Год обучения(стартовый уровень)




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Спортивный туризм представляет собой туристско-спортивные мероприятия, связанные с организацией и проведением туристских маршрутов и туристских слетов и соревнований в природной среде и на искусственном рельефе на любых технических средствах и без таковых, с познавательными, оздоровительными, спортивными, образовательными и другими средствами. Регулярные занятия спортивным туризмом формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношения к другим людям, к родине, к природе, к труду.

Направленность программы: данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный туризм» составлена с использованием конвергентного подхода к разработке программ, реализации междисциплинарных программ, включающая в себя элементы туристско-краеведческой направленности.

Нормативная база программы: программа составлена на основании следующих нормативных документов:

· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-Р);

· Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

· Письмо Минобрнауки России от11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

· Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Актуальность программы: в основе данной программы лежитспортивно-туристическая деятельность обучающихся, которая позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия: воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации подростков. Физкультурно-спортивная и туристско-краеведческая работа с обучающимися является одним из приоритетов государственной политики в системе дополнительного образования.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучение спортивному туризму и краеведению носит комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив, так как дает в руки педагога инструмент разностороннего воздействия на обучающихся:

- позволяет глубоко изучить личность каждого;

- позволяет реализовать краеведческий принцип в изучении основ наук. Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края, невозможно путешествовать, ничего не узнавая;

- дает возможность построить педагогический процесс по самой эффективной методике - коллективной творческой деятельности.

Особенность данной программы в том, что занятия имеет практико-ориентированный характер, это участие в многодневных слетах и соревнованиях, что предоставляет обучающимся возможность приобрести практический опыт самообслуживания (обустройство лагеря, приготовление пищи, поддержание гигиены тела, вещей, следят за состоянием снаряжения, чистотой лагеря и т.д.), который является немаловажным в процессе социализации. Занятия готовят обучающихся к самостоятельной жизни в обществе. Соревнования и слеты – одна из лучших форм пропаганды спортивного туризма среди учащихся. Соревнования способствуют проверке и повышению технической и тактической подготовленности туристов, также во время соревнований проводится апробация новых видов снаряжения, происходит обмен опытом работы.

Данная программа является модифицированной и составлена на основе анализа программ для системы дополнительного образования детей «Спортивное ориентирование» (Москва, ЦДЮТур, 1999 г.), «Юные судьи туристских соревнований» (Москва, ЦДЮТур, 1999 г.), на основе материалов авторской программы Ваточкина Н.П. и методической литературы по туризму и спортивному ориентированию.

Цель программы – формирование личности обучающихся через овладение навыками спортивного туризма, спортивного ориентирования и краеведения, социальное, культурное и профессиональное самоопределение, оздоровление и развитие творческих способностей.

Задачи программы

обучающие:

усвоение знаний в области туризма и краеведения, о туристских возможностях родного края и страны;

- знаний и умений, необходимых для участия в походах разной категории сложности в различных видах туризма,

- приобретение навыков ориентирования, формирование потребностей в изучении истории, природы и культуры родного края, а так же умений оказывать первую доврачебную помощь в экстренных ситуациях.

воспитательные:

. воспитание качеств, необходимых для жизни в обществе и туристском коллективе.

- воспитание культуры коммуникативного общения, творческой, физической, умственной, трудовой деятельности.

- формирование эмоционально-ценностных отношений к природе, людям, себе.

Развивающие

формирование и развитие способностей быстро адаптироваться в различных условиях окружающей среды, грамотно действовать в экстремальных ситуациях

- развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и физическому самосовершенствованию (выполнение нормативов спортивных разрядов по туризму и спортивному ориентированию), умения преодолевать трудности; способностей к самореализации и профессиональному самоопределению; достижение физического и спортивного уровня, необходимого для участия в спортивных туристских походах и соревнованиях,

развитие творческих способностей, умение самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным.

- развитие оздоровительных форм и функций организма, организация активного отдыха в наиболее привлекательных природных уголках Вологодской области и всей России.

Адресат программы:

Программа разработана для обучающихся в возрасте от 12 до 17 лет.

Рекомен­дуемый максимальный состав группы:

1- года обучения 12 -15 человек

2 -3 года обучения 10 человек

Для начинающих обучаться по программе «Спортивный туризм»нет специального отбора по каким-либо качествам. Обучающиеся не должны иметь медицинские противопоказания к занятиям спортивным туризмом. Форма обучения: очная. Формы занятий: экскурсии, походы, экспедиции, тренировки и практические занятия на местности (непосредственный контакт с природой) и в помещении, полевые лагеря, учебно-тренировочные сборы, теоретические занятия, соревнования. Спецификой занятий данного объединения является возрастание нагрузки в выходные дни и каникулярное время. Как правило, в это время организуются учебно-тренировочные походы, сборы, профильные лагеря с круглосуточным пребыванием обучающихся. Климатические условия области, школьные каникулы позволяют в течение года вести подготовку и совершать многодневные походы для 1 года обучения и категорийные для 2-го и 3-го годов по циклу: пешеходный туризм, лыжный туризм.

Уровень освоения программы: реализуется два уровня

стартовый уровень - первый год обученияпосвящен азам туризма. Специализацией курса является пешеходный туризм. На завершающем этапе, кроме зачетов по отдельным разделам программы и сдачи нормативов, проводится трехдневный туристский поход. Его цель – выполнение нормативов по пешеходному туризму.

базовый уровень – второй и третий год обучения предполагает углубленное изучение топографии, ориентирования и других разделов программы. Специализация курса – пешеходный туризм. Завершающим этапом является категорийный пешеходный поход. Цель – выполнение норм по пешеходному туризму.

Срок реализации программы: 3 года по 144 учебных часа в год.

Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение

зачетного туристского похода, участие в соревнованиях различного уровня, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года.

Объем программы: 4 учебных часа в неделю, по 144 учебных часа в год, 432 учебных часа за весь период обучения.

Режим занятий: 2 занятия в неделю по 2 часа. Учебный час – 45 минут.

Формы подведения итогов реализации программы программой предусматривается промежуточная аттестация за полугодие и год обучения и итоговая аттестация по окончании обучения по программе..

Каждый годовой цикл программы предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода как спортивно-оздоровительного мероприятия, подготовка к которому осуществляется планомерно в течение всего календарного года. Она предполагает краеведческое изучение региона, разработку маршрута, распределение обязанностей, организационную и хозяйственную подготовку, овладение навыками здорового образа жизни и закаливания организма, морально-волевой, физической готовности обучающихся.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

год обучения(стартовый уровень)

 

№ п/п Тема Количество часов Формы аттестации, контроля
  Всего Теория Практика
  Вводное занятие.        
1.1 Туризм и его виды     - опрос
1.2 Техника безопасности     - опрос
  Бивуак        
2.1 Личное и групповое снаряжение       Опрос, зачет
2.2 Организация туристского быта       опрос, собеседование
2.3 Привалы и ночлеги       опрос
2.4 Подготовка к походам, соревнованиям       тестирование, зачет
2.5 Питание в походе       собеседование
2.6 Должности в группе   -   опрос, анкетирование
2.7 Контрольное занятие       промежуточная аттестация
  Спортивный туризм, скалолазание и ориентирование        
3.1 Основы пешеходного туризма       Опрос, зачет
3.2 Основы лыжного туризма       Опрос, зачет
3.3 Основы водного туризма       Опрос, зачет
3.4 Основы скалолазания       Опрос, зачет
3.5 Основы спортивного ориентирования       тестирование зачет
4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь.       тестирование зачет
5. Краеведение        
5.1 Родной край. Природа, история, земляки.       опрос, собеседование
5.2 Туристские возможности родного края.       опрос, собеседование
5.3 Изучение района, путешествия       тестирование зачет
6. Физическая подготовка        
6.1 Общая физическая подготовка       тестирование зачет
6.2 Специальная физическая подготовка       тестирование зачет
6.3. Итоговое занятие       промежуточная аттестация
7. Участие в соревнованиях, походах   -   зачет
ИТОГО:        
Зачетные походы и соревнования   Вне сетки часов

 

Содержание учебного плана.

Вводное занятие.

Туризм и его виды. Планирование работы кружка. Значение туризма. Виды туризма их особенности. Одно-, двух-, трехдневные походы. Понятие о спортивном туризме. Нормативы по спортивному туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию. Законы, правила, нормы и традиции туризма и спортивного ориентирования.

Показ видео, фото, слайдов.

Техника безопасности. Правила поведения в спортивном зале, на улице, в классе. Правила дорожного движения. Правила поведения при работе с веревками, карабинами, острыми, колющими, режущими предметами. Правила поведения на воде и во время занятий на лыжах.

Бивуак.

Личное и групповое снаряжение. Групповое, личное, специальное снаряжение туристов. Требование к снаряжению; легкость, прочность, удобство в пользовании. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака. Приспособления для костра. Ремонтный набор и запасной инвентарь. Требования к личному снаряжению: хорошие теплоизоляционные свойства, ветронепродуваемость, легкость, герметичность, наличие запасной одежды и обуви. Оборудование для водного туризма. Распределение обязанностей в группе.

Практические занятия: укладка рюкзака. Установка креплений на лыжи, подготовка лыж. Подготовка кострового имущества (тросик с крючьями, варочные котлы с чехлами) и их транспортировка. Уход за снаряжением и его ремонт в походных условиях. Сушка одежды и обуви у костра, простейшие приспособления для сушки. Меры предосторожности при сушке одежды и обуви. Сборка и разборка байдарок, катамаранов. Предпоходный профилактический ремонт судов.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Выбор места для привала и ночлега. Работа по развертывания и сворачивания лагеря. Правила разведения костра. Заготовка дров, виды костров. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров.

Практические занятия: выбор места для привала и ночлега, устройство лагеря, разведение костра. Заготовка дров.

Подготовка к походу, соревнованиям. Походы спортивные, краеведческие (познавательные), учебно-тренировочные, с объединенными целями, контрольные. Определение цели, района похода. Формирование группы. Распределение обязанностей в группе. Сбор сведений о районе похода. Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов. Расчет питания, подбор, закупка, расфасовка, раскладка продуктов. Подбор и подготовка личного и группового снаряжения. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе. Оформление походной документации. Укладка рюкзака. Подбор и хранение картографического материала. Контрольные сборы. Техническая готовность. Физическая готовность. Моральная готовность.

Правила соревнований. Виды соревнований по туризму и спортивному ориентированию. Подготовка к соревнованиям.

Практические занятия: разработка маршрута, сбор сведений о районе путешествия, расчет питания, подбор, закупка, расфасовка, раскладка продуктов. Подбор и подготовка личного и группового снаряжения, укладка рюкзака, оформление документации.

Подведение итогов походов, соревнований. Разбор дистанций. Составление отчета о походе.

Питание в походе. Значение правильной организации питания в походе, его режим. Примерный набор продуктов, их калорийность. Возможности пополнения пищевых запасов в пути. Упаковка и переноска продуктов. Примерная дневная норма расхода продуктов питания. Применение глюкозы, шоколада, витаминов на особо трудных участках пути. Водно-солевой режим. Учет расхода продуктов.

Практические занятия: Составление меню, определение необходимого количества продуктов. Приготовление пищи на костре.

Должности в группе. Какие должности бывают. Обязанности каждой должности. Значимость каждой должности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: