Задачи обучения фонетике, орфоэпии, графике в начальном курсе русского языка. Подходы к их обучению.




Тема. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ, ОРФОЭПИИ, ГРАФИКЕ

План

1. Фонетика, орфоэпия и графика как разделы языкознания и учебного курса русского языка в начальной школе.

2. Задачи обучения фонетике, орфоэпии, графике в начальном курсе русского языка. Подходы к их обучению.

3. Содержание и методы обучения фонетике и орфоэпии.

4. Содержание и методы обучения графике.

5. Планируемые результаты обучения фонетике, орфоэпии и графике. Типы заданий для итоговой оценки достижений по данным разделам.

Фонетика, орфоэпия и графика как разделы языкознания и учебного курса русского языка в начальной школе

Фонетика как раздел языкознания изучает звуковую систему языка: звуки речи, их варианты, позиционные и исторические чередования, слогоделение, ударение и др. Орфоэпия также связана со звуковой стороной речи, но этот раздел языкознания занимается изучением нормативного аспекта литературного произношения.

Графика – раздел науки о языке, ведающий письменными знаками и правилами их использования для обозначения звуков речи.

Все эти три раздела языкознания положены в основу содержания соответствующих разделов школьного курса русского языка.

В начальной школе дети получают элементарные научные представления о звуковом строе русского языка, законах и правилах обозначения звуков буквами, сведения о произносительных нормах, которые часто нарушаются в речи.

Материал по фонетике, орфоэпии и графике усваивается младшими школьниками в несколько этапов: на уроках обучения грамоте (чтения и письма) и в послебукварный период на уроках русского языка.

На уроках обучения грамоте формируются основные понятия из области фонетики и правила графики: понятие о звуках, их разновидностях, представления о буквах и способах обозначения звуков буквами.

В послебукварный период, на уроках русского языка, знания и умения по фонетике и графике систематизируются и углубляются. Ведется работа над орфоэпическими нормами.

Краткий экскурс в период обучения грамоте.

В этот период обучение фонетике и графике служит основой для формирования элементарного чтения и письма.

Младшие школьники получают элементарное представление о «слоге», учатся находить ударные и безударные слоги в словах; знакомятся со звуками, учатся различать гласные и согласные; ударные и безударные гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

В процессе обучения грамоте дети овладевают звуковым анализом: учатся устанавливать число и последовательность звуков в слове; сопоставлять слова, различающимися одним звуком или несколькими звуками. Дети знакомятся со всеми буквами, с алфавитом, учатся различать звуки и буквы (буква осваивается как знак звука), овладевают правилом чтения согласных букв с ориентировкой на гласную, способом выбора букв для обозначения звуков.

Таким образом, основные знания и умения по фонетике и графике дети осваивают ещё в период обучения грамоте как основу для овладения чтением и письмом.

В период обучения грамоте дети осваивают орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами).

Далее начинается систематический курс.

Изучение этих разделов в данный период имеет иную направленность, чем в период обучения грамоте.

Обучение фонетике и графике важно

· для обучения орфографии, поскольку фонетико-графические умения входят в состав орфографического действия;

· для совершенствования письменной и устной речи,

· для формирования универсальных учебных действий.

В современных учебниках достойное место заняли сведения по орфоэпии. Это не случайно. Изучение орфоэпических норм способствует становлению культурной языковой личности, которую в числе прочих отличает умение правильно произносить слова.

Задачи обучения фонетике, орфоэпии, графике в начальном курсе русского языка. Подходы к их обучению.

Основные задачи изучения фонетики, орфоэпии, графики в послебукварный период:

- повторить и систематизировать знания по фонетике и графике, полученные в период обучения грамоте;

- совершенствовать фонетические и графические умения;

- помочь освоить алфавит и умение пользоваться им для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

- заложить ценностное отношение к правильной речи, помочь детям освоить некоторые трудные случаи произношения.

В обучении фонетике и графике традиционно общей является установка на повторение и закрепление изученного в букварный период.

Однако подходы к организации повторения различны.

В большинстве современных учебников материал по фонетике и графике изучается в одном разделе «Звуки и буквы»; акцент делается на овладение графическими умениями (практический подход).

Другой подход предполагает осознанное систематическое последовательное повторение сведений по фонетике и графике. Сведения по фонетике и графике представлены в разных разделах. Так, в учебнике для 1 класса М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» сначала идет раздел «Звуки русского языка», а затем – «Буквы русского языка. Алфавит».

Есть и такой подход, когда сведения по фонетике и графике повторяются в связи с совершенствованием действия письма. Дети, сталкиваясь с проблемами обозначения звуков буквами, обращаются к знаниям и умениям по фонетике и графике, которые освоили в букварный период. Этот подход реализован в учебниках, реализующих систему Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Повторение знаний по фонетике и графике организуется следующими приемами.

А. Мотивирующий прием: создание ситуации, где ребенку предлагается кому-то помочь, но для этого он сам должен вспомнить то, что ему известно ранее.

В. Приемы повторения изученных сведений:

а) чтение деформированного учебного текста, в котором даются не все сведения, а лишь подсказки (начало предложений, схемы, модели), опираясь на которые дети могут вспомнить другие важные сведения.

Примером может служить текст для повторения знаний по фонетике из учебника М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» (1 класс, с. 47 – 48.)

· Повтори всё о звуках речи. Для этого читай и договаривай слова.

Среди звуков речи есть и.

Первые так называются потому, что произносятся . Когда мы их говорим, воздух не преграды.

Вторые в речи присоединяются к, поэтому их и назвали . <…> [1]

б) восстановление способа действия с опорой на схему.

Пример задания.

Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно делить слова на слоги и переносить слова? Тебе поможет схема:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ → СЛОГИ → ПЕРЕНОС СЛОВ[2]

В. Повторение знаний как результат рефлексии и обобщения практических действий: выполнение практических заданий, направленных на повторение конкретных сведений.

· Укажи парный звук: рядом с твердым – мягкий, рядом с мягким – твердый. Не попадись в ловушку!

[л‘] – ___ [п ] – ___ [в] – ___ [р‘] – ___ [м] – ___ [с‘] – ___ [з‘] – ___ [л] – ___ [ч‘] – ___ [щ‘] – ___ [ж] – ___ [ш] – ___

· К значкам каких звуков ничего не удалось приписать? Почему? Дай характеристику этих звуков.

· Составь, где нужно пары по глухости-звонкости: к звонкому звуку подбери глухой, к глухому – звонкий. Твёрдость или мягкость сохраняй.

[д‘] – ___ [т ] – ___ [с‘] – ___ [з ] – ___ [р ] – ___ [н‘] – ___

· С какими звуками тебе не удалось составить пары? Почему?

· Назови другие непарные звонкие согласные звуки.[3]

Для совершенствования фонетико-графических умений в различных учебниках применяются задания на характеристику звуков, сравнение звуков и букв, фонетический и фонетико-графический разбор слов и др.

Организация работы по фонетике и графике реализует системно-деятельностный подход. Авторы включают в учебники задания, формирующие на материале фонетики универсальные учебные действия: задания на классификацию, на контроль и оценку за выполнением фонетических и графических действий.

Содержание и методы обучения фонетике и орфоэпии

В примерной программе по русскому языку содержание обучения фонетике и орфоэпии представлено в значительном объеме. Дети усваивают способы различения гласных и согласных, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков, тренируются различать твердые и мягкие согласные звуки, определять парные и непарные по твердости-мягкости согласные учатся различать звонкие–глухие звуки, определять качественные характеристики звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный, звонкий – глухой, парный – непарный. Дети продолжают работать над ударением, усваивают произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка, тренируются в выполнении фонетического разбора слова.

Очевидно, что содержание определено с учетом системно-деятельностного подхода, акцент сделан на овладение детьми фонетическими и орфоэпическими умениями.

Охарактеризуем подробнее некоторые направления работы.

Организация работы над умением делить слова на слоги и для переноса. В послебукварный период многие дети уже автоматизировали умение делить слова на слоги и практически не допускают ошибок в слогоделении. Но это далеко не все дети. Поэтому при изучении данного материала целесообразно вспомнить с детьми основные способы, помогающие поделить слово на слоги: скандирование, прохлопывание и др.

Для отработки умения делить слова на слоги используются следующие разновидности заданий.

1. Раздели слова на слоги: …

2. Распредели слова на группы по количеству слогов: …

3. Проверь, как ученик другого класса (или другой условный персонаж) поделил слова на слоги (даются примеры слов, поделенных на слоги с типичными ошибками).

4. Проверь по образцу и оцени себя: а) я хорошо умею делить слова на слоги; б) мне ещё нужно тренироваться.

Большинство из представленных заданий направлены не только на отработку умения делить слова на слоги, но и на формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

В послебукварный период дети тренируются в делении слов на слоги в связи с освоением правил переноса слов. Известно, что между делением слов на слоги и правилами переноса существует связь. (Основное правило гласит: слово переносится по слогам.) Однако эта связь не однозначная: слова не всегда переносятся по слонам. Нельзя переносить одну букву, нельзя оставлять на строке одну букву. Поэтому большинство заданий направлены на сравнение деления слова на слоги и для переноса. В дидактический материал таких заданий обязательно должны входить слова, в которых деление на слоги и для переноса не совпадает.

Примеры заданий:

1. Подели слова на слоги и для переноса: …

2. Можно ли поделить слово аист на слоги? А для переноса?

И др.

3. Проверь, правильно ли ученик другого класса поделил слова на слоги? А для переноса?

Работа над различением качеств звуков. Эта работа занимала одно из центральных мест в период обучения грамоте. Однако к началу изучения систематического курса русского языка очень многие дети ещё испытывают значительные трудности при анализе звуков речи: путают гласные и согласные звуки, очень неуверенны в различении свойств согласных звуков.

Для совершенствования знаний и умений детей необходимо повторить то, что дети уже знают о свойствах звуков и продолжить отработку фонетических умений.

Для отработки умения различать звуки русского языка в практике широко привлекаются следующие разновидности заданий.

1.Задания на подведение под понятие:

- какие из названных слов начинаются на гласные звуки, согласные и т.п….

- отметь слова, которые начинаются с гласного / согласного звука: …

- отметь ряд слов, который начинается с гласного / согласного звука…

2. Задания на классификацию звуков русского языка по значимым основаниям:

а) запиши данные ниже звуки на нужной строчке: [о], [к’], [э], [с], [б], [л], [й’], [а], [щ’];

гласные звуки: ___________________________;

звонкие согласные звуки: ___________________;

глухие согласные звуки: ____________________.

б) по какому основанию распределены звуки на группы: ….

в) даны звуки: [у], [с’], [ы], [п], [д], [р], [й’], [а], [ч’]: Объедини их в группы. Постарайся предложить несколько способов группировки;

3. Задания на характеристику звуков:

а) рассмотри картинки (например, воробей, лягушка, ослик, медведь, собака…), назови слова, дай характеристику первых звуков;

- прочитай слова и дай характеристику последним звукам (пол – пыль и подоб.);

- задания на соотнесение звука и его характеристики: назови гласный звук в слове мяч; какой звук в слове тёрка согласный, глухой, мягкий; какой звук в слове гири согласный, звонкий, твёрдый (задание с «ловушкой») и др.;

в) на приведение примеров звуков по их характеристикам:

- рассмотри схемы звуков, для каких звуков составлены эти схемы? Приведи приемы этих звуков.

4. Звуковой и звуко-буквенный разбор слова.

В методике различают собственно звуковой разбор и звуко-буквенный (фонетико-графический) разбор. Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою первую ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношений звуковой структуры слова.

Методисты[4] рекомендуют проводить звуковой разбор слова в такой последовательности.

1. Скажи слово и послушай себя.

2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

3. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови и его и охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.

5. Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его, охарактеризуй и обозначь условным значком.

6. Проверь, получилось ли слово.

Ещё в букварный период дети осваивают главное отличие звуков и букв: буква – это знак для обозначения звука на письме. Звуки произносятся и слышатся, а буквы пишутся и читаются.

При проведении звуко-буквенного разбора ученик, кроме указанных выше, выполняет действия по обозначению звуков буквами.

Последовательность фонетико-графического разбора в следующей записи:

[п’] – с., глух., м. → П [а] – гл., уд. → Я [т’] – с., глух., м. → ТЬ Пять [й’] – с., зв., м. → [э] – гл., уд. → [л’] → с., зв., м. → ЛЬ Ель

Такая запись отражает ход анализа от звука к букве и точно передает отношение звуков к буквам, которыми они обозначены.

7. Задание на планирование учебных действий.

В какой последовательности будешь его выполнять действия, чтобы сделать звуковой анализ слова семь. (Укажи последовательность цифрами.)

 

 Обозначу выделенный звук значком

 Протяну первый звук

 Скажу слово

 Найду ударный слог и произнесу слово по слогам.

 Проанализирую второй и третий звуки.

 

8. Задания на контроль за выполнением учебно-языковых действий:

а) правильно ли ученик составил звуковую схему к слову соль?

;

б) правильно ли ученик указал буквы для обозначения звуков в звуко-буквенном разборе?

[й’] – с., зв., м. →

[у] – гл., безуд. →

[л] → с., зв., м. → Л

[а] – гл., уд. → А

Йула

 

9. Задания на формирование действия оценки

??????

10. Задание на формирование умения самоопределяться.

Пример:

Приведенные выше задания, применяемые на уроках, будут способствовать достижению как предметных, так и метапредметных результатов обучения фонетике.

Функциональный и коммуникативный подходы к обучению фонетике

Обучение фонетике вносит свой вклад в достижение личностных результатов, «внести свой вклад» в реализацию личностных результатов обучения, осознанию языка как средства общения, которые применительно к урокам русского языка выражаются в формировании ценностно-смыслового отношения к языку как средству общения. как средству воображения, творческих способностей. На материале фонетики этому будут способствовать задания, выполняя которые дети убеждаются в важности для общения каждой изучаемой единицы, в ее эстетической ценности.

Решению этих задач будет способствовать функциональный подход к рассмотрению фонетических единиц. Это значит, что внимание учащихся привлекается к пониманию смыслоразличительной функции звуков, к их изобразительно-выразительному потенциалу. фонетических средств (например, звукопись). Реализовать функциональный подход учителю помогут задания и задачи н а основе слов, отличающихся одним звуком; задания на основе текстов, содержащих звукопись и др.

Приведем примеры заданий, реализующих функциональный подход.

1. Задания на понимание смыслоразличительной роли звуков.

Такие задания наиболее часто встречаются в период обучения грамоте (например, измени один звук в слове …, так чтобы получилось новое слово). В послебукварный период наблюдения за подобными «превращениями» помогут ученикам осмыслить и оценить смыслоразличительную роль звуков.

Приведем пример задания.

Многие дети любят превращать одно слово в другое, изменяя в нём всего лишь один звук. Вы, конечно, тоже сможете это сделать. Попробуйте: гол – …, цепь – … и др.

А догадывались ли вы, какую важную роль при этом выполняют звуки? Как настоящие ученые, выскажите свои догадки.

2. Задания на осмысление изобразительно-выразительной функции звуков.

Такие задания строятся на основе анализа текстов, содержащих звукопись, ипредполагают выполнение детьми элементарного анализа выразительных средств. Кроме того, подобные задания способствуют формированию навыков эстетического чтения, при котором, читатель внимательно относится к выразительным средствам языка и, опираясь на них, пытается воссоздать в своем воображении выразительные картины, созданные автором.

Например, детям предлагается прочитать текст и заметить звук, который часто повторяется в тексте:

Жук жужжит в железной банке –

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука (В. Лунин.)

Какую звуковую картинку помогает представить этот звук?

К тексту даются задания: прочитайте выразительно стихотворение. Удалось ли услышать звучание жука? Какой звук и почему помогает услышать, как жужжит жук? (Или: какой звук часто повторяется в этом стихотворении? Как думаете, зачем автор использовал так много слов с этим звуком? Случайно ли?)

Посильными для некоторых детей могут стать и творческие задания, в которых учащимся предлагается воспользоваться приемом звукописи и придумать свои высказывания или небольшие тексты.

При организации такой работы целесообразно начать с образца, предложив детям проанализировать авторский текст.

Взять фрагмент из методички?????

Прочитайте текст. Подумайте, как????

слова, которые подходят к описанию разговора пчелиной (комариной…) семейки. А тем, кто захочется стать авторами, придумать рассказ про пчелиную (или другую семейку) семейку, пользуясь этим приемом.

Обучение орфоэпии. Орфоэпия характеризуется как совокупность правил и норм литературного произношения. Традиционно в орфоэпию включают все произносительные нормы литературного языка. С другой точки зрения[5], к орфоэпии относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариантность в литературном языке; этим орфоэпия отличатся от фонетики, которая изучает законы, не знающие исключений. Например, оглушение звонкого согласного на конце слова – закон (правило) фонетики, обусловленный позиционным чередованием. К орфоэпии же относят слова и формы, имеющие произносительные варианты в одних и тех же фонетических позициях: було[ч’н]ая и було[шн]ая, твОрог, твОрог.

Некоторые произносительные варианты, бытующие в речи людей, считаются орфоэпическими ошибками, а слова, в которых потенциально могут возникнуть такие ошибки, определяются как произносительные трудности. Для начальной школы круг этих случаев в целом определён и представлен в учебниках и пособиях. Правила-нормы произношения трудных слов зафиксированы в специальных орфоэпических словарях. В настоящее время существуют словари трудностей, содержащие методический аппарат, помогающий ученикам запомнить норму произношения в трудном слове[6]. В начальной школе дети в основном пользуются маленькими словариками «Говори правильно», которые помещены в конце учебников.

К изучению орфоэпии в начальной школе применяется общий подход, который применяется к любым трудностям русского языка. Обучение орфоэпии в начальной школе в обязательном порядке направленно на знакомство детей с определенным кругом трудных в произносительном отношении слов. Однако этим не могут ограничиваться задачи изучения орфоэпии в школе. Важно не только познакомить с правильным произношением некоторых слов, но сформировать потребность говорить правильно, стремиться контролировать свою речь, совершенствовать её с точки зрения нормативности, знать, как это делать, поскольку в течение всей жизни человек неоднократно будет сталкиваться подобными словами.

Этот подход определяет задачи изучения орфоэпии:

– воспитание ценностного отношения к правильно звучащей речи;

– формирование представлений о произносительных трудностях;

– умений замечать в речи трудные в произносительном отношении слова (языковая зоркость);

– выработка привычки обращаться к словарю (или другим авторитетным источникам) для установления правильного произносительного варианта;

– стремление запомнить правильный вариант и следовать ему при употреблении слова;

– знакомство с нормами произношения слов, которые наиболее часто употребляются в речи и при этом являются потенциально «ошибкоопасными».

Рассмотрим содержание работы по орфоэпии. Оно определяется следующими аспектами: представление о словах с нормативными вариантами произношения (звукопроизношения и ударения), потенциально трудные в произносительном отношении слова; умение обнаруживать потенциально трудные слова в речи; словари как средство фиксации правильного варианта произношения, умение пользоваться словарем для решения вопроса о правильном произносительном варианте, использование словаря для установления нормы произношения неизвестных слов.

В методических работах выделен круг слов, у которых наиболее часто нарушается норма их произношения. Список этих слов дается на словарных страничках современных учебников. (Может быть, дать????)

При изучении трудных слов важно, чтобы ребенок осознал проблему в постановке ударения или произношении слова, мог сформулировать познавательную задачу, попытался решить её, обращаясь к словарю, постарался запомнить правильное произношение этого слова, научился контролировать его употребление в речи, оценил свои знания.

Рассмотрим приемы, организующие работу детей по изучению трудных норм.

Приемы мотивации основаны на столкновение детей с разными произносительными вариантами (например, это могут быть варианты детей класса, или вариант детей и какого-нибудь персонажа, который говорит это слово по-другому).

(См. об этом ранее, с.????).

Познавательная задача направлена на поиск правильного варианта ударения или произношения. Желательно, чтобы познавательную задачу формулировали сами дети и фиксировали вопрос, на который им нужно найти ответ на доске.

Например:

?

Шарфы

Или так:

скворе[чн]ик? скворе[шн]ик

Чтобы решить познавательную задачу, узнать правильный произносительный вариант, дети обращаются к словарю трудностей. Сначала они работают с тем словарем, который помещён в конце учебника. Однако уже в третьем классе целесообразно привлекать школьные словари трудностей русского языка.

Для запоминания произносительной нормы слова используются следующие приемы.

1. Хоровое проговаривание слова/слов.

2. Заучивание рифмовок и отрывков из стихотворений, подсказывающих правильное произношение (ударение, звучание) трудного слова.

Пример 1 (на запоминание ударения в слове балУют).

Звери Ванюшу так ласково любят,

Звери балуют его и голубят. (К. Чуковский)

Пример 2 (на запоминание звуковой нормы слова скворе[шн]ик).

На березе у орешника

Слышны песни у скворечника.

Произносительную норму проблемного слова скворечник подсказывает рифмующееся слово орешник.

3. Разыгрывание диалогов, содержащих произносительно трудные слова.

Пример диалога (для запоминания слова свит[э]р).

Мама: Какая сегодня холодная погода! Надень теплый свитер.

Сын: Мам, я же закаленный. Я и без свитера не замерзну.

4. Составление словосочетание и предложений с трудными словами, их орфоэпическое прочтение.

Пример задания.

Представьте, что ваш друг смастерил скворечник. Какое предложение нужно сказать, чтобы похвалить его за работу? Используйте в предложении трудное слово.

5. В школьной практике широко практикуется такой прием, как составление собственных словариков, конструирование закладок, на которых записываются произносительно трудные слова.

Для закрепления трудных слов, освоения контрольной функции при их употреблении, оценки детьми своих знаний и умений используются следующие задания.

1. Задание на обнаружение трудных слов, их проговаривание в соответствии с орфоэпической нормой. Пример задания. Найдите в тексте трудное слово, приготовьтесь его правильно прочитать.

2. Постановка ударения в трудных словах.

3. Орфоэпический диктант: учитель показывает запись слова – ученики читают это слово орфоэпически.

4. Задание на обнаружение и исправление ошибок в словах, содержащих трудности ударения и произношения.

5. Задания на самообценку:

а) предложить детям список изученных слов и попросить отметить те из них, в произношении которых ученик сомневается или, наоборот, не сомневается;

б) орфоэпический вариант диктанта «Проверяю себя»: 1) поставить ударение только в тех словах, которые не вызывают сомнения; 2) записать транскрипцией те слова, в произношении которых нет сомнений;

в) отметить среди изученных слов те, в которых для установления произносительной нормы нужен словарь.

Диагностика уровня освоения детьми орфоэпических норм призвана установить, как сформированы у ребенка орфоэпические знания и умения:

- умение обнаруживать произносительно трудные слова (орфоэпическая зоркость);

- знание произносительных норм, которые наиболее часто нарушаются говорящими и пишущими;

- знание способов нахождения нормы слова;

- умение контролировать правильность употребления произносительно трудных слов и форм.

Приведем примеры диагностических заданий.

1. Отметь слова, которые относятся к произносительно трудным словам. (Для этого задания подбираются слова с произносительными вариантами и без них.)

2. Поставь ударение в словах. (Используются те слова, норму произношения которых дети уже усвоили.)

3. Как должен действовать ученик, если обнаружил «проблемное» слово?

1) запомнить, как говорят взрослые;

2) найти это слово в словаре трудностей;

3) стараться не употреблять это слово;

4) попросить взрослых посмотреть в словаре.

4. Найдите слова, в которых ударение поставлено неверно (дидактический материал этого задания содержит изученные трудные слова, в которых обозначено ударение: правильно и неправильно).

Содержание и приемы работы по обучению графике.

Графика изучает совокупность средств письменности, звуковые значения букв, т.е. соотношения между звуками речи и буквами алфавита.

Буква – это графический знак для обозначения на письме звука (фонемы). Алфавит (азбука) характеризуется как совокупность букв, расположенных в установленном порядке. Слово алфавит происходит от названий двух букв альфа и бета, а азбука – от названий букв аз и буки.

В науке считается, что идеальным является такой набор букв (алфавит), в котором их количество соответствует количеству фонем, т. е. каждая буква должна обозначать одну и ту же фонему. Но таких алфавитов не существует. Например, в нашем алфавите для обозначения шести гласных звуков имеется 10 букв гласных, а для более 40 согласных фонем используется всего 23 буквы. Один и тот же звук в нашей графике может обозначаться несколькими буквами. Например, гласный [а] может быть обозначен буквами А и Я, [о] – буквами О и Ё. Несколько обозначений есть у [й]. это буквы Й, Ё, Ю, Я, а также сочетания ЬЯ (Е, Ё, Ю, И), ЪЯ (Е, Ё, Ю).

В русском алфавите нет специальных букв для обозначения парных мягких согласных. Однако есть такие буквы, как Ь и Ъ, которые звуков не обозначают, но участвуют в передаче звуков и отдельных их качеств совместно с другими буквами.

Все выше сказанное о соотношении звуков и букв русского языка требует знаний правил регулирования этих отношений при чтении и письме.

К наиболее важным из них относят:

– обозначение мягкости на письме;

– обозначение звука [й];

– обозначение сочетаний [жы], [шы], [ч’а], [щ’а][7].

С основными правилами графики учащиеся знакомятся в период обучения грамоте, главным образом, в практических целях: для овладения чтением и письмом.

В послебукварный период дети совершенствуют свои знания и умения в области графики. В этот период содержание работы, согласно примерной программе по русскому языку, представлено следующими направлениями:

· различение звуков и букв,

· обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков,

· использование на письме разделительных знаков,

· установление на письме соотношения звукового и буквенного состава слов разных типов.

На уроках русского языка дети совершенствуют свои умения в использовании небуквенных графических средств (пробела между словами, знака переноса, абзаца). Особое внимание уделяется изучению алфавита, у детей формируется умение использовать его как средство для поиска и систематизации информации.[8]

При изучении графики дети овладевают не только предметными действиями, но и универсальными учебными действиями. Чтобы изучение данного материала было ориентировано на решение этой важной задачи, освоение графических умений должно протекать в разнообразных видах деятельности: дети должны наблюдать обозначение мягкости согласных, сравнивать звуковой и буквенный состав слов, решать различные жизненные и игровые задачи, требующие поиска, упорядочения информации на основе знаний алфавита и др.

Рассмотрим процесс работы над некоторыми понятиями и умениями в области графики.

Методика изучения алфавита. Многие авторы учебников начинают работу над графикой с повторения знаний алфавита. Детям к моменту окончания букварного периода известны два способа расположения букв в определенном порядке: лента букв, где порядок обусловлен правилами графики, и алфавитный порядок – традиционный порядок расположения букв. Алфавитный порядок букв дети уже начали учить наизусть в период обучения грамоте. В послебукварный период работа над запоминанием алфавита продолжается. Однако она имеет другую мотивацию. Если в букварный период запоминание алфавита носило формальный или игровой характер, то в послебукварный период этой работе целесообразно придать функциональную (практическую) направленность. Детям важно понять, зачем им нужны знания алфавита, и научиться пользоваться им при работе со словарями, справочниками, при составлении списков и т.п.

Использование знаний алфавита в практических целях требует не только правильного названия всех букв и полного воспроизведения алфавита, но и умения ориентировать на определенных его участках: умения назвать последующие буквы за той или иной конкретной буквой, предшествующие ей буквы в алфавите и т.п. Для формирования этих умений применяются следующие задания:

- сказать алфавит, начиная с той или иной буквы;

- найти группу букв, где они расположены по алфавиту (даются группы из 4 – 5 букв, расположенных в алфавитном порядке и произвольно);

- расположить слова в алфавитном порядке;

- ситуативные задания, где умение располагать слова по алфавиту применяется для решения условных жизненных задач (например, предложить ребятам помочь ученикам другого класса, которым нужно составить грамотный список детей, умеющих плавать. Фамилии пловцов записаны произвольно.)

Работа над различением звуков и букв, над соотношение звуков и букв в словах организуется на основе следующих заданий

· на сравнение звуков и букв;

Пример задания: выпиши слова, которые соответствуют схемам:

1) З = Б

лёд, конь, майка, маяк.

2) З > Б

Пень, лейка, поет, льёт.

3) З < Б

· на группировку слов (в этих заданиях должны быть представлены слова с разным соотношением количества звуков и букв: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв) и др.

Работа над правилами обозначение мягкости на письме.

Эти правила усваиваются и автоматизируются ко времени завершения обучения грамоте.

Так, в букварный период дети практически усвоили правила обозначения твердости и мягкости парных звуков с помощью букв гласных и ь. В послебукварный период вновь происходит обращение к этому материалу, при этом авторы разных УМК ставят и решают разные задачи при изучении данной темы.

Рассмотрим существующие в методике подходы.

Традиционный подход: закрепить способы обозначения твердости и мягкости согласных на письме на основе выполнения практических упражнений.

Примеры упражнений:

??????

Существует и другой подход к изучению данного материала. Он представлен в УМК по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и «Гармония». Дети, обучающиеся по данным УМК, осмысливают соотношение букв и звуков (фонем) на основе обобщения в определенной системе: повторение системы гласных фонем à повторение и обобщение правил обозначения твердости мягкости с помощью гласных и мягкого знака àповторение и обобщение способов обозначения звука [й].

Эти этапы отражают следующие модели, которые фиксируют содержание знаний по графике:

1 ступень:

А О У Е

[а] < [о] < [у] < [э] < [и] – И [ы] – Ы

Я Ё Ю Э

 

2 ступень:

 

 

 

3 ступень:

 

 


 

 

Или:

1)

2)

 

Для отработки графических умений используются упражнения с транскрипцией, со звуковыми моделями и т.п.????

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: