Глава LX. О ЛЕНИНЕ, КАК ФИЛОСОФЕ




Ленин был гением классовой борьбы. Но классовая борьба, по определению Энгельса,есть борьба экономическая, политическая и теоретическая. Классовая борьба, как революционная практика, как научная революционная практика, предполагает и теоретическое познание. Ленин был вполне конгениален Марксу,и объединял теорию и практику, был величайшим мастером диалектики, как науки, и диалектики, как искусства: мысль и действие у него были одинаково совершенны. Оттого Ленин определил собою эпоху, точно также как эта эпоха определила его, воплотилась в нем, нашла себе в нем своего замечательного выразителя.

 

Что нового внес Ленин в дело развития философской мысли вообще, марксистской философской мысли – в частности и в особенности? Ленин выступил на своем философском поприще впервые со своей книгой "Материализм и эмпириокритицизм". Известна обстановка того времени: период реакции после поражения декабрьского восстания. Массовый отход интеллигенции от революционного движения. Идейный разброд. "Духовная реакция". Религиозные искания, эротика. Увеличение части марксистов "современной философией", позитивистским агностицизмом, "реализмом", т. е. идеализмом Маха, Авенариусом,прагматизмом, даже "богостроительством". В этих условиях книга Ленина была набатным звоном, собиравшим армию вокруг знамени, знамени диалектического материализма. Логическим центром проблемы была проблема реальности внешнего мира. И новым, что внес сюда Ленин,было то, что он эту проблему решал на основе данных современного естествознания, главным образом, физики,переживающей кризис и в то же время беременной величайшими открытиями. Со времен Канта,который много и упорно работал в области естествознания, и после ликвидации т. н. "натурфилософии", теоретическое естествознание разомкнулось с философией. Но эмпириокритическая струя, и в первую очередь, Эрнст Мах,вновь подняли среди философов интерес к естествознанию. Рос так называемый "физический идеализм" под видом преодоления "метафизики", в сферу которой отсылается и материализм. Ленин напалне столько на кантианцев, сколько именно на эмпириокритиков, и впервые в марксистской литературе серьезно занялся философскими проблемами теоретического естествознания: впервые, ибо после "Анти-Дюринга" не было крупных марксистских работ на относящиеся сюда темы. "Диалектика Природы", замечательная работа Энгельса,не была опубликована филистерами германской социал-демократии и лежала в архивах. Крупнейший материалист – Плеханов,победоносно боровшийся с влиянием Канта в социал-демократических кругах, совершенно не занимался вопросами естествознания. А занимавшиеся ими перешли на позиции эмпириокритицизма. Таким образом, Ленин был единственным марксистом, выступившим против эмпириокритицизма (в его лице против всех видов идеализма и агностицизма) на основе обобщений теоретического естествознания. Мы видели уже в специальной главе, кто в этом споре оказался прав. Все последующее развитие физики и химии блестяще показало правоту Ленина,правоту диалектического материализма, по основным вопросам спора. Экспериментальная практика и развитие физической теории доказали реальное существование атома, электронов и т. д. Величайшей заслугой, настоящим научно-философским подвигом Ленина является этот победоносный бой за утверждение материального мира, этот разгром основных позиций физического идеализма. Книга, которая при всем своем появлении на свет ходила, главным образом, по рукам подпольных работников тогдашней социал-демократии, много лет спустя приобрела мировую известность, и корифеи физической теории, вроде Макса Планка,и такие выдающиеся физики-эмпирики, как Филипп Франк,должны были определять свои позиции по отношению к Ленину:мы не говорим уже о русских физиках, которые все прошли через очищающий огонь ленинской критики. Книги Ленина стала теперь центром тяготения всех физиков-материалистов. Это есть факт, и факт огромного значения. Ее мировое влияние неоспоримо. Здесь Ленин выступает как мыслитель, перевернувший новую страницу в истории философской мысли, а сам марксизм получает свое внутреннее обогащение, развивает свою познавательную мощь.

Диалектический материализм в этой книге выступает с ударением на материализме. Но было бы неверно думать, что диалектический момент здесь слабо представлен, хотя Ленин в "Философских тетрадях" и не выделяет себя из числа марксистов,критиковавших эмпириокритиков "больше по-бюнхеровски" В самом деле, разве не блестяще-диалектически разрешена в этой книге проблема относительной и абсолютной истины? Разве не показана диалектически относительность самого релятивизма? Разве не дан диалектический переход одной противоположности в другую? Познание, как бесконечный процесс, превосходно отображено здесь в его диалектическом движении. Вообще же, в пределах вопроса о реальности внешнего мира и его познаваемости, Лениным особо развиты, поставлены и аргументированы, такие проблемы:

1) Реальность внешнего мира. Здесь новое прежде всего, связь с теоретической физикой,постановка и решение соответствующих проблем.

2) Материал. Материя в философском и материя в научном смысле слова в их взаимоотношении и единстве.

3) Теория отражения. Здесь Ленин сделал огромный скачок вперед. Можно сказать, что он, на основе всех завоеваний науки предложил теорию отражения, как она была сформулирована Энгельсом; важным пунктом является разбор и опровержение кантиански окрашенной "Теории иероглифов" Г. В. Плеханова.

4) Учение об истине. Блестящий анализ вопроса об относительной и абсолютной истине. Новый вопрос и его новое решение: о соотношении критериев истины; как критерия соответствия с действительностью, как критерия практического, как критерия "экономического".

5)

Вопрос о реальности внешнего мира, о самом бытии объективного, в марксистской литературе с такой силой вообще ставился в первый раз. Это понятно. Ибо основоположникам марксизма, самому Марксу и Энгельсу приходилось бороться с объективным идеализмом, с идеализмом Гегеля,который был противником даже субъективизма Канта ("дурной идеализм"), хотя Кант и признавал бытие внешнего мира, как "вещей в себе". Марксу и Энгельсу приходилось ниспровергать "идеальную" структуру объективного бытия, переводить его в материальное, а не доказывать нелепость отрицания самого бытия. Наоборот, Ленину нужно было выдержать победоносное сражение с субъективным идеализмом, тяготеющим к солипсизму; если кантовский идеализм – "дурной", то этот идеализм – "дурнейший". Поэтому разработка проблемы реальности внешнего мира и материальности его субстанции, разработка на основе и в связи со сложными проблемами теоретического естествознания,была крупным шагом вперед и для теоретической физики, и для философии вообще, и для философии марксизма, т. е. для диалектического материализма – в особенности. Ленину пришлось переворошить всех покойников, начиная от Беркли и Юма,и, учиняя разгром субъективного идеализма и солипсизма, выдвинуть на сцену практику,как непосредственный прорыв в сферу объективного бытия, объективного мира. Об убедительности аргументов, об эрудиции, о революционной страстности и величайшем познавательном оптимизме работы Владимира Ильича нечего и говорить: в этом отношении книга – благодарнейший "человеческий документ", выражение того класса, которым так блестяще руководил покойный учитель.

 

Вторым центром философской мысли Ленина являются его знаменитые "Философские Тетрадки", изданные уже после его смерти. Это – не цельное произведение. Это – "Randglossen", заметки на полях, реплики, комментарии, отдельные фрагменты, беглые записки мыслей "en lisant Hegel", как выражается сам Ленин, т. е. "при чтении Гегеля" (главным образом Гегеля). Здесь нельзя искать связного и обработанного изложения, систематизированных идей. Но зато это — лаборатория мысли, интимная сторона, "святая святых", эзотерическое существо, вплоть до "самокритики". Этим "Тетрадки" необычайно ценны, свежи, интересны: "дух" Ленина раскрывается в полной силе.

 

Прежде всего, следует отметить, что если в "Материализме и эмпириокритицизме" марксизм выступает, как диалектический материализм,то в "Философских Тетрадках" он выступает, как диалектический материализм. Там – ударение на материализме. Здесь – ударение на диалектике. Отсюда ряд знаменитых "афоризмов":

 

1. "Плеханов критикует кантианство (и агностицизм вообще), более с вульгарно-материалистической, чем с диалектиктически-материалистической точки зрения, поскольку он лишь a limine отвергает их рассуждение, а не исправляет (как Гегель исправлял Канта) эти рассуждения, углубляя, обобщая, расширяя их, показывая связь и переходы всех и всяческих понятий". ((Ленин В. И. ПСС. – М.: Полит. лит. 1969. Изд. 5. Т. 29. С161.))

 

2. "Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-Гегелевски".

Ленин упрекает Плеханова вдругом месте "Тетрадок" за то, что Плеханов, много написав по философии, не развивал идей "Большой Логики" (т. е. "Науки Логики") Гегеля. И т. д. Эти беглые замечания (в том числе и "афоризм", что никто не понимал сполна "Капитала", ибо никто не знал диалектики) проливают свет на то гигантское значение, какое Ленин придавал диалектике. Маркс,как известно, собирался дать короткую сводку рациональных моментов гегелевской диалектики, но не успел этого сделать. Энгельс в "Анти-Дюринге" утвердил диалектику в самых общих чертах и развил ее на примерах. В "Диалектике Природы" – блестящее применение к естествознанию. Ленин первый дал ее материалистическую интерпретацию полностью. Как мы уже указывали, он понял диалектически самое диалектику, он вскрыл аналитически ее различные стороны и объединил их синтетически в едином и многообразном понятии. Ленин вычерпал из Гегеля все, что можно и нужно было вычерпать касающегося диалектики, как таковой. Было бы, конечно, школьным педантством утверждать, что шестнадцать параграфов ленинских определений должны на веки вечные быть удержаны в том же количестве и в том же порядке, – это значило бы, прежде всего, не понимать ни смысла, ни характера ленинских записей. Но нельзя отрицать, что здесь гениально схвачены все существенные моменты, стороны, черты диалектики, как науки, схвачены в их связи и схвачены так, что показано их познавательное значение. Блестяще понята и изложена и онтологическая, и методологическая сторона диалектики, прямо осязаешь ее глубоко-жизненное значение: то, что у Гегеля, в его идеалистической трактовке, формулировано в туманной игре абстрактнейших понятий, здесь у Ленина пульсирует, как ритмика многообразной и противоречивой, в противоположностях движущейся, действительности, со всеми ее "переходами и переливами"; и соответствующая универсальная "гибкость понятий" выступает, как естественное методологическое требование, без дополнения которого познание бедно, ограничено и бледно.

Теория отражения,развитая Лениным еще в "Материализме и эмпириокритицизме" подвергается дальнейшей обработке, специально под углом зрения диалектики. Здесь неуместно снова излагать ленинскую позицию: это мы делали на протяжении всей нашей работы. Однако, все же нужно подчеркнуть трактовку Лениным опосредствованного знания, показания, как процесса,как перехода ко все более глубоким "сущностям" и все более широким и общим связям; на трактовку общего, единичного и особенного; на отражение у Ленина,как на сводку законов, научную картину мира и т. д., а не как на простую феноменологию в духе наивного реализма; на диалектический переход от ощущений к мышлению и т. д. Теория отражения Ленина,это отнюдь не элементарная и наивная теория простого зеркала. И "Философские Тетрадки" дают здесь богатейший материал для всякого, кто умеет читать и думать.

 

Мы считаем исключительно важным и новым положение Ленина о многообразии типов действительных связей, как моментов универсальной связи вещей и процессов, в противоположность одной каузальности. Ни у одного из марксистов этого не было. Положение это Лениным высказывается впервые,и все значение этого положения скажется не сразу. А оно чревато последствиями чрезвычайными: оно по - новому преодолевает узость, односторонность и ограниченность механического материализма, с его единым и одним типом казуальной связи, механической причинностью. Ленин ни капли не уничтожает монизма и не впадает ни в какой плюрализм. Категория необходимости и всеобщность диалектических законов суть проявления единства закономерностей, а различие типов связи есть проявление многообразия в этом единстве. Это и есть истинно диалектическое понимание универсальной связи. Одно это ленинское положение означает громаднейший шаг веред. Оно сразу смыкает диалектику с такими областями, как, например, математика,этот камень преткновения для казуальности; оно дает возможность более тонко и правильно поставить вопрос о физическом и психическом (важнейший вопрос всей философии!); оно дает возможность рационального решения ряда проблем современной теоретической физики и т. д. Здесь Ленин производит целый переворот и гигантски обогащает философию марксизма: нужно только понять это ленинское положение во всей его глубине во всем его теоретическом значении. Для всякого теоретического естествознания и математики это, – настоящий клад и вместе с тем драгоценнейший вклад в философию диалектического материализма.

 

В "Философских Тетрадках" развито и положение о теоретико-познавательном значении практики, техники и т. д. Эта сторона дела, лапидарно формулированная Марксом в "Немецкой идеологии" (которой Ленин не мог знать, ибо она была опубликована только после его смерти) и в тезисах о Фейербахе,развивалась Энгельсом в "Анти-Дюринге". На идеалистический и антидиалектический лад она развивалась А. Богдановым и сторонниками прагматизма. Ортодоксальные марксисты касались этой темы, как это ни странно, довольно поверхностно. Ленин впервые поставил этот вопрос и материалистически, и диалектически одновременно, то есть во всей его философской глубине. Техника в теории познания – батюшки святы! Ведь, это грубость! Но у Ленина это глубоко-продуманная теоретическая мысль, а не случайность и не выкрутас. Чем больше мы будем идти по пути объединения теории и практики, тем яснее будет вырисовываться перед нами вся действительность и вся действенность этой постановки вопроса.

 

Смычка с практикой у Ленина шла и во всем объеме его деятельности и мышления, ибо диалектика мысли переходила у него в диалектику действия, в революционную практику переворота и социалистического преобразования мира. Ленин был живым олицетворением единства интеллекта и воли, теории и практики, познания и действия. Учение о субъекте познания дополнилось у него учением о субъекте действия,и никто, кроме него, не разработал так замечательно и так конкретно теорию пролетариата, как субъекта революционного преобразовательного процесса. Его диалектика переходила, через диалектически построенную стратегию и тактику, к диалектике действия, всегда успешного и мудрого, гениальному по своему размаху, принципиальности, конкретности, полной адекватности данной обстановке. Это, конечно, тема особая, и здесь не место ее разрабатывать. Но важно, однако, подчеркнуть единство теории и практики, единство в руководстве, которое обеспечило пролетариату победы столь блестящие в условиях столь трудных и сложных.

 

На долю ленинского гения выпала эпоха перехода к социализму, и он воплощал эту бурную эпоху в ее мощных движениях. Пролетариату противостояли условия, которые нужно было сломить, стихия, которую нужно было познать и преодолеть, стихийные силы, которые нужно было организовать. Победоносная революция пролетариата, под руководством Ленина, величайшего диалектика-материалиста и величайшего мастера диалектического действия, блестяще решала свои многотрудные задачи, и большевизм вырос в мировую силу, а марксизм-ленинизм в мировую идеологию сотен миллионов трудящихся; он стал официальной доктриной, идеологической стороной, мировоззрением нового мира, мира социализма. Ленину не удалось дожить до окончательного решения важнейшего вопроса революции: "Кто кого?" При его жизни социализм был только "сектором" народного хозяйства. Еще сильны были хозяйственные и социальные стихии. Еще далеко не все подчинил себе социалистический разум плана. Еще не превратилось общество в телеологическое единство, где необходимость сразу переходит в телеологию. Но предпосылки этого были уже созданы. Пустая болтовня о "ненужности" философии для практики, болтовня филистеров и кустарей мысли и недомыслия, была опровергнута. Гений Ленина блестел. Но эпоха издает себе нужных людей, и новые шаги истории выдвинули на его место Сталина,центр тяжести мысли и действия которого – следующий перевал истории, когда социализм победил, под его руководством, навсегда. Все основные жизнедеятельные функции синтезированы в победоносном завершении великих сталинских пятилеток, и теория объединяется с практикой во всем гигантском общественном масштабе и в каждой клеточке общественного организма. Новые мировые вопросы назревают, как вопросы мировой победы социализма и его молодой жизнерадостной культуры.

7-8-ХI-37, в дни 20-летия великой победы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: