Устанавливаем контакт, развиваем мотивацию на психотерапевтическую работу.




ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕПРЕСИВНЫХ СОСТОЯНИЙ

«Большинство депрессий заканчивались, и это не зависело от того, лечили их или нет. Проводившееся в основном фармакологическое лечение вело не к изменениям течения болезни, а лишь к смягчению или подавлению депрессивных симптомов». «И, честно говоря, мы имеем очень ограниченное представление о том, каким образом действуют наши лечебные методы, даже, несмотря на то, что находим их вполне эффективными». Негативные эмоции таблетками снимаются не сразу, а спустя несколько недель. Несмотря на минусы, обращение к медикаментозному лечению очень популярно. Но «каждый раз, назначая антидепрессанты, они (психиатры) подавляют в человеке его способность к преодолению трудностей, которую, по идее, призваны в нём развить.

Оставлять без помощи человека тоже нельзя – велик риск суицида, соматических заболеваний. Кроме того, страдает не только больной, но и его близкие.

Душевный откровенный разговор (разговорная терапия) с любым человеком уже является помощью. А психолог сможет оказать эмоциональную поддержку, вытянет на откровенный разговор, осуществит безусловное принятие. Основная сложность – выйти на первый диалог. Первый шаг должен сделать больной, а он на это не способен.

Депрессия (от лат. deprimo – «давить», «подавить») – психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью.

Выделяют следующие возможные причины депрессии:

1. Органические поражения головного мозга, нарушение биохимических процессов головного мозга (снижение серотонина и др.).

2. Социально-психологические причины (внутриличностный конфликт, порожденный неэффективным типом семейного воспитания, фрустрированными потребностями, особенностями личности и социальной ситуацией развития).

3. Эндокринные патологии.

4. Конституциональная предрасположенность, индивидуально-типологические особенности.

Классификации депрессии:

1) По происхождению – эндогенная (биологические причины) и невротическая (внешние причины).

2) По проявлению – маскированная (соматизированная) депрессия, скрытая за соматическими симптомами, и классическая.

3) По течению – острая и хроническая.

4) По сочетанию с другими чувствами и эмоциями бывает депрессия с элементами тревоги / апатии / тоски / агрессии.

5) Отдельно выделяют вид реактивной депрессии как реакции на психотравму

Разделение депрессии на основные типы по их симптоматике оказывается чрезвычайно важным не только в теоретическом, но и в практическом плане для выбора правильной тактики психотерапии и психокоррекции, установления диагноза, прогнозирования динамики депрессии.

Невротическая депрессия

Одни авторы рассматривают невротическую депрессию как самостоятельную форму невроза или этап невротического развития (Н.Д. Лакосина и др.), другие – как депрессивную симптоматику невротического уровня, наблюдающуюся при неврозах и неврозоподобных состояниях (Ю.С. Савенко, Ю.Е. Рахальский, А.В. Смулевич), третьи выделяют депрессивный невроз, рассматриваемый как синоним невротической депрессии (О.Р. Читава, В.В. Комалев).

Невротическая депрессия, как уже было отмечено ранее, вызвана внешними причинами (стрессом), однако имеет место благоприятная «почва» для ее формирования у ряда лиц. К преморбидным особенностям и качествам личности, предрасполагающим к развитию невротической депрессии, можно отнести повышенную тревожность, мнительность, гиперсоциальность, ригидность, бескомпромиссность, склонность к фиксации на негативном аффекте, слабый тип ВНД, аффективная насыщенность переживаний со стремлением тормозить внешние проявления эмоций и др. Как правило, предрасположенность к депрессии носит наследственный характер.

Невротическая депрессия отличается тем, что человек всегда осознает ее наличие и критически относится к своему состоянию, при этом она не связана с каким-либо психотическим расстройством и не является эндогенной. Невротическая депрессия выступает в комплексе тревожно-депрессивного, ипохондрически-депрессивного, астенодепрессивного и фобически-депрессивного синдромов.

Выделено два варианта травмирующих ситуаций, приводящих к депрессивной невротической симптоматике.

При первом варианте «неудачна вся жизнь» (О.В. Кербиков), при этом во всех сферах деятельности такого человека складываются неблагоприятные взаимоотношения.

При втором варианте клиент вынужден жить в ситуации эмоциональной изоляции (длительная разлука; отсутствие эмоционального контакта с близкими; взаимоотношения, которые надо скрывать; неудовлетворенность жизнью; «отсутствие эмоциональной отдушины» и т. п.).

Иными словами, человек вынужден жить в такой обстановке, где нет стимулов для эмоционально положительных реакций. Изменить ситуацию такой клиент не может из-за личностных особенностей. Ситуация продолжается обычно долго и внешние проявления отрицательных эмоций подавляются.

Однако эмоциональный разряд, как указывал П.К. Анохин, разрешается вначале по вегетативным путям, и у депрессивного клиента наблюдаются вегетативно-соматические расстройства. После этого этапа соматических нарушений начинает преобладать сниженное настроение, которое сами люди редко связывают с травмирующей ситуацией. При ухудшении состояния появляется повышенная слезливость, больные по любому поводу, а часто и без повода не могут удержать слезы.

Наиболее часто при невротической депрессии встречаются нарушения сна, аппетита и пищеварения. Могут иметь место различные дисфункции вегетативной нервной системы: нарушения сердечного ритма, одышка, сексуальные дисфункции, нарушения менструального цикла, потеря или увеличение массы тела, снижение тургора кожи, облысение, снижение или повышение температуры тела, диспепсические нарушения (тошнота, рвота, метеоризм), головокружения. В данном случае можно говорить о маскированной (соматизированной) депрессии, когда депрессия скрывается за маской той или иной болезни.

Соматизация депрессии встречается достаточно часто, и такие пациенты, как правило, вначале оказываются на приеме у терапевтов с жалобами на симптомы в разных органах (системах органов).

При невротической депрессии, по мнению психоаналитиков, всегда имеет место внутриличностный конфликт, который может не осознаваться, частично или полностью осознаваться человеком. Выделяют два основных вида внутриличностных конфликтов: между «хочу и могу» и между «хочу и надо». В первом случае человек впадает в депрессию вследствие рассогласования своих желаний и возможностей, во втором – разворачивается борьба между желаниями индивида и общественными нормами, запрещающими или осуждающими реализацию его желаний. Слабые, незрелые механизмы психологической защиты не позволяют человеку найти приемлемый выход из этих внутриличностных конфликтов, в результате чего напряжение нарастает и развивается невротическая депрессия.

Теория выученной беспомощности М. Селигмана предлагает модель развития психогенной депрессии как реакции на травмирующие события и указывает на предрасполагающие к такой депрессии психологические факторы. М. Селигман уверял, что выученная беспомощность и депрессия сходны тем, что пациенты с депрессией, как и испытуемые с выученной беспомощностью, сдаются перед лицом обстоятельств. Они проявляют пассивность вместо инициативы. М. Селигман предположил, что больных депрессией и беспомощных испытуемых объединяет убеждённость в безрезультатности собственных действий. Для депрессии также характерно чувство беспомощности, порождающее убеждение в том, что человек является жертвой обстоятельств.

Экзистенциально-терапевтический (гуманистический) подход предполагает партнерские отношения с пациентом. Эмоциональная поддержка и безусловное принятие клиента со стороны психолога, а также принятие пациентом ответственности за собственное участие очень полезны в процессе лечения депрессии. Поддержка психологом очень важна, потому что другой поддержки у депрессивного больного часто нет. Считается, что при наличии внимания, эмпатии … человек будет развиваться успешно, как зерно на подходящей почве. Особое внимание уделяется самоактуализации, творчеству, свободе.

Экзистенциальную психотерапию часто применяют для работы и с пациентами, депрессивное состояние и агрессивные тенденции которых вызваны тяжелым хроническим соматическим или психическим заболеванием, «смертельным диагнозом». В процессе терапии взгляд пациента на заболевание меняется, он начинает воспринимать страдание как необходимую часть жизни, ведущую к спасению. При этом используется религиозность людей, склонных к подобной интерпретации. Правда, религиозные больные в период депрессии не находят облегчения своего состояния в вере. Ирвин Ялом говорит о возможности достижения некоторых положительных изменений за один сеанс групповой терапии, что важно для депрессивных пациентов.

Позитивная психология на основе изучения «стратегий, которые используют психически здоровые люди», пытается за счёт изменения поведения сделать людей счастливее, в том числе избавить от депрессии. Основы терапии: добросердечность, умеренная эмпатия, базовое доверие и искренность, конструктивные отношения с пациентом.

Считается, что эти основы позволяют адаптировать терапевтические техники к индивидуальным потребностям пациента. Сначала при помощи тестов оцениваются проявления депрессии у пациента и его благополучие. Затем пытаются связать проявления депрессии с низким уровнем благополучия: недостатком положительных эмоций, вовлеченности и смысла в жизни. Это попытка научить человека, не меняя общество, изменить отношение к нему и жить счастливо. Процедура лечения достаточно длительная.

Стратегия когнитивной терапии заключается в эмпирическом исследовании «машинальных» мыслей, выводов и предположений пациента. Роберт Солсо пишет, что «мы, люди, живём одновременно в двух мирах.

Первый мир — физический мир объектов...

Второй мир наполнен воспоминаниями, понятиями, мыслями, образами...».

Эти миры подчиняются разным законам, их несоответствие вызывает психические проблемы. Но «мы можем изменять свои мысли быстро и без значительных структурных (архитектурных) изменений в мозге». Важно, что «пациент постепенно перенимает от терапевта многие терапевтические техники. В какой-то момент он вдруг обнаруживает, что начинает играть роль терапевта по отношению к самому себе, подвергая сомнению собственные умозаключения или прогнозы».

Когнитивная депрессионная триада складывается из негативного отношения к себе, негативной интерпретации настоящего и негативных ожиданий. Поэтому содержание когнитивной терапии определяется проблемами «здесь и сейчас», не придается большого значения детским воспоминаниям, если только они не помогают прояснить текущие наблюдения. Не интерпретируется бессознательное. Главное — исследовать, что думает и чувствует пациент во время сессии и в перерывах между ними.

При мягких формах депрессии пациент способен более или менее объективно оценить свои негативные мысли. С усугублением депрессии негативные идеи набирают силу, несмотря на отсутствие объективных подтверждений. Возникают систематические ошибки в мышлении, пациент все менее склонен признавать ошибочность своих интерпретаций. В самых тяжелых случаях пациент всецело захвачен повторяющимися негативными мыслями; ему чрезвычайно трудно сосредоточиться на внешних стимулах (например, чтении или вопросах собеседника), и он неспособен к произвольной умственной активности (вычислениям, решению задач, воспоминаниям). В этом случае можно заключить, что идиосинкразическая когнитивная структура приобрела автономный характер.

Когнитивный терапевт, активно взаимодействуя и сотрудничая с пациентом, исследует его психологические переживания, стимулирует к принятию более рациональных когниций путем моделирования адекватных мыслей, намечает план действий для пациента и дает ему домашние задания. «Бек рассматривает депрессивные высказывания пациента как научные гипотезы и предлагает пациенту проверить их правильность». Бэк предлагал длительный курс когнитивной терапии из 15 -25 сессий с недельными интервалами, но психологи часто применяют краткосрочную терапию.

 

Психодинамическая терапия (психоанализ) связывает депрессию с потерями и травмами. «Жизнь человека – череда сепараций и травматических моментов. … вопрос не в том, почему наши пациенты иногда переживают депрессию, а в том, как нам всем удаётся её избегать!».

Согласно психодинамическому подходу, происходящие в психике человека и видимые процессы определяются не внешними обстоятельствами, разумом или волей, а самостоятельной динамикой (взаимодействием и борьбой) сил внутри психики. Эти бессознательные конфликты и являются основой депрессии. Например, желание быть независимым и одновременное желание получать в большом объеме поддержку, помощь и заботу от других людей.

В процессе длительной терапии терапевт вникает в неповторимую историю развития и жизни конкретного пациента, идентифицирует потери и ««доминантного другого», существующего в жизни или только в представлениях пациента», приводит пациента к мысли о том, что депрессия имеет межличностный контекст. Затем пытается «помочь пациенту попытаться найти и рассмотреть новые способы существования (без «доминантного объекта», что чаще всего вначале принимается как невозможное)».

Практически в течение всего процесса терапии терапевт направляет гнев пациента на себя. «Самый большой вред причиняет себе тот терапевт, который не прибегает к систематической поддержке коллег в форме супервизий».

А для выздоровевшего пациента «принятие утраты, как чего-то оставшегося в прошлом, может ещё долго оставаться болезненным, и, кроме того, оно может осложняться новым чувством вины, но теперь уже не перед утраченным, а перед оставляемым объектом («Теперь я бросаю, как когда-то бросили меня. Я такая же дрянь!»).

Психодинамическая терапия может длиться годами.

 

Психосинтез складывает разложенные с помощью психоанализа части лично­сти в более совершенную комбинацию, правда, сложить «новую» личность можно лишь в пределах резервов ее личностного роста.

Психосинтез начинается с глубинного постижения личности. Ассаджиоли рекомендует не проявлять самодеятельности и работать традиционными фрейдовскими методами. При этом выявляются основные элементы личности и субличности. Затем пациент разотождествляет себя от тех элементов личности, кото­рые ошибочно воспринимал как свою сущность и кото­рые, по мнению терапевта, является причиной невроза или усу­губляет его. Если обнаруживается, что субличность, «нежелательная» с точки зрения морали и психического здоровья индивида, начина­ет властвовать над всей личностью, начинается работа по дезидентификации (отстранению от мешающей субличности).

Ответственный шаг - выбор идеального, желаемого «Я». Надо подобрать образ, дос­тижение которого потребует доступных для данного человека усилий. Нереальная, завышенная по отноше­нию к потенциальным возможностям оценка сделает психосинтез вредным, так как еще более усугубит фрустрацию и безнадежность. Необходимо, чтобы выбранный образ соответствовал и типу личности клиента.

В результате анализа, разотождествления и выбора желаемого «Я» высвобождается энергия бессознательного и энергия врождённого стремления личности к самосовершенствованию. Её можно направить на развитие недостающих или недоразвитых необходимых элементов личности.

Затем в соответ­ствии с выбранной идеальной моделью производится окончательное распределение и закре­пление иерархической зависимости различных имевшихся в наличии, скорректиро­ванных и вновь сформированных элементов личности.

Это очень длительная и сложная терапия. Необходима высочайшая квалификация психолога.

Групповая терапия позволяет людям с депрессией встретиться вместе, что очень важно для них (Кьел Рудестам). Группа становится моделью мира. Кроме того, этот способ терапии удобен и экономически выгоден.

Подход к терапии может быть разным, основанным на разных направлениях психотерапии. Разговор в группе может касаться каждого косвенно, что значительно снижает сопротивление. Продвижение идёт без резких скачков, внимание постоянно переключается, клиенты меньше устают. Поэтому возможно расширение сеансов по времени.

 

Системная семейная терапия — это психотерапевтическое направление, основой которой является общая теория систем. Этим она кардинально отличается от других психотерапевтических подходов.

Семья — это открытая, самоорганизующаяся система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Члены семьи зачастую поступают под влиянием законов функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов, ибо семья первична по отношению к каждому её члену.

Психотерапевты разных школ давно заметили, что возвращение в семью после курса терапии может погубить самые обнадёживающие изменения в пациентах или привести к резкому ухудшению супружеских взаимоотношений. Поэтому, если член семьи проявляет психические или поведенческие расстройства, то он рассматривается как носитель симптома всей семьи. Эффективность данного подхода обеспечивается системным подходом.

Системная психотерапия пока не располагает ни широко признанной теорией о психике, ни широко признанной патологической концепцией, ни определенной теорией о расстройствах. Поэтому методы системной терапии, несмотря на их эффективность, чаще всего имеют эвристический характер. Кроме того, взгляды ведущих организаций системной терапии, и учебных заведений по данному вопросу не всегда совпадают.

В последние годы развивается интегративная психология на основе идеи «признания общего истока и глубинного единства всех представлений о психическом, включая не только психологические школы, но и мировые религии, различные духовные традиции, философские и психотерапевтические, эзотерические и профанические». Психологи других школ не отрицают возможности использования методов друг друга, но рост психических заболеваний требует рассмотрения проблемы с разных сторон, в том числе с казавшихся ранее не вполне адекватными.

Когнитивный подход рассматривает невротическую депрессию как результат научения неэффективным убеждениям и паттернам поведения. Так, А. Эллис отмечает, что в процессе жизни мы приобретаем убеждения в отношении себя, других людей и жизни (мира). Если эти убеждения не соответствуют объективной действительности, если они нелогичные, неполезные, ригидные и догматичные («абсолютистские»), то они не меняются в зависимости от смены жизненных обстоятельств, не помогают продуктивно разрешать жизненные трудности и вызывают дезадаптивные, разрушительны эмоции и поведение. Именно такие иррациональные убеждения распространены у депрессивных клиентов.

Своевременная диагностика, психологическая коррекция и психотерапия помогут устранить причину и нивелировать симптомы невротической депрессии.

Техники работы с депрессией. (практические упражнения). Писаревский К.Л.


Когнитивно - бихевиоральная терапия
Депре́ссия (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психическое состояние, характеризующееся депрессивной триадой:

- снижением настроения;

- утратой способности переживать радость (ангедония);

- нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью.

Прежде чем начать использовать техники, убедитесь, что форма вашей депрессии не является органической. В данном случае, вам сможет помочь врач - психотерапевт. Органическая или эндогенная депрессия это та депрессия, которая вызывается физиологическими причинами. Например: болезни щитовидной железы или печени, могут вызвать одну из форм эндогенной депрессии. Если же вы исключили для себя органическую форму, то используйте приемы описанные ниже. Однако, важно помнить о том, что максимально эффективную помощь, вам может оказать только профессионал.

Стратегически, психотерапия депрессий стремиться к достижению двух целей: исчезновению симптомов депрессии, а так же задействованию и развитию собственных психологических механизмов борьбы личности с депрессией. Во многом психотерапия депрессии строиться на выявленных ресурсах пациента. Такими ресурсами могут стать те навыки больного, с помощью которых он успешно справлялся со своими трудностями в прошлом, его достижения, опыт положительной самооценки, профессиональные успехи и поддержка друзей или родных, увлечения. Полезен вопрос и о том, какими качествами своего характера пациент гордится, что ему импонирует в себе. Вероятно, наиболее известными феноменами процесса психотерапии являются: катарзис (эмоциональная разрядка, отреагирование), инсайт (озарение, понимание событий и явлений) вера в выздоровление и копинг (навыки, умение владеть собой). Однако, следует отметить, что на практике эти феномены нередко проникают друг в друга, комбинируясь в процессе психотерапии.

Когнитивно - бихевиоральная терапия - более молодое направление в психотерапии. Главной идеей КБТ является зависимость эмоций и поведения человека от его мыслей.

У всех людей есть так называемые автоматические мысли. Это мысли, которые приходят нам в голову автоматически, и не оспариваются нами. Например, пациентка рассказывает, что у неё сильно испортилось настроение, после того, как на неё посмотрел начальник. После анализа этой ситуации выяснилось, что у неё промелькнула автоматическая мысль «Если начальник посмотрел на меня, значит он не доволен мною!», и именно она испортила женщине настроение.

Если научиться улавливать эти мысли, проверять их правильность («Что говорит о том, что мой начальник недоволен мною?»), и оспаривать, то можно получить мощное средство регуляции собственного эмоционального состояния. За автоматическими мыслями стоят глубинные убеждения о себе, о людях, об окружающем мире, которые формируются в детстве и часто не осознаются. С ними тоже можно работать, осознавая и изменяя, если это нужно. В КБТ широко используется система домашних заданий и поведенческих упражнений. КБТ более краткосрочна, чем психоаналитическая терапия (20-40 занятий 1 раз в неделю).

Подробнее остановимся на некоторых особенностях мышления, которые могут приводить к депрессии.

· Перфекционизм. Вы уверены, что вы должны достигать во всём только наилучшего результата. Люди, страдающие депрессией, редко бывают удовлетворены тем, что они делают, потому что они ставят себе очень высокие стандарты. Перфекционизм заставляет их работать с перенапряжением, что вызывает сильное истощение и постоянную тревогу за результат.

· Чёрно-белое мышление. Вы думаете по принципу «всё или ничего» - «Если я сделал что-то наполовину, значит я ничего не сделал», «Или я победил или я проиграл». Такой способ мышления очень опасен, потому что не позволяет человеку видеть промежуточные варианты развития событий.

· Катастрофизация. Когда происходит какая-то мелкая неприятность, Вам кажется что произошла катастрофа. «Если мой ребёнок получил в школе двойку, то это значит, что он не сможет учиться!». Катастрофическое мышление вызывает сильную тревогу и отнимает много энергии.

· «Я должен». Вы постоянно говорите себе, что Вы должны: быть хорошим мужем/женой, родителем, сотрудником, всегда всё успевать, не злится на других людей… Список можно продолжать до бесконечности. Так называемая «тирания долженствования» не позволяет человеку получать удовольствие от жизни и уделять время себе.

Это далеко не все мысли, которые способствуют развитию депрессии. Многие из них есть у любого человека, но у пациентов с депрессией они занимают большую часть времени. Бороться с такими мыслями и научиться более реалистичному мышлению помогает психотерапия.

Итак.

Первое. Задайте себе вопрос. Для чего мне нужно избавиться от депрессии? Для того чтобы что? Формулируйте свой ответ не с позиции мотива, чтобы уйти от, а говорите себе о том, к чему вы хотите прийти. Например: здоровье, работа, деньги, друзья, семья и т.д. Перечислите для себя эти цели. Задайте себе вопрос: насколько они реалистичны? Если нужна корректировка, скорректируйте их.

Второе. Очень важно понять, что у каждого симптома есть так называемые вторичные выгоды. Депрессия в этом плане не исключение. Что значит вторичные выгоды? С одной стороны, человек может жаловаться на то, что у него депрессия, а с другой стороны, он получает так называемые блага от той формы поведения, в которой он находиться будучи в депрессивном состоянии. Это все происходит на бессознательном уровне. Одна из форм проявления вторичных выгод, это так называемое снятие ответственности за свою жизнь и возможно за жизнь тех, с кем вам приходиться общаться. Поэтому первое: задайте себе вопрос, какие выгоды я получаю, будучи в депрессивном состоянии? Это может казаться абсурдом, но это так. Именно выгоды и перечислите их для себя. Вам нужно найти как минимум пять. Это позволит вам взглянуть на вашу депрессию немного с иной стороны.


Третье. Прощание с депрессией. Ощутите вашу депрессию в теле. В какой части тела она располагается? Что это за чувство, какой оно величины, какого оно цвета? Обычно, это сгусток серого или серо-черного цвета. Ощутили - отлично. Теперь представьте себе, что она располагается в пространстве перед вами. Увидели? Хорошо. Обратите внимание на ее форму, объем, цвет и величину. Отметьте, что вы чувствуете в тот момент, когда вы на нее смотрите. Ощутили, хорошо. После этого, поблагодарите ее. Найдите те слова, которые будут выражать вашу искреннюю благодарность. Ведь она столько времени жила с вами и столько времени вы были вместе.

Скажите ей о том, что в свое время она была вам нужна для того, чтобы...................(перечислите все вторичные выгоды, которые вы получали благодаря депрессии), но теперь, настало время вам расстаться и вы можете самостоятельно двигаться по жизни. Скажите ей о том, что вы ее отпускаете. Обратите внимание на то, что происходит с вашей депрессией после ваших слов. Посмотрите, как она меняет свой цвет и форму. Наблюдайте за тем, как она медленно- медленно исчезает из вашего поля зрения. Отметьте то, что вы чувствуете в своем теле в том месте, где до этого была ваша депрессия.
Четвертое. Ресурс. Подумайте о том, какого качества вам не хватает для того, чтобы начать полноценно двигаться по жизни. Что это за ресурс? Это может быть жизненная энергия, чувство уверенности в себе, и т.д. Представили, хорошо. После этого представьте себе этот ресурс в виде некого образа, сгустка энергии или предмета, который находиться перед вами. Обратите внимание на то, какой он формы, объема, цвета.

Приглядитесь к нему внимательнее. Обратите внимание на то, что вы чувствуете глядя на этот ресурс. Что вам хочется сделать? После этого, позвольте этому ресурсу войти в ту часть вашего тела, где раньше находилась депрессия. Разрешите ему раствориться в вашем теле и отметьте для себя то, что вы чувствуете теперь? Ощутите это прилив новой энергии и побудьте в этом состоянии несколько секунд.


Пятое. Целеполагание. Представьте себе, чего вам хочется достичь в жизни. Это может быть ваша профессиональная реализация, семейные отношения, хобби и т.д. Выберите только одну цель для одной проработки. Представьте ее в образе картинки, фильма или череды картинок. Представили? Отлично. Теперь увидьте себя со стороны, достигшей этой цели. Обратите внимание на детали. Увидьте себя настолько отчетливо, насколько вы это можете. Что вы делаете, что это за место и время, кто вас окружает? Представили? Хорошо. Теперь побудьте в этом состоянии, позволяя вашему бессознательному раз за разом проигрывать эту ситуацию. Обратите внимание на ощущения в вашем теле. Если чувствуете, что необходима корректировка цели - сделайте и повторите упражнение опять.

Фокусы терапевтической работы с депрессивным клиентом:

Устанавливаем контакт, развиваем мотивацию на психотерапевтическую работу.

Требуется время и особая поддержка, чтобы человек захотел что-то менять в своей жизни. Это — как фундамент при строительстве дома.

Не могу не вспомнить нашего домашнего хомяка, который неистово грыз прутья и отчаянно пытался носом поднять дверцу клетки, стремясь на свободу. Когда же его выпустили, он так же настойчиво стал искать свою кормушку и не успокоился, пока и ее не выставили наружу. Тогда он залез в нее всеми лапами, и ему было уже откровенно наплевать, куда его в этой кормушке отнесут. Хоть назад в клетку - не имеет значения. Лишь бы не лишиться своей привычной кормушки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: