В. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
Теперь последуем за туркменом в его домашнее окружение и поговорим онем самом, его одежде и юрте. Туркмен - татарского происхождения, но онсохранил тип своей расы только там, где обстоятельства не способствовалисмешению с иранской кровью. Особенно это бросается в глаза у теке, гёкленови йомутов; чисто татарские физиономии встречаются у них только в тех кланах,и семьях, которые посылали меньше аламанов в Персию и поэтому ввели в своюсреду меньше кудрявых черноволосых рабов. Впрочем, туркмена, независимо оттого, в большей или меньшей степени он сохранил свой оригинальный тип,всегда можно узнать по смелому проницательному взгляду, который отличает егоот всех номадов и горожан Средней Азии, и по его гордой, воинственнойосанке. Хотя я встречал много молодых людей воинственного вида средикаракалпаков и узбеков, свободную и непринужденную манеру держаться мнеудалось наблюдать только у туркмен. Одежда у них та же, что и в Хиве,только и у мужчин, и у женщин немного модифицирована добавлением несколькихпредметов роскоши из Персии. Главную роль в одежде играет красная шелковаярубаха; хотя она запрещена установлениями ислама, ее тем не менее носятпредставители обоего пола; у туркменских женщин она составляет всю домашнююодежду, и мои глаза с трудом привыкали к виду пожилых матрон, зрелых дев имолоденьких девочек, расхаживающих в длинных, доходящих до лодыжек рубахах.Головной убор мужчин - меховая шапка, она легче и сделана с большим вкусом,чем неуклюжие узбекские или башнеобразные персидские шапки. Обычно они носяттакже чапан, заимствованный из Хивы и похожий на наш халат; отправляясь вчапаул (разбойничий набег), они укорачивают его. По праздникам женщиныповязывают вокруг пояса поверх длинной рубахи большую шаль, свисающую двумяконцами; обязательны также красные или желтые сапоги на высоком каблуке, нобольше всего они любят украшения: массивные серебряные браслеты, ожерелья,серьги и кольца, продевающиеся в нос, а также футляры для амулетов,наподобие наших патронташей. Эти футляры, подобно нашим орденским лентам,часто висят у них справа и слева и сопровождают каждое движение громкимпозвякиванием. Туркмену очень нравится такое бряцание, поэтому он навешиваетпобрякушки на жену и на коня; если же у него для этого недостает средств,то он крадет перса и навешивает на него цепи, чтобы слышать хотькакое-нибудь бряцание. Дамский костюм довершает некое подобие венгерскогодоломана, который, свисая *[238] *с плеч, должен быть такой длины, чтобывиднелся конец косы с вплетенной в нее лентой. Туркменская юрта очень красива и вполне соответствует кочевому образужизни. Юрту такой же формы можно встретить по всей Средней Азии вплоть додалекого Китая. Она состоит из трех частей: во-первых, из деревянногокаркаса, во-вторых, из войлочного покрытия, в-третьих, из внутреннегоубранства. За исключением деревянного остова все составные частиизготовляют туркменские женщины. На них лежит обязанность поставить иснять жилище, упаковать юрту при переезде на другое место и погрузить ее наверблюда, тогда как сами женщины идут рядом пешком. Юрты бедняков и богатыхразличаются по внутренней отделке. Бывают юрты только двух видов: кара-ой,т.е. черная, потемневшая от времени, и ак-ой, т.е. белая юрта, обтянутаявнутри белоснежным войлоком, ее разбивают для новобрачных и самых почетныхгостей. В общем, юрта, какой я видел ее в Средней Азии, произвела на меняочень хорошее впечатление. Летом в ней прохладно, зимой ощущаешь приятноетепло, а как отрадно очутиться под ее защитой, когда в необозримых степяхсвирепствует ураган. Чужеземец часто боится, что силы стихии разорвут натысячи кусков стены жилища толщиной всего в палец, но туркмена это малобеспокоит, он укрепляет веревки и сладко спит, ибо рев бури звучит для негокак нежная колыбельная песня. О нравах, обычаях и занятиях туркмен можно было бы написать целуюкнигу, - так велики и поразительны различия между их и нашим образом жизни.Но мы вынуждены ограничиться здесь несколькими характерными чертами.Главное дело в жизни туркмена - это аламан, т.е. товарищество по грабежу,или чапаул, т.е. нападение. Он моментально готов вооружиться и сесть наконя, как только получит приглашение отправиться в поход, сулящий, по егомнению, выгоду. План подобного предприятия всегда держится в тайне даже отближайших родственников. После того как выбран сердар (предводитель) иполучено благословение (фатиха) муллы, каждый участник похода с наступлениемвечера направляется своим особым путем к заранее условленному месту сбора.На населенные пункты всегда нападают в полночь, на караваны или вражескиеотряды - при восходе солнца. Нападение у туркмен, так же как у гуннов и татар, скорее можно назватьнабегом. Атакующие разделяются на несколько групп и с разных сторон дважды,реже трижды, обрушиваются на ничего не подозревающую жертву, так кактуркменская пословица гласит: "Ики денг учте дон", т.е. "попробуй два раза,а на третий поверни назад". Подвергшиеся набегу должны быть оченьрешительными либо чувствовать себя очень сильными, чтобы оказатьсопротивление подобному нападению врасплох; с персами это случается крайнередко; и очень часто бывает так, что один туркмен успешно сражается с пятьюперсами, а то и более. *[239]* Туркмены рассказывали мне, что часто один туркмен берет в пленчетырех-пятерых персов. "Нередко, - говорил мне один кочевник, - персы отстраха бросают оружие, просят веревки и вяжут друг друга. Нам надо толькосойти с лошади и связать последнего". Даже не упоминая о поражении, которое22 тыс. персов потерпели от 5 тыс. туркмен совсем в недавнее время, можносчитать фактом крупное превосходство сынов пустыни над иранцами, и я склонендумать, что даже самого смелого лишает мужества древний, вошедший в историюужас перед татарами с севера. И какой дорогой ценой приходится намрасплачиваться за свою трусость! Можно считать счастливым того, когозарубили при набеге. А безвольному, сдающемуся на милость победителя,связывают руки, и всадник либо сажает его в седло, причем ноги ему связываютпод брюхом лошади, либо гонит его перед собой; если же невозможно ни то, нидругое, то всадник привязывает его к хвосту своей лошади и на протяжениимногих часов, а то и нескольких дней он должен следовать за разбойником наего родину, в пустыню. Об участи вновь прибывших пленников уже говорилось, я хочу описатьтолько одну сцену, свидетелем которой был в Гёмюштепе и которую не забуду.Аламан вернулся домой с богатой добычей: пленными, лошадьми, ослами, скотоми другим движимым и недвижимым имуществом. Приступили к разделу добычи.Составили столько долей, сколько человек принимало участие в грабеже; крометого, в середине оставили кучу, как я потом понял, для добавок. Разбойникишли по порядку, осматривали свою долю; первый остался доволен, второй тоже,третий осмотрел зубы доставшейся ему персиянки и заметил, что его доляслишком мала. Тогда предводитель обратился к куче, оставленной на добавки, ипоставил возле бедной рабыни осленка; прикинув общую стоимость этих двухсуществ, туркмен остался доволен. Эта сцена повторялась неоднократно; хотяменя крайне возмущала бесчеловечность процедуры, я не мог не рассмеяться,наблюдая, как чудно составляется та или иная доля для разбойников. Главное оружие, обеспечивающее туркмену превосходство в разбойничьихнабегах,-его лошадь, животное и в самом деле удивительное, и сын пустынилюбит ее больше жены и детей, больше, чем самого себя. Интересно смотреть, скаким тщанием туркмен ее растит, как укрывает ее от холода и зноя, какроскошно убирает седло, так что сам он в бедной рваной одежде верхом нахоленой разряженной лошади являет странное зрелище. Но эти прекрасныеживотные действительно стоят потраченных на них трудов, и все, чторассказывают об их быстроте и выносливости, совсем не преувеличение.Туркменская лошадь - арабского происхождения, и до сих пор прекрасныечистокровные кони называются "бедеви", т.е. "бедуины". Лошади теке оченьвысоки, они хорошие скакуны, но далеко не так выносливы, как болеенизкорослые лошади йомутов. *[240]* Доход, который приносит туркмену отвратительное ремеслопохищения людей, далеко не вознаграждает его за связанные с этим ремесломопасности, так как он лишь изредка уменьшает нищету, в которой рождается сынпустыни. Даже если у туркмена остается немного денег, он очень редко можетими воспользоваться, настолько прост его образ жизни, Я знал много туркмен,которые, несмотря на все свое благосостояние, постоянно ели вяленую рыбу, ахлеб позволяли себе только один раз в неделю, как последний бедняк, длякоторого пшеница недоступна из-за высокой цены. В домашнем быту туркмен являет картину абсолютной праздности. В егоглазах страшнейший позор для мужчины - приложить руки к каким-нибудьдомашним делам. Он должен заниматься лишь своим конем. Как только он с этимуправится, он идет к соседу или присоединяется к группе мужчин, сидящихкругом перед палаткой, и принимает участие в разговоре, рассуждая либо ополитике и последних разбойничьих набегах, либо о лошадях. Тем временем изрук в руки переходит неизбежный чилим, род персидской трубки, для которойтабак не увлажняется. По вечерам, особенно в зимнее время, они любятслушать красивые сказки и истории. Они радуются присутствию бахши(трубадура), который под аккомпанемент своего дутара, двухструнногоинструмента, поет отрывки из "Кёр-оглы" и песни Аман-моллы илиМахтумкули^169 /,/ национального поэта, почти обожествляемого туркменами.Этот поэт, считающийся святым, был из племени гёклен и умер приблизительно80 лет назад. Овеянное легендами жизнеописание изображает егонеобыкновенным человеком, который, даже не побывав в Бухаре и Хиве, изучилвсе книги и все науки на свете исключительно благодаря божественномувдохновению. Однажды, сидя на лошади, он крепко заснул и во сне увидел себяв Мекке, в окружении пророка и первых халифов. Он осмотрелся с благоговейнымтрепетом и увидел, что его подзывает к себе Омар, патрон туркмен. Он подошелк нему, тот его благословил и слегка ударил в лоб, после чего он проснулся.С этого мгновения сладчайшие стихи полились из его уст, и его книга ещедолгое время будет занимать у туркмена первое место после Корана. Для нас,впрочем, собрание стихов Махтукмули интересно тем, что оно дает нам чистыйобразец туркменского наречия, а по содержанию своему стихи такого рода,особенно те, где речь идет о предписаниях по уходу за лошадьми, об оружии иаламане, очень редко встречаются в литературе восточных народов. У меняостались в памяти сцены, когда на празднествах или во время обычныхвечерних бесед бахши принимался декламировать стихи Махтумкули. В Этрекекибитка одного из таких трубадуров стояла рядом с нашей, и когда он приходилк нам со своим инструментом, вокруг него вскоре собирались молодые люди, ион пел им героические песни. Его песни состояли из сиплых гортанных звуков,которые мы сочли бы скорее хрипом, чем пением. Он *[241] *сопровождал ихударами по струнам, сначала тихими, а затем, по мере того как онвоодушевлялся, все более неистовыми. Чем горячее становилась битва, темболее нарастало возбуждение певца и воодушевление молодых слушателей;зрелище в самом деле было романтическое. Юные кочевники, испуская тяжелыестоны, бросали шапки на землю и с неподдельным бешенством хватали себя заволосы, словно хотели сразиться сами с собою. И пусть это не покажется нам странным. Воспитание, получаемое молодымтуркменом, как раз на то и направлено, чтобы создать у него подобноенастроение. Чтению и письму учится лишь один из тысячи, юношескую фантазиюзанимают лошади, оружие, сражения и разбойничьи набеги. Однажды я слышал,как Ханджан, человек очень добрый, с упреком выговаривал своему отцу, что NNпохитил уже двух персов, "а из него, - прибавил он, указав на сына, -никогда не выйдет мужчины". У туркмен есть обычаи и нравы, которые не встречаются у других народовСредней Азии, и это очень любопытно. К ним относится прежде всего брачнаяцеремония, согласно которой закутанная с головы до ног в большое покрывалоили шелковый платок невеста должна скакать наперегонки со своим будущиммужем, и нередко случается, что спеленутая амазонка быстрее достигает цели,чем тренированный, свободно сидящий юноша. Иногда невеста во время скачекдержит на коленях заколотого ягненка или козу; жених и его приятелипреследуют ее, она же должна на полном скаку ловкими поворотами избежатьпреследования, так чтобы никто не приблизился к ней и не вырвал козу илиягненка. Эта игра называется "кёкбёрю" ("зеленый волк") и распространена увсех номадов Средней Азии. Через два, иногда через четыре дня после свадьбымолодую пару разлучают, и лишь по истечении года начинается постояннаясовместная жизнь. Следует, кроме того, рассказать, как туркмен соблюдает траур послекончины любимого члена семьи. Существует обычай, традиция, согласно которойв юрте покойного в течение года каждый день без исключения в тот час, когдаон испустил дух, плакальщицы заводят обычные причитания, в которых должныпринимать участие все присутствующие члены семьи. При этом они, как правило,продолжают свои дневные занятия; и забавно бывало смотреть, как туркмен скриками отчаяния чистит оружие, курит трубку или обедает. Женщины обычножалобно подпевают, кричат и плачут даже в то время, когда, находясьнеподалеку от юрты, они чистят шерсть, прядут или выполняют другую домашнююработу. Должны прийти также друзья и знакомые покойного, чтобы изъявить своесочувствие, даже если известие о несчастье дошло до них только черезнесколько месяцев. Пришедший садится перед юртой, иногда ночью и ужаснымкриком, длящимся 15 минут, оповещает всех, что он исполнил свой долг поотношению к усопшему; когда умирает *[242] *уважаемый предводитель,заслуживший звание батыра, т.е. храбреца, на его могиле насыпают большойхолм, называемый "йоска", (Этот обычай существовал у древних гуннов и до сихпор бытует в Венгрии. Например, в Кашау (Верхняя Венгрия) всего нескольколет назад по совету графа Эд. Карольи был насыпан могильный холм в памятьвысокочтимого графа Ст. Сечени.) и каждый порядочный туркмен должен броситьпо крайней мере семь горстей земли, так что холм часто достигает 60 футов вокружности и 20-30 футов в высоту. Эти холмы особенно заметны на высокихравнинах, туркмены знают их все и называют по именам, т,е. по имени того,кто под ним лежит. Позвольте мне закончить этот краткий очерк о туркменах еще болеекратким обзором их истории, но при этом я коснусь только того, что самслышал о бытующих среди них традициях. "Мы все происходим, - говорил мне мойученый друг Кызыл-Ахунд, - из Мангышлака. Нашими предками были Сёюн-хан иЭсен-или. Йомуты и теке - сыновья первого, чоудоры и гёклены - второго.Мангышлак в древние времена назывался Минг-Кишлак, т.е. "тысяча зимнихквартир", это родина как тех племен, которые отделились от нас и перешли вПерсию, так и эрсари, салоров и остальных племен. Все наши древние святые,например ишан Ирек-ата, (Ирек-ата значит "большой отец"; по-венгерски: цregataya, т.е. "старый отец".) ишан Сары-эр, покоятся в окрестностяхМангышлака, и счастлив тот, кто сможет побывать на их могилах". Ханджанрассказывал мне, что еще 150 лет назад у туркмен не было иной одежды, крометой, которую они изготовляли из овечьих шкур и из кож лошадей и диких ослов.Теперь все это исчезло, и единственным воспоминанием о старом национальномкостюме остались меховые шапки. Вследствие вражды, царящей между различными племенами, они называютдруг друга бранными кличками "потомки рабов". Время, когда они покинулиобщую прародину, нельзя определить точно. Эрсари, сарыки и салоры уже вовремена арабского нашествия жили в восточной части пустыни по эту сторонуОксуса, теке, гёклены и йомуты пришли на свою теперешнюю родину позже, можетбыть во времена Чингисхана и Тимура. Эмиграция теке, гёкленов и йомутовпроисходила только группами и, можно сказать, еще и теперь не вполнезакончилась, так как многие йомуты и гёклены предпочитают кочевать в своихдревних исконных местах. В средние века туркменских всадников можно былобольшей частью встретить на службе у хивинского и бухарского ханов, а частои под персидскими знаменами. Они славились своей храбростью, главным образомстремительными атаками, и некоторые их предводители, например Кара-Юсуф,участвовавший с племенем салоров в походах Тимура, приобрели историческуюизвестность. Туркмены во многом способствовали *[243] *тюркизации северныхобластей Персии, особенно во время правления атабеков в Иране, и большаячасть тюркского населения Закавказья, Азербайджана, Мазендерана и Шираза,(До сих пор в окрестностях Шираза есть четыре или пять тюркских племен,ведущих кочевой образ жизни. Их ильхани (предводитель), с которым япознакомился в 1862 г., рассказывал мне, что он может собрать 30 тыс.всадников и что некоторые из них, например кашкайцы и аллахверди, былипереселены сюда Чингисханом. В Европе недооценивают это обстоятельство, идаже хорошо осведомленный Бернс ищет тюрок-ширази, о которых упоминает всвоих песнях Хафиз, в одноименной местности поблизости от Самарканда.)бесспорно, туркменского происхождения. Удивительно, что, несмотря на нестихающую ожесточенную вражду между туркменами и их собратьями-шиитами,живущими в Персии, туркмены всегда признают превосходство образования вАзербайджане. Если бахши просят спеть что-нибудь хорошее и своеобразное, онвсегда исполняет азербайджанские песни, даже пленный иранец тюркскогопроисхождения может надеяться на милосердие, так как туркмен всегда говорит:"Кардашимиз дир ол кафир" т.е. "он наш брат, этот неверный". Последнее массовое выступление туркмен произошло при Надире и АгаМухаммед-хане. Первый из них в начале прошлого века с помощью туркмен иафганцев пробудил Азию от сна, второй основал свою династию в основномтуркменским мечом! Туркмены очень хорошо знают это и жалуются нанеблагодарность Каджаров, которые со времен Фатх Али-шаха совершенно забылио них и даже лишили многих предводителей причитающихся им пенсий. Чтобы составить понятие о политической значимости этих номадов,достаточно бросить взгляд на карту Средней Азии. Мы тотчас увидим, чтоблагодаря своему положению они стали стражами южных границ всей азиатскойвозвышенности, или Туркестана, как они сами его называют. После кипчаковтуркмены, бесспорно, самый воинственный и дикий народ в Средней Азии; заними, в городах Хивы, Бухары и Коканда, - средоточие трусости иизнеженности, и если бы туркмены уже несколько веков тому назад необразовали железный барьер, то дела в этих краях, наверное, не остались бы втом же положении, в каком они были после Кутейбы и Абу Муслима. (Кутейбазавоевал Туркестан при халифе Омаре; Абу Муслим, который вначале былнаместником в Мерве, долго сражался за независимость совместно с туркменамии хорезмийцами против своего государя, багдадского властелина.) По-видимому,цивилизация предпочитает двигаться с юга на север, но как может проникнутьхотя зародыш ее в Среднюю Азию, пока туркмены угрожают тысячами опасностейкаждому путешественнику и каждому каравану? * * *[245] II ХИВА* *Хива - столица.- Основные районы, ворота и городские кварталы. -Базары.- Мечети. - Медресе, или училища; их основание, организация иобеспечение. - Полиция. - Хан и его правительство. - Налоги. - Суды. -Ханство. - Каналы. - Политическое деление. - Плоды земли. - Промышленностьи торговля. - Дороги. - Население ханства. - Казахи (киргизы). - Сарты. -Персы. - История Хивы в XIX веке. - Ханы и их родословная.*А. СТОЛИЦА
Поскольку речь идет о восточном городе, нет нужды упоминать о том, чтоизнутри Хива предстает совершенно иной в сравнении с тем, что она обещаетснаружи. Если читателю приходилось уже видеть персидский город самогонизшего ранга, то скажем ему, что Хива еще хуже. Впрочем, представьте себетри-четыре тысячи глиняных домишек с неровными небеленными стенами,разбросанных в величайшем беспорядке, обнесите их в воображении глинянойстеной толщиной в 10 футов, и вы получите представление о том, что такоеХива. *Районы* Обычно город делят на две части: а) собственно Хиву и б) Ичкале, т.е.цитадель, окруженную стеною и отделенную от внешнего города четырьмяворотами. Ичкале состоит из следующих кварталов (махалля): Пехливан,Улуёгудж, Акмесджид, Йипекчи, Кошбегимахаллеси. В самом городе девять ворот,а именно: на север ведут Ургенч-дарвазасы, (Дарваза - персидское слово,означающее "ворота") Гендумгях-дарвазасы, Имарет-дарвазасы; на восток -Исмахмудата-дарвазасы, Хезарасп-дервазасы; на юг - Шихлар-дарвазасы,Пишкеник-дарвазасы, Рафенек-дарвазасы и на запад - Бедрхан-дервазасы. Вгороде насчитывают 10 махалля (кварталов), а именно: 1) Ор, 2) Кефтерхане,3) Мивестан, где продаются фрукты, 4) Мехтерабад, 5) Еникале, 6) Бала-Хауз,где есть большой водоем, окруженный платанами, 7) Нанемесорама, (Значениеслова: "деревня, где не едят хлеба") 8) Нуруллабай, 9) Багче, 10) Рафенек. *Базары* Базаров или таких торговых рядов, какие встречаются в Персии или вгородах других стран Востока, в Хиве нет совсем. Заслуживает упоминаниятолько тим - маленький, хорошо устроенный *[246] *базар с довольно высокимисводчатыми помещениями, где размещаются около 120 лавок и караван-сарай.Здесь можно найти все, что предлагает русский рынок: сукна и скобяныетовары, предметы галантереи, льняные ткани и ситец, а также то немногое,что доставляется из Бухары и Персии. Вокруг тима располагаются нанбазари(хлебный рынок), бакалбазари (бакалейный рынок), шембазари (шелковый исвечной рынок) и сертарашбазари (10-12 цирюлен, где бреют головы; попроситьсбрить бороду означало бы прослыть сумасшедшим или обречь себя на смертнуюказнь). Из базаров мы должны еще упомянуть Кичик-караван-сарай, гдевыставляют на продажу рабов, привезенных сюда теке и йомутами. Без этогопредмета торговли Хива совсем бы не могла существовать, так как вся земляобрабатывается рабами. На этой теме мы остановимся подробнее, когда речьпойдет о Бухаре. *Мечети* В Хиве немного мечетей старинной и искусной архитектуры. Следуетназвать только: 1) Хазрети-Пехливан-здание, которому уже четыре столетия.Оно имеет один большой и два маленьких купола; в нем находится могилаПехливана Ахмеда Земчи^170, почитаемого святого и покровителя города Хивы.Внешний вид его не сулит многого, однако внутренняя отделка изразцамивыполнена с большим вкусом; к сожалению, в мечети темно, и из-за скудногоосвещения многое скрыто от взоров. Как в самой мечети, так и в преддвериивсегда толпятся поклонники мнемотехники, которые, постоянно слушая Коран,выучили его наизусть и все время читают вслух отрывки из него; 2)Джумаа-месджиди, где хан творит пятничную молитву и где читается официальнаяхутба (молитва за царствующего правителя); 3) Хан-месджиди в цитадели; 4)Шалекер, построенная уроженцем Хивы; 5) Атамурад-Кушбеги, 6)Карагёз-месджиди. *Медресе (училища)* В Средней Азии по числу училищ и великолепию их отделки можно судить остепени благосостояния и религиозной образованности населения. Принимая вовнимание ограниченность в средствах, те усердие и готовность кпожертвованиям, которые проявляют не только хан, но и простые ремесленникипри сооружении и обеспечении училищ, действительно достойны всяческихпохвал. Образцом в этом отношении служит Бухара, древнейший центр исламскойцивилизации в Средней Азии, но и в Хиве есть несколько училищ, из которых мыупоминаем следующие: 1) Медемин (Сокращение от Мухаммед-Эмин.) -хан-медресе, построенное в1842 г. *[247] *персидским архитектором по образцу перворазрядногоперсидского караван-сарая. Справа от него находится довольно неуклюжаябашня, намного выше двухэтажного медресе; однако она осталась неоконченнойвследствие смерти строителя. В этом училище 130 худжр (келий), поэтому в неммогут проживать 260 учеников; оно ежегодно получает доход в 12 тыс.хивинских батманов пшеницы и 5 тыс. тилля (2,5 тыс. ф.ст.) деньгами. Чтобыдать читателю приблизительное представление об этом учебном заведении,приведем данные о распределении доходов и тем самым одновременно представимего персонал: 5 ахундов (профессоров) ежегодно получают 3000 батманов и 150 тилля, 1 муэдзин (призывающий к молитве) ежегодно получает 200 батманов, 2 служителя ежегодно получают по 200 батманов, 1 цирюльник ежегодно получает 200 батманов, 2 мутевали, или инспектора, получают десятую часть всего дохода; остальное распределяют между учениками, образующими три класса: 1 класс получает 60 батманов и 4 тилля, 2 класс " 30 " 2 ", 3 класс " 15 " l "; 2) Аллакули-хан - 120 худжр, ежегодный доход воспитанников составляет50 батманов, и 2 тилля (1 ф.ст.); 3) в медресе Кутлуг Мурад-инак каждая худжра получает 50 батманов и 3тилля; 4) в медресе Араб-хан очень мало худжр, но они очень хорошо обеспечены; 5) Ширгази-хан. Эти медресе - единственные постройки среди глиняных хижин,заслуживающие наименования домов; дворы в них большей частью содержатся вчистоте, нередко засажены деревьями или правращены в сады. Об учебныхдисциплинах мы поговорим, когда речь пойдет о Бухаре, центре среднеазиатскойучености, а пока лишь заметим, что занятия проводятся в помещенияхпрофессоров с отдельными группами учеников, составленными с учетом ихумственных способностей. *Полиция* В каждом квартале города есть мираб, (Мираб, по-турецки субаши, -должность, которая сыграла и играет до сих пор большую роль в ареале откитайской границы до Адриатического моря.) отвечающий за общественныйпорядок в своем районе и следящий, чтобы в течение дня не произошло драк,краж или других преступлений. Охрана города ночью поручена четырем пайшабам(главным сторожам), которые обязаны всю ночь стоять в карауле у воротцитадели, тогда как младшие сторожа, а их у каждого главного восемь, т.е.всего 32, исполняющие одновременно обязанности палачей, обходят город ихватают всех, кто показывается на улице позже часа пополуночи. Особоевнимание они обращают на попытки взлома и на запрещенные любовныеприключения, и горе тому, кого застанут на месте преступления. * * *[248] Б. ХАН И ЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВО* Чиновники Едва ли надо говорить, что хивинский хан может деспотически, пособственному усмотрению, распоряжаться жизнью и смертью подданных. По своемуположению хозяина страны он то же, что отец семьи. Подобно тому как главасемьи выслушивает, если ему нравится, дельный совет раба, так и хан иногдасчитается со словами одного из своих министров. Только улемы, снискавшиелюбовь народа ученостью и безупречным образом жизни, могут держать хана внекотором страхе и ставить преграду его произволу. Таково же положениепочти всех других азиатских правительств, но это отнюдь нельзя объяснитьврожденными изъянями или полным отсутствием правительственных установлении.Напротив, во все времена и во все периоды истории на Востоке существовализаконы, направленные против тирании и произвола, но они никогда неприобретали большого значения, потому что бесхарактерность и недостатокблагородных чувств у подавляющей массы народа на Востоке благоприятствовалии до сих пор благоприятствуют преступлениям правителей. По хивинскому своду законов, имеющему монгольское происхождение, вгосударстве существуют следующие правящая верхушка и администрация: 1) хан, или падша; (Никогда не "падишах", что наводит меня на мысль,что слово "падишах", может быть, аналогично турецкому "паша" (от "баш", т.е."глава")^172.) всегда избирается из состава победоносного племени. Емупомогают: 2) инак; (Дословно "младший брат".) их может быть четверо: двое - изближайших родственников хана, двое других - его соплеменники. Один из первыхвсегда управляет провинцией Хазарасп; 3) накиб, духовный владыка; всегда должен быть из сейидов (потомковпророка); состоит в одном звании с шейх-уль-исламом в Константинополе; (ВКонстантинополе накиб аш-шериф, глава сейидов, стоит в звании ниже шейхал-ислама.) 4) бий (не смешивать с баем, с которым у него общее только значениеслова); должен во время битвы быть по правую руку хана; 5) аталык, своего рода советник; обязательно должен быть из узбеков;число их определяет хан; 6) кошбеги, везир, или первое должностное лицо при ханском дворе; снего, собственно говоря, начинается весь корпус чиновников, зависящих отприхоти правителя. 7) мехтер, что-то вроде мажордома; отвечает за управление двором истраной. Мехтер всегда должен быть из сартов (древнейшего персидскогонаселения Хивы)^171; *[249] *8) есаулбаши; их двое, предводители лейб-гвардейцев; ихобязанность - вводить просителей на официальную аудиенцию (арз). В том жезвании состоит диван, своего рода государственный секретарь и вместе с темглава финансового ведомства; 9) мехремы, их тоже двое; занимают посты камергеров. Это доверенныелица, пользующиеся большим влиянием на хана и правительство; 10) минбаши, командир 1000 всадников; (По моим сведениям, общаячисленность вооруженных сил хивинского хана составляет 30 тыс. человек, но яслышал, что в период опасности он может удвоить это число.) 11) юзбаши, командир 100 всадников; 12) онбаши, командир 10 всадников. Эти 12 категорий собственно и составляют чиновничество, называемое"сипахи". Оно, в свою очередь, подразделяется а) на тех (категории 2, 3, 4,5), которых хан никогда не может сместить, б) на служащих в собственномсмысле слова (категории 6, 7, 8, 9), получающих определенное содержание и в)на тех, кто состоит на службе только во время войны. Высших чиновниковнаграждают поместьями, простые воины получают от хана коня и оружие иосвобождаются от всех налогов и податей. До сих пор речь шла о светских чиновниках. Улемы, или священники,верховный глава которых - накиб, делятся на следующие категории: 1) кази-келян, верховный судья и глава судопроизводства во всемханстве; 2) кази-орду, сопровождающий хана в качестве верховного судьи впоходах; 3) алем, глава пяти муфтиев; 4) реис, инспектирует школы и следит за соблюдением законов религии; 5) муфтий, по одному в каждом значительном городе; 6) ахунд, профессор или учитель начальной школы. Первые троепринадлежат к высшему чиновничеству и при вступлении в должность получают отхана значительные суммы, трое последних получают жалованье фруктами иденьгами (в достаточном количестве) из вакфа (имущества, предназначенного наблаготворительные цели), однако существует обы