Чистые и получистые гипсовые формы (кусковые)

Чистые формы простые состоят из нескольких кусков, укладываемых в общую раковину (кожух); сложные - из множества кусков, укладываемых в два кожуха (при отливке изделий из гипса) или в один кожух (при отливке изделий из цемента). Число кусков формы зависит от размера и сложности модели (от 1 до 100 шт.). Намечая число кусков чистой формы, рассчитывают также, в каком направлении они лучше будут сниматься - кверху, книзу, вбок. Куски должны плотно лежать в кожухе и легко из него выниматься.

Необходимо отметить, что как бы ни был велик кусок, его следует закладывать с одной заводки гипсового раствора во избежание его расслоения.

Простая форма. Рассмотрим изготовление формы сухаря на карнизной тяге (рис. 81). Готовую гипсовую модель сухаря укрепляют на гипсовой плите (рис. 81, а) или деревянном щите, поверхность модели и плиты покрывают смазкой. На границах закладываемого куска делают глиняные перегородки 3 (рис. 81, б).


Рис. 81. Изготовление простой чистой формы: а - установка модели на грунт (карнизный сухарь), б - подготовка к снятию торцового куска формы, в - модель с торцовыми кусками формы для снятия боковых кусков, г - передний и задний торцовые куски формы, д - боковой кусок формы, е - форма на грунте и ограничительные бруски под кожух, ж - собранная форма в кожухе, установленная в рабочем положении; 1 - грунт, 2 - модель, 3 - глиняная перегородка, 4 - замки, 5 - бруски, 6 - куски формы, 7 - гипсовый кожух

Гипсовый раствор готовят на известковой воде, чтобы уменьшить расширение объема гипса при твердении, так как это может привести к последующему короблению кусков. Как только раствор начинает густеть, его быстро накладывают на торцовую поверхность модели сухаря (делают первый торцовый кусок). Этому куску придают пирамидальную форму с помощью лепной лопатки. Таким же образом закладывают второй торцовый кусок с противоположного конца модели (рис. 81, в).

После затвердения гипсового раствора эти куски снимают, тщательно зачищают и обрезают так, чтобы усенки точно совпадали с угловыми гранями модели (рис. 81, г), устанавливают на место и смазывают их боковые грани. Грань ребра срезают под углом, чтобы можно было легко ухватить каждый кусок, когда его нужно отнять от модели. Когда границы куска выровнены, можно его снять, чтобы очистить края на руке. Это делается для того, чтобы швы получались не грубые, едва заметные. Чем чище будут обработаны границы куска, тем лучше и плотнее к нему будет подходить соседний кусок, а самое главное, при отливке - особенно многократной - хорошо обработанные куски не будут крошиться.

Аналогично закладывают боковые куски (рис. 81, д).На всея кусках устраивают замки 4 (рис. 81, е). После этого приступают к изготовлению кожуха (раковины). Вокруг кусков (на 1/4 их высоты) устанавливают ограничительные бруски 5 или глиняную подкладку. Поверхности кусков и ограничительных брусков покрывают смазкой и слоем жидкого гипсового раствора (без добавления извести). В этот слой в шахматном порядке на расстоянии 25 см друг от друга закладывают арматуру в виде металлических стержней толщиной 5...6 мм, выгибая их по профилю кусков. Иногда с целью облегчения кожуха в качестве арматуры применяют смоченную в гипсе пеньку.

Поверх арматуры наносят второй более густой слой гипсового раствора толщиной до 4 (при закладке пеньки) или 5 см (при закладке стержней). Толщина кожуха (раковины) должна быть в каждом сечении примерно одинаковой и не превышать толщину кусков.

Слой гипсового раствора тщательно разравнивают циклей, в углубленных местах кожуха наращивают толщину гипсового слоя во избежание коробления и с помощью лопатки придают кожуху окончательную форму.

После затвердения гипсового раствора осторожно удаляют ограничительные бруски 5 и снимают кожух с кусков; при этом разрешается легко постукивать деревянным молотком снизу вверх по кожуху, а в некоторых случаях - забивать небольшие деревянные клинья. Снятый кожух переворачивают, укладывают на ровную поверхность и начинают отделять куски формы от модели. Куски формы покрывают шеллаковым лаком, укладывают в кожух, предварительно присыпанный тальком, в обратном порядке, т. е. сначала куски с длинных сторон сухаря, а затем с торца. Собранная в кожух и смазанная кусковая форма готова для отливки в ней изделий (рис. 81, ж).

Сложная форма. С плоской модели, например, с большого листа капители, сложную форму снимают так. Модель листа укрепляют на гипсовом грунте на щите. Предварительно размечают границу будущих кусков формы. Число кусков должно быть минимальным с учетом того, что длина каждого куска должна быть не более 50 см, иначе он может покоробиться и его трудно будет снимать как с модели, так и с готового изделия. Толщина кусков 3...5 см в зависимости от размеров модели, ширина до 15 см.

В первую очередь закладывают боковые куски по краям модели в последовательности, приведенной на рис. 82, а. Такая последовательность обусловлена тем, что каждый новый кусок закладывают рядом с уже затвердевшим и обработанным куском. Пока заложенный кусок твердеет, закладывают другой кусок на противоположной стороне модели. К концу вымазывания этого куска гипсовый раствор предыдущего куска затвердеет и его отнимают от модели, кромки обрезают лепным ножом наискось, чтобы они не мешали снятию следующих кусков. Обработанный кусок укладывают на модель, грани кусков смазывают. В крупные или сложные куски закладывают арматуру, состоящую из двух кусков круглой проволоки сечением 5...6 мм, и проволочные петли (по две на кусок), с помощью которых будут снимать куски с модели и с готового изделия. Нижние куски во избежание сдвига скрепляют скобами Ι из стальной проволоки диаметром 6...10 мм. Уложив все боковые куски, приступают к закладке внутренних кусков (рис. 82, б), в которые также закладывают проволочные петли.


Рис. 82. Изготовление сложной чистой формы с модели листа капители: а - закладка наружных кусков, б - то же, внутренних; 1-14 - последовательность заложения кусков; 1 - скобы

На гладкую часть модели закладывать куски не обязательно, ее заливают в общий кожух. В каждом уложенном куске делают замки для определения его места в кожухе и устраняют все неровности, которые могут помешать снятию кожуха. Затем куски смазывают и приступают к наливке гипсового кожуха, также как при снятии простой чистой формы.

Готовый кожух снимают, укладывают на ровную поверхность так, чтобы он лежал плотно. Внутреннюю часть кожуха с помощью щетинной кисти слегка присыпают тальком для более легкого отделения от него кусков. Снимают куски с модели в порядке, обратном их укладке. Каждый снятый кусок покрывают шеллаковым лаком. После того как лак окончательно просохнет, куски плотно укладывают в кожух в соответствии с ранее сделанными: замками - метками. Если куски плотно не укладываются, их вытаскивают, тщательно кистью прочищают кожух и скова вкладывают куски в кожух. Собранная форма перед отливкой в ней изделий должна хорошо просохнуть.

Способ выполнения сложной формы с объемной модели, например балясины (рис. 83, а), зависит от материала, рельефа и конфигурации готового изделия. Балясину выполняют из гипсового или цементного раствора.


Рис. 83. Кусковая форма для изготовления гипсовой балясины: а - модель балясины, б - подмазка глиняного грунта, в - закладка первого бокового куска формы, г - торцовый и боковой куски формы, д - закладка второго бокового куска формы, е - боковой кусок формы, ж - собранная форма, готовая к отливке; 1 - модель балясины, 2 - торцовый кусок формы, 3 - торцовая ограничительная доска, 4 - замок, 5 - грунт из глины, 6 - каркас, 7 - первый боковой кусок формы, 8 - второй боковой кусок формы, 9 - веревка, 10 - упор, 11 - клин

При отливке балясины из гипса на один из торцов подготовленной модели закладывают торцовый кусок формы, предварительно сделав на модели две лунки для замков 4. Толщина куска 3-4 см, ширина на 3-4 см шире балясины. Сняв затвердевший кусок, тщательно его обрабатывают, обрезают, смазывают и укладывают на прежнее место модели. Модель балясины вместе с торцовым куском 2 (рис. 83, б) кладут горизонтально на верстак, торцовый кусок формы (со стороны плинта) и абаку закрывают ограничительной торцовой доской 3 и вокруг нее намазывают глиняный грунт 5 на половину толщины модели. Слой грунта выравнивают по высоте и делают на нем с каждой стороны модели лунки для замка под каждый вновь закладываемый кусок. Затем грунт покрывают смазкой. Таким образом, открытой осталась только половина модели, другая половина закрыта грунтом. По модели укладывают каркас 6 (рис. 83, в).

Следующим закладывают кусок длиной, равной длине балясины, и шириной, равной половине ее ширины. Схватившийся кусок отнимают от модели, тщательно обрезают, смазывают и укладывают на место. Модель вместе с готовым куском формы переворачивают, освобождают от грунта и на этой половине модели балясины формуют следующий кусок формы (рис. 83, г). В стыках двух кусков устраивают замки 4.

После формовки второй половины модели балясины (рис. 83, д) куски покрывают лаком и обе половины готовой формы стягивают расклиненной веревкой 9 (рис. 83, ж) или стальными обручами.

С моделей больших размеров и более сложной конфигурации формы снимают из большего числа кусков, объединенных кожухами.

При изготовлении балясины из цементного раствора формовка имеет свои особенности, так как балясину из цемента не отливают, а отбивают, т. е. утрамбовывают в форму. В отличие от предыдущего способа модель формуют вертикально. Под нижнее основание модели, поставленной вертикально, закладывают торцовый кусок 2 (рис. 84, а) с гранями пирамидальной формы и диаметром на 15 см шире основания балясины. На его поверхности делают лунки для замков 1. Затем поверхность куска смазывают. После этого последовательно закладывают четыре одинаковых клинообразных куска 3 (рис. 84, б) формы нижней половины балясины, нижнее основание которых шире верхнего не менее чем на 1,5 см. Ширина каждого куска формы равна четверти окружности модели балясины, высота - половине высоты балясины (рис. 84, в). Толщина куска внизу должна быть на 4 см больше, чем вверху. Следовательно, первый ряд кусков этой формы будет внизу толще, чем вверху (в середине балясины), на 8 см.


Рис. 84. Кусковая форма для изготовления цементной балясины: а - закладка торцового куска формы, б - закладка первого куска нижнего ряда, в - закладка нижнего ряда кусков, г - начало закладки верхнего ряда, д - закладка верхнего ряда кусков, е - изготовление кожуха; 1 - замки, 2 - торцовый кусок, 3 - боковой кусок, 4 - скобы стальные (ручки), 5 - арматура каркаса, 6 - гипсовый кожух

После затвердения раствора каждый кусок с помощью проволочных петель отнимают от формы и ровно обрезают: верхнюю кромку срезают таким образом, что длина куска с внутренней стороны у кромки, примыкающей непосредственно к модели, должна быть больше наружной не менее чем на 2 см. Наружные грани обрезают в виде клиньев, чтобы образовалась общая восьмигранная усеченная пирамида. На поверхности каждого куска вырезают один-два замка 1. Замки делают разных размеров, так как они будут служить отличительными знаками при укладывании кусков в кожух.

Таким же образом укладывают четыре клинообразных куска верхнего ряда, продолжающие собой усеченную пирамиду нижнего ряда (рис. 84, г и д). Совпадение граней тщательно выверяют, так как в случае их несовпадения кожух сойдет с кусков и форма будет испорчена.

По уложенным в пирамиду и обильно смазанным клинообразным кускам изготовляют кожух (рис. 84, е). Для удобства снятия кожуха в раствор гипса вмазывают четыре железных скобы 4 (ручки): две на расстоянии 20 см от низа формы и две на расстоянии 30 см от верха формы.

Кожух армируют каркасом 5 из стальных прутьев диаметром 5-6 мм: располагают вертикально не менее 5...6 прутьев с хомутами через каждый 250 мм. Помимо каркаса в него закладывают вымоченную в гипсе пеньку. Внешние стороны кожуха обрезают, придавая им форму пирамидальных граней, а верхнее основание заподлицо с торцом балясины. После того как гипсовый раствор затвердеет, кожух снимают, осторожно постучав по нему молотком, изнутри присыпают тальком и обметают кистью. Куски осторожно снимают с модели, покрывают шеллаковым лаком. Высохшие куски укладывают в кожух, перевернутый широким концом вверх. Затем кожух опять переворачивают в прежнее положение - форма готова для набивки детали.

Форму с поручня можно изготовить несколькими способами.

В одном случае форму делают без кожуха, сжимая куски скобами. Форма состоит из плиты 1 (рис. 85), четырех боковых кусков и двух торцовых кусков. Сначала делают торцовые куски 5 (рис. 85, б), срезают их боковые стороны "на ус". К плите крепят модель 3 (рис. 85, а) поручня, подмазывают швы, устраивают замки, устанавливают торцовые куски 5, все покрывают смазкой. Затем закладывают по два боковых куска с одной и с другой стороны, чтобы обеспечить устойчивость торцовых кусков. Далее куски обрезают, придавая им нужную форму, и закладывают оставшиеся два боковых куска. Чтобы при дальнейшей работе с формой куски не падали, их сжимают скобами 4 из арматурной стали. В такой форме можно отливать гипсовые и отбивать цементные изделия. После отливки форму с изделием перевертывают и снимают куски в такой последовательности: сначала плиту, боковые куски и затем торцовые куски.


Рис. 85. Кусковая форма с поручня: а - разрез формы, б - общий вид готовой формы, в - торцовый кусок с пазом для бруска, г - разрез формы с кожухом; 1 - плита, 2 - боковой кусок, 3 - модель, 4 - скоба, 5 - торцовый кусок, 6 - кожух, 7 - куски

Если изготовляют форму для поручня, имеющего с нижней стороны паз, которым он надевается на гребень ограждения, то дополнительно делают гипсовый или деревянный брусок-вкладыш. В этом случае при изготовлении торцовых кусков точно по их Центру вырезают паз для бруска (рис. 85, в).

Форму с поручня можно изготовить и другим способом - с кожухом 6 (рис. 85, г). Кожух такой формы открытый, без дна. Форма состоит из плиты, сделанной из четырех кусков основания и восьми боковых. Вместо торцовых кусков используют стенки кожуха.

Кусковые формы изготовляют не только из гипсового раствора, но и из цементного. Цементные кусковые формы прочнее гипсовых, чаще всего их используют для массовой отливки лепных деталей из цемента и гипсовых круглых изделий без орнамента (например, балясин, ваз). При изготовлении цементной формы куски ее после схватывания цементного раствора обрабатывают и смазывают, не снимая с модели.

Получистые формы - кусковые формы, которые снимают с мягких моделей для получения небольшого числа копий единичных украшений типа метопов, портиков, угловых плафонных вставок. Точность слепка в таких копиях не требуется, поэтому заложенные на модели куски не снимают, а обрезают на месте. При снятии кусков с мягкой модели для обрезки можно повредить саму модель, так как снимаемый кусок тянет за собой глину, изменяя тем самым поверхность модели. Вследствие этого после обрезки кусок плотно не ляжет на свое место, к тому же при обратном накладывании обрезанного куска он даже при небольшом надавливании углубляется в глину.

Куски на мягкую модель закладывают по контуру, намеченному металлическими пластинами. Пластины должны быть наклонены под тем же углом, под которым будут обрезать куски. Ширина пластин должна быть не более одной трети высоты закладываемого куска. Благодаря пластинам отпадает необходимость в обрезке нижнего усенка куска, подчищают только его верхнюю кромку. Пластины остаются в модели до окончания формовки.

Во избежание повреждения мягкой модели куски обрезают до затвердения гипсового раствора.

Клеевая форма

Лепные украшения для отделки внутренних помещений зданий отливают главным образом в эластичных формах, разновидностью которых являются клеевые (желатиновые). Преимущество клеевой формы по сравнению с гипсовой заключается в том, что клей (желатин) благодаря своей эластичности позволяет снимать форму с модели любой сложности. В правильно и хорошо выполненной клеевой форме при соответствующем уходе за ней можно сделать до 60 отливок. Эти формы удобны также тем, что в отличие от гипсовых форм позволяют не зачищать швы на отливке, кроме бокового шва.

Клеевые формы бывают открытые без кожуха для моделей с невысоким рельефом и закрытые с кожухом для моделей с более высоким рельефом.

Открытые формы изготовляют тогда, когда требуется отлить небольшое число несложных деталей (например, горох, бусы, гладкие порезки), так как эти формы быстро деформируются и в них получают меньше отливок, чем в закрытых.

Модель укрепляют на плите 1 (рис. 86) так, чтобы расстояние от контура модели до края плиты было 5...6 см. На расстоянии 2...3 см от края плиты 1 устанавливают барьерчик 3 (деревянный,, картонный, железный) для задержания наливаемого на модель клея. Высота барьерчика должна быть не менее чем на 1 см выше самой высокой точки модели. Обильно смазывают модель, дают ей постоять 15...20 мин, чтобы смазка немного впиталась, а затем постепенно удаляют излишки смазки кистью до тех пор, пока на модели не остается штрихов от кисти. Барьерчик внутри тоже смазывают.


Рис. 86. Изготовление открытой клеевой формы с плоской модели низкого рельефа: а - устройство деревянного барьерчика вокруг плоской модели, б - заливка модели жидкой клеевой массой (разрез), в - вид готовой клеевой формы, снятой с модели; 1 - гипсовая плита, 2 - модель барельефа, 3 - деревянный барьерчик, 4 - гипсовая подмазка, 5 - ковш с клеевой массой, 6 - клеевая масса

Подготовленную модель полностью заливают клеем (рис. 86, б). Толщина слоя клея 1...2 см в зависимости от высоты рельефа формуемой модели. После полного застывания клея барьерчик удаляют, форму снимают и промывают насыщенным охлажденным раствором квасцов (дубят), предварительно посыпав ее лицевую сторону тальком. Без присыпки тальком квасцы не впитываются в жирную поверхность формы.

Удалив из углублений формы излишки клея, форму сушат около часа, вторично промывают квасцами, а затем выдерживают в течение 5...6 ч. Снятую форму (рис. 86, в) во избежание повреждений укладывают на гладкую и ровную поверхность.

Клеевая форма эластична, поэтому она повторяет любую неровность поверхности, на которой лежит. В связи с этим при отливке изделий открытую форму помещают в гипсовый футляр, для чего изготовленную форму, надетую на модель, смазывают и устраивают в ней лунки для замков. Накладывают на форму гипсовый раствор слоем 2...3 см, армируют его и разравнивают. Когда гипсовый раствор затвердеет, футляр снимают с формы, а форму с модели.

Футляр с внутренней стороны покрывают 2...3 раза шеллаковым спиртовым лаком во избежание поглощения влаги формой из сырого гипса.

Иногда, когда с твердой или мягкой модели надо получить один или несколько отливок, изготовляют форму способом наливки клея в наплавку. Процесс изготовления такой формы аналогичен процессу изготовления открытой формы, но модель заливают клеем только наполовину или три четверти высоты барьерчика. А затем медной лопаткой клей вычерпывают из углублений и наносят на высокие места, с которых он стекает до тех пор, пока не застынет. Толщина клеевого слоя такой формы до 2 см.

Формы, сделанные в наплавку, так называемым открытым способом, просты, быстры в изготовлении, но обладают большими недостатками: клей у них рыхлый, стенки разной толщины, возможен нечеткий рельеф.

Закрытые формы. Для сложного рельефа, состоящего из различной высоты и глубины элементов, изготовляют закрытые формы (формуют под кожух).

Если сложный рельеф формовать так же, как и простой рельеф (открытая форма), то слой клея, соответствующий углублениям, будет толстым, недостаточно эластичным. При снятии формы с отливки это может привести к поломке модели и разрушению еще не затвердевшей отливки. Чтобы предотвратить это явление, слой клея должен быть определенной равномерной толщины, что достигается изготовлением на модель кожуха (раковины).

С плоских моделей высокого рельефа форму снимают следующим образом (рис. 87). Сухую слегка нагретую модель обильно пропитывают горячей олифой, которая, заполняя все поры гипса, делает их непроницаемыми для жидкости, а гипсовую модель прочнее. Спустя несколько часов модель покрывают тонким слоем лака до равномерного блеска. Кисть, которой наносят лак, должна быть упругой, с недлинной щетиной.


Рис. 87. Изготовление закрытой клеевой формы с плоской модели высокого рельефа: а - модель, укрепленная на гипсовой плите, б - накладывание слоя глины для формовки кожуха, в - гипсовый кожух, г - заливка кожуха расплавленным клеем, д - гипсовый кожух с клеевым слоем; 1 - гипсовая плита, 2 - модель, 3 - валик из глины, 4 - замки, 5 - шишка на месте отверстия для воздуха, 6 - конус на месте литника, 7 - глиняная обкладка, 8 - отдушина, 9 - отверстие литника, 10 - гипсовый кожух, 11 - комочек глины 12 - воронка, 13 - ковш с клеевой массой, 14 - подмазка глиной, 15 - клеевой слои

Покрытую лаком модель 2 прикрепляют к грунту гипсовым раствором (рис. 87, а), а затем модель и грунт жирно смазывают смазкой и покрывают плотной мягкой слегка сыроватой бумагой. Поверх бумаги на модель равномерным слоем 1,5...2 см укладывают глину (глиняную обкладку 7) кверху на конус (рис.87, б). Основание глиняной обкладки 7 окружают валиком 3 из глины диаметром 1...1,5 см и прижимают его к обкладке и гипсовой плите. Валик необходим для того, чтобы кожух свободно снимался и в то же время края клеевой формы не отходили от кожуха.

Отступив от глиняного валика на 1,5 см, на грунте с четырех сторон модели лопаткой вымазывают из гипса марки - замки 4, благодаря чему снятый с модели кожух можно вновь точно уложить на место.

Поверхность обкладки сглаживают ладонью, смоченной водой, и покрывают смазкой. Вокруг обложенной глиной модели на расстоянии 2,5...3,5 см от нее делают из глины бортик, который не дает растекаться гипсу. Затем разводят густой гипсовый раствор и накладывают его на глиняную обкладку и грунт равномерно по всей поверхности модели - устраивают кожух 10 (рис. 87, в). Для увеличения его прочности в гипсовый раствор закладывают мелкую дрань, а при больших размерах - каркас и пеньку. Для изготовления кожуха можно использовать гипс крупного помола. Толщина стенок кожуха зависит от величины модели.

После затвердения гипсового раствора с модели снимают кожух и удаляют глиняную обкладку и бумагу. Зачищают штукатурным ножом кожух внутри и устраивают в нем отверстие 9 (литник) диаметром 2...4 см для заливки клея. Отверстие располагают так, чтобы оно находилось напротив самой высокой части модели. На удлиненных больших кожухах устраивают два литника, через которые клей наливают одновременно во избежание неравномерности его застывания.

На кожухе также устраивают отдушины 8 - отверстия диаметром 1 см для выхода воздуха из кожуха при заливке клея. Отдушины располагают над гладкими местами модели, чтобы при наливании клей не пристал к модели и не испортил рельефа, который сложно будет исправить. Чем больше отдушин, тем чище получится форма. Все отверстия в кожухе делают на конус, т. е. уже у наружной поверхности и шире у внутренней. Для этого в местах будущих отверстий вставляют в глиняную обкладку 7 глиняные или деревянные конусы.

Готовый кожух просушивают в течение нескольких суток, так как клей, налитый в сырой кожух, впитывает из него воду, разбухает и деформируется. Высушенный кожух слегка нагревают, пропитывают горячей олифой и покрывают шеллаковым спиртовым лаком. Когда лак высохнет, модель, грунт и кожух с внутренней стороны покрывают смазкой во избежание прилипания клея, кожух внутри по смазке оклеивают газетной бумагой, используя в качестве клея разведенное на горячей воде взбитое мыло. Бумага должна плотно прилегать к кожуху, особенно около литников. Если отставшие кусочки бумаги попадут в клей, то он будет расслаиваться и форма может быть испорчена. Наклеенную бумагу жирно смазывают, чтобы она легко снималась с клеевой формы.

Если делают большие кожухи или приходится заливать клей в сырой кожух, весь кожух внутри плотно обклеивают фольгой, которая предохраняет его от прилипания к форме и изолирует форму от проникновения в нее влаги из сырого кожуха. Приклеивают фольгу казеиновым клеем.

Подготовленным кожухом покрывают модель, щели между кожухом и гипсовой плитой замазывают глиной или гипсом. Над литником 9 устанавливают воронку 12 (высотой 10...15 см, объемом не менее 1 л) из жести, кровельного железа или плотного картона, крепят ее к кожуху гипсовым раствором и обмазывают глиной. Внутри воронку покрывают смазкой.

Через воронку медленно непрерывной струей заливают горячий клей в пространство между кожухом и моделью, которое образовалось после удаления глиняной обкладки 7. Если, клей заливают слишком быстро, воздух не успевает выходить из кожуха и на форме образуются пузыри; если слишком медленно, клей застывает и не полностью заполняет пространство. Пленку, которая образуется на поверхности клея в воронке, все время снимают.

Клей продолжают наливать до тех пор, пока он не начнет выходить из отдушин, которые сразу закрывают кусочками глины. Затем воронку заполняют доверху клеем и в течение 30...40 мин следят, не оседает ли в ней клей. Если клей осел, его вновь доливают в воронку. До потери клеем текучести кожух нельзя сдвигать с места, иначе клей будет перемещаться внутри кожуха, выдавливаться наверх через воронку и в форме образуются пустоты.

После полного застывания клея (примерно через 12...14 ч) воронку удаляют, очищают все отверстия в кожухе от глины и кожух снимают. Полученную клеевую форму снимают с модели и вкладывают в кожух. Дубят и обезжиривают закрытую форму так же, как и открытую.

Способ снятия закрытой формы с объемной модели зависит от формы и размеров последней. Для формования моделей бюстов размером до половины натуральной величины устраивают верстак высотой 75 см с подвижным круглым верхом диаметром 75 см из прочных досок. Работая, мастер стоит на месте, поворачивая верстак по мере необходимости. Можно формовать круглую скульптуру и на обычном верстаке.

Модель прикрепляют к центру верстака гипсовым раствором и замазывают все щели. Бюст обкладывают слоем глины толщиной 2 см, устраивают замки и наливают кожух толщиной 3 см. Затем снимают кожух с модели снизу вверх и, выполнив необходимые подготовительные операции, заливают форму. Когда клей застынет, кожух снимают и клеевую форму разрезают по линии профиля бюста острым лепным ножом или бритвой на две половины. В остальном процесс формовки мелких бюстов аналогичен с процессом формовки плоских моделей высокого рельефа.

При снятии формы с крупных бюстов форму и кожух на модель делают из двух половин (рис. 88), т. е. разъемными, так как целый кожух трудно снять с крупной модели и, кроме того, невозможно точно уложить в него клеевую форму.


Рис. 88. Изготовление клеевой формы с круглой скульптуры: 1 - модель, 2 - глиняная обкладка, 3 - гипсовый кожух, 4 - литник

На модели бюста краской намечают линию разреза формы, обычно ее размещают за ушами, чтобы лицо и уши находились в переднем кожухе, а затылок в заднем. Модель 1 устанавливают на верстак, прочно прикрепляют к нему гипсом, смазывают и покрывают бумагой. Затем на модели устраивают глиняную обкладку 2 толщиной 2...3 см. Для этого куску глины придают форму куба, разрезают его проволокой на пластины толщиной 3 см и ими обкладывают модель. По намеченной линии разреза из глиняных или железных пластин шириной до 5 см делают стенку.

Глиняную обкладку первой половины модели смазывают и наливают из гипса кожух 3 толщиной 3...4 см, в который закладывают металлическую арматуру. Затем стенку, разделяющую модель, снимают, края кожуха обрезают и в кромке кожуха прорезают замки. Кромки кожуха смазывают и наливают вторую половину кожуха. Когда гипс затвердеет, кожух снимают, очищают от глины и делают сверху литник 4 диаметром 5...6 см, а по бокам отдушины диаметром 1...2 см. Смазывают модель и кожух и устанавливают их на грунт. Половинки кожуха связывают между собой, прикрепляют к верстаку у кромки кожуха и обмазывают все места соединения гипсом. Для большей прочности в места соединения закладывают пеньку, смоченную в гипсе. Затем заливают через литник 4 клей. После затвердения клея кожух осторожно снимают, клеевую форму разрезают острым лепным ножом по шву, образовавшемуся в месте соединения половинок кожуха. После разрезки клеевую форму снимают с модели и укладывают в кожух.

Формовка клея в клей

При изготовлении сложных архитектурно-лепных изделий с густо насыщенным орнаментом (например, фризов, барельефов, горельефов) из цемента или бетона процесс снятия чистой кусковой формы трудоемкий и требует от мастера высокой квалификации, так как выступающие орнаментированные детали приходится формовать отдельно, а затем их монтировать. В результате на изделии получается много швов, которые трудно зачищать.

Чтобы упростить процесс изготовления таких изделий и получать изделия без швов, применяют способ формовки клея вклей. С гипсовой модели снимают клеевую форму, которую дубят, смазывают, а затем наливают в нее свежеприготовленный клей температурой 15...20°С и дают ему застыть. Застывшую форму снимают, полученную клеевую модель припудривают тальком и дубят. Обработанную таким образом модель смазывают, устраивают по ней каркас, накладывают на нее гипсовый раствор и выдерживают его до затвердения. В результате получают гипсовую форму для изготовления в ней цементных или бетонных изделий. С одной клеевой модели можно снять около 10 гипсовых форм.

Готовые гипсовые формы пропитывают чистой водой, устраняют дефекты и покрывают один-два раза чистым керосином. С готового изделия такую форму снимают способом расколотки.

Если модель сложной архитектурно-лепной детали выполнена в глине или пластилине, с нее снимают обыкновенную черновую форму, которую затем просушивают и покрывают шеллаковым лаком. Форму смазывают и формуют клеем, так же как формуют клеем гипсовую модель, с той разницей, что при формовке гипсовой модели получается клеевая форма, а при формовке гипсовой формы - клеевая модель, с которой снимают гипсовые формы, в которых отливают изделия из цемента или бетона.

Способ формовки клея в клей не может полностью вытеснить применение чистых гипсовых кусковых форм, так как менее точно передает тонкие детали рисунка модели и рационален только для формовки крупных сложных архитектурно-лепных изделий. Кроме того, этот способ требует большого расхода гипса.

Форма из формопласта

Форма из формопласта водоустойчивее и эластичнее по сравнению с клеевыми, не усыхает, дольше сохраняет гибкость и эластичность, что позволяет делать в ней до 400 отливок и более с длительными перерывами в работе; четко воспринимает все мелкие детали модели и точно передает их на отливках. В формопластовых формах можно получать отливки и из гипса, и из цемента.

Формопластовые формы не требуют дубления и смазки, в результате чего сокращается время изготовления отливка, повышается оборачиваемость форм, экономятся материалы (например, шеллаковый лак, квасцы, стеарин, тальк). Тем не менее формопластовые формы применяют ограниченно, так как формопласт при нагревании выделяет резко пахнущий и вредный газ.

Перед тем как начать изготовление форм, модели подготавливают. Модель, выполненную из глины, устанавливают на ровный грунт и просветы промазывают глиной. Формопласт легче клея, поэтому модель можно лишь слегка укрепить, не опасаясь, что формопласт ее приподнимет.

Подготовка гипсовой модели заключается в том, чтобы уменьшить ее пористость, так как при наливке горячего формопласта под влиянием высокой температуры гипс расширяется и вытесняет из пор воздух, который будет проникать в формопласт, делая форму непригодной к употреблению. Покрывать модель шеллаковым лаком для уменьшения ее пористости нельзя, так как он плавится при заливке формопластом. Наиболее простой способ - увлажнение модели, при этом имеющиеся в гипсе поры заполняются водой. Недостаток этого способа состоит в том, что оптимальную степень увлажнения модели устанавливают на глаз, что требует от мастера большого опыта.

Другой способ - гипсовый раствор для отливки модели разводят на жирном известковом молоке, затем сырую модель в течение 2 ч выдерживают в растворе железного или медного купороса. Содержащаяся в порах модели известь разлагает введенный купорос, в результате чего образуются нерастворимые вещества (серно-калиевая соль и окись металла), которые заполняют поры гипсовой модели.

Третий способ - хорошо просушенную модель с помощью кисти два раза пропитывают горячей натуральной олифой, в которую добавляют 5-10% канифоли. Олифа заполняет поры гипса. Если при этом на модели образовалась пленка, ее размывают скипидаром с помощью кисти, модель просушивают, чтобы скипидар улетучился, а затем вновь пропитывают смесью олифы и канифоли.

Из формопласта делают открытые и закрытые формы. Глиняный, металлический, мраморный или влажный гипсовый грунты не требуют перед заливкой никакой обработки; сухой гипсовый грунт покрывают масляным лаком, олифой или жидкой глиной, а деревянный промазывают глиной.

Открытые формы изготовляют с глиняной модели, а также с гипсовой модели с небольшим орнаментом. Модель должна быть влажной, но без капель воды. При заливке формопластом глиняные модели низкого рельефа огораживают деревянными рейками, обрезками гипсовых плит или глиной, так как формопласт не боится влаги, не пристает к глине и благодаря своей легкости не ломает глиняную загородку.

Глиняные модели высокого рельефа огораживают полосками жести или кровельного железа, причем промазывать щели и закреплять железные полоски снаружи можно не только гипсовым раствором, но и глиной. Если формопластовую форму затем будут покрывать гипсовым футляром, ограждения ставят так, чтобы верхний край их был несколько наклонен внутрь к модели, тогда вертикальные стенки формы получатся скошенными и, следовательно, футляр будет легко сниматься.

Температура наливаемого формопласта должна быть 125...128°С. При заливке формопласта более низкой температуры форма будет расслаиваться. Наливая на модель формопласт, струю направляют на наиболее высокую часть рельефа, чтобы масса постепенно и равномерно растекалась по всей модели. Модель со сплошным рельефом наливают в наплавку.

Большие глиняные модели разделяют на несколько частей жестяными пластинками. Форму наливают в наплавку с кожухом на каждую часть в отдельности. Как только форма остынет до 60°С, ее снимают с модели.

Футляр устраивают при формовке моделей высокого рельефа, так как в процессе охлаждения формопласт подвержен усадке и в более глубоких местах форма деформируется. Футляр делают толщиной 3...4 см.

Закрытые формы снимают с твердых моделей высокого рельефа так же, как и клеевые закрытые формы. Изготовляя кожух, следует помнить, что оборачиваемость формопластовых форм очень велика, поэтому гипсовый кожух изнашивается быстрее самой формы. Для упрочения кожух армируют или добавляют в гипсовый раствор известь или цемент. Можно изготовлять кожух целиком из цемента или высокопрочного гипса.

Для заливки модели горячим формопластом применяют более высокие воронки, чем для заливки клея, чтобы создать необходимое давление для получения хорошего отпечатка рельефа. Это особенно важно при заливке формопластом кронштейнов, модульонов и других архитектурных деталей с боковым орнаментом.

После остывания формы до 60°С кожух снимают, а образовавшиеся на поверхности формы на месте литника и отдушин трубочки аккуратно срезают острым ножом. Снятую с модели форму укладывают в кожух и без дубления и смазки отправляют в отливочный цех.

Закрытые формопластовые формы благодаря своей влагоустойчивости можно широко применят





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...