Позитивные аспекты «Индустрии 4.0»




Московский физико-технический институт (государственный университет)

Эссе: Новый мир на базе цифровых технологий изменит личность человека, поскольку Индустрия 4.0 заложит новые принципы в этику. Какие воспитательные технологии, на ваш взгляд, должны быть востребованы уже сейчас?

 

 

Москва, 2017 год

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.. 3

1. Цели. 3

2. Социо-культурные процессы в условиях «Индустрии 4.0». 3

3. Позитивные аспекты «Индустрии 4.0». 4

4. Воспитательные технологии в эпоху «4-й промышленной революции». 5

5. Мотивация. 6

6. Методы и технологии. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 10

 

ВЕДЕНИЕ

Идейный вдохновитель «4-й промышленной революции» швейцарский экономист и основатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб, делая акцент на том, как влияют технологии «Индустрии 4.0» на общество уже сейчас, и какое взаимное сосуществование технологий и общества ожидает нас в будущем, пишет, что «нам еще только предстоит осознать всю полноту темпов развития и размаха новой революции… Все чаще высказываются опасения, что по мере того, как четвертая промышленная революция будет углублять наши личные и коллективные отношения с технологией, будут ухудшаться наши социальные навыки и способность к эмпатии»[1]. Наиболее часто упоминаемые технологии «Индустрии 4.0» — искусственный интеллект, самообучающиеся машины, 3d-технологии, большие данные (bigdata), блокчейн, Интернет вещей, транспортные технологии, роботизация, нанотехнологии, биотехнологии, накопители, квантовые вычисления, виртуальная реальность, повсеместные камеры наблюдения, чипирование и т.д. Четвертая промышленная революция затронет практически все стороны жизни человека и общества, что обязательно изменит и самого человека, осознание того, «кем» мы являемся и как себя идентифицируем.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цели

 

Стивен Хокинг, писатель и популяризатор физики, размышляет в своей статье[2]: «Если краткосрочное воздействие искусственного интеллекта зависит от того, кто его контролирует, то долгосрочное – от того, будет ли вообще возможен такой контроль… Все мы должны задать себе вопрос о том, что мы можем сделать сейчас, чтобы повысить шансы на извлечение выгоды и при этом избежать рисков». Если «извлечение выгоды» стоит приоритетом перед великими умами современности, какие же изменения ожидают общество с точки зрения этики, связаны ли эти изменения непосредственно с «Индустрией 4.0», и на какие методы воспитания следует сделать акцент, чтобы свести к минимуму возможные негативные последствия?

Социо-культурные процессы в условиях «Индустрии 4.0»

 

На первый взгляд, преобразование гуманитарной среды нашего общества в условиях «4-й промышленной революции» не выглядит оптимистичным. Тематический словарь «Философия науки и техники»[3] определяет понятие «технологии», как «совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач». Мы можем воспользоваться «технологиями 4.0», чтобы ускорить достижение желаемого и добиться решения практических задач меньшими издержками? Безусловно, да. Компании могут использовать роботов-официантов, чтобы снизить затраты, а автомобили-беспилотники сократят себестоимость перевозок пассажиров и грузов. При этом сотни тысяч людей останутся «за бортом», что само по себе вряд ли можно назвать этичным действием, но важно и другое... Согласно Росстату[4], уровень динамики безработицы высоко коррелирует с динамикой преступности. В то же время — рост преступности всегда тесно связан с кризисом этики[5]. Прогресс остановить невозможно, но речь идет не столько о том, что необходимо быть предельно осторожными, чтобы общество не «рассыпалось», утратив моральный стержень, сколько о том, что этот стержень, эта основа и цементирующая база утрачена уже прежде, и сейчас предстоит ее долго и кропотливо восстанавливать.

Позитивные аспекты «Индустрии 4.0»

Все есть яд и все есть лекарство. (Парацельс)

 

Несмотря на очевидные минусы, темпы развития инноваций несут в себе и позитивные аспекты для духовно-нравственной сферы общества.

 

Скорость транзакций в цифровую эпоху облегчает возможность совершения финансовых афер, но прозрачность, которая придет практически во все области общественной и экономической жизни, блокчейн и цифровизация сведут к минимуму мошенничество в банковской сфере. Очевидно, что следом можно ожидать внедрения блокчейн и в других отраслях, например, в юриспруденции, торговле, медицине и т.д..

Распространение социальных сетей приводит к легкой возможности преследования, издевательств и шантажа. Но технологии также и способствуют контролю Интернета, который, несмотря на значительные протесты общества, ужесточается во всем мире — и сведет к минимуму интернет-травлю.

По мнению аспиранта МФТИ Степана Лисовского, социальные сети и технологии настройки каналов несут в себе опасность отчуждения индивида от мира и общества[6]. При этом Клаус Шваб отмечает увеличение возможностей во взаимодействии государства и общества, руководителей и сотрудников, акционеров и клиентов…

Но, наиболее значимое влияние на общество я бы прогнозировала вследствие повсеместного распространения камер слежения. Исторически, в вопросах формирования нравственного человека, общество опиралось на религиозные ценности. «Не убий», «не укради», «не возжелай чужого»… Но сегодня именно вездесущие камеры стали играть эту сдерживающую роль. Снизилось воровство в магазинах. Как подсчитали в ГИБДД, установка камер на дорогах уменьшает количество смертельных ДТП почти в два раза[7]. Камеры наружного наблюдения оказывают влияние не только на правонарушителей. Интересный эксперимент провели ученые Амстердама[8]. Если человек знает о том, что сейчас идет запись, и оказывается свидетелем преступления, то он чаще вмешивается в ситуацию правонарушения, и пытается остановить нарушителя.

Камеры становятся все более незаметными, существуют технологии камер-линз, миниатюрные камеры-дроны, поэтому, независимо от того, знаем мы о скрытой съемке в определенный момент времени или нет, мы всегда будем готовы этого ожидать, и, соответственно, волей-неволей будем наделять устройства слежения качеством «вездесущности». Также мы можем ожидать, что видео любого нашего поступка могут выложить на Youtube, и его посмотрит наш недоброжелатель, который использует информацию против нас, или человек, которого мы бесконечно уважаем, и мы будем бояться его разочаровать, стараться ему понравиться и поступить правильно.

Можно предположить, что эти аспекты психологического восприятия камер слежения, и вездесущность, и страх, и стремление к правильным поступкам — заменят человечеству «бога будущего». На место «Бога трансцендентального», который своим предположительным непрерывным свидетельством наших поступков «воспитывал» человека в добродетели и благочестии, и в существовании которого человечество сейчас усомнилось, приходит «Бог технологический», «Бог Индустрии 4.0», где функция личности того, «кто за камерой» будет спроецирована индивидуумом на любого человека, чье мнение для него значимо. Но ведь точно так же человек прошлого наделял и «Бога метафизического» спроецированными душевными качествами и характеристиками идеала. «Темная эпоха» «падения нравов», таким образом, возможно, закончится, и придет время прозрачности, искренности, нравственности и этики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: