Системно-деятельностный поход на уроках изучения фонетики и графики.
Для современного учителя важно представлять, как организовать уроки изучения данных разделов с учетом требований системно-деятельностного подхода.
Напомним, что реализация системно-детяльностного подхода предполагает активную самостоятельную деятельность детей при добывании знаний, формирование у школьников не только предметных, но и универсальных учебных действий.
Данный подход реализуется к изучению фонетике, орофэпии и графике
Функциональный и коммуникативный подходы к обучению фонетике, орфоэпии, графике.
Задания ив опросы для
Первой ступенью к намеченному обобщению, по мнению П.С. Жедек, может стать повторение состава гласных звуков и букв. Рекомендуется начать эту работу с наблюдения над обозначением гласных звуков в конкретном слове. (Например, в слове [ут’ата] один и тои же звук [а] обозначается разными буквами: а и я. Почему? На основе какого правила выбираются буквы гласного?) Дети вместе с учителем составляют схему, отражающую соотношение гласных звуков и букв и комментируют её.
А О У Е
[а] < [о] < [у] < [э] < [и] – И [ы] – Ы
Я Ё Ю Э
На второй ступени работы над правилами обозначения твёрдости и мягкости согласных дети должны ответить на вопрос: почему в русском языке гласных букв больше, чем звуков? Отвечая на этот вопрос, дети вспоминают, что в русском языке согласные буквы не обозначают твёрдость и мягкость, за них эту работу выполняют буквы гласных. Учащиеся расшифровывают схему, на которой в обобщенной форме показана зависимость выбора буквы гласного от твёрдости или мягкости предыдущего согласного звука.
Примерная схема:
Схема читается так: после твёрдых согласных (глухих и звонких) гласные звуки обозначаются буквами А, О, Э, У, Ы, а после мягких (глухих и звонких) – буквами Я, Е, Ё, Ю, И.
Следующая ступень систематизации правил графики, регулирующих обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме, связана с осмыслением роли мягкого знака. Осмысление этой роли начинается с вопроса: зачем нужен мягкий знак? С опорой на наблюдения за конкретными словами (лось, конь), дети вспоминают, что мягкий знак обозначает мягкость согласных на конце слова. Этот вывод также фиксируется в схеме.
Схема прочитывает следующим образом: мягкость согласных на конце слова показывается мягким знаком. Если согласный твёрдый, то мягкий знак не ставится.
Далее детям предлагается понаблюдать за словами банка – банька, полка – полька и т.п., что позволит детям прийти к выводу о выборе мягкого знака в зависимости от того, какой звук – мягкий или твёрдый. Эти наблюдения также целесообразно показать на схеме и прочитать её.
Разбор и составление схем сопровождается заданиями, выполняя которые, учащиеся осмысливают правила графики. В целях контроля они обращаются к той или иной схеме.
Приведем примеры некоторых заданий ДЛЯ ЧЕГО?:
– записать пары слов, в которых один и тот же гласный звук обозначен разными буквами (дата, дядя, луна, люди, лом, лён, лом и т. п.); найти звук, который обозначен разными буквами; Когда звук [а]обозначают буквой А, а когда Я? и т.п.]
– в записанных словах (луга, люстра, пар, пят ка и т.п.) найти одинаковые буквы, которые обозначают разные согласные звуки;
–определить значение буквы ь в словах: роль, лень, сеть и др.;
– прочитать слова, данные в звуковой записи ([т’ул’пан], [сол’], [т’от’а] и др.). Распределить их на три группы: 1) слова с мягким согласным на конце; 2) слова, в которым есть мягкий согласный перед гласным; 3) слова с мягким согласным перед твёрдым согласным;
– прочитать слова, данные в звуковой записи ([г’ир’а], [рыба] и др.); записать их буквами. Чем отличается обозначение звуков [и], [ы] от других гласных звуков?
В число заданий на осмысление правил могут включены задания на отрицательном языковом материале. Например: Сосед дошкольник написал название растения так: льон. Какие правило обозначения звуков буквами он не знает?
В УМК системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и «Гармония» выделяется ещё одна ступень в системе правил графики. Это правило обозначения мягкости звука [л’].
Изучение способов передачи на письме звука [й’].
Из лингвистики известно, что в русском языке есть три способа обозначения звука [й’] на письме: 1) не перед гласным (на конце слова и перед согласным) [й’] обозначается буквой Й: май, стройка; 2) перед гласным в начале слова и после гласного он обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, а после гласного ещё и буквой И (этот случай в начальных классах практически не рассматривается): юла, поют, заигрывать); 3) перед гласным после согласного [й’] обозначается сочетанием букв ЬЕ(ЁЮЯИ) и ЪЕ(ЁЮЯИ): съёмка, вьюга.
В период обучения два первых способа дети освоили как для чтения, так и для письма; третий способ в большинстве программ – только для чтения.
В систематическом курсе русского языка дети повторяют и углубляют знания о способах обозначения звука [й’].
Задачи изучения способов обозначения звука [й] в послебукварный период: повторить известные способы обозначения данного звука, уточняют позиции, от которых зависит выбор способа, закрепляют умения осуществлять и осознанно контролировать этот выбор; узнают тлт повторяют функцию ъ и ь знаков в обозначении звука [й’].
Нужно ли это младшему школьнику? Методисты отвечают на этот вопрос положительно. Они считают, что эти знания важны для понимания системного устройства письма[9], для более успешного решения проблемы обучения орфографии. Этот материал полезен
К началу изучения систематического курса родного языка дети практически овладевают способами обозначения звука [й] на письме. С какой целью дети должны осмысливать эти правила, если практически они ими уже овладели?
для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, поскольку при его изучении дети анализируют, систематизируют, классифицируют языковые факты, моделируют их в определенной системе.
Методическим средством в этом случае, как и в случае с правилами обозначения твёрдости и мягкости согласных, является обобщенное представление способов обозначения указанных звукосочетаний буквами.
Рассмотрим, как организуется работа над способами обозначения звука [й’] на письме.
Согласно деятельностному подходу, первый шаг в работе над этим материалом связан с созданием мотивации его изучения (повторения и углубления).
Мотивацией изучения этого материала способствует постановка вопроса «Какими буквами обозначается звук [й’]?»
Повторение знаний о способах обозначения звука [й’] целесообразно начинать с выполнения практических звуко-буквенных упражнений, в задании которых требуется обозначить звук [й’], находящийся в разных фонетических позициях. Например:
- записать буквами слова [бой’], [ч’ай’ка], [й’ура], [какуй’у] и понаблюдать, какими буквами, обозначается звук [й’] на письме;
- прочитать слова ма й, ма й ский, Я на, по ю т и подобные; установить звуковое значение выделенных букв.
После выполнения практических упражнений полезно обобщить и систематизировать сведения с помощью схем, таблиц, сведений, отражающих эти способы.
Приведем пример[10] обобщающей схемы со следующими условными обозначениями:
Следующий шаг: повторение способа обозначения в позиции, где звук [й] находится в конце слова. Детям предлагается на основе звуковой записи слов ([пой] [май] [шайба] [майка]) сделать их буквенную запись, а затем обобщить в схеме способ обозначения звука [й].
Например:
1)
2)
Для отработки способа обнаружения и обозначения звука [й’] применяется звуко-буквенный анализ слов, содержащий этот звук в различных позициях.
Учителю важно знать о каких-то трудностях а как их преодолеть????
Актуальны на данном этапе и различные логические звуко-буквенные задачи:
– распределить на группы слова со звуком [й’] (среди слов такие, в которых звук [й] находится на конце слова и перед согласными / перед согласными и перед гласными т.п.)
– лингвистические задачи, позволяющие, наряду с фонетическими умениями, позволяют формировать познавательные поисковые умения: см. Напольнова??? задание на обозначение звука Й буквами (исходное слово дается с помощью картинки и звуковой схемы или с помощью транскрипции).
Третий способ обозначения звука [й’] (сочетанием букв ЬЕ, ЬЁ, ЬЮ, ЬЯ; ЬИ, ЪЕ, ЪЁ, ЪЮ, ЪЯ) дети осваивают в связи с изучением разделительных Ь и Ъ знаков.
В позиции после согласного перед гласным звук [й’] обозначается не одной буквой, а их сочетание: буквами Е,Ё,Ю,Я,И, которым предшествуют разделительные знаки, Ь или Ъ. Несмотря на то, что название «разделительные» традиционно закреплено за этими знаками, толкование назначения разделительных знаков – разделять согласный и гласный – лингвистически некорректно, так как Ь и Ъ – это буквы, а согласный и гласный – это звуки. Функция разделительных знаков состоит в том, чтобы участвовать в обозначении звука [й’].
Оба способа дети могут усваивать сразу иди знакомиться с ними поочередно: сначала с разделительным Ь, а затем с Ъ.
???Мотивом к обнаружению способа обозначения звука [й’] разделительным мягким знаком может стать вопрос о том, почему после некоторых согласных (например, в словах И[ л’ ]ья, се[ м’ ]ья, по[ л’ ]ью и др.)????Ь и буквой гласного?
За какими буквами прячется звук [й’]?
Чтобы ответить на этот вопрос, дети проводят звуковой анализ слова, обнаруживают звук [й’], сравнивают звуковой состав с буквенным, устанавливая новый способ обозначения данного звука (вместе с гласным). Для организации наблюдения используется дидактический материал, который включает запись слов с разделительным Ь (Ъ) схемой, транскрипцией и соответствующую ей буквенную запись.
Например:
[хлоп’й’а] хлопья [ружй’о] ружьё | [л’й’ут] льют [в’й’эду] въеду | [л’ис’й’и] лисьи [птич’й’и] птичьи |
Если сначала изучается способ обозначения звука [й’] только с помощью ЬЕ, ЬЁ, ЬЮ, то и примеры должны содержать только этот способ.
Дидактический материал является основой для наблюдений детей, которые, работая в группах, устанавливают соответствие между звуками и буквами. Наблюдение за звуками и буквами может быть организовано и на основе эвристической беседы:
– После каких звуков стоит звук [й’]: после гласных или согласных? А перед какими?
– Какими буквами вместе со следующим гласным этот звук обозначен?
Открытая в коллективном поиске закономерность уточняется с помощью чтения информации учебника.
Последующая тренировка предполагает выполнение следующих упражнений в звуко-буквенном анализе.
1. В буквенной записи даются слова с разделительным Ь (Ъ), дети читают слова, находят в звучащем слове звук [й’], и, опираясь на написанное слово, объясняют способ обозначения данного звука.
2. Даются слова со звуком [й’] в звуковой записи, детям нужно установить соответствующие буквы, посчитать количество звуков и букв:
[п’] – _____
[й’] – _____
[у]
[т]
___________
… зв. … б.;
3. Дается небольшой текст, детям нужно найти в нем слова со звуком [й’] и объяснить выбор букв.
4. Возможно использование заданий на исправление ошибок (ружё, шьйот и подобные), на выбор правильного написания из двух предложенных. Дети находят ошибки, исправляют и обосновывают выбранный способ записи. И др.
Вопросы и задания.