Происхождение еврейского племени




Лучшие авторы пишут:

Часть 1. PASS OVER

В биологии, установить происхождение культурного растения - значит найти его дикорастущего предка. Всем памятен хрестоматийный пример с Николаем Вавиловым, отыскавшим в разнотравье Абиссинского нагорья прадедушку пшеницы. Это открытие было воспринято в своё время как торжество науки - с соотвествующими теоретическими и практическими выводами. В нынешнее время не очень поощряется задаваться подобным вопросом в отношении людей. Ибо считается как бы косвенным проявлением расизма. Тем не менее древние придавали ему большое значение. Знание и понимание биологичеких законов позволяло жрецам управлять и манипулировать своим и чужими народами. Особенно преуспели в этом раввины. Может, именно по этой причине они добились столь впечатляющих успехов и выдающегося положения своего племени среди других национальностей. Характерно, что при этом мы мало чего знаем о происхождении самих евреев.

Как же так, ведь у нас в руках одна из самых древних книг - Библия, или Тора - которая и есть ни что иное, как (мифологизированная) история еврейского народа? И тем не менее, о других народах, которые не писали или не сумели сохранить о себе никаких письменных сообщений, мы знаем подчас - из той же археологии или свидетельств соседей - больше, чем об евреях. Это связано с тем, что в до и послебиблейской истории еврейского этноса зияют чудовищные провалы, которые даже никто особенно и не пытался заполнить систематическим образом.

Если буквально следовать Библии, то первым евреем был Авраам, само имя которого так и означает "еврей по имени". Впрочем можно и наоборот - воспринимать Авраама как эпоним еврейского народа. Но эта библейская повесть - о том как сын некоего Фарры из Халдейского Ура принял новую религию и потому стал родоначальником нового племени - вряд ли устроит нас в биологическом смысле. Ведь и сама Библия и сторонние источники указывают на то, что до прихода в Харран у предков Фарры была долгая месопотамская история. Кроме того есть и другой конец - "Иосиф, проданный в Египет" и последующий исход под водительством Моисея. Вспомним также, что прежде чем купить у хеттянина пещеру в Хевроне, караван Авраама наведался к своим соплеменникам в Нижний Египет - чтобы потом снова вернуться в Палестину. И вот для того, чтобы свести вместе оба конца нам и понадобятся другие источники. Но прежде остановимся на толковании соответствующего эпизода из Библии историками.

Известный буржуазный семитолог Финкельштейн [1], а вслед за ним и советский академик Дьяконов [2], считают, что Фарра тянет свою генеалогию от некоего Sutu или Situ (аморейское Sutiu). Евреи же получили своё имя от Эвера (Ebar), что означает "пересекший реку" или "перешедший Евфрат". Потомки Эвера - это сутии, покинувшие Месопотамию. И, действительно, узнаём мы из Библии: "Адам жил 130 лет и родил сына... и нарёк ему имя Сиф (Set)".

Пожалуй, с основными постулатами Финкельштейна можно согласиться. Во всяком случае, они не противоречат сторонним источникам. Только вот за "пересечение" какого водоёма - Евфрата или Красного моря - евреи получили своё имя, остаётся неясным. А может речь должна идти о переходе через Синайскую пустыню? Кто его знает. Но известно, что старая и популярная этимология слова "еврей" - проходимец - несмотря на свою оскорбительность, в действительности лишь дополнительно подтверждает (ставшую ныне официальной) версию Финкельштейна. Нужно только немного изменить предлог: переходимец, а не проходимец. Хотя, на поверхностный взгляд, может показаться, что еврей Финкельштейн применил уловку - с тем, чтобы уйти от позорного толкования имени своего племени.

Есть и другая крайность - народная шабес-гойская мудрость считать слово "Европа" проистекающим от слова "еврей". Чем мотивировано? Ну, помимо сходства корней ещё и тем несомненным фактом, что верой своей европеяне целиком обязаны иудеям. Но это - фольклор. Истина же заключается в том, что ещё в древних языках бассейна Средиземного моря, слово "евро" означало тоже, что и over в современном английском или аверс - на латыни т.е. "через", "пере", а также и "пересечь", "перейти". Вспомним хотя бы архимедовское "Эврика!" - нашёл, просёк. Корень "евро" присутствует и в названии многих рек, крупнейшая из которых Эбро. Достоверно известно, что в древности имя Европа относилось только к месту, которое ныне называется Босфор и Дарданеллы, и означало "проход" или "переход" - из "цивилизованной" Азии в другую часть Света. Вот тебе и проходимец! Заметим, что понятие перехода является ключевым в еврейской истории. Как впрочем и в истории других народов, склонных считать себя избранными. Назову для примера Великий Трек Африканерский. И в связи с этим обратим внимание на то обстоятельство, что главный еврейский праздник, отмечаемый в память перехода то ли через Синайскую пустыню, то ли через Красное море, называется Песах - Пасха по нашему и Passover (еврейская Пасха) - по-английски, а значит и по латыни. Таким образом мы опять возвращаемся к переходу. Но и этот переход или исход оказывается не самым ранним в еврейской истории.

Более пространное, но зато и не опубликованное в реферируемых журналах, толкование библейской истории, предполагает, что якобы Ной был шумером, а вот уже его сыновья - евреями. Ну правильно, ведь Ной тоже кое-что пересёк водное прежде, чем пристать к Арарату. Для нас же в этом указании ценно то, что шумерская компонента несомненно входит в еврейскую антропологию. Это - время от времени встречающиеся круглые головы и характерные узкие губы. Писарь из Вавилона. Бабель. Зельдович. Другая вавилонская струя - дравидская. Она выражена бледнее - потому что не непосредственно из Шумера, а из его восточного соседа - Элама. Вы можете найти антропологические аналоги среди нынешних индусов. С другой стороны, я, например, имею образчиками и московского Малкина - вылитый пакистанец. Кажется, даже кличку носил Индус в детском саде. Ещё - Хургеса из Испании. Помнится (ах, где мои 17 лет), я его спрашивал: "Какой же ты испанец?" "А кто же я?" "Ну не знаю. Откуда-нибудь из Хайдарабада." Он смеялся, но собирался эмигрировать - не в Испанию, конечно, а по еврейской визе. В Харране, очевидно, евреи добавили себе хурритскую компоненту, лёгшую также и в основу арменоидной расы. "Разве вы армянин?" - спрашивал я однажды беженца из Карабаха, заливая ему про Великую Армению от Трапезунда до Киликии. "А почему нет?" "Да потому что вы - вылитый Борис Леонидович Пастернак." Впрочем, это, скорее, результат взаимовливания.

Однако, ни в семитской, ни в хурристской, ни в шумерской или дравидийской компоненте не заключается цимес еврейской расы. Как же так, евреи - и не семиты?! Доказательства? Доказательства, конечно, антропологические. А значит - наглядные.

Оказывается, что не один Вавилов искал прародину. И шарили - не только нацисты на Шамбале. В 1928 году из молодой Советской республики группа этнографов-кинематографистов (возглавляемая, кажется, оператором Раппопортом) направилась, по следам царя Соломона, в Йемен, т.е. говоря по-нашему - в бывший Эдем или Счастливую Аравию. И чего только им там понадобилось, в этом захолустном имамстве? Может, за опытом приехали к своим родичам - как удержать среди варварского народа завоевания революции? И в самом деле, в отснятой ими ленте не мало места было уделено местным евреям - потомкам тех "реформаторов", которые до 6-го века держали здесь иудейское царство Химьяр - одно из трёх в мире, наряду с собственно Иудеей и Хазарией (четвертому не дала состояться инквизиция). И положение их было незавидным. Потому что, видать, так нахлебались йеменцы раввинской законности, что вот уже 14 веков с тех пор держится в этих краях строгий запрет евреям занимать государственные должности. Чуть ли не в конституцию им записан. Но я не об этом. Что бросилось в глаза. Показали парад местной гвардии. Босые, поджарые, с ружьями на плечах. Крупным планом - тела, лица. "Какие же это семиты?" - вырвалось у меня. Вон идёт похожий на дядю Василия. Вот ещё и ещё. Среди толпы на базаре мелькают и эфиопские лица, негроидные. Наконец, показали и еврейскую общину. Да, действительно, видно: это - евреи. Но ведь совершенно отличный расовый тип. А причём же тогда антисемитизм? Конечно, я давно знал, что это словечко нарочно придумано - чтобы сбить с толку и ввести в заблуждение. Но понадобилось некоторое воображение для того, чтобы мысленно переодеть базарных персонажей тогдашней Саны в европейскую одежду и распознать в них с детства знакомые типажи большевицких комиссаров и видных советских писателей.

Окончательное решение еврейского вопроса пришло неожиданно. Лет десять назад в Сомали случились беспорядки и по этому случаю на телевидении транслировали репортаж. Вот оно - то, что нужно. Я увидел в совершенно диком откровении искомый еврейский абрис. Нет, это не эфиопы, а специфическая, хотя, конечно, и близкая к ним сомалийская раса. Видимо, именно здесь, на острие Африканского Рога, и сосредоточился тот первоначальный электростатический заряд, который затем постепенно истёк на всю поверхность земного шара. Видимо, отсюда и был совершён первый переход аидов, или антиподов - через Баб-эль-Мандебский пролив, а в те времена, возможно, перешеек, на другую сторону Света. В древности эта территория называлась Савой (т.е. землёй отцов) или Сабейей.

Сомалийцы - не негры и не негроиды, но смуглокожи. Сразу приходят на ум щедринские оливковые люди. Вспомним, что ведь и царица Савская была темнокожа. Тем не менее это не помешало царю Соломону считать её своей родственницей. Здесь я углядел в толпе дикарей лицо Бориса Пастернака - маску африканского божка, как вспоминали наблюдавшие его и во сне, и в движении современницы. "И предка, плоскогубого хамита, он видит на пустынном берегу." Эти строки, написанные выдающимся поэтом о Пушкине, очевидно, относятся и к нему самому. Вскоре мне повезло: на мормонском сборище я познакомился с человеком, который оказался свежеприготовленным евреем. По свежим следам я сходу определил его национальность. На прямой вопрос он ответил: отец - сомалиец, мать - полька. Парень был с крепкой головой, здравыми понятиями и содержателен для беседы. Во всех прочих отношениях - набит характерными национальными "комплексами". Считал, что в России поднимает голову фашизм. Особенно его огорчали скинхеды. Несколько раз он пытался вовлечь в свою орбиту двух негров, которые тоже присутствовали на собрании. Но безуспешно. По-настоящему их не волновали его темы. Ибо, как и положено, они были надуманными. Парень не скрывал своих намерений - через мормонов перебраться в США. Но самое поразительное - в нём явно присутствовала та расовая доминанта, которая должна была передаться через его русскую жену детям, внукам и так далее. Это было ходячее подтверждение моих теоретическиъ построений.

По слухам, отца сионизма Теодора Герцля ухайдокали свои же. Якобы за то, что не сумев выторговать у англичан Палестину, он начал агитировать за Уганду. У лиц, незнакомых с предметом, этот вариант может вызвать недоумение, либо воспринимается как шаг отчаяния. Для нас же он служит указанием на то, что "раввины" знают или смутно помнят, где находится истинная прародина евреев. Опять же, эта, явно инспирированная ими недавняя компания по научному установлению всехней Евы, - якобы праматери всего человечества. Ведь "первичный ген" они обнаружили в останках прачеловека из радиационных кристаллических разломов Танзании (!). Конечно, к таким как автор настоящих заметок, это универсальное правило не приложимо. Я-то знаю, что мои предки - от славного Ильма, а не от неведомого моей генетической памяти Адама. Но к евреям, скорее всего, эта схема и относится. Далее я коротко излагаю сценарий первого еврейского исхода. Не следует думать, что он - целиком моя гипотеза. Скорее это - обработка сведений, полученных из разнородных источников за многие годы наблюдений и коллекционирования.

Новая история человечества началась с какой-то гигантской геологической катастрофы, в результате которой начали таять льды Скандинавии, а в Африке сдвинулся к Северу пояс аридности, разделяющий Северную и Южную зоны обитания. Некоторые считают, что этот сдвиг связан с изменением ориентации земной оси по отношению к плоскости вращения Земли вокруг Солнца. Как бы то ни было, но толчок этот привёл к первому великому переселению народов. По-видимому, до указанных событий предки евреев проживали в Южной зоне обитания. Т.е. являлись географическими антиподами обитателей Европы, Азии и Северной Африки. Можно предположить, что они были в то время единственным нечернокожим племенем, проживавщим в Южном полушарии. И, разумеется, поэтому являлись господами для отличного от них негроидного населения. Именно в этот период и был заложен всем хорошо известный еврейский комплекс избранной расы. Но - сломался какой-то механизм и вождями праевреев было принято решение о радикальном броске на Север. Ничего достоверного, кроме приведённых выше антропологических данных и смутных воспоминаний народов, об этом периоде истории сказать невозможно. Известно только, что в древности южная часть Аравийского полуострова была покрыта густыми лесами. Там-то и располагался описанный в Библии Эдем, позже - Аден, что, также как и слово Адам, обозначает "дом", или "становище". В Аравии праевреи заняли позицию беньяминов, буквально, "лучших людей" по отношению к окружающим арабам т.е. "рабам".

И снова что-то случилось. Недовольство бедуинов или резкая засуха. Во всяком случае в начале 2-го тысячелетия до н.э. на западных границах тогда уже изрядно семитизированного Шумера появился новый враг - амурру, или амореи - в позднейшем правописании. Это были орды кочевников, возглавляемых "беньяминами". До сих пор в иудейской традиции амореем называется начётчик - ученый еврей, толкователь Торы родом из Вавилона. Амореи успешно овладели Месопотамией и заняли в ней позицию господствующего класса. Наиболее известный из аморейских правителей, Хаммураби (буквально, раввин Хамму), вошёл в мировую историю как составитель юридического кодекса, основные положения которого имеют чёткие параллели с более поздними и проповедуемыми на другом конце Сирийской пустыни заповедями Моисея.

Здесь, в Междуречьи, окончательно закрепился аморейский комплекс превосходства над другими народами. Здесь же сложился еврейский комплекс судейства над другими народами. Но оба они оказались омрачёнными одним чисто биологическим обстоятельством. Сообщества Древнего Востока, а возможно и всего мира, были организованы по сословно-расовому принципу. Это значит, что сословные границы попросту совпадали с расовыми и племенными. Так что господина всегда можно было легко распознать по цвету кожи и другим антропологическим признакам. Причём повсеместно выполнялось нехитрое правило: чем белее кожа и чем более "нордической" была общая физиономия, тем к более высокому сословию принадлежал их обладатель. Так, древнюю цивилизацию долины Инда, Мохенджо-Даро, построили смуглокожие дравиды. Последние составляли высшее сословие по отношению к темнокожим аустроазиатам и негритосам. Эта блестящая материальная культура была бесжалостно уничтожена бледнолицыми ариями, которые, однако, продолжили и закрепили традиционное кастовое деление индийского общества. Только отныне высшие касты - кшатриев (буквально, "имеющие отцов") и брахманов (возможно, "божьи люди") - образовали светлокожие арии. А смуглые, черноглазые дравиды перешли в низшие касты - вайшья и даже шудра. Уделом же автохтонных мунда стало полное изгойство. В Южной Индии их объединили в касту париев (неприкасаемых).

Как уже упоминалось выше, африканских предков евреев только на негрском фоне можно было считать "белыми". Однако же по многим другим признакам они несомненно принадлежали к расе господ. Это нарушение общего правила и создало специфический облик еврея, раздираемого двумя несовместимыми комплексами - культурно-интеллектуального превосходства и физической неполноценности. По-видимому, годы аморейской династии (2000 - 1600 до н.э.) были самыми безмятежными и счастливыми в еврейской истории. Впереди амореев ждали занимательные испытания, тяжёлые приключения, старые обольщения, новые огорчения и разочарования, а также сокрушительные триумфы и блистательные поражения.

[1] J.J.Finkelstein, The genealogy of the Hammurapi dynasty, J. of cuneiform studies, 1960, v. 20,

No 3-4, [2] И.М.Дьяконов, Праотец Адам, Восток, 1992, No 1, стр.51-58.

 

Часть 2. УКРОЩЕНИЕ ХЕМУСА

В школе мне не повезло по истории: училка оказалась из семьи старых большевиков и мучила нас нестандартными вопросами. Был и такой: случались ли в мировой истории события, подобные Великой Октябрьской Социалистической Революции? Имелось в виду - общественный переворот, при котором трудящиеся свергли власть эксплуататоров и установили свою, т.е. советскую, власть.

Ну, конечно, Парижская Коммуна! - отвечали мы хором. Оказалось, что Парижская Коммуна - не в счёт. Потому что продержалась всего два с небольшим месяца, да и не успела провести социалистические преобразования, ибо всё своё внимание вынуждена была уделять вопросам обороны. А правильной ответ такой.

В тысяча семьсот энтом году до н. э. рабы Древнего Египта восстали против своих хозяев и победили. Обитатели хижин завладели дворцами. А владельцы дворцов сделались нищими. Восставшим действительно удалось провести глубокие социальные преобразования. Но поскольку они не были вооружены передовой марксистско-ленинской теорией и их борьбу не возглавляла Партия, то вскоре всё вернулось на свои места. С той только разницей, что теперь бывший раб стал правителем. А правитель - рабом, нещадно эксплуатируемым новым хозяином. Это ещё раз подтверждает, что дело не в людях, а в социально-экономической системе и т.п.

Тогда меня поразила точность, с которой указана дата этой не вполне удавшейся предшественницы ВОСР. Сейчас я уже не помню как там было, но мы будем ориентироваться на самую раннюю цифру - 1730 год до н.э. Через некоторое время я обнаружил, что весь изложенный материал учительница почерпнула из учебного пособия "Факультативные уроки истории в средней школе". Именно там была указана эта неправодоподобно точная дата. Не знаю кто являлся автором раздела и почему уделялось особое внимание столь отдалённому событию. Но то были годы восстановления ленинских норм жизни.

Впрочем, нетрудно догадаться, что составители не сами добыли эти сведения. А скорее всего позаимствовали, скажем, у Рановича - ученика Николая Михайловича Никольского (р. 1877). Я потому называю здесь эти фамилии, что рекомендую всякому, интересующемуся подобными вопросами, работы указанных мэтров. И слово "работа" здесь употреблено не случайно: профессор Никольский был старой школы и поэтому выводы строил на основании личного знакомства с первоисточниками, что, конечно, требовало знаний древних языков - в их числе и арамейского.

Вряд ли меня когда-нибудь интересовал Древний Египет. Единственно что: поражала необыкновенная устойчивость этого образования. Кругом рушились цивилизации, гибли целые народы. А этот стоял почти неизменным несколько тысячелетий. Естественно, на таком фоне не могли не привлечь внимания события -1730 года. В хронологии читаем: в это время на Египет обрушилась первая волна гиксосов.

Что за странно звучащее слово (египетское, в греческом искажении - hyksos)? Обычное толкование - "цари пустыни" *. Но нелишне также и заглянуть в Большой Оскфордский Словарь за значениями слов hicks, а также и kikes.Что за народ? Для объяснения достаточно сослаться на именитого иудейского историка Иосифа Флавия, который считал гиксосов своими предками (см. например [2]). А теперь сличим даты. Хаммураби Вавилонский был убит Мурсилисом Хеттским в -1750 году.

Эта насильственная смерть положила конец аморейской династии и начало - быстрому закату господства амореев в Месопотамии. На севере активизировался народ, симбиоз с которым был в принципе невозможен - ассирийцы. Фарра (Therrah), отец мифического родоначальника евреев Авраама, бежал из Месопотамии никак не раньше этого времени. Иначе каким образом его сыну удалось бы, спасаясь от голода в Ханаане, этак запросто завалиться со всей ватагой к фараону в Египет. И, наконец, после долгих дебатов среди историков, житие Иосифа Прекрасного также было отнесено к этой эпохе [2]. Таким образом нам удаётся свести оба конца аморейского исхода из Месопотамии. В действительности (т.е. согласно летописям и данным археологии) "цари пустыни" появились на границах Египта ещё до того, как они подчинили себе Шумеро-Аккад (-2000 г.). Но главные действующие лица заявили о себе только в районе -1730 года.

Пришельцы наводнили Нижний Египет. Столица нового государства была основана в -1700 году и получила (неегипетское) имя Аварис. Характерное для потомков Эвера слово (см. часть 1 [1]). Полезно также напомнить латинское averto, аварию (из итальянского), а также заглянуть в английский словарь за adverse и avarice-ом. В самом деле, на первых порах победители вели себя не так, как положено завоевателям, а шиворот-навыворот.

Во-первых, сам факт победы вызывает удивление. Ведь это - первая за тысячелентнюю историю войн и междуусобиц оккупация тероритории Египта чужеземцами. Иосиф Флавий темпераментно описывает мчащиеся на огромной скорости колесницы, которыми правили закованные в бронзовые панцири возничие. В качестве причины поражения указываются обнаженность египетских воинов и непривычный темп ведения боевых действий. Однако, независимые источники не подтверждают всех этих красивостей. Я не говорю уже о том, что описанные атрибуты являются типичной принадлежностью арийских армий. Ведь в составе обрушившихся на Египет орд могли быть и хеттские или миттанийские "интернационалисты". Современные историки склоняются к тому, что вообще не было никаких крупных боевых действий.

Гиксосы покорили Египет "мирным" путём! По-видимому, речь должна идти о постепенной, хотя и довольно быстрой, инфильтрации пришельцев в египетское общество с последующим овладением административными структурами [3]. Основным орудием гиксосов были не боевые косилки, а пропаганда социальной справедливости среди местного населения. Это утверждение - не досужий вымысел автора настоящей заметки, а результат расшифровки и анализа египетских папирусов и других современных им данных. Удивителен тон этих сообщений.

Даже в дешифровках явственно чувствуются знакомые мотивы: хижины - беднякам, земля - крестьянам. Проповедуемое не осталось "на бумаге". Реформы были осуществлены на практике, как и утверждалось в том школьном пособии. Земля - поделена между крестьянами, а рабы сделались большими начальниками. Так, "мэром" новой столицы Авариса был избран (!) бывший каторжник.

Не нужно объяснять к чему привели революционные преобразования - к падению производства и массовой люмпенизации населения. Чистым результатом реформ явилось то, что кочевники-завоеватели опустили египетских земледельцев до уровня пастухов. Всё это тоже описывается в папирусах. Учёные долго не могли понять, почему занимающая одно из центральных мест в Торе история Иосифа Прекрасного не нашла почти никакого отражения в древнеегипетских текстах. Я говорю почти, потому что в конце концов была найдена египетская стела с упоминанием имён библейских героев. Так вот, по общему мнению, возможной причиной такого игнорирования жрецами-летописцами деталей внутренней жизни гиксосов было глубокое отвращение, которое египтяне питали к кочевникам. Ведь в Древнем Египте возделывание земли, и вообще весь связанный с ним жизненный цикл являлись содержанием высокой и тонкой культуры - и в технологическом и в сакрально-религиозном смысле.

Возможно, гиксос-социализм продолжался бы и дольше, но, как и в случае Парижской Коммуны, пришлось в конце концов переключиться на вопросы внешней политики, а точнее, обороны от неизменивших прежней форме правления княжеств Верхнего Египта. Увы, уже тогда на Земле не находилось такого места, где социальные реформаторы могли бы провести чистый, не омрачённый никакими сторонними возмущениями эксперимент.

Задачи войны требовали единоначалия: начало царской династии в Аварисе обычно датируется -1675 годом. Первый монарх носил характерное имя Якобеле (II-й!). Последующие - уже египетские или нейтрально окрашенные имена азиатского происхождения. Всего правление "царей пустыни" на территории Египта продолжалось около 150 лет. В -1580 году Аварис был взят и разрушен доблестным фараоном Яхмосом из южных Фив, получившим в дальнейшем прозвание Освободителя.

Любопытно, что в реконкисте значительную роль сыграли женщины, в частности мать Яхмоса царица Яххотеп. Вероятно, именно с этим связано то обстоятельство, что вскоре после него последовало блистательное правление женщины-фараона, знаменитой Хатшепсут. Впрочем, этот момент я упоминаю единственно ради того, чтобы лишний раз произнести таинственное имя - Хатшепсут, в трех слогах которого заключены имена племён и божеств древнего востока, имеющие непосредственное отношение к излагаемой здесь добиблейской истории еврейского народа.

Победители не изгнали и не уничтожили бывших захватчиком, но оставили их "в естественном состоянии" на низменных равнинах Нижнего Египта. Причём они даже позволили потомкам гиксосов следовать своему природному образу жизни - полукочевому скотоводству. Именно из этой изгойской среды и вышли те, которых двумя столетиями позже мобилизовал и вывел к "земле обетованной" жрец Озириса Моисей (по некоторым данным - не египтянин, а тоже выходец из народов пустыни): чтобы на горе Сион получить инструкции от самого Б-га и затем передать их избранному народу. Отсюда, наверное, и пошла известная поговорка о том, что "гора родила мышь" (mouse). Мышь же (или крыса) - и есть тотем еврейского племени.

В школе, и не только советской, учили, что древнеегипетское общество было рабовладельческим. При более внимательном рассмотрении оказалось, что это не так. Не вдаваясь в подробности, но пользуясь модной терминологией, можно охарактеризовать его very loosely как тоталитарное. Египтом эту древнюю страну называли греки, и значительно позже описываемых событий. Ибо слово это (geo+copt) обозначает "земля коптов". Сами египтяне называли и себя и свою страну "хемус", что лексически в точности соответствует греческому "демос", латинскому homo, библейскому Хам и русскому "земеля". Таким образом, используя этот словарь, следовало бы назвать форму правления, опробованную в Древнем Египте гиксосами, хемократией.

В связи с этим нас интересуют более всего два вопроса. Первое, что это за разновидность тоталитаризма, которая позволила Египту сохранить и восстановить традиционную форму организации - невзирая на мощные соблазны демократии. Второе, почему гиксосы овладевали Египтом с помощью демократии, в то время как сопредельный с ним Ханаан покоряли огнём и мечом (Иисус Навин).

Начнём с последнего. Древний Египет имел развитую социальную структуру, жёстко привязанную к природным особенностям страны. Покорить его - означало прежде всего разорвать сложившиеся общественные связи и повернуть их по-своему. Что и попытались сделать гиксосы. Ханаан представлял собой конгломерат племён. Природные условия его отвечали общему стандарту. Следовательно, хозяйственная жизнь была слабо связана с экологической системой. При таких посылках овладение землёй сводилось попросту к физическому истреблению её обитателей. Мы не знаем в точности, каким образом за 300-400 лет до описываемых событий предки гиксосов, амореи, овладели Шумеро-Аккадом. Но судя по тому, что в результате воцарения в Месопотамии аморейской династии структура вавилонского общества более-менее сохранилась, можно предположить, что оно тоже осуществлялось мягким путём т.е. проникновением в существующие общественные формы и наполнение их новым этническим содержанием. При этом новые хозяева не стали проводить глубоких социальных преобразований, а ограничились судебной реформой (кодекс Хаммураби). Такие отличия в поведении сутиев (таким общим именем мы называем предков евреев) вызваны тем, что вавилонское общество было рабовладельческим и полиэтническим. Следовательно, в нём отсутствовали предпосылки к социализации. Египет же был, условно выражаясь, общинным т.е. связанным общим законом, а этнически - однородным. Идеальное поле для проведения социальных экспериментов.

Наконец, что придавало древнеегипетскому социуму устойчивость? Я отмечу только те существенные моменты, которые отличали Египет от других сообществ. Прежде всего это наличие общенациональной идеологии. Носителями её являлись жрецы. Хотя номинально главой государства был фараон, который в случае внешней опасности выполнял также и роль военного вождя, тем не менее в действительности страной управляли жрецы. Конечно, простолюдин не имел ни малейшего шанса стать на место фараона - сына бога Солнца, но он реально мог сделаться жрецом, а значит советником или даже фактическим соправителем страны. Как так? А так, что жрецы выбирали воспитанников из всех свободных слоёв населения. В Египте же крестьяне и ремесленники юридически были свободными. По стилю это напоминает практику христианской церкви, позволившую например сыну мордовского крестьянина Мины стать патриархом Никоном и фактически соперником царя. И неудивительно, ведь творцы христианской религии, евреи, многое позаимствовали у египтян.

Однако, в отличие от Европы, церковь и государство составляли в Египте одно целое. Всё это на современном языке можно выразить так, что не было непреодолимой сословной или духовной пропасти между интеллигенцией и народом. В лучшие периоды египетской истории административная элита совпадала с элитой биологической.

В таком случае, почему древнеегипетское общество не выглядит привлекательным для современного европейца? И тут мы подбираемся к сакраментальному вопросу. Как бы ни была совершенна структура, но ведь эффективность системы зависит ещё и от субстрата, на котором она будет реализована. Вспомним, хотя бы сколько столетий, да что там - тысячелетий, египетская наука топталась на месте.

Но какое блестящее продолжение она нашла, едва соприкоснувшись с греческим или тирренским этносами т.е. в данном случае - субстратами. Я имею в виду Пифагора, Платона и других иноземцев, проходивших стажировку у египетских жрецов. Здесь мы упираемся в такой фактор, о котором не принято говорить вслух в демократическом обществе - качество человеческого материала.

При входе в отдел Древнего Востока Пушкинского музея, справа, висит портрет фаюмского юноши. Хотя это уже (или ещё) первые века новой эры, но антропология - та же. Значит не все гиксосы покинули Нижний Египет вместе с Моисеем. Это - типаж Марата Гельмана, галериста, а кое-кто считает, что и афериста; во всяком случае, судя по записям, оставленным им в гестбуке Дмитрия Галковского - неглупого и развитого человека. Идём дальше и до конца. Там, в египетском зале, можно наблюдать в трёх измерениях образчики древнеегипетской расы: бюсты писца, жреца и царевны (?) Райи. Подойдите и посмотрите на них не как на памятники древней культуры, а как на людей. Глупые лица. Сравнение с другими, более мелкими или стёртыми изображениями показывает, что для египтян это - типично. Раса, отдалённо напоминающая индейцев или гуанчей - вымерших обитателей Канарских островов. Ну что тут скажешь? Конечно, и фаюмцы - не сахар. Но расовое их превосходство несомненно. Собственно, разница ощущается и при сравнении древнеегипетских текстов с соответствующими мотивами из Торы. Источник один - но сколь отлична интерпретация. Знак отличия тот же самый: живость, артистизм, гибкость ума, свобода, открытость новым веяниям. Чего, конечно не скажешь о египтянах. Поэтому-то от них уже давно ничего не осталось - кроме искусственных гор, не очень понятного назначения, да мумий. А неполадившие с ними "цари пустыни" до сих пор здравствуют и процветают.

И всё-таки мы отклонились от темы. Почему экспансивные и агрессивные сутии не просто разрушают и подчиняют, как все "нормальные" хищники, а стараются переделать жизнь других народов по-своему, чаще всего методом переворачивания "с головы на ноги"? Что и проделал в своё время великий мессия Карл Маркс с правильной по сути онтологией эволюции абсолютного духа Георга Фридриха Вильгельма Гегеля. Частично мы затрагивали этот вопрос в первой части [1]. Попытаюсь коротко продолжить здесь начатую там линию. Обращает внимание на себя чёткий биологический подход. Везде и всюду сутии оказывают поддержжку - нет, не просто обиженному и оскорблённому, а убогому и беспородному. Хуже - всячески подстрекается выявление и, мягко выражаясь, элиминирование породистых особей. "Блаженны нищие духом." И телом - добавил бы я своими словами на основании духа того же источника. Заметим, что в конечном счёте адрес этого высказывания не Израиль, а другие народы. Именно, по этой причине раввины отвергли и отвергали на протяжении тысячелетий учение Иешуа, как опасную ересь. Именно поэтому отторгли режим гиксосов древние египтяне. Народу с высоко развитым эстетическим чувством были невыносимы физические типы новых начальников, "выбранных" из их же среды по научениям новых хозяев положения. Наверное, кто-нибудь скажет, что это мои измышления. Как можно судить о столь тонких деталях по прошествии тысячелетий? Можно. Даже и не из чтения первоисточников, в данном случае - папирусов. А по тому, как, какие вопросы и в какой связи ставят и обсуждают профессионалы-египтологи.

Я зарекался не затрагивать библейскую часть истории сутиев. Тем не менее, трудно удержаться, чтобы не привести здесь описание филистимского героя Голиафа. Дело даже не в том, что он представлен читателю несимпатичным уродом. А в том, что составителями Библии умышленно искажён антропологический тип филистимлян. Только поменяйте друг с другом экстерьеры противоборствущих сторон - белокурого, голубоглазого Давида и якобы чернявого, кучерявого Голиафа - и всё встанет на свои места. Этот подлог стал настолько привычным, что даже учёные критики "книги книг" не обращают на него внимания. Что уж говорить о художниках. У Сен-Санса в "Самсоне и Далиле" мы с недоумением обнаруживаем, что филистямляне пируют под аккомпанимент израильского хард-рока. А для благочестивых иудеев найдены воздушные европейские мелодии. Столь же искажённо утрированно представлен в "народном театре" образ Ирода, единственная вина которого состояла в том, что он, не будучи евреем, принял (от римлян) сан царя Иудеи.

Какой контраст с древними греками! Вот как описывает Геродот захват тела персидского военачальника Масистия. "А эллины, выдержав натиск конницы и принудив её отступить, преисполнились отвагой. Они положили тело Масистия на повозку и возили между рядами воинов. Да, на покойника стоило посмотреть: он был статен и красив необычайно." Заметим, что речь идёт об одной из решающих битв за свободу Эллады.

Таким образом мы возвращаемся к тезису, намеченному уже в первой части - о некоем расовом моменте, сформировавшем своеобразный поведенческий код мирового сутия. С одной стороны, это - стойкая убежденность в своём умственном превосходстве. С другой - определённая уязвленность физическим несоответствием. Отсюда - постоянное стремление организовать пёстренький фон вавилонского столпотворения, по сути - среду обитания, на котором вопросы антропологии теряют свою актуальность. В Древнем Египте, где расовая амальгама образовалась задолго до прихода гиксосов, на первый план выходит именно первая компонента расового психоза - крайняя вера в своё биологическое превосходство, естественно, сопровождающаяся сопротивлениям любым попыткам ассимиляции. Мы с восхищением наблюдаем, как сутии, пройдя сквозь месопотамский котёл не замаранными, благополучно выскочили из другого котла, сохранив в неприкосновенности свой уникальный генетический профиль. Но для этого приш



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: