Воспитательные технологии в эпоху «4-й промышленной революции»




 

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (Гесиод)

Оптимистичные выводы первой части эссе не означают, что можно ничего не предпринимать, достаточно установить камеры на все места возможного присутствия человека, и общество вернется к моральным ценностям. Ожидание наказания не может быть эффективным способом формирования действительно нравственного человека, и тотальная слежка не избавит общество от необходимости этического воспитания. Деградация нравственности в обществе, на мой взгляд, не связана напрямую именно с «4-й промышленной революцией». Тревогу бьют во всем мире. Можно предположить, что общий упадок обусловлен растущим напряжением в обществе в условиях бесконечных интернет-войн с их негативом. Или причины чисто экономические — прибыль торговых корпораций, и соответствующее рекламное сопровождение могут быть движущей силой того, что сейчас превалируют не духовно-нравственные, а рыночно-материальные ценности. К сожалению, первым страдает институт семьи, поскольку одиночки выгоднее для торговли, как потребители, они меньше экономят, больше тратят, больше вкладывают в развлечения. Также, причина может быть в распространении современных либеральных ценностей, которые, в отличие от дореволюционной «общинности» и советских ценностей коллективизма, во главу угла ставят индивидуализм, интересы личности, а не общества. И возможно, сочетание всех этих факторов выносит за рамки интересов молодежи понимание нравственных норм и желание им следовать.

Непосредственно в России воспитание морали и этики осложняется отсутствием самой модели этого воспитания в непрерывно меняющихся социально-экономических условиях. Сложные исторические процессы в России…

· длительный период попытки формирования нравственного человека без апелляции к религиозным ценностям;

· последующая дискредитация уже советского воспитания, с его коллективизмом, взаимовыручкой и всесторонним развитием личности;

· закрепление в Конституции запрета на государственную идеологию…

… привели к обрыву преемственности ценностей и возникновению вакуума в области воспитания морали и этики, в отличие от остального мира, где все же сохранилась некоторая опора на религиозные постулаты. Общество расколото. Поэтому, прежде, чем рассматривать методы воспитания, мне кажется очень важным коснуться проблемы мотивации и найти точки соприкосновения разных слоев общества.

Мотивация

В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь.

Другой листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое…

(Омар Хайям)

В спорах апологетов «свободы личности» и «нравственного воспитания», обращает внимание недостаток аргументации защитников этики, морали и нравственности. Реалии таковы, что сами эти понятия «этика и нравственность» в общественном дискурсе сейчас выглядят архаичными. Директивное введение таких уроков спровоцирует жалобы родителей с либеральными взглядами, а факультативы останутся невостребованными. С учетом этого, я предлагаю изящное, на мой взгляд, решение. Будет конструктивным начать внедрять в детских садах и школах не уроки «этики и нравственности», к которым сейчас настороженное отношение в обществе, а — концепцию «позитивного мышления», которая так популярна в дискурсе либеральном, но не противоречит и консервативным ценностям. Безусловно, понятие «этики» включает в себя и патриотизм, и знание культуры своей страны, и уважение к традициям, к старшему поколению, историческим ценностям. Но, если мы говорим о сознательном поступке, то его всегда предваряют и соответствующие эмоции, и внутренний анализ. Неэтичный поступок, будь то обман, подлость или воровство — обязательно руководствуется негативными деструктивными эмоциями, определяя и мышление. Верно и обратное — любое осознанно этическое действие является следствием позитивного настроя. Позитивное мышление — всеобъемлющая универсалия, которая открывает для педагогов широкое поле возможностей убеждения.

Сегодня разговаривать с оппонентами необходимо не лозунгами, а предметно, апеллируя к научным трудам и исследованиям. Вероника Владимировна Тимченко, доцент кафедры математики и естественно-научных дисциплин Хакасского технического института, в 2014-м году провела исследование «Анализ уровня воспитанности морально-нравственных качеств студентов вузов»[9]. В работе приняло участие 1100 студентов Хакасского технического института. Было предложено выбрать — какие из 18 терминальных ценностей они считают для себя наиболее важными.

«Здоровье» в списке иерархии современных ценностей студенты поставили на первое место, и это может стать отправным триггером и для внедрения концепции «позитивного мышления» в детских садах и учебных учреждениях, и в получении поддержки родителей, и в качестве аргумента личной мотивации старшего юношеского возраста, когда начинает превалировать собственный выбор в принятии решений. О влиянии эмоционального состояния на здоровье существует очень много исследований. В 2007-м году вышел сборник материалов III Байкальской межрегиональной конференции под редакцией Ф.И. Белялова и В.С.Собенникова, где собрано несколько десятков статей «Психосоматические и соматоформные расстройства в клинической практике»[10] из которых следует, что положительный эмоциональный настрой улучшает работу практически всех органов тела человека и способствует выздоровлению.

Кроме физического здоровья, хорошим мотиватором концепции «позитивного мышления» может стать также и развитие когнитивных способностей. Интересный эксперимент провела доктора философии Стэнфордского университета Барбара Фредриксон[11]. Пяти группам студентов показывали короткие видеоролики — нейтральные, и провоцирующие эмоции: радость, удовольствие, гнев, страх. По окончании, студентов спросили, что они хотели бы сделать прямо сейчас, и дописать окончание к фразе: «Я хотел бы…».

Участники, которым показывали ролики, вызывающие чувство радости и удовольствия написали больше всего вариантов. Меньше всего действий смогли придумать зрители роликов, провоцирующих гнев (рис. 1).

 

Рис. 1 Количество вариантов действий, предложенных студентами, которым демонстрировались видеоролики, провоцирующие разные эмоции

Фредриксон считает, что эксперимент доказывает: негативные эмоции сужают восприятие и угнетают когнитивные функции мозга, тогда как позитивные эмоции не просто способствуют всплеску креативных способностей, а позволяют увидеть больше возможностей в жизни человека.

Такие эксперименты и исследования могут использовать педагоги для убеждения родителей и молодежи в необходимости позитивного мышления, и могут стать основой для модели духовно-нравственного воспитания.

Методы и технологии

Ад - это другие. (Жан-Поль Сартр)

Пока человек чувствует боль — он жив. Пока человек чувствует чужую боль — он человек. (Гизо Франсуа)

Этика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность. Безнравственными поступками во все времена всегда считались: подлость, предательство, жестокость, воровство, мошенничество, ложь, клевета, физическое, эмоциональное или моральное насилие. Если внимательно перечитать все эти понятия, то, прежде всего, обращаешь внимание, что они относительны. Относительны именно «другого» — человека или группы людей. Когда нет сопереживания чувствам «других», соответственно, нет и преграды для подлости, обмана и воровства. Базовые понятия личности — честь, совесть, справедливость, нравственность, честность, ответственность, этика, остаются пустым звуком в диалоге с молодежью.

Неэтичные поступки обусловлены негативными чувствами и всегда содержат в себе агрессию в широком психологическом смысле, как нарушение личных границ «другого» человека. Поэтому «уроки позитивного мышления» в первую очередь должны быть уроками воспитания сочувствия и сопереживания. И вот здесь как раз и можно и нужно использовать уникальность Российской науки в формировании нравственного человека без апелляции к религиозным ценностям, и обратиться к советскому опыту. Идеи Макаренко, гения от педагогики, опередили время на многие поколения вперед, и могут стать фундаментом воспитания в современном мире. Антон Семенович разработал стройную комплексную систему педагогики, в которой коллективное сопереживание и эмоциональное вовлечение каждого в совместный труд воспитывали не бездушные и безликие «винтики системы», а цельные и целостные личности с твердым характером, выращивали из беспризорников с уголовным прошлым —первоклассных профессионалов, летчиков, врачей, педагогов, инженеров. Очень значимы сейчас и идеи академика Дмитрия Сергеевича Лихачева с его трактовкой культуры в качестве моральных ориентиров и исторической памяти. Его мысли: «В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром, не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д... Чувство сострадания заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития», и сегодня как нельзя актуальны[12].

Советские ученые-педагоги находили, систематизировали и обобщали научные технологии и методы воспитания. Необходимо заново их переосмыслить, осовременить, создать единую государственную программу для среднего и старшего школьного возраста, и увязать эти методики с, например, групповыми практиками современных психологических направлений — психодрамы или гештальт-психологии, где основное внимание уделяется межличностным отношениям, и человек учится ставить себя на место другого, озвучивая его чувства и мысли в популярных сейчас ролевых играх.

В воспитании детей дошкольного возраста мне наиболее близки взгляды Шалвы Александровича. Советский педагог, создатель гуманно-личностной технологии воспитания, писал о «детском впечатлении», как об основе воспитательного момента. Для воспитания важно, чтобы дети «время от времени оказывались под сильными впечатлениями — от книги, встречи, экскурсий, поступка, события... Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дворцы своих эмоций, через чувства переживания, радости, гордости…»[13]. Для дошкольного возраста актуальны не «уроки», а непрерывный процесс. Рассмотреть, потрогать, погладить, понюхать, удивиться, восхититься, впечатлиться… Чувственный опыт, сострадание, эмпатия и сопереживание должно быть в каждом занятии, будь то игры на свежем воздухе, рисование, чтение добрых книг, или решение текущих конфликтных ситуаций. Маленький человечек не может «отложить» переживание до времени «урока», но сам воспитатель может использовать любую ситуацию для того, чтобы ребенок «почувствовал» чужую боль или обиду. Напомнить похожее событие, но произошедшее с ним самим в прошлом. Попросить рассказать, какие, по его мнению, чувства сейчас испытывает другой расстроенный малыш. Почему он плачет. Предложить что-нибудь сказать, чтобы тот улыбнулся. «Зацепиться» за текущее эмоциональное состояние ребенка, чтобы обратить его внимание на окружающий мир и вызывать сопереживание. Например, провести беседу о птичках, которым голодно зимой, и развесить вместе с детьми кормушки лучше на прогулке перед обедом, когда дети сами проголодались. Такие простые приемы помогут детям почувствовать, где находится граница, которую нельзя нарушать, и содействуют воспитанию сопереживания и сочувствия и, в конечном смысле, морали и этики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технологии «Индустрии 4.0», безусловно, очень сильно изменят, и меняют уже сейчас нашу реальность, но процессы деградации морали и этики связаны с прогрессом нелинейно, и вряд ли можно обвинять технологии в снижении уровня общей культуры, росте алкоголизации молодежи, детской и подростковой преступности и большой долей абортов среди подростков. Скорее можно ожидать, что развитие определенных технологий — повсеместная установка камер наблюдения, прозрачность в финансовом мире, контроль социальных сетей — будет способствовать некоторому улучшению статистики правонарушений. Но речь идет именно о статистике. Потому что воспитание этики — первоочередная задача государства, и ее не может заменить ни опора на страх наказания, ни тотальная слежка.

В условиях, когда религиозные ценности перестали быть определяющими, и в отсутствие государственной идеологии, перед Россией стоит настоящий вызов нравственного воспитания. И в поиске общего знаменателя для разных слоев общества можно обратиться к «позитивному мышлению», как к основе мотивации родителей к совместной работе с педагогами. «Позитивное мышление» объединяет и либеральный, и консервативный дискурс, его продуктивность и целесообразность хорошо изучена и доказана наукой и практикой. Исследования о важности и необходимости воспитания разума и характера в позитивном ключе могут быть хорошей аргументацией, поскольку положительные эмоции оказывают значительное влияние на здоровье и на когнитивные способности детей, что очень важно для родителей.

Для создания воспитательной системы нужна государственная поддержка в создании единого педагогического проекта. Эта программа может опираться на концепции советских ученых, в сочетании с современными техниками групповых занятий, например, ролевых игр, которые так интересны детям. Главное положение этого проекта должно, на мой взгляд, заключаться в концепции воспитания сопереживания и сочувствия, как основе и стержне морали и нравственности.

Погружение в тему оставляет ощущение, что общество размышляет о влиянии «4-й промышленной» на этику, как о далеком будущем, тогда как мы уже опаздываем. Бизнес-запрос о «дизайнерских младенцах на заказ» читается сейчас еще абсолютно футуристично, а, между тем, достижения науки уже вплотную подошли к этому рубежу. Прогресс не остановить, поэтому это вопрос времени, которое необходимо использовать максимально продуктивно, в тесном сотрудничестве государства, предпринимателей, педагогов и родителей.

 


[1] Клаус Шваб / Четвертая промышленная революция / 2016 г. /

eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials/Pages/Промышленность/К.%20Шваб_Четвертая%20промышленная%20революция_2016.pdf

[2] Стивен Хокинг, Стюарт Рассел, Макс Тегмарк и Фрэнк Вильчек / Достаточно ли серьезно мы воспринимаем искусственный интеллект? / The Independent / 2 мая 2014 г. /

https://www.independent.co.uk/news/science/stephen-hawking—transcendence-looks-atthe-implications-of-artifcial-intelligence-but-are-we–taking-9313474.html

[3] Некрасов С. И., Некрасова Н. А. / Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. 2010

[4] Тарасов Александр, Директор Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» /

Росстат объединил безработных и преступников / https://ppt.ru/news/136269

[5] Преступность и культура/ Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой. — М.: Криминологическая Ассоциация, 1999. — 160 с. https://crimas.ru/_books/prestupnost_i_kultura_1999.pdf

[6] Степан Лисовский / Конец аналогового мира: индустрия 4.0, или что принесет с собой четвертая промышленная революция / Электронный журнал «Теории и практики» / сент. 2016 / https://theoryandpractice.ru/posts/14610-konets-analogovogo-mira-industriya-4-0-ili-chto-prineset-s-soboy-chetvertaya-promyshlennaya-revolyutsiya

[7] Григорий Колганов / Как увеличение числа камер на дорогах изменит поведение водителей / КоммерсантЪ / 2017 г. / https://www.kommersant.ru/doc/3408355

[8] Marco van Bommel, Jan-Willem van Prooijen, Henk Elffers, Paul A. M. van Lange / The Power of a Camera in Attenuating the Bystander Effect / Department of Social and Organizational Psychology, VU University Amsterdam, Van der Boechorststraat 1, 1081 BT, Amsterdam, the Netherlands / issue: 4 / pages: 459-466 / 2013 г. / https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1948550613507958

[9] Тимченко В.В. / Анализ уровня воспитанности морально-нравственных качеств студентов вузов / Вестник Бурятского Государственного Университета — 2014 / https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-urovnya-vospitannosti-moralno-nravstvennyh-kachestv-ustudentov-vuza

[10] III Байкальская межрегиональная конференция / Психосоматические и соматоформные расстройства в клинической практике / Иркутск, 2007, УДК 616. 89 -06 / https://therapy.irkutsk.ru/doc/conf/conf2007ps.pdf

[11] Barbara L. Fredrickson, Department of Psychology, University of Michigan, 525 East University Avenue, Ann Arbor, MI 48109-1109, USA, 2004 г. / https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1693418/pdf/15347528.pdf

[12] Д.С. Лихачев / Письма о добром и прекрасном / М., Дет.лит. 1985. 207 с.

[13] Шалва Амонашвили / Как живете, дети? / М., Издательство: Просвещение, 1986г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: