Этапы проектирования современного урока.




 

Сегодня меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Исходя из этого, начинаем проектировать урок.

1 этап - определение типа урока. Отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок.

v Вводный урок

v Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности

v Урок по закреплению знаний и способов деятельности

v Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности

v Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности

v Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности

 

Замысел урока отражается, прежде всего, в его целях. Какова ведущая цель урока, которая определяет всю его логику.

А именно:

• какова обучающая цель

• воспитывающая

• коррекционно-развивающая

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Если раньше ведущей целью было формирование ЗУН, то с реализацией новых стандартов ведущая цель: развитие личности.

Процесс целеполагания – процесс трудоемкий. Поэтому главная задача–это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.

При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы,

как будто ученик:

сам себе их поставил

они понятны ему

очевидны

«с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)

 

Основными характеристиками целей сегодня являются

конкретность

привлекательность / побудительность

достижимость

Задача каждого из нас – выйти на максимальное КПД (конкретность, привлекательность, побудительность)

Представление целей системой задач.

• Учитель определяет, какие знания, умения, возможно и навыки приобретёт (закрепит, обобщит) каждый ученик в течение этого урока.

• При этом продумывает,

- Как достичь результативности работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД;

- Как формировать у обучаемых самостоятельное, творческое мышление, инициативу, желание учиться;

- Как достичь эффективности урока в реализации задач духовно-нравственного воспитания;

- Как построить деятельность учителя по развитию деятельности ученика.

Определяем начальные условия:

- Какие представления и знания обучающиеся уже имеют по изучаемой теме к данному моменту?

- Какими умениями и навыками владеют?

- Какие нормы и смыслы у них сформированы?

Данная работа позволит уточнить систему задач и организовать, при необходимости, вводное повторение.

С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока. Особенностью содержания современного урока является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий. При этом необходимо определить:

· что учитель расскажет сам;

· что ученики изучат самостоятельно;

· какие вопросы поставит учитель;

· какие задания предложит;

· как будет контролировать процесс усвоения

И при этом помним, каковы основные критерии работы с содержанием.

Что расскажу?: что изучат самостоятельно?: Какие задам вопросы?: Какие задачи предложу?: Как буду контролировать процесс усвоения?

• Это соблюдение принципов дидактики. Необходимо сверять с ними основные поло­жения проекта урока и процесса его реализации.

· Выделение объекта прочного усвоения. К главному, существенному относятся: основные понятия, категории, законы, формулы, ведущие воспитательные идеи учебного материала.

Вместо старого подхода «чем больше, тем лучше»- новый - выделение объекта прочного усвоения.

· Учитель продумывает ценностные основания выбора содержания.

Ценности – это то, чем человек дорожит, из чего исходит в своих оценках других людей, себя самого. Это нравственные идеалы того культурного общества, в котором мы живем.

· Стремление учителя помочь детям раскрыть личностный смысл любого изучаемого материала.

(Многие дети не стремятся хорошо учиться потому, что не понимают, зачем им нужны те или иные знания.)

Следующий этап проектирования – это обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения.

При выборе метода необходимо знать, как методы связаны с задачами урока. Ведь каждая задача решается не любыми, а совершенно конкретными методами или их сочетанием.

Существует следующая их классификация:

• по виду передачи и восприятия учебной информации;

• по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя;

• по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока;

• по логике изложения и усвоения учебного материала;

• по характеру учебно-познавательной деятельности.

Давайте сравним. Если раньше - восприятие новой информации через наблюдение и слушание, то с введением новых стандартов - построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций.

Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников применяются новые методы обучения: например, проблемно-поисковый (продуктивный метод обучения).

Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя, а на основе: эвристической беседы, дискуссии, диспута, диалога, исследования.

Существуют различные приёмы эффективного урока. Вот некоторые из них. Многие знакомые и активно используются учителями.

« Корзина» идей, понятий, имен… Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Все методы имеют слабые и сильные стороны. Наконец, возможности детей тоже диктуют приоритетность в выборе метода. При новых требованиях к анализу оценивать не сами применяемые методы, а обоснованность их применения.

Давайте поговорим о формах проведения урока.

В какой форме наиболее полно реализуются выбранные методы.

Необходимо сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

Нетрадиционные типы урока.

Урок- викторина

Урок- поиск

Проектный урок

Урок-экскурсия

Урок – экспедиция

Урок без учителя

Стихотворно-музыкальный урок

Урок пресс- конференция

Урок взаимообучения

Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)

Интегрированные уроки

Урок – фантазия

Урок – сказка

Урок- спектакль

Разработка структуры урока.

1.Организация

2. Проверка выполнения д/з

3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация, целеполагание, мотивация)

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности

5. Первичная проверка понимания изученного

6. Закрепление новых знаний и способов деятельности

7. Применение знаний и способов деятельности

8. Обобщение и систематизация знаний

9. Контроль и самоконтроль

10. Коррекция знаний и способов деятельности

11. Информация о Д/З

12. Подведение итогов

13. Рефлексия

 

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

· технология личностно-ориентированного обучения

· дифференцированное обучение

· технология проектной деятельности

· развитие критического мышления

· игровые технологии

· икт

· здоровьесберегающие технологии

 

Следующий этап при проектировании урока-

• отбор средств обучения. дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, компьютерная техника с программным обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, учебный кабинет как средство обучения)

 

Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения. Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока (дефицитный ресурс), улучшает восприятие учебного материала и позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.

Планируя использование мультимедийных ресурсов и работу на компьютере, необходимо помнить о соблюдении санитарно-гигиенических требований к организации УП.

 

Следующий этап – рефлексия деятельности.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Если раньше мы осуществляли контроль и самоконтроль усвоения нового материала, то по новым стандартам - самооценка, рефлексия результатов деятельности, т.е. умение оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений.

Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Учитель ставит вопросы:

· Какую задачу ставили?

· Удалось решить поставленную задачу?

· Каким способом?

· Какие получили результаты?

· Что нужно сделать ещё?

· Где можно применить новые знания?

По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.

Вот такой кластер по итогу изложения материала можно составить.

Вспомним, о чём говорили.

• определили цели и задачи;

• отобрали содержание урока;

• выбрали формы и методы;

• провели рефлексию и вышли на результат, который планировали в целях и задачах.

Итак, грамотный, технологичный, профессиональный, современный урок спроектирован.

Однако урок - это ещё и отношения между людьми.

Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу взаимодействия.

Если раньше учитель: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик: объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго поколения ф ункции учителя: организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: