Борьба с подводными лодками в 1945 г.




 

В северных портах Норвегии оставалось еще до 10 эскадренных миноносцев, занятых обеспечением эвакуации войск. Сократилось количество самолетов на аэродромах Норвегии. К началу 1945 г. их было менее 150 единиц, причем почти половину самолетов составляли истребители, занятые прикрытием эвакуации с воздуха. Вследствие этого боевая деятельность военно-воздушных сил противника резко сократилась.

Однако гитлеровцы не отказались от попыток нарушить советское судоходство. Для ведения активных наступательных действий на море они продолжали использовать подводные лодки. К этому времени в связи с потерей баз во Франции и Бельгии они перебазировали часть своих подводных лодок в Норвегию. В 1945 г. в портах Северной Норвегии находилось 30–37 лодок. Повышение боевой активности подводных лодок противника объяснялось использованием более совершенных приборов радиолокации и гидроакустики и приборов, позволявших работать дизелям в подводном положении, а также использованием самонаводящихся акустических ракет, которыми можно было стрелять по преследовавшим их кораблям с глубины.

Не имея возможности обеспечивать подводные лодки данными воздушной разведки, противник отказался от использования их против союзных конвоев в открытом море. Но у него возникла идея атаковывать конвои на подходах к Кольскому заливу. Перед приходом в Мурманск союзного конвоя немецкое морское командование сосредоточивало у побережья Кольского полуострова 10–14 подводных лодок. Новая техника обеспечивала длительное и скрытое пребывание лодок в подводном положении у побережья. Одновременно отдельные лодки действовали восточнее и западнее Кольского залива с целью «растянуть» силы противолодочной обороны. Это повышало опасность плавания судов и усложняло борьбу с вражескими подводными лодками. В целом противнику удалось создать в 1945 г. серьезную подводную опасность у побережья Кольского полуострова.

В сложившейся обстановке Северному флоту на 1945 г. командование Военно-Морского Флота ставило следующие основные задачи: совместно с английским флотом обеспечивать движение конвоев между Англией и северными портами Советского Союза; оборонять от воздействия противника побережье, районы военно-морских баз, внутренние коммуникации и рыболовные промыслы; быть готовым оказывать содействие сухопутным войскам; совместно с кораблями норвежского флота обеспечивать морские сообщения в северные провинции Норвегии, освобожденные от немецко-фашистских оккупантов.

Военно-морские силы союзников и Северного флота, выделявшиеся для обеспечения конвоев, значительно возросли. Количество кораблей охранения доходило до одного эскортного корабля на каждый конвоируемый транспорт. Это увеличило плотность охранения транспортов и позволило выделить группы кораблей для поиска лодок впереди по курсу конвоя. Противолодочные самолеты с эскортных авианосцев и береговых аэродромов днем и ночью производили поиск подводных лодок. Все корабли и самолеты были вооружены радиолокационными и гидроакустическими приборами обнаружения подводных лодок в надводном и подводном положении.

Неприятельские подводные лодки атаковывали почти каждый конвой. Для борьбы с ними использовались все основные соединения Северного флота, в том числе эскадра, торпедные катера, подводные лодки и даже самолеты-бомбардировщики, не имевшие специального оборудования для поиска подводных лодок. Кроме непосредственного охранения конвоев на переходе морем флот в прибрежной зоне вдоль полуостровов Рыбачий, Кольский и в Горле Белого моря проводил систематические действия в целях изгнания вражеских подводных лодок из этих районов.

Для охранения конвоев на переходе в опасной зоне выделялись три — четыре боевых корабля на каждый охраняемый транспорт. При обеспечении перевозок наиболее ценного груза количество кораблей охранения доводилось до 10–12 на один транспорт, что позволяло иметь два кольца охранения. В таких условиях немецким подводным лодкам было трудно пробиться к охраняемым судам. Они обычно обнаруживались во время сближения с конвоем и подвергались атакам кораблей. Чтобы избавиться от преследователей, лодки часто использовали акустические самонаводящиеся торпеды, против которых в то время не было еще эффективных средств борьбы.

Утром 20 января транспорт «Вятка» и норвежский транспорт «Идефьорд» вышли из Кольского залива в Линахамари. В охранении этих транспортов находились эскадренный миноносец «Урицкий», два тральщика, девять охотников за подводными лодками, четыре торпедных катера и четыре норвежских корабля — корвет и три тральщика. Кроме того, эскадренные миноносцы «Разумный» и «Разъяренный» производили поиск подводных лодок по курсу конвоя. В 12 часов 20 минут «Разъяренный» (командир капитан 3 ранга Г. П. Васильев) с помощью гидроакустического прибора подводного наблюдения обнаружил подводную лодку и начал сближаться с ней, чтобы атаковать глубинными бомбами, но в 12 часов 55 минут сам был атакован подводной лодкой. Торпеда попала в корабль, оторвав его кормовую часть. Личный состав под руководством командира корабля и его заместителя по политической части капитана 3 ранга И. А. Бутырева проявил исключительную организованность и самоотверженность. Ликвидировав пожар, команда приступила к укреплению переборок и борьбе с водой. Благодаря мерам, принятым группами борьбы за живучесть во главе с механиком инженер-капитан-лейтенантом Л. Розенштейном, корабль продолжал держаться на плаву. В то же время начальник медицинской службы корабля старший лейтенант П. Иванов организовал спасение пострадавших матросов и старшин и оказание им медицинской помощи. Тральщик Т-117 взял эскадренный миноносец на буксир, и через 17 часов борьбы с огнем и водой корабль был приведен в порт Линахамари.

Каждая обнаруженная какими-либо средствами немецкая подводная лодка подвергалась преследованию. Только за четыре месяца 1945 г. корабли Северного флота сбросили на вражеские подводные лодки 6300 глубинных бомб и 250 тонн авиационных бомб. Многие атаки заканчивались повреждением лодок и возвращением их в базу. Три подводные лодки были потоплены.

Однако изгнать все лодки из района не удалось. Когда утром 17 февраля конвой начал выходить из Кольского залива, на Кильдинском плесе немецкая лодка атаковала его. Торпеда попала в английский корвет «Ларк», оторвав ему корму. Несколько английских моряков взрывом были выброшены за борт. Находившийся поблизости малый охотник № 434 под командованием старшего лейтенанта В. Ф. Кондрашева поспешил на помощь поврежденному корвету и быстро организовал спасание людей. Наши суда взяли корвет на буксир и отвели его в Кольский залив. Командующий британским флотом адмирал Мур прислал командующему Северным флотом адмиралу Головко телеграмму: «Желаю выразить свою благодарность за быстроту действий личного состава Вашего охотника при спасении наших людей, выброшенных взрывом за борт, когда был торпедирован британский корвет «Ларк».

Боевая деятельность советского флота не. прекратилась сразу же после капитуляции Германии, так как не было полной уверенности в неуклонном выполнении вооруженными силами Германии всех условий капитуляции.

Особые опасения вызывало присутствие в море большого числа немецких подводных лодок, поэтому около месяца после окончания войны режим плавания и боевая готовность сил флота оставались прежними. Только в конце мая Атлантический и Северный Ледовитый океаны стали безопасными для плавания отдельных транспортных судов.

 

 

Заключение

 

Успешным боевым действиям флота во многом способствовала самоотверженная и четкая работа личного состава тыловых органов. Учреждения тыла флота, а также аварийно-спасательная, медико-санитарная, инженерная, гидрографическая, метеорологическая службы и инженерно-строительные части в суровых условиях Севера обеспечили ведение флотом операций и повседневную боевую деятельность кораблей, частей авиации и береговой обороны, постов и станций, удаленных на тысячи километров. Снабжение кораблей и частей всякого рода запасами и вооружением, ремонт кораблей, самолетов и другой боевой техники в разбросанных на огромном пространстве пунктах базирования было делом очень сложным. Потребный годовой запас Северного оборонительного района составлял десятки тысяч тонн различных видов снабжения. Все это нужно было перевозить на полуострова Рыбачий и Средний в условиях постоянного противодействия авиации и артиллерии противника. При ограниченном числе судоремонтных заводов инженерно-технический состав флота в труднейших условиях в течение всей войны сумел обеспечить необходимый ремонт 2653 боевых кораблей и судов своего флота и флота союзников. Кроме того, инженеры-механики кораблей, частей и соединений флота умело использовали боевую технику и добились больших успехов в продлении сроков службы боевых кораблей в условиях Заполярья.

Несмотря на суровый климат, отсутствие местных ресурсов продовольствия, и особенно продуктов, содержащих витамины, недостаток жилищ и другие трудности быта, медицинский персонал флота профилактическими мероприятиями добился резкого снижения заболеваний. Общее признание и глубокую благодарность заслужили у моряков военные врачи А. З. Гапеев, А. И. Дернов, В. В. Ефтин, С. Н. Золотухин, В. Е. Кузнецов, И. С. Попов, А. Д. Чепурко и многие другие. Большой вклад в теорию и практику медицины внес главный хирург Северного флота генерал-майор медицинской службы Д. А. Арапов, разработавший новые методы лечения газовой гангрены, местной анестезии и т. д. Усилиями врачей около 70 % всех раненых и больных из медико-санитарных учреждений флота возвращались в строй.

Инженерно-строительные части многое сделали для того, чтобы побережье Баренцева, Белого и Карского морей стало более обжитым. Отдаленные дикие бухты превращались в оборудованные стоянки кораблей. В далеких пустынных местах появлялись аэродромы, склады, новые артиллерийские батареи и жилые поселки.

Аварийно-спасательные отряды во время войны оказали помощь 59 аварийным судам и кораблям общим водоизмещением около 240 тыс. тонн. Водолазы подняли и обезвредили 56 мин и фугасов. Много труда они вложили в строительство причалов и других гидротехнических сооружений.

Лоцманы и гидрографы обеспечивали безопасное плавание транспортов и кораблей, в том числе союзных транспортов в наших водах. Большое значение имела служба погоды, так как во время войны было нарушено международное сотрудничество по передаче метеорологических сведений. Арктика, по образному выражению, является «кухней погоды». Поэтому наблюдения метеорологов имели большое значение не только для Северного флота, но и для всей страны.

Успешным действиям Северного флота в последний период войны способствовали изменившееся соотношение сил, боевой опыт и мастерство личного состава, его высокое политико-моральное состояние. Политические органы флота, умело используя общий политический подъем вследствие побед Красной Армии на фронтах, направляли работу партийных и комсомольских организаций на лучшее выполнение боевых задач. Весь личный состав наших Вооруженных Сил стремился в бой, чтобы скорее приблизить окончательную победу над врагом.

Северный флот во время Великой Отечественной войны успешно решал поставленные перед ним задачи. Личный состав флота до конца выполнил свой долг перед Родиной. 47 кораблей, частей и соединений Северного флота были награждены орденами Красного Знамени и Ушакова. Ордена Ушакова были удостоены бригады подводных лодок, торпедных катеров и охотников за подводными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: