Понятие методы, формы государственного управления




Государственное управление – важнейший процесс с точки зрения воспроизводства суверенных институтов страны, легитимности власти, решения политическими лидерами задач, связанных с развитием общества. Данное явление обладает большим количеством занимательных характеристик. В частности, интересны формы и методы государственного управления. Какова их специфика в российской модели политического устройства?

Методы государственного и муниципального управления являют собой приемы и способы целенаправленного влияния на участников управленческих взаимодействий. Посредством этим приемов реализуется функция, и решаются поставленные задачи. Методы гос управления применяются при осуществлении влияния на социум, в целом, и на отдельные его компоненты, в частности, в процессе воплощения государственных полномочий по упорядочению возникающих общественных отношений. Необходимо отметить, что при выборе приемов и способов не может быть предопределенности. Для обеспечения успешной реализации полномочий, даже одинаковых, но в различных условиях, необходимы разные методы государственного управления. Это обуславливает постоянный поиск наиболее подходящих в том или другом случае средств. Так, например, для одних ситуаций будет достаточно применения рекомендации или критического замечания. В то время, как в другом случае, мало будет даже строгого наказания.

Большое значение при этом имеет целесообразность, профессионализм управленца, правовые возможности, готовность к решению задач. Немаловажен также и психологический настрой подчиненного объекта. Методы государственного управления применяются от имени государства, наделены официальным характером и используются в установленном строгом процессуальном порядке. В этом состоит главное отличие этих приемов от прочих. Методы государственного управления подразделяются на две основные группы в соответствии с тем, на кого направлено, кому адресовано воздействие. Так, выделяют приемы, которые обеспечивают организацию функционирования регулирующего аппарата и способы, которые обеспечивают воздействие на внешние объекты. Методы государственного управления, относящиеся к первой категории, в основном сведены к способам и приемам, посредством которых осуществляется подготовка и принятие решений. К ним, в частности, относят способы исследования определенных ситуаций, анализ и сбор социологических, статистических и прочих данных, применение приемов научного изучения обстановки и прочие. К данной категории можно отнести и методы морального либо материального стимулирования сотрудников, воспитательные средства, средства применения санкций и обеспечения контроля. Содержание второй группы определяется в соответствии со статусом объекта воздействия. Согласно этому, управление может осуществляться непосредственным влиянием на подведомственный (подчиненный) объект, координированием деятельности разных участков взаимодействий управленческого характера, установлением взаимоотношений между разными субъектами по ходу реализации соглашений и договоров на базе закрепления общего порядка осуществления деятельности [4].

К этой группе следует также отнести и такие способы, как консультирование, согласование и прочие. Существуют также методы субсидиарного, децентрализованного и централизованного управления. Централизованное (субординационное) воздействие применяется органами власти по кругу объектов юрисдикции и в рамках соответствующей компетенции. К такой сфере относят область управления госимуществом, защиты госбезопасности и национальных интересов, определения предметов ведения государства и его субъектов. В категорию используемых приемов входят средства запрета, дозволения, возложения ответственности, принуждения. Диспозитивное (децентрализованное) воздействие позволяет применять различные способы согласования. Управление при этом осуществляется при помощи заключения соглашений, договоров, принятия совместных решений. Субсидиарное (косвенное) влияние является дополняющим традиционные формы управления.

Понятие государственного управления современные российские аналитики связывают с деятельностью органов власти, отражающей необходимость реализации вверенных им законом полномочий. Есть и иное определение термина, более узкое. В соответствии с ним, государственное управление - это деятельность только лишь исполнительных органов власти на уровне федерации или же субъектов РФ. Если вести речь о первом определении, то к государственным органами власти корректно будет относить абсолютно любые структуры - выборные или те, что формируются посредством назначений. Так, например, Президент РФ - высшая должность в системе управления РФ - избирается народом, а Правительство - назначается. Аналогично, гражданина, который достоин быть главой региона или губернатором, если не рассматривать отдельные периоды, когда они назначались по предложению Президента, также выбирает население. Правительство же субъекта федерации, в свою очередь, также назначается. Однако если понимать государственное управление в рамках более узкой трактовки, то под ним следует понимать деятельность исключительно тех структур, которые формируются посредством назначений. В этом случае граждане, работающие в них, будут именоваться чиновниками или государственными служащими. Их задача связана с выполнением главным образом административных задач, отражающих реализацию стратегических концепций в деталях.

В свою очередь, выборные должности будут именоваться политическими. То есть в рамках данной модели совершенно некорректно будет называть Президента РФ или главу региона чиновником. Их задачи носят политический характер и связаны с определением ключевых векторов в развитии общества и государства. Именно на этом уровне разрабатываются те самые концепции, которые на практике предстоит реализовывать чиновникам. Государственное управление: признаки Государственное управление в России характеризуется рядом признаков. В числе ключевых эксперты выделяют следующие. Во-первых, государственное управление - это самостоятельный вид профессиональной деятельности. Функции, которые выполняют чиновники, как правило, не предполагают занятие ими чем-либо другим. Во-вторых, деятельность органов власти обладает распорядительным характером, то есть издаваемые ими источники норм обладают юридической значимостью. В-третьих, государственное управление осуществляется согласно положениям действующих законов. В-четвертых, деятельность органов власти в рамках российской модели предполагает иерархию, подчинение нижестоящих структур вышестоящим. Цели управления Рассмотрим основные цели, ради достижения которых создается система государственного управления. Эксперты выделяют следующий их перечень. Во-первых, это удовлетворение запросов социума, поддержание достойного уровня жизни граждан. Во-вторых, это совершенствование систем управления политическими процессами, укрепление демократических институтов. В-третьих, это обеспечение гражданских прав и свобод в отношении населения государства [5].

Полезно будет изучить ключевые принципы государственного управления, актуальные для российской модели. К базовым эксперты относят, в частности, демократизм, подразумевающий разностороннее участие граждан РФ в управлении государством. Другой важнейший принцип - федерализм. Он подразумевает, что российская государственная модель управления реализуется на двух уровнях - федеральном и региональном при условии предусмотренного законом разграничения полномочий между высшими органами власти и структурами в субъектах РФ. Принцип законности также относится к разряду ключевых. Работа любых органов власти и должностных лиц обязана осуществляться на базе актуальных правовых норм. Формы госуправления Рассмотрев понятие государственного управления, ключевые его признаки, принципы, специфику целей, перейдем к рассмотрению его форм. Следует сказать, что представлены они в достаточно большом разнообразии. Итак, что же такое формы государственного управления? Под ними обычно понимают практические способы выражения деятельности органов власти. Формы государственного управления, как отмечают некоторые эксперты, определяются содержанием фактических функций тех или иных властных структур или должностных лиц, а также спецификой решаемых соответствующими институтами задач. Как правило, они реализуются согласно актуальным юридическим нормам, а также могут сопровождаться правовыми последствиями. Собственно, последний нюанс является одним из критериев классификации форм государственного управления. То есть определяющий фактор в рамках данной схемы - сущность последствий практической деятельности органов власти и должностных лиц. Формы государственного управления, в соответствии с данным критерием, могут быть, таким образом, правовыми. Их сущность предполагает последствия, которые носят юридически значимый характер. В свою очередь, формы государственного управления могут быть также и неправовыми. Другой критерий классификации рассматриваемого явления - содержание. В соответствии с ним, основные виды форм государственного управления - правотворческие, договорные, а также правоприменительные.

Еще один критерий - направленность. Так, формы управления могут быть внешними либо внутренними. Для первых характерна деятельность органов власти в аспекте реализации ими распорядительных полномочий. В отношении вторых подразумевается внутриведомственная работа, активности, связанные с функционированием внутренних структур органа власти - отделов, служб и т.д.

Рассмотрим, каким образом органы государственного управления могут работать в рамках правовых форм. Ключевой элемент соответствующего типа активности - акт. Его основное свойство - юридическая значимость. Ключевой его признак - одностороннее волеизъявление компетентного органа власти или же конкретного должностного лица, которое принято в процессуальном порядке, который установлен актуальными нормами закона. Юридические акты могут обуславливать возникновение, корректировку или же прекращение правоотношений в рамках административных процедур. Правовые формы государственного управления могут быть представлены в виде письменных источников или в устном виде, иметь разный срок действия, функционировать в определенном регионе РФ или по всей стране. Есть и другие основания для их классификации. Например, таковым может быть орган, который издал акт правового управления. Есть, таким образом, источники, подписанные, к примеру, Президентом России, Правительством, региональными органами власти. В числе самых распространенных моделей классификации актов - наименование. Оно, как правило, соотносится, собственно с органом, его издавшим. Так, есть, например, указы - их подписывает Президент РФ. Есть распоряжения - их издает Правительство [6].

Рассматривая правовые формы госуправления, полезно изучить такой аспект, как юридическое значение соответствующих актов. Эксперты выделяют следующую совокупность характеристик, его составляющих. Во-первых, юридические значение актов в том, что они объективизируют деятельность органов власти и должностных лиц. Во-вторых, они могут выступать как самостоятельные юридические факты. В-третьих, они могут обуславливать значимость других актов, быть условием их актуальности. Неправовые формы госуправления Органы государственного управления могут работать также и в рамках неправовых форм. Рассмотрим нюансы этого сценария. Неправовые формы управления - это активности, подразумевающие, как правило, решение внутренних организационных вопросов, а также нюансов, связанных с материально-техническим снабжением государственных структур. Так, например, в рамках неправовых направлений деятельности проводятся совещания, круглые столы, планерки и т.д. Некоторые эксперты относят к таким активностям также и различного рода проверки, инспектирование и т.д. Но есть версия, что такого рода работу все же корректнее отнести к разряду правовых форм управления, так как возможные предписания соответствующих органов вполне могут характеризоваться признаком распорядительности, обязательностью к исполнению. Государственно-общественный аспект Некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию государственно-общественные формы управления. В чем их специфика? Дело в том, что интерпретация значения данного термина в определяющей степени зависит от контекста, а также от конкретной отрасли, о которой идет речь. Общепринятого определения того, что такое государственно-общественное управление, в среде российских экспертов пока не выработано. Но в числе популярных трактовок понимание этого явления как совместной деятельности властных и негосударственных структур по решению задач, связанных с самоуправлением на уровне конкретных учреждений, отраслей, предприятий и иных функциональных единиц, которые имеют большое значение с точки зрения политического развития города, региона или страны в целом. Есть и другие трактовки термина. В соответствии с ними, например, под соответствующим типом управления может пониматься предусмотренное законом делегирование властными институтами части полномочий на уровень негосударственных структур - учреждений, общественных объединений, предприятий. Еще один вариант трактовки термина - создание среды, в рамках которой государство будет получать от общества, отдельных его институтов некую обратную связь, отражающую практику решения актуальных управленческих задач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: