Моделирование и экспериментирование как методы решения управленческих проблем.




Началом интенсивного развития теории принятия уп­равленческих решений как научной дисциплины можно считать 40-е годы XX века, когда во время второй мировой войны в А нглии группе ученых было поручено решить такие сложные управленческие проблемы, как оптимальное размещение объектов гражданской обороны, огневых пози­ций, оптимизация глубины прорыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов.

В 50—60-е годы сложившаяся система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформули­рована в виде специально возникших научных дисциплин, таких, как исследование операций, системный анализ, уп­равление техническими системами и др. Эти науки опериру­ют главным образом с количественными данными, критери­ями и оценками. В последующие годы основное внимание стали уделять математическим (количественным) аспектам решения управленческих задач, используя в качестве мето­дов наблюдение, формулирование гипотезы, моделирование. Широко использовались физические, имитационные, мате­матические модели. Например, очень известны модели тео­рии очередей, или оптимального обслуживания, модели уп­равления запасами, линейного программирования, экономи­ческого анализа и др. Однако многие аспекты менеджмента не подпадают под методы количественного анализа. Многие проблемы могут быть решены лишь с использованием ме­тодов качественного (неколичественного) анализа. Такие ме­тоды существуют и успешно используются в теории приня­тия решений. Они позволяют получать и анализировать ка­чественную (неколичественную) информацию. Это методы экспертного оценивания, монокритериального анализа, со­держательного анализа ситуаций и др.

Современная наука в области принятия управленческих ре­шений поднялась на качественно новый уровень. В настоящее время разработаны эффективные управленческие технологии, характерные для современных организаций. Используется вы­числительная техника, способная оперировать большим объе­мом количественной и качественной информации; созданы ком­пьютерные системы поддержки принятия решений, автома­тизированные системы экспертного оценивания. Они исполь­зуются в процессе принятия решений и позволяют принимать эффективные решения в сложных ситуациях.

В практике управления широко используются модели процесса принятия решения. Моделирование собственно процесса принятия решений позволяет сделать существен­ный шаг в сторону количественных оценок результатов при­нимаемых решений. При этом роль качественного (неколи­чественного) анализа не принижается.

Использование моделирования процесса принятия уп­равленческих решений позволяет поднять его на качествен­но новый уровень, разработать и внедрить в практику при­нятия управленческих решений современные технологии.

Профессиональное использование моделей процесса при­нятия решений позволяет менеджеру контролировать ин­туитивные соображения при принятии решений, в частно­сти обеспечивать большую степень непротиворечивости и надежности принимаемых управленческих решений. Сле­дует понимать, что модель позволяет найти рациональное решение лишь для упрощенного варианта ситуации приня­тия решения. Поэтому нельзя акт принятия решения пере­кладывать только на заложенные в компьютер модели си­туации и полученные с их помощью альтернативные вари­анты управленческих решений. Они носят лишь рекомен­дательный характер и способствуют разработке эффектив­ного управленческого решения.

Решение, найденное с помощью моделирования ситуа­ции принятия решения, необходимо проанализировать с точки зрения полноты учтенных в ней факторов и в случае необходимости внести коррективы либо уточнить соответ­ствующим образом используемую модель.

При принятии особо важных решений могут использо­ваться несколько моделей, описывающих ситуацию приня­тия решения с разных сторон.

Окончательное решение принимается на основании со­поставления результатов, полученных с использованием раз­личных моделей ситуации.

На завершающей стадии решающее значение приобрета­ет искусство принятия решения.

При моделировании процесса принятия решений надо иметь четкое представление о базисных элементах таких моделей:

• ситуация принятия решения

• время дм принтятия решения.

• ресурсы, необходимые для принятия решения;

■ ресурсы, которыми располагает организация;

• система управляемых факторов;

• система неуправляемых факторов.

• система связей между управляемыми и неуправляемыми факторами:

• альтернативные варианты решений:

• система критериев (оценочная система) для оценки ре­зультатов принимаемых решений.

Важно, чтобы используемая в процессе принятия управленческого решения модель была адекватна ситуации принятия решения. Это означает, что модель должна:

• соответствовать структуре и свойствам объекта управ­ления;

• особенностям и возможностям создания используе­мых методов моделирования и экспериментов, про­водимых на базе используемых моделей:

• соответствовать требованиям решаемой управленчес­кой задачи.

Модели процесса управления различаются между собой. Но никакая модель не может учесть абсолютно все факто­ры. Однако профессионально разработанная модель отли­чается тем. что позволяет учесть наиболее существенные в них.

Приведем экономико-математическую модель выбора первоочередных (приоритетных) проблем, стоящих перед организацией для их первоочередного решения, построен­ную с использованием метода» смешанного линейного а целочисленного программирования.

Поскольку один из основных аспектов управления орга­низацией — распределение ресурсов, а определение перво­очередности решения проблем, стоящих перед организаци­ей, я есть по существу задача рационального распределения ресурсов, то модель определения первоочередных проблем целесообразно рассматривать как модель оптимального рас­пределения ресурсов, исходя из сравнительной экономичес­кой эффективности заказов и проблем, соответственно вы­полняемых или решаемых организацией.

Пусть имеется перечень из n (i=l,..., n) заказов, которые может выполнять организация в рассматриваемый промежу­ток времени, и m (j = 1,... m) проблем, которые возникают в рассматриваемый период и требуют своего решения.

Ожидаемая прибыль при выполнении i-гo заказа рав­на С. При решении j-й проблемы может быть получена дополнительная прибыль D j. (если дополнительной при­были при решении этой проблемы нет, то Dj = 0). Если же эта проблема не решена, то организация понесет поте­ри— Z j.

Обозначим через X — переменную, соответствующую заказу с номером i и принимающую значения от X 1min X 1

— от минимально возможного уровня обеспечения i- го заказа ресурсом до максимально возможного.

Суммарный ресурс k-го вида обозначим R k Через R ik обозначим количество ресурса k-го вида, необходимое для выполнения i-гo заказа, а через Rjk — количество ресурса k-го вида, необходимое для решения j-й проблемы.

Тогда задача оптимального распределения ресурсов для


Можно непосредственно убедиться в том, что сформу­лированная выше экономико-математическая модель содер­жит как задачу определения первоочередных заказов для выполнения, так и задачу определения первоочередных про­блем, стоящих перед организацией дня их решения.

Чтобы получить первую из упомянутых задач, доста­точно положить значения переменных Y j = 0, j = 1,....,m. А чтобы получить вторую задачу, достаточно положить зна­чения переменных X i = 0, i = 1..., n.

Решение первой из задач позволит нам определить пер­воочередные заказы, которые целесообразно выполнить организации, если предполагается, что решение возникаю­щих проблем не решается за счет этих же ресурсов.

Решение второй задачи позволит определить первоочеред­ные проблемы, которые надо решить организации, если эти же ресурсы не могут потребоваться для выполнения заказов.

Решение же полной задачи, сформулированной выше, по­зволит определить заказы, которые необходимо выполнить в первую очередь при наличии стоящих перед организацией про­блем, и проблемы, которые необходимо выполнить в первую очередь при наличии у организации потока заказов.

Таким образом, только полная задача, соответствую­щая сформулированной выше экономико-математической модели, позволит дать ответ на вопрос, какие заказы и ка­кие проблемы необходимо решать в первую очередь при имеющихся в распоряжении руководителя организации ре­сурсах.

Все большее признание среди менеджеров получает та­кой метод, как экспериментирование. У нас в России про­водятся экономические реформы, и многие управленческие нововведения требуют экспериментальной проверки. С по­мощью экспериментов ведется и сам поиск научно обосно­ванных нововведений, которые будут полезны для реше­ния целей и задач организации. Ценность управленческого экспериментирования состоит не только в его практической направленности на решение проблем управления, но и в том, что оно служит источником новых идей, гипотез, теоритических положений, т.е. позволяет комплексно подой­ти к исследованию проблем теории и практики управления.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт)-

один из основных методов научного познания. Эксперимент предполагает активное вмешательство в ситуацию со сторо­ны исследователя, который осуществляет планомерное из­менение одного или нескольких факторов и регистрирует изменении в изучаемом объекте. С помощью эксперимента проверяют те или иные гипотезы, нововведения и измене­ния в системе управления предприятием. Управленческой наукой накоплен большой опыт проведения экспериментов. При проведении эксперимента необходимо обеспечить со­блюдение следующих принципов:

• целенаправленность, означающая, что эксперимент проводится ради определенной цели. Эта цель долж­на быть научно обоснована и конкретно сформулиро­вана. Иначе непонятно, для чего проводится экспери­мент;

• «чистота» эксперимента, т. е. эксперимент должен ста­виться таким образом, чтобы нейтрализовалось вли­яние условий и факторов, искажающих его ход и ре­зультаты;

• четкое установление зоны эксперимента (его границ). Исследователь должен четко представлять место про­ведения эксперимента, его временные рамки, коли­чество и состав участников.

Эксперимент по управленческим нововведениям должен иметь следующие виды обеспечения1:

— научное и методологическое обеспечение, состоящее кз обоснования необходимости проведения эксперимента, формулирования его целей, задач и содержания, разработ­ки гипотез, идей, теоретических положений, требующих экс­периментальной проверки, разработки принципов и усло­вий проведения и тд.;

—организационное обеспечение,предусматривающее необходимость выбора объектов экспериментирования я кон­троля. разработки инструктивных материалов по порядку проведения эксперимента, его срокам, процедурам, участ­никам, распределению ответственности между ними и т.д..

• методическое обеспечение, т.е. разработку комплекса методических материалов по всем аспектам проводимого эк­сперимента в рамках этапов подготовки, проведения, ана­лиза, оценки результатов, принятия решений:

• кадровое я социальное обеспечение, предусматрива­ющее специальную подготовку кадров для участия в экспе­рименте я привлечение специалистов других профилей для обеспечения комплексности, а также проведение инструк­тивных в разъяснительных совещаний с участниками экс­перимента;

• информационное и управленческое обеспечение, да­ющее ясное представление об объеме и содержании необхо­димой информации, о возможностях механизация я авто­матизации информационных процедур, в также о процессе управления экспериментом;

• экономическое обеспечение, в состав которого входит определение условий финансирования и необходимых ре­сурсов по видам, а также разработка вопросов стимулирова­ния участников эксперимента.

Можно выделить три возможных результата управлен­ческого эксперимента:

• Управленческое решение о принятии или об отрицатель­ной оценке проверяемого нововведения.

• Формулировка, научное и практическое обоснование но­вых теоретических и методических наложений науки управления.

• Развитие системы методов научного менеджмента, по­вышение их научной обоснованности.

Все методы, существующие в рамках теории принятия решений, используются для того, чтобы увеличить способность руководства к принятию обоснованных объективных

решений в сложных управленческих ситуациях и тем са­мым повысить эффективность организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: