Рекомендации по совершенствованию деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия)




 

В качестве основного перспективного направления функционирования и развития ФНС России определяет совершенствование работы налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе предоставление качественных услуг налогоплательщикам. Применение стандартов обслуживания налогоплательщиков налоговыми органами является новым прогрессивным шагом в работе с налогоплательщиками.

Однако, несмотря на некоторое повышение уровня соблюдения налоговой дисциплины, число налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство, еще достаточно велико и этот факт говорит о необходимости продолжать и совершенствовать налоговый контроль по отношению к недобросовестным налогоплательщикам.

В связи с этим необходимо подготовить и принять в действие федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», предусматривающий изменение процедуры налогового контроля, упорядочения налоговых проверок, в том числе повторных, документооборота в налоговой сфере, расширение прав налогоплательщиков и другие меры.

Все это должно обеспечить курс на совершенствование налогового администрирования с одновременным снижением административной нагрузки на налогоплательщиков, оптимизацию процедур регистрации и постановки на налоговый учет налогоплательщиков, повышение стабильности и прозрачности налоговой системы в целом.

При рассмотрении категории эффективности применительно к контролю как к функции управления выделяется одна методологическая особенность, отличающая ее от категории эффективности применительно к производству.

Результаты контроля того или иного объекта могут завершиться положительной оценкой его деятельности, констатацией отсутствия налоговых правонарушений. И это тоже результат, хотя и отрицательный с позиции экономического эффекта от затраченных ресурсов. Такой результат следует считать идеальным при его массовости в обществе.

Конечный результат, т.е. совокупность объективных последствий контроля - это главный критерий определения этой эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа или лица, реакции на их действие проверяемого, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности. Невозможно судить о результатах контроля без выявления практических последствий, которые он оказал на содержание деятельности проверяемого объекта или должностного лица. Учет практических последствий контроля для управленческой деятельности тем более необходим, что под эффективностью контроля подразумевается достижение не всякого положительного результата, а только того, который является следствием контроля.

Лидирующие позиции камеральных проверок в системе налогового контроля обусловлены рядом факторов:

1.меньшая трудоемкость, чем на проведение выездных проверок, максимальная возможность автоматизации;

. возможность охватить до 100% налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчетность в налоговые органы, при проведении выездных проверок лишь у 1% налогоплательщиков;

. камеральные проверки стали более эффективными не только в связи с контролем показателей налоговой отчетности, но и анализом уровня и динамики основных показателей финансово - хозяйственной деятельности организаций, проверкой отчетных показателей на предмет сопоставления с данными из внешних источников.

Как известно результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

Сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий.

Можно отметить, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы по снижению недоимок является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

форм и методов налоговых проверок.

Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

Основными нарушениями, регулярно выявляемыми Управлением ФНС России по РС (Я) в ходе налоговых проверок, являются:

1. Нарушение порядка ведения учета доходов и расходов.

2. Неправильное определение сумм облагаемого дохода.

3. Уменьшение налоговой базы, как следствие нарушения порядка заполнения налоговых деклараций.

4. Уменьшение налоговой базы в счет включения в расходы документально не подтвержденных затрат.

5. Неотражение в составе доходов сумм авансов, полученных от покупателей в соответствующем налоговом периоде.

Совершенствование системы контрольной деятельности Управления ФНС России по РС (Я) необходимо проводить посредством повышения эффективности аналитической работы, что может быть достигнуто следующими мероприятиями:

создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков;

разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;

разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности;

создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.

Эффективное внедрение предложенных рекомендаций по совершенствованию деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) позволят Управлению ФНС России по РС (Я) с высокой степенью эффективности проводит свою деятельность, что в конечном итоге позволить увеличить объем администрируемых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

 


Заключение

 

За последние полтора десятка лет система налоговых органов дважды претерпевала кардинальные изменения. В настоящее время вектор развития российской государственности направлен в сторону централизации и сосредоточения власти. В этом же духе выдержана и реформа налоговых органов. В идеологии текущей административной реформы предусматривается укрупнение министерств и ведомств с параллельным уменьшением штата. Таким образом, Министерство по налогам и сборам РФ стало Федеральной налоговой службой в рамках Министерства финансов РФ.

Освобождение от законотворческой деятельности ФНС позволило выполнять налоговым органам свои прямые функции более эффективно. Разделение полномочий между ФНС и Минфином обеспечило усилить контроль деятельности налоговых органов. Все это, по мнению представителей власти, будет способствовать дальнейшему улучшению налоговой сферы нашей страны, к общей пользе государства и налогоплательщика, в том числе и обеспечение устойчивого сбора налогов.

Соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и современностью поступления налогов в бюджетную систему РФ и платежей в государственные внебюджетные фонды.

Налоговые органы, в том числе и Управление ФНС России обладают широким кругом прав и обязанностей, реализация которых направлена на обеспечение соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами налогового законодательства с целью максимизации поступления финансовых средств в козну государства для обеспечения его функционирования.

В настоящее время главная задача аналитической работы налоговых органов, на решение которой направлены усилия Управления ФНС России по РС (Я), - это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово - хозяйственной деятельности по учету налоговых поступлений.

Совершенствование системы налогового контроля необходимо проводить в том числе посредством повышения эффективности аналитической работы, что может быть достигнуто следующими мероприятиями:

создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков;

разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;

разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности;

создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.

Необходимым и перспективным направлением совершенствования процедуры сбора налогов является внедрение в практику работы налоговых органов автоматизированных систем их сопровождения. Использование этих программ позволяет на основе данных налоговой отчетности выявлять сферы возможных налоговых правонарушений, определять потенциальный размер доначислений и, следовательно, концентрировать внимание проверяющих на соответствующих направлениях проведения проверки.

Процесс автоматизации играет важную роль при проведении анализа заполнения или формирования налоговой отчетности. Предоставление налоговой отчетности в электронном виде заметно упрощает процедуру проверки и предоставления дополнительных материалов по телекоммуникационным каналам. Таким образом, развитие автоматизации в налоговой сфере является приоритетным направлением.

Исходя из проведенного анализа налоговых поступлений и налоговой задолженности в федеральный бюджет РФ по РС (Я) можно сделать вывод о том, что Управление ФНС России по РС (Я) достаточно эффективно проводит работу по снижению недоимок по налогам и сборам, тем самым увеличивая поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ, однако необходимо усилить контроль в части собираемости региональным и местным налогам и сборам.

Как известно результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

Опираясь на эти критерии оценки работы УФНС России по РС (Я) можно сделать вывод что эффективность деятельности Управления ФНС России по РС (Я) определяется соотношением высокого уровня достигнутого результата и стоящей перед ним цели, достижение этой цели Управлением с наименьшими затратами ресурсов, позволяет определить, что Управление ФНС России по РС (Я) с высокой степенью эффективности проводит свою деятельность.

Таким образом, в настоящее время необходимо проводить совершенствование органов налогового анализа и системы налогового контроля. И лишь в этом случае будет достигнут баланс в бюджете и российская экономика сможет подняться на более высокий уровень. Следовательно, будет достигнута стабильность финансовой системы.

 


Список литературы

налоговый служба федеральный проверка

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изм. и доп.) // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изм. и доп.) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006 с -318с.

. Вылкова Е.С., Сердюков А.Э., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009. - 562 с.

. Врублевский О.В. М. В. Романовский. Налоги и налогообложение. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.

. Дадашев А.З. Налоговое администрирование в Российской Федерации: учеб. Пособие/ А.З. Дадашев, А.В, Лобнов. - М.: Книжный мир, 2007. - 258 с.

. Карогод В.С. Налоги и налогообложение: учеб пособие / В.С. Карагод, В.В. Худолеев. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2004 - 169 с.

. Касьянова Г.Ю. НДС: отмена учета «по оплате» и другие проблемы 2006 года. Глава 21 нк РФ в новой редакции. Практический комментарий; АБАК, 2009. -120 с.

. Кашин В.А. Налоги и их роль в регулировании внешнеэкономических связей России. Финансы, 2007. - 158 с.

. Козырин А.Н. Косвенные налоги в механизме таможенно-тарифного регулирования. Финансы, 2005. - 587 с.

. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007 - 507 с.

. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник. - М.: Дело, 2004. - 259 с.

. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. - М.: «Финансы и статистика», 2008 г. - 257 с.

. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 680 с.

. Филина Ф. Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособие. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. - 424 с.

. Черкасова И.О., Жукова Т.Н. Налоги и налогообложение 2-е изд. - СПб.: «Вектор» 2008. - 224с.

. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. - М.: МЦФЭР, 2000 - 174 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: