Цель: научить детей употреблять качественные прилагательные («холодный», «горячий», «белый») в сочетании с существительными, называющими предметы и явления окружающего мира (вода, огонь, снег, лед, сосулька).
Задачи:
• закрепить первичные (бытовые) представления детей о качественной характеристике огня, снега, воды;
• понимать слова-определения, связанные с качественными отличиями между предметами (холодный — горячий, грязный — чистый, мокрый — сухой);
• активизировать в их лексическом запасе слова по теме: «Вода, Огонь, Зима»;
• научить детей отвечать на альтернативный вопрос и использовать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;
• научить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторять «важное» слово, уже названное взрослым).
Оборудование: свечка, чашка, блюдце, чайная ложка, снеге улицы, совок, ведерко, стол, стульчики. Ход занятия
Занятие проводится на прогулке и в игровой комнате. Попросите детей на прогулке наполнить ведерко снегом. После прогулки это ведерко (если занятие проводится не сразу после прогулки, то в ведерке может быть уже другой снег, важно просто привлечь внимание детей к тому, что с улицы в помещение был принесен снег) ставится на стол. Дети приглашаются к столу.
Речевая инструкция: «Вот снег. Мы принесли его с улицы. На улице холодно. И снег тоже холодный. Я трогаю снег: пальцам холодно. Пальчики замерзли». (Сделайте жест «растирание обеих рук», показывая, как вам холодно.)
«Я дую на руки (жест «фею руки»). Ваня, подуй тоже на свои руки. А теперь Света подует.
Я дую на свои руки. Хорошо! Теперь Ваня дует на свои руки. Ваня, ручкам холодно или нет? Теперь Света дует на свои руки. Света, ручкам холодно или нет?»
«А теперь Ваня потрогает снег в ведерке. Ваня, а теперь ручкам холодно или нет?» (Это очень сложный вопрос для ребенка. Если малыш вас «не понимает» и дает ответ «нет», как и на предыдущий вопрос, то надо привлечь его внимание к тому, как мерзнут руки, если трогаешь снег. Несколько раз потрогайте снег в ведерке на глазах у ребенка и эмоционально произнесите: «Ой! Холодно! Как холодно! Моим рукам холодно!» Ребенок скорее поймет эмоционально окрашенную ситуацию и сможет адекватно прореагировать на повторно заданный ему после касания снега рукой вопрос: «Ваня, ручкам холодно или нет?»)
Далее зачерпните совком немного снега из ведерка в блюдце. Это действие может начать выполнять взрослый, а потом он передает совок ребенку. Когда снег лежит в блюдце, оно ставится на черный (темный) лист бумаги. Детям задается вопрос: «Снег белый или нет?» Можно помочь им и ответить на этот вопрос вместе, хором.
Сочетание «белый снег» очень часто у маленьких детей выступает в своего рода цельной номинации явления, тем более что семантика цветовых прилагательных в возрасте до двух лет ребенку еще не может быть доступной (С.Н. Цейтлин).
Далее зажгите свечку и повторяйте вместе с детьми слово «Горячо!», как описано в занятии № 13 «Огонь: погаси свечку». Затем к огню подносится на чайной ложке немного снега. Снег тает на глазах у детей и превращается в воду. Вода с ложки переливается в чашку. Чайная ложка со снегом подносится к огню несколько раз, и постепенно в чашке скапливается немного воды. Помешивайте воду в чашке, переливайте ее со словами: «Вода: буль-буль» (занятие № 10), стимулируя детей к совместному повторению этих слов.
В заключение каждого ребенка попросите самостоятельно показать, где снег (в ведерке), где вода (в чашке). Затем вместе с взрослым ребенок повторяет: «В ведерке — снег. В чашке — вода». А потом заканчивает эту же фразу за взрослым: «(В ведерке)... снег.
Аналогично отрабатываются фразы: «Снег — холодный. А вода — нет».
В зависимости от индивидуального речевого развития ребенка на занятии с ним можно также использовать слова «мокрый» — «сухой» (например, можно поговорить о платке, на который попал снег), «чистый — грязный» (о воде из-под крана или образовавшейся из растаявшего снега).
В конце занятия чашка с водой убирается в холодильник. Когда вода замерзнет, образуется лед. Можно будет чашку со льдом вынести на следующую прогулку и сравнить замерзшую в холодильнике воду с сосульками на улице.
После занятия все дети идут в ванную комнату мыть руки: во время этого действия активно используются слова «горячая» и «холодная» (о воде). «Сейчас руки моет Ваня. Ваня, вода горячая или холодная? А теперь какая вода? Вода горячая?» Если ребенок затрудняется с ответом, сами «попробуйте» воду руками и эмоционально «отреагируйте»: «Ой! Как горячо! Вода горячая!», или, наоборот: «Ой! Как холодно! Вода холодная!» Как правило, ребенок принимает такую «подсказку» и отвечает на повторно заданный вопрос.