Б. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА




Во время моего пребывания среди туркмен меня больше всего поразило то,что я не нашел никого, кто бы хотел командовать, и ни одного человека,который хотел бы повиноваться. Сам *[234] *туркмен обычно так говорит осебе: "Биз бибаш халк боламыз" ("Мы - народ без главаря"), "да нам никого ине надо, мы все равны, у нас каждый - король". В политических институтахвсех прочих номадов можно найти какие-то следы правления, в лице аксакала утюрок, риш-сефида у персов, шейха у арабов; у турк­мен нет ничего подобного.В племенах есть, правда, свои акса­калы, которых в какой-то мере почитают,но их любят и терпят до тех пор, пока они не пытаются проявить своепревосходство какими-то приказами или чрезмерным важничаньем. Читательнепременно спросит, как же могут эти известные разбойники, чья жестокость незнает границ, жить вместе, не уничтожая друг друга. Да, это удивительно, ноеще более удивит читателя то, что, несмотря на кажущуюся анархию, несмотряна всю дикость, у них - пока они не объявят вражду всенародно, - меньшеразбоя и убийств, меньше несправедливости и безнравственности, чем у другихазиатских народов, социальные условия которых поко­ятся на базе исламскойцивилизации. Жителями пустыни управ­ляет часто даже тиранящий их древний имогущественный властелин, невидимый, но отчетливо проявляющий себя в слове"деб"(обычай, нравы, устои) ("Деб" (у киргизов "тере") - слово арабскогопроисхождения и восходит к слову "эдеб" ("нравственность")). Туркменыстрожайшим образом соблюдают все, что предписывает деб, и питают отвращениеко всему, что он запрещает. Наряду с дебом можно было бы упомянуть ирелигию, сказывающуюся при определенных об­стоятельствах, однако она далеконе имеет того влияния, которое ей приписывают, хотя и заимствована изфанатичной Бухары. Повсеместно распространено мнение, что туркмен грабит ипро­дает перса из-за того, что тот принадлежит к ненавистной шиитской секте.Однако это глубокое заблуждение, и я твердо убежден, что туркмен неотказался бы удовлетворить свою жажду разбоя, который разрешается дебом,если бы вместо персов его соседями были сунниты-турки. И ведь он частоподтверждает это, нападая на суннитские Афганистан, Меймене, Хиву и даже наБухару. Впоследствии собственный опыт убедил нас в том, что большая частьрабов в Средней Азии принадлежит к суннитам. Однажды я спросил разбойника,известного своей набожностью, как это он может продавать в рабство своегобрата-суннита, ведь пророк повелел: "Кулли муслим хурр", т.е. "каждыймусульманин свободен". "Эх, - отвечал туркмен с пол­нейшим равнодушием, -Коран - божья книга и, конечно, намного благороднее человека, а ее продают ипокупают за несколько кранов. Так чего же ты хочешь? Иосиф сын Якуба былпророком, а его тоже продали. Разве он стал хуже от этого?" Примечательно, что деб очень мало пострадал в восьми­сотлетней борьбе срелигией, так как многие запрещенные ис­ламом обычаи, против которых борютсямуллы, продолжают жить в своей первозданности, и ислам не только у туркмен,но *[235] *и у других номадов Средней Азии изменил лишь внешнюю форму старойрелигии.* *Чем прежде были солнце, огонь и другие явления природы, темтеперь стали Аллах и Мухаммед, но в глубине души кочевник все тот же, что и2000 лет назад, и его характер может перемениться только тогда, когда онзаменит свою легкую юрту прочным домом, построенным тяжким тру­дом, т.е.когда он перестанет быть кочевником. Возвращаясь к влиянию аксакалов, заметим, что, хотя они в общем ипредставляют соответствующее племя в сношениях с чужеземцами, если имеютдело с Персией, Россией или другими туркменскими племенами, они не являютсяуполномоченными посланниками. Насколько они бессильны, не раз имеливоз­можность узнать Россия и Персия, старавшиеся с большими издержкамипривлечь на свою сторону аксакалов, чтобы пре­кратить грабежи и разбой, нодо сих пор не достигшие заметного успеха. Муллы пользуются большимуважением, но не потому, что они представляют ислам, а из-за уважения ковсему рели­гиозному, следовательно, и к мистическому, перед чем суеверныеномады испытывают страх. Впрочем, муллы, получившие обра­зование в Хиве иБухаре, - хитрый народ: они появляются, окру­жив себя ореолом святости, азатем, набив кошельки, уезжают. В основе социальных связей лежит прочная спаянность как отдельныхподразделений, так и всего племени. Каждый туркмен, даже четырехлетнийребенок, знает, к какому таифе и тире он принадлежит, и с гордостью говорито могуществе и численности своего клана, так как это, действительно, тооружие, которое защищает его от произвола других. Если же обида нанесенакакому-либо члену племени, все племя должно требовать удовле­творения. Что касается отношений йомутов к соседним племенам, то я нашел, что ониживут в непримиримой старинной вражде с гёкленами. С теке они пыталисьзаключить мир как раз в то время, когда мы были в Этреке, что былосчастливой слу­чайностью для нас, путешественников, однако, как я услышалвпоследствии, мир не был заключен; и то, что эти в высшей степенивоинственные племена не имеют возможности объеди­ниться, - великое счастьедля персов. Персы, особенно жители Мазендарана, Хорасана и Систана,постоянно подвергаются разбойничьим набегам отдельных племен, и объединениетеке и йомутов привело бы к нескончаемым бедам. Неизменное военное счастьевскружило туркмену голову, и он лишь посмеи­вается в кулак, когда эта странаугрожает ему или высылает свою армию. Иначе обстоят дела с Россией. Могущества русских йомуты побаиваются,хотя знают о нем только по небольшому гарнизону Ашуры. Мне говорили, чтогода четыре назад русские вопреки всем договорам, заключенным с Персией,напали на Гёмюштепе, причем солдат было всего 120; туркмены, численностькоторых была намного больше, обратились в бегство, предоставив *[236]*русским грабить и жечь их кибитки. Даже среди теке распростра­ниласьлегенда об адском оружии, будто бы примененным русскими, но я считаю, чтодело не в этом, а в дисциплине, которой не смогли противостоять номады.

В. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Теперь последуем за туркменом в его домашнее окружение и поговорим онем самом, его одежде и юрте. Туркмен - та­тарского происхождения, но онсохранил тип своей расы только там, где обстоятельства не способствовалисмешению с иранской кровью. Особенно это бросается в глаза у теке, гёкленови йомутов; чисто татарские физиономии встречаются у них только в тех кланах,и семьях, которые посылали меньше аламанов в Персию и поэтому ввели в своюсреду меньше кудрявых черноволосых рабов. Впрочем, туркмена, независимо оттого, в большей или меньшей степени он сохранил свой оригинальный тип,всегда можно узнать по смелому проницательному взгляду, который отличает егоот всех номадов и горожан Средней Азии, и по его гордой, воинственнойосанке. Хотя я встречал много молодых людей воинственного вида средикаракалпаков и узбеков, сво­бодную и непринужденную манеру держаться мнеудалось на­блюдать только у туркмен. Одежда у них та же, что и в Хиве,только и у мужчин, и у женщин немного модифицирована добавлением несколькихпредметов роскоши из Персии. Главную роль в одежде играет красная шелковаярубаха; хотя она за­прещена установлениями ислама, ее тем не менее носятпред­ставители обоего пола; у туркменских женщин она составляет всю домашнююодежду, и мои глаза с трудом привыкали к виду пожилых матрон, зрелых дев имолоденьких девочек, расхажи­вающих в длинных, доходящих до лодыжек рубахах.Головной убор мужчин - меховая шапка, она легче и сделана с большим вкусом,чем неуклюжие узбекские или башнеобразные персидские шапки. Обычно они носяттакже чапан, заимствованный из Хивы и похожий на наш халат; отправляясь вчапаул (разбойничий набег), они укорачивают его. По праздникам женщиныповя­зывают вокруг пояса поверх длинной рубахи большую шаль, свисающую двумяконцами; обязательны также красные или желтые сапоги на высоком каблуке, нобольше всего они любят украшения: массивные серебряные браслеты, ожерелья,серьги и кольца, продевающиеся в нос, а также футляры для амулетов,наподобие наших патронташей. Эти футляры, подобно нашим орденским лентам,часто висят у них справа и слева и сопро­вождают каждое движение громкимпозвякиванием. Туркмену очень нравится такое бряцание, поэтому он навешиваетпобря­кушки на жену и на коня; если же у него для этого недостает средств,то он крадет перса и навешивает на него цепи, чтобы слышать хотькакое-нибудь бряцание. Дамский костюм довер­шает некое подобие венгерскогодоломана, который, свисая *[238] *с плеч, должен быть такой длины, чтобывиднелся конец косы с вплетенной в нее лентой. Туркменская юрта очень красива и вполне соответствует кочевому образужизни. Юрту такой же формы можно встретить по всей Средней Азии вплоть додалекого Китая. Она состоит из трех частей: во-первых, из деревянногокаркаса, во-вторых, из войлочного покрытия, в-третьих, из внутреннегоубранства. За исключением деревянного остова все составные частиизготов­ляют туркменские женщины. На них лежит обязанность поста­вить иснять жилище, упаковать юрту при переезде на другое место и погрузить ее наверблюда, тогда как сами женщины идут рядом пешком. Юрты бедняков и богатыхразличаются по внутренней отделке. Бывают юрты только двух видов: кара-ой,т.е. черная, потемневшая от времени, и ак-ой, т.е. белая юрта, обтянутаявнутри белоснежным войлоком, ее разбивают для новобрачных и самых почетныхгостей. В общем, юрта, какой я видел ее в Средней Азии, произвела на меняочень хорошее впечатление. Летом в ней прохладно, зимой ощущаешь приятноетепло, а как отрадно очутиться под ее защитой, когда в не­обозримых степяхсвирепствует ураган. Чужеземец часто боится, что силы стихии разорвут натысячи кусков стены жилища толщиной всего в палец, но туркмена это малобеспокоит, он укрепляет веревки и сладко спит, ибо рев бури звучит для негокак нежная колыбельная песня. О нравах, обычаях и занятиях туркмен можно было бы написать целуюкнигу, - так велики и поразительны различия между их и нашим образом жизни.Но мы вынуждены огра­ничиться здесь несколькими характерными чертами.Главное дело в жизни туркмена - это аламан, т.е. товарищество по гра­бежу,или чапаул, т.е. нападение. Он моментально готов воору­житься и сесть наконя, как только получит приглашение отпра­виться в поход, сулящий, по егомнению, выгоду. План подоб­ного предприятия всегда держится в тайне даже отближайших родственников. После того как выбран сердар (предводитель) иполучено благословение (фатиха) муллы, каждый участник похода с наступлениемвечера направляется своим особым путем к заранее условленному месту сбора.На населенные пункты всегда нападают в полночь, на караваны или вражескиеотряды - при восходе солнца. Нападение у туркмен, так же как у гуннов и татар, скорее можно назватьнабегом. Атакующие разделяются на несколько групп и с разных сторон дважды,реже трижды, обрушиваются на ничего не подозревающую жертву, так кактуркменская посло­вица гласит: "Ики денг учте дон", т.е. "попробуй два раза,а на третий поверни назад". Подвергшиеся набегу должны быть оченьрешительными либо чувствовать себя очень сильными, чтобы оказатьсопротивление подобному нападению врасплох; с пер­сами это случается крайнередко; и очень часто бывает так, что один туркмен успешно сражается с пятьюперсами, а то и более. *[239]* Туркмены рассказывали мне, что часто один туркмен берет в пленчетырех-пятерых персов. "Нередко, - говорил мне один кочевник, - персы отстраха бросают оружие, просят веревки и вяжут друг друга. Нам надо толькосойти с лошади и связать последнего". Даже не упоминая о поражении, которое22 тыс. персов потерпели от 5 тыс. туркмен совсем в недавнее время, можносчитать фактом крупное превосходство сынов пустыни над иранцами, и я склонендумать, что даже самого смелого лишает мужества древний, вошедший в историюужас перед татарами с севера. И какой дорогой ценой приходится намрасплачиваться за свою трусость! Можно считать счастливым того, когозарубили при набеге. А безвольному, сдающемуся на милость победителя,связывают руки, и всадник либо сажает его в седло, причем ноги ему связываютпод брюхом лошади, либо гонит его перед собой; если же невозможно ни то, нидругое, то всадник привязывает его к хвосту своей лошади и на протяжениимногих часов, а то и нескольких дней он должен следовать за разбойником наего родину, в пустыню. Об участи вновь прибывших пленников уже говорилось, я хочу описатьтолько одну сцену, свидетелем которой был в Гёмюштепе и которую не забуду.Аламан вернулся домой с богатой добычей: пленными, лошадьми, ослами, скотоми другим движимым и недвижимым имуществом. Приступили к разделу добычи.Составили столько долей, сколько человек принимало участие в грабеже; крометого, в середине оставили кучу, как я потом понял, для добавок. Разбойникишли по порядку, осматривали свою долю; первый остался доволен, второй тоже,третий осмотрел зубы доставшейся ему персиянки и заметил, что его доляслишком мала. Тогда предводитель обратился к куче, оставленной на добавки, ипоставил возле бедной рабыни осленка; прикинув общую стоимость этих двухсуществ, туркмен остался доволен. Эта сцена повторялась не­однократно; хотяменя крайне возмущала бесчеловечность про­цедуры, я не мог не рассмеяться,наблюдая, как чудно со­ставляется та или иная доля для разбойников. Главное оружие, обеспечивающее туркмену превосходство в разбойничьихнабегах,-его лошадь, животное и в самом деле удивительное, и сын пустынилюбит ее больше жены и детей, больше, чем самого себя. Интересно смотреть, скаким тщанием туркмен ее растит, как укрывает ее от холода и зноя, какроскошно убирает седло, так что сам он в бедной рваной одежде верхом нахоленой разряженной лошади являет странное зре­лище. Но эти прекрасныеживотные действительно стоят по­траченных на них трудов, и все, чторассказывают об их быстроте и выносливости, совсем не преувеличение.Туркменская лошадь - арабского происхождения, и до сих пор прекрасныечистокров­ные кони называются "бедеви", т.е. "бедуины". Лошади теке оченьвысоки, они хорошие скакуны, но далеко не так выносливы, как болеенизкорослые лошади йомутов. *[240]* Доход, который приносит туркмену отвратительное ремеслопохищения людей, далеко не вознаграждает его за связанные с этим ремесломопасности, так как он лишь изредка уменьшает нищету, в которой рождается сынпустыни. Даже если у туркмена остается немного денег, он очень редко можетими восполь­зоваться, настолько прост его образ жизни, Я знал много туркмен,которые, несмотря на все свое благосостояние, посто­янно ели вяленую рыбу, ахлеб позволяли себе только один раз в неделю, как последний бедняк, длякоторого пшеница недоступ­на из-за высокой цены. В домашнем быту туркмен являет картину абсолютной празд­ности. В егоглазах страшнейший позор для мужчины - при­ложить руки к каким-нибудьдомашним делам. Он должен заниматься лишь своим конем. Как только он с этимуправится, он идет к соседу или присоединяется к группе мужчин, сидящихкругом перед палаткой, и принимает участие в разговоре, рас­суждая либо ополитике и последних разбойничьих набегах, либо о лошадях. Тем временем изрук в руки переходит неизбежный чилим, род персидской трубки, для которойтабак не увлаж­няется. По вечерам, особенно в зимнее время, они любятслушать красивые сказки и истории. Они радуются присутствию бахши(трубадура), который под аккомпанемент своего дутара, двух­струнногоинструмента, поет отрывки из "Кёр-оглы" и песни Аман-моллы илиМахтумкули^169 /,/ национального поэта, почти обожествляемого туркменами.Этот поэт, считающийся святым, был из племени гёклен и умер приблизительно80 лет назад. Овеянное легендами жизнеописание изображает егонеобыкно­венным человеком, который, даже не побывав в Бухаре и Хиве, изучилвсе книги и все науки на свете исключительно благодаря божественномувдохновению. Однажды, сидя на лошади, он крепко заснул и во сне увидел себяв Мекке, в окружении пророка и первых халифов. Он осмотрелся с благоговейнымтрепетом и увидел, что его подзывает к себе Омар, патрон туркмен. Он подошелк нему, тот его благословил и слегка ударил в лоб, после чего он проснулся.С этого мгновения сладчайшие стихи полились из его уст, и его книга ещедолгое время будет занимать у туркмена первое место после Корана. Для нас,впрочем, собрание стихов Махтукмули интересно тем, что оно дает нам чистыйобразец туркменского наречия, а по содержанию своему стихи такого рода,особенно те, где речь идет о предписаниях по уходу за лошадьми, об оружии иаламане, очень редко встре­чаются в литературе восточных народов. У меняостались в па­мяти сцены, когда на празднествах или во время обычныхвечерних бесед бахши принимался декламировать стихи Мах­тумкули. В Этрекекибитка одного из таких трубадуров стояла рядом с нашей, и когда он приходилк нам со своим инстру­ментом, вокруг него вскоре собирались молодые люди, ион пел им героические песни. Его песни состояли из сиплых гортанных звуков,которые мы сочли бы скорее хрипом, чем пением. Он *[241] *сопровождал ихударами по струнам, сначала тихими, а затем, по мере того как онвоодушевлялся, все более неистовыми. Чем горячее становилась битва, темболее нарастало возбуждение певца и воодушевление молодых слушателей;зрелище в самом деле было романтическое. Юные кочевники, испуская тяжелыестоны, бросали шапки на землю и с неподдельным бешенством хватали себя заволосы, словно хотели сразиться сами с со­бою. И пусть это не покажется нам странным. Воспитание, полу­чаемое молодымтуркменом, как раз на то и направлено, чтобы создать у него подобноенастроение. Чтению и письму учится лишь один из тысячи, юношескую фантазиюзанимают лошади, оружие, сражения и разбойничьи набеги. Однажды я слышал,как Ханджан, человек очень добрый, с упреком выговаривал своему отцу, что NNпохитил уже двух персов, "а из него, - прибавил он, указав на сына, -никогда не выйдет мужчины". У туркмен есть обычаи и нравы, которые не встречаются у других народовСредней Азии, и это очень любопытно. К ним относится прежде всего брачнаяцеремония, согласно которой закутанная с головы до ног в большое покрывалоили шелковый платок невеста должна скакать наперегонки со своим будущиммужем, и нередко случается, что спеленутая амазонка быстрее достигает цели,чем тренированный, свободно сидящий юноша. Иногда невеста во время скачекдержит на коленях заколотого ягненка или козу; жених и его приятелипреследуют ее, она же должна на полном скаку ловкими поворотами избежатьпресле­дования, так чтобы никто не приблизился к ней и не вырвал козу илиягненка. Эта игра называется "кёкбёрю" ("зеленый волк") и распространена увсех номадов Средней Азии. Через два, иногда через четыре дня после свадьбымолодую пару разлу­чают, и лишь по истечении года начинается постояннаясов­местная жизнь. Следует, кроме того, рассказать, как туркмен соблюдает траур послекончины любимого члена семьи. Существует обы­чай, традиция, согласно которойв юрте покойного в течение года каждый день без исключения в тот час, когдаон испустил дух, плакальщицы заводят обычные причитания, в которых должныпринимать участие все присутствующие члены семьи. При этом они, как правило,продолжают свои дневные занятия; и забавно бывало смотреть, как туркмен скриками отчаяния чистит ору­жие, курит трубку или обедает. Женщины обычножалобно подпевают, кричат и плачут даже в то время, когда, находясьнеподалеку от юрты, они чистят шерсть, прядут или выполняют другую домашнююработу. Должны прийти также друзья и знакомые покойного, чтобы изъявить своесочувствие, даже если известие о несчастье дошло до них только черезнесколько месяцев. Пришедший садится перед юртой, иногда ночью и ужаснымкриком, длящимся 15 минут, оповещает всех, что он исполнил свой долг поотношению к усопшему; когда умирает *[242] *уважаемый предводитель,заслуживший звание батыра, т.е. храбреца, на его могиле насыпают большойхолм, называемый "йоска", (Этот обычай существовал у древних гуннов и до сихпор бытует в Венгрии. Например, в Кашау (Верхняя Венгрия) всего нескольколет назад по совету графа Эд. Карольи был насыпан могильный холм в памятьвысокочтимого графа Ст. Сечени.) и каждый порядочный туркмен должен броситьпо крайней мере семь горстей земли, так что холм часто достигает 60 футов вокружности и 20-30 футов в высоту. Эти хол­мы особенно заметны на высокихравнинах, туркмены знают их все и называют по именам, т,е. по имени того,кто под ним лежит. Позвольте мне закончить этот краткий очерк о туркменах еще болеекратким обзором их истории, но при этом я коснусь только того, что самслышал о бытующих среди них традициях. "Мы все происходим, - говорил мне мойученый друг Кызыл-Ахунд, - из Мангышлака. Нашими предками были Сёюн-хан иЭсен-или. Йомуты и теке - сыновья первого, чоудоры и гёклены - второго.Мангышлак в древние времена назывался Минг-Кишлак, т.е. "тысяча зимнихквартир", это родина как тех племен, которые отделились от нас и перешли вПерсию, так и эрсари, салоров и остальных племен. Все наши древние святые,например ишан Ирек-ата, (Ирек-ата значит "большой отец"; по-венгерски: цregataya, т.е. "старый отец".) ишан Сары-эр, покоятся в окрестностяхМангышла­ка, и счастлив тот, кто сможет побывать на их могилах". Ханджанрассказывал мне, что еще 150 лет назад у туркмен не было иной одежды, крометой, которую они изготовляли из овечьих шкур и из кож лошадей и диких ослов.Теперь все это исчезло, и единственным воспоминанием о старом национальномкостюме остались меховые шапки. Вследствие вражды, царящей между различными племенами, они называютдруг друга бранными кличками "потомки рабов". Время, когда они покинулиобщую прародину, нельзя определить точно. Эрсари, сарыки и салоры уже вовремена арабского нашествия жили в восточной части пустыни по эту сторонуОксуса, теке, гёклены и йомуты пришли на свою теперешнюю родину позже, можетбыть во времена Чингисхана и Тимура. Эмиграция теке, гёкленов и йомутовпроисходила только груп­пами и, можно сказать, еще и теперь не вполнезакончилась, так как многие йомуты и гёклены предпочитают кочевать в своихдревних исконных местах. В средние века туркменских всадников можно былобольшей частью встретить на службе у хивинского и бухарского ханов, а частои под персидскими знаменами. Они славились своей храбростью, главным образомстремительными атаками, и некоторые их предводители, например Кара-Юсуф,участвовавший с племенем салоров в походах Тимура, приобрели историческуюизвестность. Туркмены во многом способствовали *[243] *тюркизации северныхобластей Персии, особенно во время прав­ления атабеков в Иране, и большаячасть тюркского населения Закавказья, Азербайджана, Мазендерана и Шираза,(До сих пор в окрестностях Шираза есть четыре или пять тюркских племен,ведущих кочевой образ жизни. Их ильхани (предводитель), с которым япозна­комился в 1862 г., рассказывал мне, что он может собрать 30 тыс.всадников и что некоторые из них, например кашкайцы и аллахверди, былипереселены сюда Чингисханом. В Европе недооценивают это обстоятельство, идаже хорошо осведомленный Бернс ищет тюрок-ширази, о которых упоминает всвоих песнях Хафиз, в одноименной местности поблизости от Самарканда.)бесспорно, туркменского происхождения. Удивительно, что, несмотря на нестихающую ожесточенную вражду между туркменами и их со­братьями-шиитами,живущими в Персии, туркмены всегда при­знают превосходство образования вАзербайджане. Если бахши просят спеть что-нибудь хорошее и своеобразное, онвсегда исполняет азербайджанские песни, даже пленный иранец тюрк­скогопроисхождения может надеяться на милосердие, так как туркмен всегда говорит:"Кардашимиз дир ол кафир" т.е. "он наш брат, этот неверный". Последнее массовое выступление туркмен произошло при Надире и АгаМухаммед-хане. Первый из них в начале прошлого века с помощью туркмен иафганцев пробудил Азию от сна, второй основал свою династию в основномтуркменским мечом! Туркмены очень хорошо знают это и жалуются нанеблагодар­ность Каджаров, которые со времен Фатх Али-шаха совершенно забылио них и даже лишили многих предводителей причи­тающихся им пенсий. Чтобы составить понятие о политической значимости этих номадов,достаточно бросить взгляд на карту Средней Азии. Мы тотчас увидим, чтоблагодаря своему положению они стали стражами южных границ всей азиатскойвозвышенности, или Туркестана, как они сами его называют. После кипчаковтурк­мены, бесспорно, самый воинственный и дикий народ в Средней Азии; заними, в городах Хивы, Бухары и Коканда, - средоточие трусости иизнеженности, и если бы туркмены уже несколько веков тому назад необразовали железный барьер, то дела в этих краях, наверное, не остались бы втом же положении, в каком они были после Кутейбы и Абу Муслима. (Кутейбазавоевал Туркестан при халифе Омаре; Абу Муслим, который вначале былнаместником в Мерве, долго сражался за независимость совместно с туркменамии хорезмийцами против своего государя, багдадского властелина.) По-видимому,цивили­зация предпочитает двигаться с юга на север, но как может проникнутьхотя зародыш ее в Среднюю Азию, пока туркмены угрожают тысячами опасностейкаждому путешественнику и каждому каравану? * * *[245] II ХИВА* *Хива - столица.- Основные районы, ворота и городские квар­талы. -Базары.- Мечети. - Медресе, или училища; их основание, организация иобеспечение. - Полиция. - Хан и его правитель­ство. - Налоги. - Суды. -Ханство. - Каналы. - Политическое деле­ние. - Плоды земли. - Промышленностьи торговля. - Дороги. - Население ханства. - Казахи (киргизы). - Сарты. -Персы. - Исто­рия Хивы в XIX веке. - Ханы и их родословная.*

А. СТОЛИЦА

Поскольку речь идет о восточном городе, нет нужды упоминать о том, чтоизнутри Хива предстает совершенно иной в сравнении с тем, что она обещаетснаружи. Если читателю приходилось уже видеть персидский город самогонизшего ранга, то скажем ему, что Хива еще хуже. Впрочем, представьте себетри-четыре тысячи глиняных домишек с неровными небеленными стенами,раз­бросанных в величайшем беспорядке, обнесите их в воображении глинянойстеной толщиной в 10 футов, и вы получите пред­ставление о том, что такоеХива. *Районы* Обычно город делят на две части: а) собственно Хиву и б) Ичкале, т.е.цитадель, окруженную стеною и отделенную от внешнего города четырьмяворотами. Ичкале состоит из сле­дующих кварталов (махалля): Пехливан,Улуёгудж, Акмесджид, Йипекчи, Кошбегимахаллеси. В самом городе девять ворот,а именно: на север ведут Ургенч-дарвазасы, (Дарваза - персидское слово,означающее "ворота") Гендумгях-дарвазасы, Имарет-дарвазасы; на восток -Исмахмудата-дарвазасы, Хезарасп-дервазасы; на юг - Шихлар-дарвазасы,Пишкеник-дарвазасы, Рафенек-дарвазасы и на запад - Бедрхан-дервазасы. Вгороде насчитывают 10 махалля (кварталов), а именно: 1) Ор, 2) Кефтерхане,3) Мивестан, где продаются фрукты, 4) Мехтерабад, 5) Еникале, 6) Бала-Хауз,где есть большой водоем, окружен­ный платанами, 7) Нанемесорама, (Значениеслова: "деревня, где не едят хлеба") 8) Нуруллабай, 9) Багче, 10) Рафенек. *Базары* Базаров или таких торговых рядов, какие встречаются в Персии или вгородах других стран Востока, в Хиве нет совсем. Заслу­живает упоминаниятолько тим - маленький, хорошо устроенный *[246] *базар с довольно высокимисводчатыми помещениями, где раз­мещаются около 120 лавок и караван-сарай.Здесь можно найти все, что предлагает русский рынок: сукна и скобяныетовары, предметы галантереи, льняные ткани и ситец, а также то немно­гое,что доставляется из Бухары и Персии. Вокруг тима распо­лагаются нанбазари(хлебный рынок), бакалбазари (бакалейный рынок), шембазари (шелковый исвечной рынок) и сертарашбазари (10-12 цирюлен, где бреют головы; попроситьсбрить бороду означало бы прослыть сумасшедшим или обречь себя на смертнуюказнь). Из базаров мы должны еще упомянуть Кичик-караван-сарай, гдевыставляют на продажу рабов, привезенных сюда теке и йомутами. Без этогопредмета торговли Хива совсем бы не могла существовать, так как вся земляобрабатывается рабами. На этой теме мы остановимся подробнее, когда речьпойдет о Бухаре. *Мечети* В Хиве немного мечетей старинной и искусной архитектуры. Следуетназвать только: 1) Хазрети-Пехливан-здание, ко­торому уже четыре столетия.Оно имеет один большой и два маленьких купола; в нем находится могилаПехливана Ахмеда Земчи^170, почитаемого святого и покровителя города Хивы.Внешний вид его не сулит многого, однако внутренняя отделка изразцамивыполнена с большим вкусом; к сожалению, в мечети темно, и из-за скудногоосвещения многое скрыто от взоров. Как в самой мечети, так и в преддвериивсегда толпятся поклонники мнемотехники, которые, постоянно слушая Коран,выучили его наизусть и все время читают вслух отрывки из него; 2)Джумаа-месджиди, где хан творит пятничную молитву и где читается официальнаяхутба (молитва за царствующего правителя); 3) Хан-месджиди в цитадели; 4)Шалекер, построенная уро­женцем Хивы; 5) Атамурад-Кушбеги, 6)Карагёз-месджиди. *Медресе (училища)* В Средней Азии по числу училищ и великолепию их отделки можно судить остепени благосостояния и религиозной обра­зованности населения. Принимая вовнимание ограниченность в средствах, те усердие и готовность кпожертвованиям, которые проявляют не только хан, но и простые ремесленникипри сооружении и обеспечении училищ, действительно достойны всяческихпохвал. Образцом в этом отношении служит Бухара, древнейший центр исламскойцивилизации в Средней Азии, но и в Хиве есть несколько училищ, из которых мыупоминаем следующие: 1) Медемин (Сокращение от Мухаммед-Эмин.) -хан-медресе, построенное в1842 г. *[247] *персидским архитектором по образцу перворазрядногоперсид­ского караван-сарая. Справа от него находится довольно не­уклюжаябашня, намного выше двухэтажного медресе; однако она осталась неоконченнойвследствие смерти строителя. В этом училище 130 худжр (келий), поэтому в неммогут проживать 260 учеников; оно ежегодно получает доход в 12 тыс.хивинских батманов пшеницы и 5 тыс. тилля (2,5 тыс. ф.ст.) деньгами. Чтобыдать читателю приблизительное представление об этом учебном заведении,приведем данные о распределении доходов и тем самым одновременно представимего персонал: 5 ахундов (профессоров) ежегодно получают 3000 батманов и 150 тилля, 1 муэдзин (призывающий к молитве) ежегодно получает 200 батманов, 2 служителя ежегодно получают по 200 батманов, 1 цирюльник ежегодно получает 200 батманов, 2 мутевали, или инспектора, получают десятую часть всего дохода; остальное распределяют между учениками, образующими три класса: 1 класс получает 60 батманов и 4 тилля, 2 класс " 30 " 2 ", 3 класс " 15 " l "; 2) Аллакули-хан - 120 худжр, ежегодный доход воспитанников составляет50 батманов, и 2 тилля (1 ф.ст.); 3) в медресе Кутлуг Мурад-инак каждая худжра получает 50 батманов и 3тилля; 4) в медресе Араб-хан очень мало худжр, но они очень хорошо обеспечены; 5) Ширгази-хан. Эти медресе - единственные по­стройки среди глиняных хижин,заслуживающие наименования домов; дворы в них большей частью содержатся вчистоте, нередко засажены деревьями или правращены в сады. Об учеб­ныхдисциплинах мы поговорим, когда речь пойдет о Бухаре, центре среднеазиатскойучености, а пока лишь заметим, что занятия проводятся в помещенияхпрофессоров с отдельными группами учеников, составленными с учетом ихумственных способностей. *Полиция* В каждом квартале города есть мираб, (Мираб, по-турецки субаши, -должность, которая сыграла и играет до сих пор большую роль в ареале откитайской границы до Адриатического моря.) отвечающий за об­щественныйпорядок в своем районе и следящий, чтобы в течение дня не произошло драк,краж или других преступлений. Охрана города ночью поручена четырем пайшабам(главным сторожам), которые обязаны всю ночь стоять в карауле у воротцитадели, тогда как младшие сторожа, а их у каждого главного восемь, т.е.всего 32, исполняющие одновременно обязанности палачей, обходят город ихватают всех, кто показывается на улице позже часа пополуночи. Особоевнимание они обращают на попытки взлома и на запрещенные любовныеприключения, и горе тому, кого застанут на месте преступления. * * *[248] Б. ХАН И ЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВО* Чиновники Едва ли надо говорить, что хивинский хан может деспотически, пособственному усмотрению, распоряжаться жизнью и смертью подданных. По своемуположению хозяина страны он то же, что отец семьи. Подобно тому как главасемьи выслушивает, если ему нравится, дельный совет раба, так и хан иногдасчитается со словами одного из своих министров. Только улемы, снискавшиелюбовь народа ученостью и безупречным образом жизни, могут держать хана внекотором страхе и ставить преграду его про­изволу. Таково же положениепочти всех других азиатских правительств, но это отнюдь нельзя объяснитьврожденными изъянями или полным отсутствием правительственных установ­лении.Напротив, во все времена и во все периоды истории на Востоке существовализаконы, направленные против тирании и произвола, но они никогда неприобретали большого значения, потому что бесхарактерность и недостатокблагородных чувств у подавляющей массы народа на Востоке благоприятствовалии до сих пор благоприятствуют преступлениям правителей. По хивинскому своду законов, имеющему монгольское про­исхождение, вгосударстве существуют следующие правящая верхушка и администрация: 1) хан, или падша; (Никогда не "падишах", что наводит меня на мысль,что слово "падишах", может быть, аналогично турецкому "паша" (от "баш", т.е."глава")^172.) всегда избирается из состава победо­носного племени. Емупомогают: 2) инак; (Дословно "младший брат".) их может быть четверо: двое - изближайших родственников хана, двое других - его соплеменники. Один из первыхвсегда управляет провинцией Хазарасп; 3) накиб, духовный владыка; всегда должен быть из сейидов (потомковпророка); состоит в одном звании с шейх-уль-исламом в Константинополе; (ВКонстантинополе накиб аш-шериф, глава сейидов, стоит в звании ниже шейхал-ислама.) 4) бий (не смешивать с баем, с которым у него общее только значениеслова); должен во время битвы быть по правую руку хана; 5) аталык, своего рода советник; обязательно должен быть из узбеков;число их определяет хан; 6) кошбеги, везир, или первое должностное лицо при хан­ском дворе; снего, собственно говоря, начинается весь корпус чиновников, зависящих отприхоти правителя. 7) мехтер, что-то вроде мажордома; отвечает за управление двором истраной. Мехтер всегда должен быть из сартов (древ­нейшего персидскогонаселения Хивы)^171; *[249] *8) есаулбаши; их двое, предводители лейб-гвардейцев; ихобязанность - вводить просителей на официальную аудиенцию (арз). В том жезвании состоит диван, своего рода государ­ственный секретарь и вместе с темглава финансового ведомства; 9) мехремы, их тоже двое; занимают посты камергеров. Это доверенныелица, пользующиеся большим влиянием на хана и правительство; 10) минбаши, командир 1000 всадников; (По моим сведениям, общаячисленность вооруженных сил хивинского хана составляет 30 тыс. человек, но яслышал, что в период опасности он может удвоить это число.) 11) юзбаши, командир 100 всадников; 12) онбаши, командир 10 всадников. Эти 12 категорий собственно и составляют чиновничество, называемое"сипахи". Оно, в свою очередь, подразделяется а) на тех (категории 2, 3, 4,5), которых хан никогда не может сместить, б) на служащих в собственномсмысле слова (категории 6, 7, 8, 9), получающих определенное содержание и в)на тех, кто состоит на службе только во время войны. Высших чиновниковнаграждают поместьями, простые воины получают от хана коня и оружие иосвобождаются от всех налогов и податей. До сих пор речь шла о светских чиновниках. Улемы, или священники,верховный глава которых - накиб, делятся на сле­дующие категории: 1) кази-келян, верховный судья и глава судопроизводства во всемханстве; 2) кази-орду, сопровождающий хана в качестве верховного судьи впоходах; 3) алем, глава пяти муфтиев; 4) реис, инспектирует школы и следит за соблюдением зако­нов религии; 5) муфтий, по одному в каждом значительном городе; 6) ахунд, профессор или учитель начальной школы. Первые троепринадлежат к высшему чиновничеству и при вступлении в должность получают отхана значительные суммы, трое последних получают жалованье фруктами иденьгами (в достаточном количестве) из вакфа (имущества, предназначенного наблаготворительные цели), однако существует обы


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: