Виды,функции и признаки методов государственного управления




Любое государство обладает характерными только ему природными ресурсами, финансовыми капиталами, а также интеллектуальным потенциалом. От умелой организации государственного управления напрямую зависит уровень его экономического и социального развития. Другими словами, организация управления состоит из состава социальных действующих институтов, представителей государственной власти и территориального устройства. Управление государством может включать в себя деятельность органов власти по осуществлению законодательных, судебных и исполнительных функций. Основной целью государственного управления является достижение оптимальности в создаваемых условиях для обеспечения достойного уровня общественного состояния.

При рассмотрении данного вопроса в экономической призме, можно сказать, что управленческая деятельность соответствующих органов должна быть направлена на определение стратегий долгосрочного экономического развития и создания подходящих условий для его реализации с целью улучшения жизненного уровня населения. Реализация обозначенных целей должна быть основана на следующих принципах государственного управления: общих, раскрывающих содержание и целевое направление управленческой деятельности, организационно-технологических и частных, которые заключаются в непосредственном руководстве деятельностью людей. Общественная сущность любого государства познается через функции государственного управления, так как любая страна без взаимодействия с социумом теряет свою суть. Эти функции имеют достаточную многогранность и зависят от конкретной цели на определенном участке управленческой деятельности [7].

Основные функции государственного управления: - политическая – функция, обеспечивающая целостность и сохранность общества в форме государства; - социальная – функция, направленная на обеспечение прав и свобод граждан на всей его территории; - экономическая – составляющая функции государственного управления, отвечающая за создание необходимых предпосылок для эффективной и упорядоченной деятельности общества в сфере экономики; - поддержание суверенитета и свободы государства в пределах мирового сообщества. Существуют и другие функции государственного управления, отражающие взаимодействие субъета и объекта управления (функции организации, прогнозирования, планирования, мотивации и контроля). Виды государственного управления достаточно широко отражены в научной литературе. В зависимости от структуры центральной власти и органов административных единиц можно выделить координационное и субординационное управление. Первый вид является характерной чертой для федераций, в рамках данного управления достаточно широкие полномочия предоставляются регионам. Субординационное управление характеризует унитарные государства, в которых функции государственного управления на всех уровнях реализуются в виде единых стандартов, при этом можно отметить и жесткое подчинение регионов центру. Следующим критерием для выделения видов государственного управления является его воздействие на объект. В указанном спектре можно выделить: - отраслевое управление, предполагающее наличие вертикальной подчиненности от центра к любому субъекту хозяйствования; - функциональное управление, которое осуществляется исполнительной властью по таким важнейшим направлениям, как экономика, оборона, социальное развитие и безопасность. Благодаря данной управленческой деятельности обеспечивается эффективная внешняя и внутренняя политики государства.

Исследовав основные формы организации государственного управления, изучим такой аспект, как методы соответствующего типа активностей. Критериев для их классификации в российской экспертной среде достаточно много. Популярна вместе с тем модель, в соответствии с которой выделяются три основных метода государственного управления. Убеждение. На практике данный метод может означать коммуникации с населением региона или страны в целом посредством различных инструментов диалога. Самый доступный - это СМИ, различного рода пресс-конференции. В числе наиболее масштабных примеров соответствующих коммуникаций телеконференция Президента РФ, которая проходит каждый год. Есть и другие каналы взаимодействия власти и общества, в рамках которых реализуется метод убеждения. Это может быть, например, пропагандистская работа. Проводится она, как правило, также при участии СМИ, но при этом могут привлекаться к сотрудничеству различные общественные объединения, партии, известные политические деятели. Убеждение - метод, используемый не только для внешних коммуникаций органов власти и должностных лиц, но также работающий и во внутреннем аспекте функционирования государственных структур.

Так, например, одна группа чиновников, участвующая в процедуре принятия некоторого решения в коллегиальном порядке, может убедить другую в том, что тот или иной распорядительный акт стоит принять, откорректировать или же отказаться от придания ему юридического статуса. Поощрение. Некоторые эксперты считают, что данный метод - совсем не характерен для государственного управления. Вместе с тем он встречается на практике. Выражаться он может самыми разными способами. Так, например, некий орган власти может учредить какой-либо региональный конкурс или же быть спонсором значимого спортивного мероприятия. Победители, таким образом, смогут рассчитывать на поощрения со стороны властных структур. Во внутреннем аспекте подобные методы государственного управления также могут задействоваться. Например, это может касаться такого нюанса, как премии чиновникам за качественную работу. Принуждение. Многими экспертами данный пункт определяется как ключевой. Более того, если методы государственного управления, описанные выше, как правило, не связаны с принятием юридических актов, то рассматриваемый вариант непосредственным образом отражает работу органов власти с ними. Поскольку принуждение должно быть обусловлено действием актуальных положений закона. Что касается внешнего аспекта государственного управления, то данный метод всегда сопровождается изданием юридических актов. В свою очередь, внутренние формы соответствующих активностей могут ограничиваться некими устными распоряжениями или нормативными источниками, которые по ряду признаков все же некорректно классифицировать как юридический акт: например, приказ руководителя некоей государственной службы о реорганизации какого-либо из отделов [8].

Рассмотрим, какими ключевыми признаками характеризуются методы государственного управления. Прежде всего, можно отметить их целевую направленность. Кроме того, их содержание должно соответствовать уровню полномочий субъекта управления. Как правило, методы госуправления характеризуются теми или иными условиями реализации - географической привязкой, координатами ведомства, признаками целевой группы объектов управления. Отметим, что и формы, и методы государственного управления должны соответствовать критерию законности.

То есть убеждение, поощрение или же принуждение - активности, которые перед практической реализацией подлежат сопоставлению с актуальными правовыми положениями, содержащимися в нормативных актах.

 

Заключение

Методы государственного и муниципального управления являют собой приемы и способы целенаправленного влияния на участников управленческих взаимодействий. Посредством этим приемов реализуется функция, и решаются поставленные задачи. Методы гос. управления применяются при осуществлении влияния на социум, в целом, и на отдельные его компоненты, в частности, в процессе воплощения государственных полномочий по упорядочению возникающих общественных отношений.

Необходимо отметить, что при выборе приемов и способов не может быть предопределенности. Для обеспечения успешной реализации полномочий, даже одинаковых, но в различных условиях, необходимы разные методы государственного управления. Это обуславливает постоянный поиск наиболее подходящих в том или другом случае средств. Так, например, для одних ситуаций будет достаточно применения рекомендации или критического замечания. В то время, как в другом случае, мало будет даже строгого наказания. Большое значение при этом имеет целесообразность, профессионализм управленца, правовые возможности, готовность к решению задач.

Немаловажен также и психологический настрой подчиненного объекта. Методы государственного управления применяются от имени государства, наделены официальным характером и используются в установленном строгом процессуальном порядке. В этом состоит главное отличие этих приемов от прочих. Методы государственного управления подразделяются на две основные группы в соответствии с тем, на кого направлено, кому адресовано воздействие. Так, выделяют приемы, которые обеспечивают организацию функционирования регулирующего аппарата и способы, которые обеспечивают воздействие на внешние объекты. Методы государственного управления, относящиеся к первой категории, в основном сведены к способам и приемам, посредством которых осуществляется подготовка и принятие решений. К ним, в частности, относят способы исследования определенных ситуаций, анализ и сбор социологических, статистических и прочих данных, применение приемов научного изучения обстановки и прочие. К данной категории можно отнести и методы морального либо материального стимулирования сотрудников, воспитательные средства, средства применения санкций и обеспечения контроля. Содержание второй группы определяется в соответствии со статусом объекта воздействия. Согласно этому, управление может осуществляться непосредственным влиянием на подведомственный (подчиненный) объект, координированием деятельности разных участков взаимодействий управленческого характера, установлением взаимоотношений между разными субъектами по ходу реализации соглашений и договоров на базе закрепления общего порядка осуществления деятельности. К этой группе следует также отнести и такие способы, как консультирование, согласование и прочие. Существуют также методы субсидиарного, децентрализованного и централизованного управления. Централизованное (субординационное) воздействие применяется органами власти по кругу объектов юрисдикции и в рамках соответствующей компетенции.

Методы государственного и муниципального управления являют собой приемы и способы целенаправленного влияния на участников управленческих взаимодействий. Посредством этим приемов реализуется функция, и решаются поставленные задачи. Методы гос управления применяются при осуществлении влияния на социум, в целом, и на отдельные его компоненты, в частности, в процессе воплощения государственных полномочий по упорядочению возникающих общественных отношений. Необходимо отметить, что при выборе приемов и способов не может быть предопределенности. Для обеспечения успешной реализации полномочий, даже одинаковых, но в различных условиях, необходимы разные методы государственного управления. Это обуславливает постоянный поиск наиболее подходящих в том или другом случае средств. Так, например, для одних ситуаций будет достаточно применения рекомендации или критического замечания. В то время, как в другом случае, мало будет даже строгого наказания.

Большое значение при этом имеет целесообразность, профессионализм управленца, правовые возможности, готовность к решению задач. Немаловажен также и психологический настрой подчиненного объекта. Методы государственного управления применяются от имени государства, наделены официальным характером и используются в установленном строгом процессуальном порядке. В этом состоит главное отличие этих приемов от прочих. Методы государственного управления подразделяются на две основные группы в соответствии с тем, на кого направлено, кому адресовано воздействие. Так, выделяют приемы, которые обеспечивают организацию функционирования регулирующего аппарата и способы, которые обеспечивают воздействие на внешние объекты. Методы государственного управления, относящиеся к первой категории, в основном сведены к способам и приемам, посредством которых осуществляется подготовка и принятие решений. К ним, в частности, относят способы исследования определенных ситуаций, анализ и сбор социологических, статистических и прочих данных, применение приемов научного изучения обстановки и прочие. К данной категории можно отнести и методы морального либо материального стимулирования сотрудников, воспитательные средства, средства применения санкций и обеспечения контроля. Содержание второй группы определяется в соответствии со статусом объекта воздействия.

 

 

Список литературы:

I. нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. М., 2015.(с изм. и доп. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ);

II. Литература:

2. Агапов А. Б. Административная ответственность. М., 2012.-321 с.

3. Административная ответственность: учебное пособие / Под ред. И.Ш. Килясханова, А.И. Стахова. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. -278с.

4. Алёхин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2012.-365с.

5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. - М.: Омега - М, 2014.-367 с.

6. Бахрах Д. Н. Административная ответственность. М., 2013.-298с.

7. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. //Административное право:- 3-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2013.-325с.

8. Бельский К. С. Полицейское право. Лекционный курс. М., 2014.-354 с.

9. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013.-289 с.

10. Гойман В.И. Правонарушение и юридическая ответственность // Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2013.-198с.

11. Елисеев, Б. П. Некоторые проблемы организационно-правового обеспечения транспортной безопасности на современном этапе / Б. П. Елисеев, В. А. Свиркин // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. №170.-С.24-32.

12. Коржанский Н.И. Очерки теории уголовного права. Волгоград, 2013.-376 с.

13. Коренев А.П., Кикотя, В.Я. Административное право России, учебник/ А. П. Коренев, В. Я. Кикотя. - М.: юристъ, 2012.-376 с.

14. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2013.-245 с.

15. Каплунов А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика. СПб., 2014.- 325 с.

16. Кокарев А. Н. Реализация мер административного пресечения в деятельности органов внутренних дел. М., 2013.-316 с.

 


[1] Агапов А. Б. Административная ответственность. М., 2012.-С.145.

[2] Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. //Административное право:- 3-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2013.С.102.

[3] Коренев А.П., Кикотя, В.Я. Административное право России, учебник/ А. П. Коренев, В. Я. Кикотя. - М.: юристъ, 2012.С.105.

[4] Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013.-С.125.

[5] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. - М.: Омега - М, 2014.-С.145.

[6] Агапов А. Б. Административная ответственность. М., 2012.-С.108.

[7] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. - М.: Омега - М, 2014.С.138.

[8] Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013.С.146.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: