Поведение мужчин в Церкви: где здесь пример?




 

Все вышеназванные внутрицерковные проблемы связаны с мужчинами в Церкви. Сейчас РПЦ переживает многосторонний кризис, и этот кризис, в первую очередь, связан с поведением мужчин в Церкви. Мужчины призваны Христом к более чем ответственному социально-этическому поведению, о чем пишет апостол Павел: «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением» (Тит. 1, 7-9) и «епископ должен быть … одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью … Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 2-7).

 

Христос в лице апостолов призвал мужчин к Себе, чтобы именно они составили первую христианскую общину - Церковь. Именно мужчины, на мой взгляд, призваны Христом показать женщинам пример веры во Христа. Но, по факту,выходитнаоборот, женщины оказываются привержены Христу более мужчин. Из Евангелия мы знаем, что у Креста Христова остался всего лишь один апостол Иоанн Богослов, остальные - со страху разбежались. Но не разбежались Матерь Божия и безымянные и безголосые женщины, следовавшие за Христом и служившие Ему своим имением: «Все четыре Евангелиста повествуют о том, что при кресте Иисуса стояли женщины (Мф. 27:55-56; Мк. 15:40-41; Лк. 23:49, 55-56; Ин. 19:25). У синоптиков женщины стоят в отдалении, тогда как у Иоанна они стоят достаточно близко к кресту, чтобы Иисус мог обратиться к Одной (Божией Матери - З.Л.) из них. … либо женщины поначалу стояли вдали, а потом приблизились к кресту, либо, наоборот, … они сначала стояли вблизи, а потом отошли после того, как Иисус умер»[13]. Лишь немногие имена преданных Христу жен-мироносиц называют евангелисты.

 

Здесь, на мой взгляд,кроется парадоксальность Христианства. К учительству и пастырству в Церкви Христос призвал мужчин, а они уступают женщинам в вере и любви ко Христу. Вся история Церкви – это история ее проповеди Евангелия, а с другой стороны, это – история мужских «разборок» в Церкви «ради Христа». Споры, взаимные анафемы, непримиримость, силовой захват храмов противника, драки, даже убийства творили мужчины в истории Церкви, ради, как они считали торжества Истины в ней. Мужская непримиримость творила в Православном мире расколы, дошедшие до наших дней (непримиримость породила Католическую Церковь, Протестантские Церкви, Анти-Халкидонские Церкви Востока и др.). И сейчас с новой силой торжествует в Православном мире непримиримость между Православными Патриархатами. Чем дело кончится на этот раз, одному Богу известно. В Церкви на микроуровне мужская непримиримость творит в клерикальной среде разобщенность и недоверие друг к другу. Священники не доверяют архиерею, архиерей не доверяет священникам, священники не доверяют друг другу. Поповский юмор прекрасно выражает одиночество священника в клерикальном мире. У меня складывается такое ощущение, что для клириков Христос существует, но Он - где-то во вне или над клерикальной средой, а не внутри нее, Христос бессилен примирить клириков, потому что клирики сами не хотят этого. Известно, что самая распространенная духовная немощь среди духовенства - это уныние. А еще - привыкание к святыне (к алтарю и Причастию) и усталость от священнических трудов. Какой вере могут научить женщин унывающие клирики? Какой любви во Христе могут научить женщин критикующие друг друга клирики?Если здесь пастырская ответственность?

 

Мужчины в Церкви считают себя христианами, они принимают сан, имеют в Церкви большие возможности: они могут получить в Церкви бесплатное фундаментальное православное богословское образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура) (женщине бесплатно доступны только богословские курсы),сделать карьеру, получить власть ивместе с ней доходы, а самое главное – они могут служить Евхаристию. Но при всем при этом они не хотят расстаться со своим мужским самолюбием, ради Христа.Не хотят оказаться от себя и от своей правоты ради Христа. Отсюда и церковные «разборки», и не-любовь, и уныние с усталостью. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). На мой взгляд, верующие женщины должны избегать по возможности общения с самолюбивыми мужчинами в Церкви, тем более не выходить за них замуж. Ведь свое самолюбие мужчины проявляют в первую очередь по отношению к слабым и подчиненным - женщинам, которые в Церкви не занимают видного положения и подчас зависимы от мужчин(в административном или семейном положении). Самолюбие несовместимо со Христом.

 

Конечно, Христос не оставляет Свою Церковь и следит за теми, которым Он эту Церковь поручил. Христос побеждал и продолжает побеждать мужское самолюбие, «зело» смиряет возомнивших о себе нечто мужчин в Церкви, особенно перед их кончиной. Достаточно вспомнить историю Церкви.Например, византийский император Юлиан Отступник, пытавшийся возродить язычество в Византии, будучи смертельно раненным в битве, лежа на земле и смотря на солнце (Христос – Солнце правды – Л.З.), воскликнул:«Ты победил, Галилеянин!». Это слова самолюбия, сдавшего свои позиции. Или пример, из истории РПЦ.Уже упоминавшийся мной митр. Ростовский Арсений (Мацеевич) из-за конфликта с императрицей Екатериной II был лишен сана и монашества, посажен в каземат Ревельской крепости и перед смертью нацарапал на стене 71-ю строчку 118 псалма: «Благо мне, яко смирил мяеси».На последней сессии Поместного Собора РПЦ 28 июня 1918 г. он был восстановлен в сане митрополита и канонизирован Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г. Особенно на меня произвела впечатление кончина архиеп. Гавриила (Чепура) очень взыскательного при жизни архиерея в эмиграции. Он сам был человеком простым, но эстетом, любил красивое уставное богослужение и был очень взыскателен к служителям и певчим. Однако, Господь уготовал ему совсем не эстетичную кончину. О его кончине архим. Киприан (Керн) вспоминал: «Живой, общительный, увлекающийся, он теперь был осужден на медленное угасание на больничной койке. На его примере можно было учиться тому, как Бог смиряет человека перед его концом. По-видимому, не войти в Царство Небесное, не смирившись, не испытав своего кенозиса. Гордость, высокомерие, знатность, богатство и почет и пр. очень часто отнимаются Богом от человека перед его концом … Блестящий, поэтичный, эстетически чуткий владыка Гавриил был прежде всего всю свою жизнь обречен на далеко не эстетичную внешность… Но и это еще не было так страшно … когда-то до болезненности требовательный к внешности, не желавший служить с теми или иными, недостаточно для него эстетически совершенными священнослужителями, - нерасторопными, немузыкальными и под., - он был сам потом доведен (болезнью – Л.З.) до невозможности вообще служить. Эстетическая его требовательность не могла не быть оскорбляема всей далеко не эстетической обстановкой большого беженского госпиталя. Больничная койка вместо благообразия какого-нибудь монастыря или архиерейского дома, в котором он бы, вероятно, заканчивал свою жизнь в нормальных условиях. Сиделки и санитары вместо монашествующей братии. Скука больничного обихода и унизительные подробности при угасании тленного тела вместо пышной и богатой духовным содержанием разнообразности праздничного и богослужебного круга церкви … Он умер не в торжественности, а в смирении. Истощание, кенозис, о котором он так умел вещать в своих проповедях на Страстной неделе, были и его предсмертным уделом. Верю, что он и прошел через врата смерти искупленным, умиренным, смиренным…»[14]

 

Мирных, не-самолюбивыхмужчин было и есть в Церкви «малое стадо», также как их мало и в обществе. По своему личному опыту общения с такими мужчинами в Церкви, могу сказать, что это люди молитвы. Конфликты они предпочитают решать обращаясь ко Христу и Божией Матери.

 

Я думаю, кризис в современной РПЦ и в мировом Православии решится тогда, когда мужчина начнет вести себя так, как этого хочет от него Христос;когда мужское самолюбие отойдет на второй план, и Христос займет первое место в душе мужчины. В общем, будущее РПЦ и Православия в мире зависит от любви мужчин ко Христу.

 

Postscriptum

Под конец хочу сказать, что я бы не советовала верующим молодым людям, чувствующим в себе призвание к священству,спешить в семинарии. На мой взгляд, им лучше сначала возмужать, созреть, научиться «Богуболее угождать, чем людям»,взрастить в своей душе любовь ко Христуи только потом идти в клирики и пастыри.

 

Л.З.


[1]Елена К. «А где же любовь, матушка?» [Электронный ресурс]. – URL: https://ahilla.ru/a-gde-zhe-lyubov-matushka/

[2]swinopes. Подмосковный священник, убивший жену, оказался родом с Украины [Электронный ресурс]. – URL: https://swinopes.livejournal.com/71943.html

[3]Нужно женщину ломать об колено»: протоиерей Ткачев объяснил свою скандальную речь [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mk.ru/social/2016/03/02/nuzhno-zhenshhinu-lomat-ob-koleno-protoierey-tkachev-obyasnil-svoyu-skandalnuyu-rech.html

[4]Федотов А. «Женщин я не осуждал»: Как высказывание прот. Дмитрия Смирнова вызвало скандал [Электронный ресурс]. – URL: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/17022020/156438

[5]Мортон Д. Церковные нравы и интимная жизнь Средневековья [Электронный ресурс]. – URL: https://kramola-books.ru

[6]Женщина и Церковь: есть ли дискриминация женщин в Русской православной церкви? Есть ли дискриминация женщин в Русской православной церкви? Об этом на Радио «Свобода» в программе «С христианской точки зрения» говорят православные Лев Алабин, Елена Волкова и Ирина Карацуба [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nuntiare.org/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89...

[7]Там же

[8]Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)//Боков М. Бриться – грех? Ответы бывалыхБородачей//Правмир

[9]Максим Исаев//Боков М. Бриться – грех? Ответы бывалых Бородачей//Правмир

[10]Киприан (Керн), архим. О лицах, события, встречах: Записки архимандрита Киприана (Керна). М., 2021. С. 461-462

[11]Солдатов А. Педофилия в церкви — «у них» и «у нас» [Электронный ресурс]. – URL: https://novayagazeta.ru/articles/2021/10/06/pedofiliia-v-tserkvi-u-nikh-i-u-nas

[12]swinopes. Подмосковный священник, убивший жену, оказался родом с Украины [Электронный ресурс]. – URL: https://swinopes.livejournal.com/71943.html

[13]Иларион (Алфеев), митр. Евангелие от Иоанна: Исторический и богословский комментарий.М.,2018.С 561

[14]Киприан (Керн), архим. О лицах, события, встречах: Записки архимандрита Киприана (Керна). М., 2021. С. 489-492



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: