II этап Основного цикла занятий




Одежда: одеваем куклу на прогулку

Цель: выполнять речевую инструкцию в одно действие, не под­крепленное жестом или другими вспомогательными средствами. Задачи:

• развитие речеслуховой памяти детей, зрительного и слухового внимания при проведении игр со знакомыми предметами;

• закрепление в словаре названий некоторых частей тела, деталей одежды;

• называние детьми своих имен и имен других детей;

• развитие тонкой моторики (точные движения кистями и паль­чиками обеих рук);

• умение соблюдать «правила» игры, очередность выполнения дей­ствий, а также осуществлять контроль за их соблюдением, в том числе и с помощью регламентирующих слов («так», «не так» и т.п.);

• воспитание устойчивых навыков речевого этикета (говорить «спа­сибо»), закрепление коммуникативных жестов (махать ручкой при прощании).

Оборудование: кукла; кукольная одежда (шапочка, туфельки, шарфик, кофточка); игрушечная коляска; маленькое зеркальце, рас­ческа, столик, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, все дети приглашаются к столу, на котором лежат шапочка, туфельки, шарфик, кофточка, маленькое зеркальце, расческа. Кукольная коляска стоит в противо­положном углу комнаты.

Занятие строится как игра-эстафета, в которой каждый ребенок выполняет свое задание, отличное от задания других детей. При этом детям, у которых хороший уровень понимания речи, дается речевая инструкция, регламентирующая выполнение игрового дей­ствия, которое в игре другими детьми еще не выполнялось («приче­сать куклу»*, «показать кукле зеркало»*).

Задания для детей, хуже понимающих речевую инструкцию, должно содержать просьбу выполнить то же самое действие с дру­гим предметом (например, принести кукле второй ботиночек) или просто еще раз повторить сделанное другим ребенком.

Игра «Одеваем Катю на прогулку» начинается с того, что вы подзываете к себе одного ребенка и спрашиваете у него:

«Ваня, где кукла Катя? Дай (принеси) мне Катю».

Затем последовательно даются следующие задания:

1. «... посади Катю на стул».

2. «,.. покажи, где у Кати голова?»*

3.«... причеши Катю»*.

4. «... дай мне шапочку».

5. «... надень Кате шапочку». (Если уровень развития моторики у ребенка недостаточен, тогда действие выполняется совместно с взрос­лым: «Давай наденем Кате шапочку».)

6. «... дай мне шарфик».

7. «... завяжи Кате шарфик».

8. «... дай мне ботиночек».

9. «... обуй Кате ботиночек» (или «Давай оденем Кате ботино­чек»).

10. «... дай мне другой ботиночек».

11. «... обуй Кате другой ботиночек».

12. «... кати сюда коляску».

13. «... посади Катю в коляску».

14. «... подержи Кате зеркало»* (или «Давай подержим Кате зеркало»).

15. «... покатай Катю в коляске»*. (Все дети «прощаются» с Катей: машут ей ручками.)

Задания, отмеченные звездочками, могут быть повторены не­сколько раз разными детьми. Такое задание обычно дается тем де­тям, которые затрудняются в выполнении поручений только по речевой инструкции, они, как правило, с большим удовольствием повторяют действия по образцу.

Когда кукла «погуляла и вернулась» (т.е. через две-три минуты), надо постараться вспомнить с детьми, кто и как ей помогал.

Речевая инструкция: «Катя погуляла. Теперь она будет говорить "спасибо" всем, кто ей помогал. Дети! Кто принес Кате шарфик?» Вопрос, заданный всем детям, предполагает ответ хором. Обычно один-два ребенка в группе могут назвать нужное имя самостоятель­но, а все остальные с радостью смогут его повторить.

После окончания этой игры необходимо оценить участие в ней каж­дого ребенка, и каждого ребенка кукла поблагодарит за помощь (кукла кланяется и прощается с каждым ребенком: жест «пока-пока»).

Купаем зайку

Цель: сформировать у детей точное соотнесение действия «ку­пать» — «мыть» — «поливать» с помещением, где оно обычно про­исходит (ванная комната), и необходимым оборудованием (кран, тазик, ванная, черпачок).

Оборудование: тазик, черпачок или крышечка от пластмассовой мыльницы, тазик, фигурка из мыла (зайчик).

Ход занятия

Детей сначала знакомят со способом «купания» зайчика. Для этого перед ними ставят на столик пластмассовый тазик с водой, напол­ненный наполовину, и опускают туда игрушку, сделанную из мыла. Надо привлечь внимание детей к игрушке тем, что, беря ее в руки, можно получить мыльную воду. Дети обычно очень реагируют на изменение воды: она становится мыльной, тянутся к ней руками, стараются найти игрушку. Эти действия ребенка надо поощрять, пото­му что самостоятельно дети в этом возрасте еще, как правило, не умеют мылить и вытирать руки (вращать маленький кусочек мыла в руках и сжимать полотенце, вытирая руки). Игровые действия с ма­ленькой игрушкой ребенок выполняет охотно, и таким образом у него постепенно формируется захват мыла в руке.

Затем надо перейти с детьми непосредственно в помещение ван­ной комнаты и показать им, как можно поливать зайку водой из черпачка.

Речевая инструкция: «Вот зайка, сейчас мы будем его поливать. Посмотрите, включаю воду. Вода полилась. Теперь набираю воду (подставляем черпачок) и поливаю зайку. Ой! Вода кончилась! Те­перь ты набери воду (подводим руку ребенка с черпачком к струе воды и, поддерживая его руку, чтобы он не уронил черпачок, набираем воду). Поливай зайку (помогаем повернуть кисть так, что­бы вода полилась). Вытри зайку (кладем зайку в полотенце и про­сим ребенка его вытереть)». Проводим это задание с каждым ребен­ком по очереди.

Дома надо закрепить:

— зачерпывающие движения рукой — набирать воду черпачком и поливать «зайку». Эти движения формируются при черпании воды из тазика, а также при набирании воды из-под крана: это труднее, так как надо удерживать черпачок в руке под тяжестью воды;

— знание помещения, где это происходит, и названия основ­ного оборудования. Вариантом проверки этого задания могут быть вопросы типа: «Где мы купаем зайку? Где наш тазик?», или зада­ния: «Дай тазик! Открой кран», или: «Помоги открыть кран!» (рука ребенка кладется сверху руки взрослого, и они вместе поворачива­ют кран);

— знакомство с туалетными принадлежностями: найти в ванной зубную щетку, стаканчик, тюбик с пастой, а также показать их на картинке, принести тюбик с зубной пастой маме, дать папе кис­точку для бритья.

Зайка выбирает «еду»

Цель: познакомить детей с названиями некоторых овощей и фрук­тов и словами, определяющими их вкусовые качества.

Задачи:

• продемонстрировать детям способ сообщать о своем «согла­сии — несогласии» с помощью утвердительных и отрицательных жестов;

• стимулировать употребление в общении слова «нет» и соответ­ствующего жеста;

• закрепить жест «дай»;

• понимать значение слов-определений «сладкий», «кислый»;

• закрепить ритуал приветствия и прощания с гостями. Оборудование: игрушечный заяц, морковка, капуста, яблоко, лимон, стол, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в помещении группы.

Дети рассаживаются на стульчиках вокруг стола, напротив взрос­лого. Возьмите на руки зайку. На середину стола последовательно положите морковку, капустный лист, яблоко и лимон. По очереди называйте каждый овощ или фрукт и показывайте, как его «куша­ет» зайка.

Речевая инструкция: «Зайка хочет кушать. Зайка голодный. Это морковка. Он хочет съесть морковку. На морковку, зайка. Зайка ест морковку: "Ням-ням, вкусно! Морковка сладкая. Спасибо!"» Свои слова сопровождайте определенными «действиями» зайки: зайка тя­нет руки к морковке, зайка показывает, как он просит морковку (движение обеими лапами к себе: так он выполняет жест «дай»). Ког­да зайка получает морковку, он «хватает» ее и начинает есть. Затем он кланяется: «Спасибо-спасибо». Только от лимона зайка отказыва­ется: он кислый. При этом зайка отрицательно качает головой и «го­ворит»: «Нет! Не вкусно. Он кислый. Не буду кушать!» (Все эти слова, кроме слова «кислый», дети уже знают, так как они очень часто употребляются родителями во время кормления.) На занятии с деть­ми учат только выбирать еду для зайки, а с вкусом еды следует знакомить детей в другое время (или на кормлении в саду, или в домашней обстановке).

Надо каждому ребенку предложить покормить зайку, чтобы убе­диться, что он точно запомнил названия каждого овоща или фрукта.

Речевая инструкция: «Катя, дай зайке морковку. Саша, покорми зайку капустой. Ваня, зайка хочет яблочко. Угости зайку! Света, дай зайке лимон! Он не ест. Саша! Попробуй ты дать зайке лимон! Зайка опять не ест лимон. Он не хочет есть лимон. Лимон кислый».

Мыльные пузыри

Цель: сформировать произвольный ротовой выдох. Задачи:

• познакомить ребенка с новым занятием — выдуванием мыль­ных пузырей;

• продемонстрировать на практике важные признаки и качествен­ные характеристики мыльных пузырей: яркие, переливающиеся всеми цветами, лопающиеся, летающие и т.д.;

• стимулировать желание ребенка поймать мыльный пузырь, по- I трогать ручками мыльную пену и попробовать на нее подуть;

• закрепить умение жестами выражать свое согласие — несогласие, одобрение;

• активизировать эмоциональные возгласы ребенка в процессе новой игры.

Оборудование: пластмассовый стаканчик с мыльным раствором, набор трубочек для дутья (широкие пластмассовые трубочки для коктейля).

Ход занятия

Игра проводится в помещении, педагог стоит в центре, в окружении детей.;

Покажите детям, как надо выдувать мыльные пузыри. Для этого используется прием выдувания мыльной пены из стаканчика: при опускании в стакан кончика трубочки и дутья в нее начинает ин­тенсивно образовываться мыльная пена. Эта пена, скапливаясь, по­степенно вытесняется из стаканчика, и мыльные пузыри разлета­ются по воздуху. Дети могут потрогать мыльную пену, подставить ладошки и «поймать» мыльные пузыри, которые лопнут у них на ладони. Комментируйте свои действия, побуждая детей к игре с мыльными пузырями.

1. Речевая инструкция: «Сейчас я опущу трубочку в стаканчик и подую в нее, сильно-сильно. Вот так! И еще сильнее. Смотрите, это — мыльные пузыри. Какие они красивые! Дую в трубочку еще раз! I Мыльных пузырей еще больше! Они падают вниз! Ой! Лопнул! И еще один мыльный пузырь! Ваня, лови его! Ой, лопнул! Света, лови мыльный пузырь! И у Светы мыльный пузырь лопнул!»

«Оля, хочешь поймать мыльный пузырь?» Надо дождаться со­гласия ребенка, выраженного кивком головы, эмоциональным возгласом или словами: «Да!», «Еще!» Игра возобновляется только после «ответа» ребенка, к которому обратились с вопросом. Аналогично такой же вопрос задайте еще нескольким детям и дождитесь от них утвердительного ответа. Самым «смелым» детям можно предложить подуть в трубочку первыми, а затем это действие выполняется и остальными детьми.

2. Затем спросите у детей: «Заканчиваем игру? Не будем больше пускать мыльные пузыри?» Эти вопросы относятся к определенному типу вопросов, задаваемых маленьким детям,— это так называемые «вопросы без вопросительного слова», наиболее простые и понятные малышам. В данной речевой ситуации эти вопросы обращены ко всем детям сразу, а не к одному конкретному ребенку. Если это вызовет значительные затруднения, то можно переформулировать вопрос в виде обращения к конкретному ребенку: «Ваня, ты хочешь закончить игру?» Или: «Ваня, закончить игру?» Желательно, чтобы ребенок прореагировал в ответ отрицательным жестом (покачал го­ловой или отрицательно помахал рукой) или словом «нет». Если ребенок не сможет ответить или ответит неправильно, то обратитесь с этим вопросом к другому ребенку.

Если оба ребенка ответят «неправильно» (т.е. выразят согласие закончить игру), то надо обратиться к другим детям: «Ваня хочет закончить игру. А вы тоже хотите закончить игру?»

Сложность этой коммуникативной ситуации, специально создан­ной в процессе игры, состоит в том, что предыдущие вопросы тре­бовали утвердительного ответа (ребенок должен был выразить свое согласие ловить мыльные пузыри), а последний вопрос требует, наоборот, отрицательного ответа (дети не хотят заканчивать новую игру, им нравится ловить мыльные пузыри).

Маленькие дети не всегда следят за смыслом заданного вопро­са и часто выражают свое согласие автоматически, потому что этого от них ждут взрослые. Созданная конфликтная ситуация позволит выявить тех детей, которые адекватно используют утвер­дительные и отрицательные жесты и слова, и тех, которые про­сто подражают окружающим, не вслушиваясь в сам вопрос.

Если дети не справятся с данной ситуацией, нецелесообразно акцентировать внимание на этой общей «ошибке», надо перефор­мулировать вопрос: «Вы будете ловить (пускать) мыльные пузы­ри?», а эту коммуникативную ситуацию отработать потом индиви­дуально с каждым ребенком.

Учимся дуть вместе

Цель: побуждать детей к совместному дутью на легкие предметы.

Задачи:

• закрепить освоенные детьми способы дутья (в свисток и дудоч­ку, губами «в трубочку»);

• научить выполнять действия совместно и по очереди, следуя различным речевым инструкциям: «Давай подуем вместе», «Сначала я... теперь ты...»;

• научить прекращать выполнение действия по команде «Стоп».

Оборудование: мячик для пинг-понга, тазик с водой, блестя­щий елочный дождик, мыльные пузыри (раствор мыльной воды с трубочкой для дутья), несколько дудочек, стол, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в помещении, за столом.

Хорошо известно, что легче всего малышу дуть на «дождик», за­тем — на мячик, самое трудное — дуть в трубочку, чтобы в мыль­ном растворе образовывались пузыри. Для того чтобы эти навыки были успешно освоены всеми детьми в группе, необходимо прово­дить занятие в виде веселой игры, когда внимание детей сосредото­чено не на самом процессе дутья, а на его результате: движении блестящей гирлянды, катящегося шарика и т.д. '

В начале игры покажите детям, как колеблются в потоке направленного воздуха елочные гирлянды. Для этого можно использовать самые тонкие «нити» (не более 2 мм в ширину), прикрепленные к краю выходного раструба детской дудочки. Затем такие же дудочки раздаются детям для самостоятельного дутья. Вопреки распространенному мнению, что маленькие дети не умеют дуть или дуют очень слабо, использование вспомогательных средств (дудочек, свистков) наглядно демонстрирует, что даже очень маленькие дети (мы наблюдали детей в возрасте от 1 года до 1 года 2 мес. — 1 года 3 мес.) способны на сильный произвольный выдох. Важно, чтобы в начале они сумели хотя бы раз самостоятельно получить в результате новый и интересный звук. Мы используем дудочки, в которые дети уже научились дудеть для демонстрации движения гирлянды под воздействием воздушной струи. Затем надо попробовать подуть губами на гирлянду, лежащую на столе. Поощряется каждая попытка ребенка «сдвинуть» блестящую гирлянду. Удобнее всего расположиться напротив ребенка и пытаться по очереди сдвигать гирлянду. При этом взрослый и ребенок поочередно дуют на гирлянду, а она перемещается то к одному краю стола, то к противоположному.

Речевая инструкция: «Сначала я дую на "ленточку". Вот так! Она летит к тебе! Теперь ты дуй! Молодец! Еще сильнее! Вот так! Стоп! Я ее поймала!»

Аналогично на занятии дети сначала дуют на мячик для пинг-понга, плавающий в воде: их привлекает сам процесс «колебания» воды — мячик качается на волнах, а затем можно пробовать сдувать мячик и на столе (перед этим его тщательно вытирают или заменяют таким же сухим шариком). Мячик так же перемещается от взрослого к ребенку и обратно, как при дутье на «дождик».

На заключительном этапе занятия дети поочередно дуют в стакан с мыльным раствором через широкую трубочку, образуя мыльную пену. Пока один ребенок выдувает пену из стакана, другие дети пы­таются сдувать эту пену с края стакана в воздух.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: