевым сиг­налам.

Оборудование: несколько игрушек, резко отличающихся друг от друга по «голосам» (курочка, собачка, кошка), столик и два стуль­чика.

Ход занятия

Занятие проводится за столом.

Сядьте на один стульчик и пригласите ребенка сесть напротив: «Иди сюда. Давай поиграем! Посмотри, кто к нам пришел». Поставь­те перед ребенком сначала две игрушки (курочка, кошка).

Речевая инструкция: «Мяу-мяу! Покажи!» Изобразите «голос» кошки и подождите, сможет ли ребенок показать на нужную игрушку.

Если вам кажется, что ребенок затрудняется ответить, потому что инструкция ему непонятна, произносите: «Мяу-мяу! Где мяу-мяу?», выделяя голосом слово «где».

В наиболее сложных случаях, когда занятия проводятся с очень маленьким ребенком или с ребенком, у которого уже отмечаются явления речевого или поведенческого негативизма, можно прини­мать как правильный ответ не только указательный жест, но и «направленный взгляд» (ребенок на короткое время, не более не­скольких секунд, смотрит на игрушку). Точно так же проверьте, знает ли ребенок «голос» курочки.

Если ребенок активно включается в задание, можно посмот­реть, насколько легко он выбирает нужное звучание и соотносит его с игрушкой при последовательном предъявлении «голосов»: мяу-мяу, ко-ко, ав-ав (все три игрушки находятся перед ребен­ком). Чтобы исключить ваше подозрение, что ребенок случайно показал игрушку, животные несколько раз во время игры «пере­саживаются».

В конце занятия отметьте типичные реакции ребенка на часто употребляемые в детской речи звукоподражательные слова:

• эмоционально реагирует на игрушки, но не знает их «голоса»;

• знает некоторые «голоса», но может спутать их в игре, когда устанет или отвлечется;

• не удается привлечь внимание ребенка к «голосам» живот­ных;

• самостоятельно называет в игре животных (использует при этом слова-звукоподражания или облегченные слова);

• отказывается от игры, плачет;

• не понимает задания.

Правильно или нет?

Цель: выявить умение ребенка словами или жестами выражать свое несогласие с «неправильными» высказываниями взрослых.

Оборудование: в игровой комнате — соответствующие игрушки, а на прогулке это могут быть настоящие кошечки, собаки, вороны.

Ход занятия

Спросите у ребенка: «Это кошечка?» (показывая на кошечку) — и дождитесь утвердительного ответа в любой форме (кивок голо­вой, улыбка, возглас). Если ребенок никак не реагирует, задайте вопрос о другом животном или игрушке. Если ребенок умеет ис­пользовать любые коммуникативные жесты, мимические выраже­ния или лепетные слова для выражения своего согласия, переходите к основному этапу задания.

Покажите на собачку и с той же интонацией, что и в первый раз, еще раз задайте этот же вопрос: «Это кошечка?» (облегчен­ный вариант вопроса «Это мяу-мяу?»). Дождитесь ответа ребенка, вопрос можно повторить несколько раз. Самое главное — не реа­гируйте негативно (не переспрашивайте с интонацией удивле­ния, показывая, насколько неверно ребенок ответил; не хмурь­тесь, не качайте головой), даже если ребенок ошибочно под­твердил ваш «неправильный» вопрос. Можно еще раз повторить вопрос, чтобы убедиться в том, что именно хотел «сказать» ре­бенок.

Несколько раз задайте малышу такие вопросы, варьируя правиль­ные и неправильные названия предметов, например, спросите, по­казывая на кошечку: «Это собачка?»

Следует помнить, что если вопросы задаются на прогулке, то особенности движений и поведения животных будут помогать ре­бенку «узнать» или «не узнать» кошечку. В помещении игрушки для этого задания должны быть тщательно отобраны, так как они будут предъявляться ребенку последовательно, несколько раз, и ребенок может их перепутать, если игрушки будут похожи.

В конце занятия отметьте, умеет ли ребенок выражать свое со­гласие или несогласие со словами взрослого:

• ребенку впервые предъявляется задание в форме вопроса «Это?» (в семье к нему чаще обращаются с утвердительными выражения­ми), он не умеет на него отвечать ни в какой форме;

• у ребенка сформирована стереотипная реакция на вопрос «Это...?», который всегда задавался ему только в правильной фор­ме, поэтому утвердительный жест или слово он употребляет не в значении «Да», а как эмоционально-положительную реакцию на об­щение со взрослым. Если на любой вопрос ребенок отвечает «Да», удостоверьтесь, что это правильное согласие, — покажите на другой предмет и задайте тот же вопрос, если ребенок тоже радостно ответит «Да», значит, он реагирует на интонацию, на само обращение к нему, но не на слова;

• ребенок понимает заданный вопрос и отвечает на него в соот­ветствии с ситуацией («Да» или «Нет») — в форме жеста, возгла­са, слова и т.п.;

• ребенок вообще не реагирует на слова, обращенные к нему.

После проведения этих заданий можно уже предварительно опре­делить уровень развития слухового внимания и типичные поведен­ческие реакции на невербальные и вербальные коммуникативные зна­ки у конкретного ребенка:

— ребенок только реагирует на звуковые сигналы, например, поворачивает голову в сторону источника звука;

— ребенок хорошо понимает, что означают звуковые неречевые сигналы (знает их коммуникативный смысл), которые его окружают в жизни (телефон, дверной звонок, стук в дверь);

— ребенок знает некоторые элементарные слова-звукоподражания и соотносит их с конкретными предметами в окружающей действи­тельности;

— ребенок адекватно реагирует на использование в речевой ком­муникации нескольких знакомых ему слов, отличает вопроситель­ную интонацию от утвердительной, может выразить свое «согла­сие-несогласие» со словами взрослого жестами (утвердительными, отрицательными) или облегченными словами.

Обязательно запишите, хотя бы кратко, результаты ваших на­блюдений за ребенком при проведении этих игр. Отметьте, какие именно задания вызвали у него наибольшие затруднения. Такие за­писи носят регистрирующий характер и помогут вам более точно определить исходный уровень развития слухового внимания у ма­лыша.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: