Этапы освоения программы




1.Знакомство с алфавитом.

Первый этап обучения может быть начат с общего знакомства с алфавитом. Вместе с этим дается понятия буква/звук. Следует обратить внимание учащихся на то, что не для каждого звука существует отдельный графический знак. Например, буквы я, е, ё, ю обозначают в разных положениях разные звуки: во-ля – 4 буквы, 4 звука; моя – 3 буквы, 4 звука.

С первых же занятий вводятся знаки транскрипции, условно отражающие на письме звучание звука: латинское обозначение + русские буквы.

Алфавит должен быть записан в тетради. Затем он будет использоваться для составления сводных таблиц определенных правил чтения.

II. Знакомство со слоговой структурой русского слова. В русском языке различное количество слогов. Структура русского слова, ритмическое строение его – это трудная часть русской фонетики, но без общего строения слова уже на первых порах обойтись нельзя. Нужно показать, что в русском языке:

-функционируют односложные и многосложные слова: дом, мир, лам-па, у-ни-вер-си-тет;

- слоги могут быть открытыми и закрытыми;

- в одном слоге может быть только один гласный, но согласных может быть несколько;

- слогообразующими являются гласные

Как правило, уже на первых уроках вводится понятие слога. Используется схематичное его представление. В своей практике мы пользуемся словарем лингвистических терминов. Поясняем, что такое слог, ударение, гласный звук; показываем ударение на разных слогах в двусложных и трехсложных словах.

_______________________________________________________________________________

сводных таблиц. МА-МО-МУ-МЭ-МЫ; МЯ-МЁ-МЮ-МЕ-МИ и под.

слогообразующими. Иностранцу, начинающему изучать русский язык достаточно этих знаний о слогообразующих возможностях звуков в русском языке, в то время как преподаватель должен помнить о том, что сонорные согласные тоже могут образовывать слог, ср.: в слове корабль 3 слога [кα-ра-бл’].

словарем лингвистических терминов Примером очень удачного, на наш взгляд, учебника для китайцев является учебник под редакцией Г.В. Дроздецкой, который включает несколько приложений, в том числе словарь лингвистческих терминов и формулировки заданий на китайском языке. Эти приложения выполняют весьма важную роль в ситуации, когда студенты ещё не имеют никакого лексического запаса. Подобные словари в идеале должны быть для разных категорий учащихся. Русский язык за 50 уроков./ Под ред. Г.В.Дроздецкой. Новосибирск,199

 

Кадр 11.

Система гласных звуков в русском языке

 

Гласные звуки – это звуки, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса. В основу классификации гласных по их артикуляции кладется:

1) степень подъема спинки языка ( способ образования ):

гласные верхнего подъема: [и], [ы],[у];

гласные среднего подъема: [э], [о];

гласные нижнего подъема: [а];

 

2) место подъема спинки языка (место образования):

гласные переднего ряда: [и], [э];

гласные среднего ряда: [ы], [а];

гласные заднего ряда: [у], [о];

3) участие или неучастие губ: гласные лабилизованные (огублённые) [о], [у];

нелабилизованные (неогубленные) [а], [э], [ы], [и].

Схематически это можно представить в виде фонетического треугольника.

И ЫО

 
 

 


Э У

 

 

А

 

Показывая состав гласных фонем, важно обратить специальное внимание на звук Ы – трудный почти для всех групп иностранцев ([Ы] часто подменяется [Э]). На первом этапе отработки [Ы] не берётся. Не берутся также сочетания гласных переднего ряда с мягкими согласными, так как последние требуют упорной тренировки для правильной их артикуляции.

На занятиях отбираются слоги и слова с гласными переднего ряда после твёрдых согласных и перед твёрдыми: дом, центр и т.п. Для европейских групп обычно изолированные гласные а, о, у, э не представляют серьезных трудностей, но нужно указать на напряженный, открытый характер русских гласных: пропеть их. Так как параллельно решается задача развития речи: введение новых слов, редукцию гласных приходится давать рано: односложных словах невозможно показать изменение звуков в безударной позиции. Приходится вводить такие слова, как работа, город, помогать, в которых требуется произносить редуцированный гласный.

Нужно обучать произношению с учетом основных закономерностей. В области гласных это аканье и иканье.

Необходимо, чтобы учащиеся осознали, что произношение редуцированных гласных связано с чередованием в слове ударных и безударных слогов: о кна – окн о, д о м – дом а. Усвоение редукции требует длительной тренировки. Слова должны быть просты и понятны.

Не следует также брать вначале такие сочетания и слова, в которых содержится трудный для данной национальности согласный. Например, пыль, рысь и т.п., в которых кроме трудных звуков (л, р, п,с) есть сочетание твердого и мягкого согласного.

________________________________________________________________________________

подъема, ряда, огублённые. Подъем определяется по движению языка от верхнего нёба к нижнему, ряд - по движению языка от передних зубов к корню языка; огублённость – по участию губ.

 

____________________________________________________________________________ звук Ы Усвоение звука [Ы] требует длительной тренировки. Нужно использовать схему: показать, что в сравнении с [И] язык при произнесении [Ы] несколько опускается и отодвигается назад. При звуке [Ы] ощутимо мускульное напряжение задней стенки языка. Осваивать [Ы] нужно в сравнении, в сопоставлении коррелятивных твердых и мягких согласных: быт - бит, но перед этим отработать артикуляцию изолированных звуков.

аканье. Произношение на месте а, о в первом предударном слоге гласного типа [a], в других слогах – сильноредуцированного [Ъ].

иканье. Произношение на месте я, е в первом предударном слоге звука типа иЭ], а в остальных безударных слогах [Ь].

Кадр 12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: