Тема: Итальянская новелла периода Возрождения




1. Джованни Боккаччо и итальянская новелла периода Возрождения.

2. Особенности жанра новеллы в произведениях Джованни Боккаччо.

3. Структурная особенность «Декамерона» Джованни Боккаччо.

4. Тематика и проблематика произведения.

5. Особенности образной мотивно-образной системы сборника «Декамерон» Джованни Боккаччо.

Семинарское занятие 5

Тема: творчество С. Бранта и Э. Роттердамского (2 часа)

1. Особенности северного Возрождения в творчестве Себастьяна Бранта и Эразма Роттердамского.

2. Сатира и морализм произведения С. Бранта «Корабль дураков».

3. Трагизм и гуманизм в произведении Э. Роттердамского «Похвала глупости».

4. Система ценностей в произведении Э. Роттердамского «Похвала глупости».

5. Мотивно-образная система произведений С. Бранта «Корабль дураков» и Э. Роттердамского «Похвала глупости».

6. Общее и различия в произведениях С. Бранта «Корабль дураков» и Э. Роттердамского «Похвала глупости».

Семинарское занятие 6

Тема: Франсуа рабле. «гаргантюа и пантагрюэль» (2 часа)

1. История написания романа и его сюжетная основа.

2. Педагогические идеи романа.

3. Высмеивание захватнической войны. Анализ образа короля Пикроколя.

4. Концепция идеального общества. Телемское аббатство.

5. Мотив символического путешествия. Церковная реакция.

Семинарское занятие 7

Тема: вильям шекспир. сонеты. философская основа и идейно-художественное своеобразие (2 часа)

1. Сонет как жанр литературы. Его признаки и особенности.

2. Английский сонет. Циклы сонетов Шекспира, их общая характеристика.

3. Принцип проникновения в человеческую психологию, поэтизация человека и его чувств.

4. Особенности ренессансного восприятия любви.

5. Сонеты Петрарки и Шекспира. Общее и различия.

Семинарское занятие 8

Тема: вильям шекспир. трагедия «гамлет» (2 часа)

1. Тематика и проблематика трагедии В. Шекспира «Гамлет».

2. Характеристика образа принца Датского. Отличия в мировоззрении Горацио и Гамлета.

3. Образ Озрика. Характеристика персонажа.

4. Специфика образов правителей и руководителей на примере образов правителей Дании и их приближённых.

5. Женские образы трагедии. Динамика и прогрессивность.

Задания для самостоятельной работы

Модуль 1. Литература XVII века

1. Можно ли утверждать, что Средневековье было только эпохой культурного застоя, преследованием нового, прогрессивного? Средневековье – «тьма столетий» или «юность человечества», «темные века» или «золотая середина»? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Была ли в Средние века утрачена связь с античностью? Почему в данную эпоху наибольшей популярностью среди античных авторов пользовался Вергилий?

3. Как решается проблема авторства «Песни о Роланде»? Сравните полемику вокруг нее с аналогичными спорами об авторстве «Илиады» и «Одиссеи», «Слова о полку Игореве».

4. Какие черты характеризуют образ Сида («Песнь о моем Сиде»)? Сопоставьте его с образом Роланда («Песнь о Роланде»).

5. Сравните несколько поэтических и прозаических переводов «Слова о полку Игореве» с первоисточником. Какой вам кажется наиболее удачным? Почему?

6. Каковы принципиальные отличия рыцарского романа от героической поэмы? Сравните для примера «Тристана и Изольду» и «Песнь о Роланде».

7. Охарактеризуйте эпические и лирические жанры городской литературы Средневековья.

8. Проанализируйте образ лирического героя Ф. Вийона в «Малом завещании» и «Большом». Как повлияли на его эволюцию события личной жизни поэта?

9. Сделайте целостный анализ одного стихотворения Ф. Вийона.

10. В. Жуковский как известный в XIX в. востоковед дал такую характеристику Омару Хайяму: «Он вольнодумец, разрушитель веры; он безбожник и материалист; он насмешник над мистицизмом и пантеист; он правоверующий мусульманин, точный философ, острый наблюдатель, ученый; он – гуляка, развратник, ханжа и лицемер. Он не просто богохульник, а воплощенное отрицание положительной религии и всякой нравственной веры, он мягкая натура, преданная более созерцанию божественных вещей, чем жизненным наслаждениям; он – скептик-эпикурееu, он – персидский Абу-л-Ала, Вольтер, Гейне». Прокомментируйте. Выскажите свое мнение.

11. Дайте определение жанра «газель». Охарактеризуйте жанровую специфику 1-2 газелей Хафиза.

12. Каковы особенности восприятия поэзии Хафиза И. В. Гете? (См. Гете «Западно-восточный диван»).

13. Выучите наизусть 1-2 стихотворения из китайской лирики (Ли Бо, Ду Фу) и 3-4 – Омара Хайяма.

Модуль 2. Литература XVIII века

14. Подготовьте материал об особенностях эстетики эпохи Возрождения. Отметьте своеобразие Ренессанса в разных странах (Италии, Германии и Нидерландах, Франции, Испании и Португалии, Англии), а также связь литературной жизни с социально-политическими, научно-техническими, экономико-промышленными особенностями развития общества. Полученные сведения разместите в таблице (количество рубрик и их названия определите самостоятельно).

15. За какие достижения и заслуги Ф. Петрарка был увенчан лавровым венком? Как поэт относился к античному наследию?

16. Каков жанровый состав «Книги песен» Петрарки? Можно ли говорить О лирическом сюжете всего сборника? Если да, то, как он разворачивается?

17. Какова композиция «Декамерона» Дж. Боккаччо? Каким было полное название сборника и какие ассоциации оно должно было вызвать?

18. Почему именно глупость становится самым распространенным объектом сатиры в литературе северного Возрождения? Каким образом в литературе о глупцах сказывается традиция народной смеховой культуры, карнавала?

19. Можно ли считать, что Панург из романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» – образ, отвечающий гуманистическому идеалу личности? Свой ответ обоснуйте текстом.

20. Как вы считаете, что дало возможность современному исследователю Л. Пинскому говорить, что Дон-Кихот и Санчо Панса – наиболее совершенная пара Ренессанса? Ответ обоснуйте.

21. Познакомьтесь с разделом учебника или работами К. Державина, З. Плавскина, В. Узина, которые посвящены творчеству Лопе де Вега. Выпишите периодизацию творчества драматурга.

22. Какова специфика изображения образов из народа в драме Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна»? Приведите примеры из текста.

23. Что отличает английскую форму сонета? Как она складывалась?

24. Составьте хронологическую таблицу основных фактов жизни и творчества У. Шекспира.

25. Какие типы комических персонажей встречаются в комедиях Шекспира? Какое место занимают в них шуты? На каких принципах строится комический характер?

26. Имеем ли мы основания назвать трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта» оптимистической? Обоснуйте свое мнение.

27. Раскройте эволюцию образа Гамлета из одноименной пьесы Шекспира. Каков общечеловеческий смысл трагедии героя?

28. Выучите наизусть 66 сонет Шекспира и монолог Гамлета «Быть или не быть» (акт 3. сцена 1).

29. Каковы принципы шекспировского психологизма? Приведите примеры из прочитанных произведений.

30. Сделайте целостный анализ одного стихотворения Ронсара (по образцу)

Дополнительные задания.

1. Каков библейский хронотоп? В чем отличие представлений о времени в Библии и языческой мифологии? Как охарактеризованы в Книге книг образы Давида и Голиафа, Самсона, Моисея, Соломона?

2. Сопоставьте словесный образ одного из героев Библии с его живописным или скульптурным изображениями. Совпадает ли оно с вашим видением?

3. Сопоставьте образы библейских героев с героями славянских фольклорных произведений. В чем их сходство и отличие?

4. Дайте определение жанрам жития и хождения. Приведите примеры из знаменитых древнерусских памятников («Житие Феодосия Печерского», «Житие Сергия Радонежского», «Киево-Печерский патерик», «Хождение игумена Даниила» и др.).

5. Какую роль в формировании культурной атмосферы Средневековья сыграла церковь? Приведите примеры.

6. Каковы сюжетные перипетии «Беовульфа»? Можно ли считать главного героя поэмы трагическим заложником идеи рока?

7. В чем проявился демократизм тематики, проблематики, стиля испанской героической поэмы «Песнь о моем Сиде»?

8. Чем принципиально отличается «Песнь о Нибелунгах» от аналогичных эпических произведений Франции и Испании?

9. В чём сильные и слабые стороны рыцарской литературы? Докажите. Приведите примеры.

10. Какие жанры и стилевые приемы разработали средневековые провансальские и северофранцузские поэты? Опишите основные из них.

11. Почему Данте написал «Божественную комедию» не на латыни, а на итальянском языке?

12. В чем состоит новаторство лирики Ф. Вийона? Что в автора позволяет считать его, как и Данте, последним поэтом Средневековья и одновременно первым поэтом эпохи Возрождения?

13. Сделайте доклад на тему «Поэзия Низами - кульминационный момент развития ренессансной классики Востока.

14. Охарактеризуйте тематику лирики Хафиза. Приведите примеры

15. Назовите основные этапы итальянского Ренессанса. Определите круг имен, связанных с каждым этапом.

16. В чем вы видите отличие лирического героя, его любовного чувства Петрарки от трубадуров и поэтов «нового сладостного стиля»?

17. Можно ли сказать, что ситуация в «Декамероне» Дж. Боккаччо – это пир во время чумы? Докажите.

18. Как и в каких формах Ренессанс открывает для себя «Поэтику» Аристотеля? В полной ли мере совпадает с аристотелевской поэтикой мнение ее комментаторов? Какие моменты вызвали полемику?

19. Раскройте национальные особенности немецкого гуманизма («Письма темных людей», «Похвала глупости» Э. Роттердамского). Познакомьтесь с соответствующими разделами учебника Б. Пуришева «Литература эпохи Возрождения» (М., 1996).

20. Как образ Фауста связан с культурными и историческими событиями первой трети XVI в.? Какие научные открытия эпохи послужили материалом для народной фантазии?

21. В чем трагедия Дон-Кихота из одноименного романа М. Сер­вантеса? Дайте письменный ответ.

22. Почему, по вашему мнению, в финале романа Сервантеса Дон Кихот «прозревает», понимает иллюзорность своей мечты? Каковы причины его смерти?

23. Раскройте эстетические взгляды Лопе де Вега. При этом желательно при влечь стихотворный трактат автора «Новое искусство сочинять комедии в наши дни».

24. Раскройте суть «шекспировского вопроса».

25. Сравните две пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта» и «Отелло». Как меняется трагический конфликт вместе с характером трагического героя и пониманием им любви?

26. Каковы истоки романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»? Как в романе трансформировались произведения, на которые опирался писатель?

27. Каким образом изменяется характер любви в сонетах Шекспира, по сравнению с петраркистской традицией?

28. Сделайте доклад на тему «Переводы сонетов Шекспира на русский и украинский языки».

Литература для реферирования.

1. Хлодовский Р. И. Декамерон: Поэтика и стиль. – М., 1983.

2. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М., 1976.

3. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М., 1974.

4. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни. Стиль мышления. – М., 1983

5. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. – СПб.,1996

6. Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. – М., 1979.

7. Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман. – М., 1976.

8. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.

9. Урнов М. В., Урнов Д. М. Шекспир, его герои и его время. – М., 1964.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: