Мизогиния или женоненавистничество в РПЦ




Мужчины в Церкви: какие они?

 

Я задумала поразмышлять на эту тему в связи с тем, что сталкивалась в РПЦ с разными мужчинами (клириками и мирянами) и некоторые из этих мужчин вызывали у меня (девушки) некоторые недоумения.

 

Современное российское общество феминное. Женщины в нем маскулинные, а мужчины феминные и инфантильные. Такуюже феминизацию испытывает на себе и современная РПЦ. У нее «женское лицо», причем «лицо» это не молодое, а пред-пенсионного возраста (средний возраст женщин в Церкви, на мой взгляд, 55 лет). Отсюда возникает проблема для мужчин в РПЦ. Попав в Церковь и став в ней клириками (или мирянами), они становятся окружены не-молодыми женщинами и с ними (не всеми) начинают происходить, на мой взгляд, две вещи: или мужчины «обабиваются», или мужчины становятся «женоненавистниками».

 

Мизогиния или женоненавистничество в РПЦ

Впервые с мизогинией в РПЦ я столкнулась, когда во второй раз в своей жизни (после крещения), переступила порог православного храма в Царицыно в Москве. Я зашла с подругой. Мы были в джинсах, без платков и вошли, когда не было никакой службы в храме. И вот, из алтаря к нам вышел мужчина в подряснике (не знаю, был ли он клириком) и спросил меня: «Вы кто? Мужчина или женщина?» Я ответила: «Женщина». Он сказал: «Чтобы я больше здесь вас не видел» (имея ввиду, в таком моем «брючном» виде). Естественно, я обиделась на такое «гостеприимство» и ушла из храма.

Ярче всего, на мой взгляд, проблема мизогинии в РПЦ проявляет себя в священнических семьях. Как я заметила, в последнее время на портал Ахилла поступает много статей от жен священников, натерпевшихся побоев от своих мужей. На меня произвело впечатление одно довольно эмоциональное и правдивое откровение бывшей матушки: «Жаловаться особо некому. На исповеди, когда рассказывала про обиды на мужа, старший священник обычно отвечал: Бог терпел — и нам велел. Всегда так. Везде так.— Я, знаешь, как-то задумалась: а если тебя, батек, вот так бить? По чуть-чуть каждый день. В какой момент у тебя терпение закончится, а?!Побои нарастали. В ход пошли ремень, швабра, труба от пылесоса, в общем, что под руку подворачивалось — все годилось.— Почему развелась? Неповеришь. Однажды повезла ребенка в областной центр на обследование. Зашла в храм, совсем незнакомый. Подошла к священнику, сверстнику. И выложила ему про свою боль, про синяки, про то, что мужа презираю и терплю из последних сил. А он мне, знаешь, что сказал? «А где же любовь, матушка?» Какая любовь! Нет ее, любви этой: ни человеческой, ни христианской. Он спрашивает: какое отношение побои имеют к учению Церкви? К Христу? Насколько я в своем терпении и смирении духовно возросла? Будет ли мне хуже от того, что я уйду от мужа и буду сама воспитывать детей? Я ушам своим не верила. Смотрю на него, и у меня челюсть отпадает. Долго потом думала над его словами. Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы. Ведь так? Помнишь, нас так наш священник учил? Царствие ему Небесное.И вот терпение лопнуло. Муж опять в драку полез, я ему оплеуху отвесила, со всей дури, от всех своих обид накопившихся. У него аж щека распухла. А я детей собрала и к матери. И плевала я на все. Справлюсь. Детям нужна счастливая мать, а не забитое существо, блеющее про терпение и смирение, с синяками по всему телу. Смирение — вот оно: сама буду пятерых поднимать»[1]

 

От себя добавлю случай, о котором сама слышала. Один семинарист закончил семинарию, женился и стал служить священников. Прошло какое-то время, и ему намекнули в епархии, что он может, при желании, стать викарием правящего архиерея. Для этого надо только принять постриг. Батюшка пытался уговорить свою матушку согласиться на пострижение. Она не соглашалась. Тогда он пустил в ход свои кулаки. В результате домашних побоев его жена сбежала от него к родителям. А он после этого запросто постригся и теперь где-то «правит» в одной из епархий РПЦ. Интересно, что внутри РПЦ, в клерикальной среде, к побоям матушек священники относятся совершенно спокойно.

 

К сожалению,в РПЦ были и есть случаи, когда священник может убить свою жену: «Иерей Денис (Дионисий) Горовой служил в Николо-Угрешском монастыре в Подмосковье. Супруга Анна к церковным делам была равнодушна. Постоянные ссоры в семье привели к тому, что женщина потребовала развода. Для Горового развод и развенчание означали крах карьере. Он связывал свою жизнь только с церковью. И вряд ли ему позволили бы продолжить служение, если бы брак распался.Горовой решил избавиться от непослушной жены. Анне он нанес семь ножевых ранений. Тело супруги спрятал в лесу под Солнечногорском. Вернулся домой и отправился на службу в церковь, отмаливать грехи … один священнослужитель, который пожелал сохранить анонимность, пояснил «МК», что убийство жены — исключительный случай среди русского духовенства»[2]

 

В современном обществе, где жизнь человека является высшей ценностью, приведенный случай кажется просто вопиющим. Но, если мы вспомним историю РПЦ, то окажется, что архиереисеклисвоих священников (так делал, например, митр.Ростовский Арсений (Мацеевич), родом из польских дворян,а одного священника он даже засек до-смерти) а священники в свою очередь могли побить и даже убить своих жен. В этом отношении выделяется случай с преп. ВарлаамомКеретским, который, будучи священником, за убийство своей жены понес сугубый покаянный, и, что важно, жизненно опасный подвиг-епитимью -возить тело жены в карбасе (большой поморской лодке) пока оно не истлеет, проходя путь от Керети до Колы и обратно.

 

Другим проявлением женоненавистничества в РПЦ могут быть резкие высказывания в сторону женщин со стороны священников. Например, автором брутальных высказываний о женщинах является прот. Андрей Ткачев.«В блогосфере разгорается скандал вокруг диктофонной записи, на которой протоиерей Андрей Ткачев наставляет, как надо «правильно» обращаться с женщинами. В частности, пастырь говорит: «Бабы наглые, противные, и, если она в лоб не получит хотя бы раз в жизни, она ничего не поймет… Мужики виноваты во всем. Распаскудили бабье…» … Проблема, по мнению батюшки, в мужчине: он не имеет права быть подкаблучником. И священник детально рассказывает, как можно исправить женщину: «Нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога... гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину. Делать с ней не знаю что. То есть мужчина должен обломать женщину на сто процентов! Превратить ее в настоящую женщину. Смыть с нее всю эту порнографическую краску, которая на нее нанесена современной цивилизацией. Не сможет — пусть не женится, пусть в монахи идет. Иначе баба будет им командовать. Он будет подкаблучником. Она им будет крутить, как хочет, истерики закатывать…». А вот еще одна цитата из наставления отца Андрея: «Есть такие смиренные бабы, которые чувствуют на расстоянии: «сейчас получу в лоб» — и понимают смысл жизни, и все! А есть дуры, у которых чувства нет, наглость зашкаливает, наглости слишком много, чувства никакого, значит, нужно… просто говорить: «Дорогая, до свидания! Там лифт.Значит, на кнопку нажмешь, кнопка №1, спускайся вниз, чтобы не воняло тобой здесь, коза дурная, пошла отсюда. Таких, как ты, дорогая, с каждым годом все больше и больше… То есть я могу до 45 отдыхать, от 17 до 50 у меня выбор. А ты — нет. Не понимаешь — ты дура. Дура, причем стоеросовая. Это значит непроходимая. Это такое редкое дерево.Я могу от 17 до 45, до 50, до 55 выбирать, если захочу. А ты можешь от 16 до 30, а дальше потом на смену тебе пришли, которым 16, и тебе нужно мазаться, краситься, выдумывать что-то. Не понимаешь? Не работает соображалка? До свидания!.. Им нужно рожать на самом деле, если на то пошло… и бояться!»»[3]

 

Другой известный проповедник (ныне покойный) прот. Дмитрий Смирнов также женщин не жаловал: «Глава патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Димитрий Смирнов на встрече сучастниками православного сообщества OrthodoxBRO критично высказался о женщинах,соглашающихся на гражданский брак. По его словам, представительницы прекрасногопола, живущие с мужчинами без регистрации, являются бесплатными проститутками."Неохота сказать, что "я бесплатная проститутка", поэтому говорят: "У меня гражданскийбрак". Ты просто бесплатно оказываешь услуги – и все. Те мужчины, про которых говорят,что они женаты гражданским браком, они не считают их за жен, это просто временнаяутеха. Если бы он относился к ней как к жене, ну что, трудно зарегистрироваться, что ли?"– сказал Смирнов.Позже протоиерей объяснил, что специально использовал такую формулировку,поскольку хотел привлечь к проблеме общественное внимание … протодьякон Андрей Кураев рассказал телеканалу Москва 24, что за подобныевысказывания о "женах-проститутках" протоиерея могут отправить на заслуженнуюпенсию."Считается, что его слова – это официальные уста церкви, поэтому его слова можносчитать официальной позицией Московской патриархии. Получается, что это не толькодопустимо для протоиерея, а это и есть позиция патриарха. Вот патриарх пусть и ответитделом на этот вопрос, останется ли Смирнов на этом посту или уйдет на заслуженнуюпенсию. Заявления Чаплина все-таки тоже привели к отставке", – напомнил Кураев»[4].

 

Проявлять к женщинам снисходительное отношение (как к неполноценному человеку без мужчины) для этих вышеназванных священников кажется нормой. И меня очень радует, что им приходится оправдываться, отвечать за свои высказывания о женщинах перед светскими СМИ.

 

На мой взгляд, снисходительное отношение к женщине в Церкви свидетельствует о не пережитой античной культуре в Церкви. Церковь тащит на себе сквозь века груз своих нерешенных исторических проблем, по принципу «не вместо, но вместе». Античная (мужская культура) повлияла на сложение церковной субкультуры, в результате чего в Церкви мужчина считал(и до сих пор считает) нормой демонстрировать свое превосходство над женщиной, а иногда и унижать женщину, была бы она только послушной и внушаемой. Если мы вспомним историю Средних (христианских) веков, то там мужчины-христиане блюли девство женщин (чистоту потомства), но сами разрешали себе удовлетворение похоти вне брака за счет проституток: «Супружеская верность являласьединственным надёжным способом для мужчин дворянского происхождения бытьуверенными в том, что их дети — действительно их.Известен случай, когда французский король Филипп, уличив собственных дочерейв связях с некоторыми из его вассалов, отправил двоих из них в монастырь,а третью убил. Что же касается провинившихся придворных, они были казненыжестокой публичной казнью. … Проституция процветала в Средневековье. В крупных городах проституткипредлагали свои услуги анонимно, не раскрывая настоящих имён, и это считалосьчестной и вполне приемлемой профессией. Можно сказать, что в то время Церковьмолчаливо одобряла проституцию, по крайней мере, ничем не пыталасьей препятствовать.Как ни странно, товарно-денежные отношения в сексуальных связях расценивалиськак способ предотвращения супружеской измены (!) и гомосексуализма, то естькак то, без чего невозможно (мужчине) обойтись.Святой Фома Аквинский писал: «Если мы запретим женщинам торговать своимтелом, похоть (мужская) выплеснется в наши города и разрушит общество»»[5]

В современном феминном обществе верующиеженщины готовы дать отпор мужскому доминированию. Например, культуролог Елена Волкова: «Елена Волкова: …Вопрос в том, что культура в качестве стереотипа навязывает женщине правоту мужчины, превосходство мужчины, ее подчинение и то, что она лишь функция. Она не личность, а у нее есть функция, она должна выйти замуж, родить, должна быть хорошей хозяйкой и так далее.… И это ужасно! И сколько я встречала женщин, которые уже в зрелом возрасте говорят: «Мне кажется, что я прожила не свою жизнь. Я должна была бы заняться этим, тем…» А ее учили, что она должна принести себя в жертву мужчине, а своих детей в жертву государству, особенно сыновей»[6]

 

Я думаю, что очень хороший ответ священникам-женоненавистникам дал Я. Кротов «Яков Кротов: Я в заключение только вспомню 581-ый год, Собор в Маконе, в Галии, когда один епископ, сообщает Григорий Турский в хронике, встал и поднял вопрос: можно ли называть женщину «хомо», то есть человеком? Это проблема как с украинским языком. В германских языках «человек» – это только мужчина, и так во многих было и остается языках. Ответ был дан положительный, кстати, тогда, в 581-м году. Значит, осталось только понять, является ли мужчина человеком, если он ущемляет женщину»[7]

 

Бабство мужчин в РПЦ

На мой взгляд «обабивание» мужчин в РПЦ более естественно для них, чем их женоненавистничество, потому что сегодня в основном мальчиков воспитывают матери, и дальнейшее их воспитание и образование (от детсада до ВУЗа) также проходит в основном под руководством женщин.

 

Как проявляет себя мужское «бабство» в РПЦ?

 

На мой взгляд, оно проявляет себя прежде всего в трусости клириков. Современные архиереи (преемники апостолов и учителя Церкви) РПЦ могут запросто обличать своих клириков или прихожан, но они не рискнут обличать власть имущих чад Церкви (депутатов, силовиков, сотрудников ФСИН или президента РФ). Отсутствие обличения власть имущихсо стороны архиереев, как и печалованияо ком-то перед ними, указывает на убывание духовной силы Церкви, на само-истощание Церкви. Сила Церкви заключается в ее авторитетном голосе (проповеди) по отношению к любому человеку, независимо от его положения в обществе. А если этот голос избирателен, это говорит о двойных стандартах в Церкви: друзьям (спонсорам и власть имущим) все (все можно в Церкви), остальным – ничего. Трусость же священников, на мой взгляд, проявляется в горьком поповском юморе на внутрицерковные темы. Отцы-священники боятся говорить о внутрицерковных проблемах в Церкви в глаза архиерею, а вот за глаза готовы правду «резать» (в своих блогах или в своем специфическом поповском юморе). Мне это сильно напоминает советские анекдоты на кухне в советское же время, когда люди, задушенные советской партийной идеологией, находили отдушину и островок свободы в высмеивании партии. В связи с этим на память приходит прот. Павел Адельгейм, который не боялся открыто говорить и писать о проблеме прихода в Церкви, не боялся критиковать новый, разработанный архиереями под себя, Устав прихода 2009 года. За свою открытую позицию о. Павел претерпел от правящего архиерея, но, главное – он не боялся говорить о проблемах в РПЦ.

 

Бабство мужчин в Церкви проявляется, на мой взгляд, также в том, что они сосредоточены на себе, на том, чтобы им было удобно и комфортно. Например, я как-то ехала в метро, и со мной захотел познакомиться один прихожанин одного монастыря, куда я хожу. Я отказалась от этого знакомства, но что этот прихожанин ответил: «Ну, и слава Богу, мне же будет лучше». Я поразилась неадекватности этой фразы.Если подумать, мужчина, который стремится создать семью, в последнюю очередь должен думать о себе и своем комфорте (как ему «лучше будет»), ведь в этой семье кормильцем должен быть именно он, а не его будущая жена.

 

Приведу еще один пример «обабивания» мужчин. Как-то на медиа-проекте С.Т.О.Л. я смотрела интервью с одним молодым епископом. Слушая беседу с ним, я поражалась многим его словам, но особенно мне запомнилась его фраза: «Я ничего не произвожу». Дело в том, что мужчина от природы одарен физической силой, умом и энергией. И по своей природе ничего не производить он не может. В патриархальном обществе о мужчине, которые говорит, что он ничего не производит, сказали бы, что он «пустоцвет», и такой мужчина перестал бы быть в патриархальном обществе рукопожатным. Женщина производит на свет детей, а мужчина – культуру, среду обитания для детей. Все бы ничего в современном феминном и инфантильном обществе, но эту фразу сказал не кто-нибудь, а архиерей, который по своему духовному статусу является примером христианина и служащим духовным отцом в своей епархии. Единственным оправданием таких слов архиерея является, на мой взгляд, его малый срок (всего 3 года) архиерейства и его скептическое отношение к своему «интеллектуальному продукту» (передачам «Евангелие дня» на радио «Вера»). Я думаю, архиерею - не к лицу фраза «Я ничего не произвожу». Думаю, что он, как лицо ответственное, не должен «отпускать» в медиа таких фраз.

 

Сегодня в Церкви некоторые священники решаются на снятия с себя сана, чтобы заниматься тем, что оказывается им ближе по душе. И интересно, что многим из них ближе по душе - психология. Они идут в психологи и коучи. Мне кажется, что выбор в качестве профессии психологии, это - признак «обабивания» мужчин. На мой взгляд профессия психолога - женская. А вот психологию как науку всегда двигали мужчины. Женщины же в психологии следуют теориям мужчин. Думать головой должен в первую очередь мужчина, а вот работать языком должна женщина. Поэтому бывших клириков - сегодняшних психологов я не могу воспринимать как настоящих мужчин-христиан.

 

Иногда бабство клириков проявляется в излишнем, на мой взгляд, внимании к своему внешнему виду (имиджу). Священник должен быть внешне опрятен, но не пристрастен к своейвнешности. Однако, часто клирики ищут красивых одежд (облачений) и причесок (монахи даже женские прически умудряются себе делать), уже не говоря о том, что клирики (и монахи в том числе) повсеместно стригут себе бороды ради красоты лица.

 

Вообще, я заметила, что действующиеи бывшие священники бывают очень пристрастны к своей бороде. Стрижка бороды и уход за ней они считают обязательными, потому что борода – это не мелочь (как думают женщины), а имидж мужчины в Церкви. Тем более священнику нужен имидж, чтобы понравиться людям (прихожанам, спонсорам). Выходит, для священников безупречная борода (подстриженная и ухоженная) – дело святое. В связи с этим хочется вспомнить, что в патриархальных (мужских) обществах стрижка бороды (а тем более ее сбривание) считалось преступлением против мужской природы. Исключением были римляне, которые много воевали и бороды брили, чтобы в схватке римского воина за нее не схватили и не отрубили голову.Древние греки, восточные христиане, мусульмане, старообрядцы, казаки и крестьяне дорожили длиной своих бород. Не даром в древних монастырях (в лавре Саввы Освященного) запрещалось принимать безбородых юношей и мужчин, безбородых там считали за гомосексуалистов. Тех, у кого борода не росла по естественным причинам, отправляли в общежитие преп. Феодосия Великого. Старообрядцы, например, шли на разные жертвы в петровские времен, чтобы сохранить свои бороды неприкосновенными. На иконах Христа изображают с бородой, поэтому борода прочно вошла в христианскую традицию. В современной РПЦ находятся мужчины, которыеготовы на длинные бороды: «Сейчасношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану– монаху нельзя ни бриться, ни стричься. … Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить,отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – этокак голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко инеудобно»[8]; «Борода для православного мужчины – это определенноедостоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой,он принимает на себя определенные обязательства – впервую очередь, соответствовать образу Господа Боганашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И еслипосмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христосвезде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться ктому, чтобы Ему соответствовать»[9]. Думаю, таких мужчин-бородачей в РПЦ не много. Современное инфантильное общество стремится к вечной молодости, а борода старит человека. Поэтому, чтобы «хорошо выглядеть» в этом обществе, современные священники корнают свои бороды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: