Социальные функции спорта




 

Игровой характер спорта выражается в том, что он представляет собой добровольную свободную активную деятельность, в процессе которой моделируются усилия и требования, необходимые в трудовой, военной и иных видах общественной практики.

Спортивные средства применяются в профессионально-прикладной физической подготовке. Занимающиеся спортом быстрее овладевают трудовыми приемами, профессиональным мастерством. Вовлечение в занятия спортом повышает производительность труда, сокращает потери рабочего времени в связи с болезнями. Велико значение спорта в преодолении различий между умственным и физическим трудом, в повышении производительности умственного труда.

Возрастает значение спорта как важного экономического фактора общества. Спорт занимает значительное место в структуре и содержании свободного времени различных категорий трудящихся.

Спорт – средство борьбы с гиподинамией, с нервными и эмоциональными перегрузками. В процессе занятий спортом осуществляется нравственное, умственное, эстетическое воспитание. Спорт развивает положительный нравственный опыт, моральные нормы, нравственные начала в деятельности спортсменов, система общений между ними образует содержание спортивной этики, которая является основой регламентации спортивного состязания.

К этической стороне спорта относятся и нормы поведения зрителей во время соревнований. Умственное воспитание, осуществляемое в процессе занятий спортом, способствует формированию знаний спортсменов, поскольку сам процесс обучения и воспитания связан с познанием ряда законов: социальных, биологических, педагогических, психологических и других.

В сфере спорта эстетическое воспитание решает задачи формирования эстетики поведения, стремлений к красоте движений, воспитания эстетических чувств, вкусов и идеалов. Спорт используется также для патриотического и интернационального воспитания.

Спорту свойственны специфические (культурные) и общекультурные функции.

Специфические (культурные) функции:

– развитие двигательных (физических) способностей и качеств;

– удовлетворение биологических и социальных потребностей в двигательной активности.

Общекультурные функции:

– подготовительная – физическая подготовка к жизни и труду;

– образовательная – формирование компетенций (знаний, умений и навыков);

– идеологическая (политическая) – формирование гражданских позиций;

– воспитательная – гармонизация личности;

– нормативная – овладение социальными (нравственными) нормами;

– социализирующая – подготовка к выполнению социальных ролей;

– интегративная – формирование различных общностей;

– управленческая – управлением развитием самого спорта, процессами тренировки и соревнований.

– престижная – реализация стремления к самоутверждению; придаёт спортивной деятельности политический характер;

– культурная – овладение культурными ценностями;

– коммуникативная –налаживание отношений спортсмена с тренером, другими спортсменами;

– индивидуализирующая – индивидуализация личности;

– эвристическая – развитие способностей к познанию;

– творческая – развитие способности к нестандартным решениям;

– прикладная – реализуется в процессе профессионально-прикладной и военно-прикладной подготовки;

– соревновательная – проведение спортивных состязаний разного масштаба и назначения;

– защитно-компенсаторная – профилактика гиподинамии;

– рекреационная функция – организация активного досуга;

– гедонистическая – получение удовольствия от занятий;

– функция волевой подготовки – развитие социально-значимых качеств (целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, выдержки и самообладания);

– функция интеллектуализации – развитие способности к анализу информации;

– функция отвлечения – средство изоляции молодежи от вредного влияния улицей;

– катарсическая – профилактика негативных психологических состояний;

– проективная – многообразие активной деятельности;

– ценностная – демонстрация главной ценности в спорте;

– оценочная – диагностика способностей и компетенций;

– пропагандистская – пропаганда спорта с помощью кино, печати;

– прогностическая – создание модели всесторонне и духовно развитого человека;

– информационная – накопление информации о здоровье нации;

– зрелищная – влияние коллективное настроение. Спортивные зрелища привлекают молодежь к спорту, демонстрируют физическое совершенство человека, являются важным стимулом роста мастерства. Она необходима для интеграции масс людей, обмена ценностями между ними.

Спортивное зрелище является источником глубоких переживаний, оно оказывает на зрителей сложные воздействия – от социальных и психологических, до эстетических и биологических. Зрелищный спорт способствует формированию группового настроения и солидарности, выступает важным условием влияния на коллективную психологию.

На спортивных соревнованиях демонстрируются социально-ценные качества личности (коллективизм, мужество, инициативность, дисциплинированность и др.). Возникающие во время соревнований конфликты разрешаются как правилами самих соревнований, так и действиями этических спортивных норм. Поведение самих спортсменов является главным фактором, создающим идейно-воспитательный эффект зрелища.

Спорт как зрелище проявляется либо в непосредственной (соревнование, спортивные праздники и парады, спортивно-эстрадные выступления), либо в опосредованной формах (репортажи по телевидению, кино).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: