Внимание. Виды и функции.




Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики. Различают три вида внимания: непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.



Мышление.

Мышление - это психический процесс отражения реальности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека. Понятийное мышление - это такое мышление, в котором используются определенные понятия. Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Наглядно-действенное мышление отличается тем, что решение нестандартной задачи(практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления.осуществляется на основе преоб­разований образов восприятия в образы представлений. Абстрактно-логическое мышление оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное - это опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация).Первая особенность выражается в опосредованном характере отражения. Мыслительная деятельность человека опосредована его знаниями, личным опытом и опытом человечества. Второй особенностью мышления является обобщенный характера мыслительной деятельности. Связь мышления с языком и речью – третья особенность мышления. /сравнение, классификация. абстрагирование/

Теоритечиское мышление и логическое

14. Воображение. - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове­ком раньше. Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта. Виды: Непроизвольное (пассивное) - когда образы возника­ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови­дениях, при чтении книг. Произвольное (активное) состоит из воссоздающего и творческого создания образов. Фантазии - это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности. Мечты- нацелены на будущее, это образы желаемого будущего. Грезы - мечты, которые очень слабо связаны с реаль­ностью и которые никогда не реализуются.



Память. Законы и виды

Память - познавательный (когнитивный) процесс, обеспечивающий воспроизведение прошлого опыта, а также одно из основных свойств психики, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. ВИДЫПАМЯТИ -1. Образная память - закрепление, сохранение и передача во времени чувственного опыта 2. Смысловая, логическая (словесно-логическая) память - память сопровождает мыслительный процесс, она и закрепляет, и завершает работу мышления.Эмоциональная память - Память сопутствует всем эмоциональным процессам.Моторная (двигательная) память - Она является компонентом любых наших движений и действий. На ее основе мы формируем двигательные навыки: пишем, рисуем, чистим зубы, 5. Автобиографическая память - целый мыслительный набор сцен, категорий и пр., имеющих личное отношение к индивиду. Было обнаружено, что человек может припомнить собственные переживания, принимая позицию стороннего наблюдателя или помещая себя внутрь сцены, участником которой он является. Процессы памяти: запоминание;сохранение;воспроизведение;забывание. Виды генетическая и прижизненная. Законы: Закон интереса, закон осмысления, закон установки, закон края, закон повторения, закон незавершенности.

 

16. Эмоциями - называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению, к самому себе и окружающим. Чувства – одна из основных форм эмоционального переживания человеком своего отношения к предметам, событиям, другим людям.

Классификация: Ситуативные (радость, страх, волнение, досада), Познавательные (интерес, удивление, сомнение,), Соц. Взаимодейств. (обида, гнев, жалость, смущение). Эмоции и чувства дел на положительные и отрицательные. Их функции: оценивающая – показывает отношение чел, побуждающая – толкает на действие. По силе различают: Аффект, Страсть, Фрустрацию, агрессию и стресс.



Воля.

Воля - это психический процесс сознательного преодоления личностью трудностей при достижении цели. Основные функции: - регулирование поведения и поступков человека; - руководство потребностями, желаниями, мотивами.Волевые процессы бывают простыми и сложными.. К простым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. Волевые качества личности: целеустремленность, выдержка, решительность, самостоятельность, смелость, энергичность. Формы: побуждение, контроль, запрет, поддержка работоспособности.

Психические состояния.

Психические состояния - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне - системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.в каждом психологическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создает дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний. Классфикация: аще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипно­тические и другие состояния. Опираясь на подходы к многообразию психических состояний, предложенные Н.Д. Левитовым, мы предлагаем свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента.



Темперамент.

Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой. Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов: слабый(меланхолик), сильно неуровнавешанный (холерик), сильный уравновешанный подвижный (сангвинник), сильно уравновеш. Инертный (флегматик). Ф - невозмутим, неспешен, скуп на эмоции, упорен в работе. Х. – порывистый, быстрый, эмоц. вспышки, быстро истощается, огромная работоспособность. С. – живой, подвижный чел. легко примиряется с неудачами.очень продуктивен если работа интересна. М. – легко ранимый, остро реагир. на внешние факторы, повышенная впечатлитеность. Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.В настоящее время концепцию четырёх темпераментов подкрепляют понятиями «торможение» и «возбуждение» нервной системы.

Характер.

структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Целостность характера, однако, не абсолютна. Это связано с тем, что центральные, стержневые отношения не всегда целиком и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает так называемая акцентуация характера.Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).


Акцентуация характера.

чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов.Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями не существует. Выявление акцентуированных личностей в коллективе необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации. (Леонгард) Основные типы акцентуации характеров: Истероидный – демонстративный тип эгоистичный. Потребность во внимании. Гипертимный – болтливый.шумный, Астенонервичный – повышенная утомляемость при общении, Психостенический – нерешительный, аутический или шизоидный – чрезмерная замкнутость.

Общение.

специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. К средствам относят: Язык (система слов соединенные в осмысленные высказывания для общения),Интонация, мимика, жесты, расстояние. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – "хм-хм", "э-э-э"; и др. Процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. /эмпатия рассказать/



Конфликты.

По своему содержанию конфликты могут быть реалистическими или нереалистическими. Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.Нереалистические конфликты имеют свое целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности. По характеру участников конфликты делятся на 4 вида: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Упр.конфликтами: 1. Структурные метод (Разъяснен. Ожиданий Подчиненные должны четко понимать, чего ожидают от них. Координационные и интеграционные механизмы, Структура вознаграждений, ). 2. Межличностные. (уклонение от конфликта, Сглаживание - мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать свою лодку, Принуждение и Компромисс. )

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: