Тема лекции: Понятие о внебюджетных фондах(ВФ). Государственные социальные ВФ. Источники формирования и задачи фондов. Взносы в ВФ. Организация расчетов с ВФ в организациях. Отчетность.
Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общественных финансов.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход (Общий объем доходов страны), в процессе перераспределения которого создается преобладающая часть фондов. Основными методами, используемыми при мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов, являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.
Следовательно, государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение.
Они создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета.
Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ:
Пенсионный фонд РФ
Создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан.
Пенсионный Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Пенсионный Фонд является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов. Общий бюджет ПФ составляет примерно 1/3 федерального бюджета РФ.
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:
1)федеральные органы государственной власти;
2) страховщик (Пенсионный фонд РФ);
3) страхователи (лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица);
4) застрахованные лица (лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование).
Источники доходов ПФР:
• страховые взносы работодателей;
• средства федерального бюджета;
• суммы пеней и иных финансовых санкций;
• доходы от размещения временно свободных средств ПФР;
• добровольные взносы физических лиц и организаций;
• иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
За счет средств Пенсионного Фонда осуществляются:
выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
2) выплата социальных пенсий и пособий (1,5% расходов ПФ). Социальные пенсии - это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства); пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;
3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета (5% расходов ПФ);
4)содержание аппарата Пенсионного Фонда (0,7%);
5)расходы по доставке пенсий (3,6%);
6)выплата пособий на погребение (0,5%).
Фонд социального страхования РФ
Создан в 1990 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. в целях управления средствами государственного социального страхования России.
Источники средств ФСС:
• страховые взносы работодателей;
• страховые взносы субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• доходы от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
• добровольные взносы граждан и юридических лиц;
• ассигнования из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и их последствий, а так же в других установленных законом случаях;
Основные задачи Фонда социального страхования (ФСС) РФ:
-обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей и др.;
-участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
-разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Минфином РФ предложений о размерах тарифов страховых взносов на государственное социальное страхование;
-организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.