Особенности звуковой системы русского языка




 

Русский язык характеризуется, как известно, довольно разнообразной системой консонантизма и сравнительно простой системой вокализма. Определяющим является консонантизм.

В системе согласных самое существенное значение имеют противопоставления по 1) твёрдости и мягкости, 2) по глухости и звонкости, 3) по способу образования.

Для артикуляции гласных звуков в русском языке важно учитывать 1) наличие гласных переднего, среднего и заднего рядов в зависимости от степени подъема языка и 2) противопоставление гласных лабиализованных или нелабиализованных, 3) а также различение гласных по подъему.

В целом для русского языка характерна напряженная артикуляция и неравномерное распределение мускульной энергии в потоке речи в связи с чередованием ударных и безударных слогов. Система русского вокализма тесно связана с ритмико-мелодической стороной русской речи (идеальный русский слог - открытый).

В русском языке фонетическое различие гласных звуков по долготе отсутствует, но русские гласные под ударением отличаются и качественно и количественно от безударных. Ударный слог всегда более отчетлив. Гласный под ударением характеризуется четкой, энергичной артикуляцией. В безударном положении гласные менее энергичные.

Качественно и количественно изменяются а, о, э. Силовое выделение ударного слога, качественное различие ударных и безударных гласных русского языка – всё это составляющие специфики системы русского вокализма. Общая звуковая характеристика русской речи создается чередованием слогов с ударными и безударными гласными.

Музыкальное оформление речи, т.е. повышение или понижение тона, не связано со словесным ударением, а зависит от ритмико-интонационного членения речи, а также от структурно-грамматического оформления высказывания.

Итак, черты фонетической системы в её функционировании в речи:

1. Разнообразный консонантизм – малочисленный состав вокализма.

2. Корреляция согласных по звонкости/глухости, твердости/мягкости.

3. Чередование слогов то с мягким, то с твердым согласным.

4. Редукция безударных гласных и чередования в одном слове ударных и безударных слогов.

5. Своеобразная система ударения, обусловленная природой ритмико-интонационного членения в русском языке.

______________________________________________________________________

открытый. Открытым называется слог, оканчивающийся на гласный звук.

ударением. Подробнее об этом – в видеолекции, предлагаемой в рамках данного курса.

тона. Следовательно, высота тона в русском языке не играет фонологической роли и не служит для различения смысла слов (в отличие, например, от вьетнамского, китайского языков).

 

Кадр 9.

Программа-минимум

Работая над произношением, следует выделять программу-минимум и программу-максимум.

Программа минимум – это своего рода вводно-фонетический курс, прохождение которого ведется в органической связи с работой по развитию речи. Причем на начальном этапе обучения фонетический материал в значительной степени определяет объем работы по развитию речи и выбор текстов для чтения.

В программу-минимум должны войти все фонетические явления, характерные для речи. Это круг явлений, без которых невозможно понимание и речевое общение на изучаемом языке. Материал должен отражать нормы современного русского литературного произношения. На первых порах учащимся нужно дать произносительные стандарты. Без указания на вариантное произношение.

Программа – минимум должна обеспечить учащимся понимание на слух русской речи (разговор, радио, лекции, доклады), а также свободное общение с русскими. Вместе с тем работа по фонетике должна быть тесно связана с работой по развитию навыков беглого чтения.

В программу-минимум включаются следующие разделы:

1. Знакомство с алфавитом. Звук и буква. Основные правила чтения. Основные правила пунктуации.

2. Строение русского слова. Слог. Ударение, его графическое обозначение.

3. Система гласных звуков.

4. Безударные гласные после твёрдых согласных.

5. Система согласных звуков.

6. Постановка отдельных трудных согласных звуков.

7. Твёрдые и мягкие согласные.

8. Безударные гласные после мягких согласных.

9. Звонкие и глухие согласные.

10. Законы ассимиляции звуков по звонкости и глухости.

11. Произношение отдельных групп согласных.

12. Ритмико-мелодическое построение русского предложения.

Программа-минимум в целом имеет ориентировочное значение. Основы произношения закладываются: от отдельного звука к слогу, затем к слову, словосочетанию и к ритмико-интонационному оформлению предложения. Этот минимум – общий для всех. Однако пути обучения зависят от особенностей родного языка учащихся. Последовательность в изучении звуковой системы русского языка определяется двумя моментами:

1.степенью трудности фонетического явления для данной национальности

2.важностью явления для русского языка.

______________________________________________________________________________

вариантное произношение. Например, не надо давать произношение сч, зч, и указывать на то, что они могут произноситься как ш или шч.

 

Кадр 10.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: