Работа с иррациональными мыслями и тактики опровержения




Вопросы, которые необходимо задать по поводу выявленного разрушительного убеждения:

1. Выявление референтной (значимой) группы. «Кто сказал?» «Кто это говорит?»

2. Что в этой мысли рационально (рациональное зерно)?

Что в ней иррационально? Что её делает иррациональной? Аргументы против иррациональности мысли. Какую выгоду я получаю от этой иррациональной мысли?

При анализе убеждения можно задавать себе подобного рода вопросы:

  • «Должен ли я…?»
  • «Следует ли мне…?»
  • «А нужно ли мне, чтобы он или она…?»
  • «Почему я должен(а) им следует…?»
  • «Будет ли это действительно ужасно, если мне откажут…?»
  • «Почему я должен обвинять кого-то или нападать…?»
  • «Должен ли я добиваться…?»
  • «Должен ли я никогда не допускать…?»
  • Как эта идея пришла в голову?
  • Приведение аргументов против иррациональных суждений. Чем можн подтвердить? Чем опровергнуть?
  • Предложение продумать последствия:

- иррациональных мыслей;

- рациональных мыслей.

  • На все ли 100% твоё суждение истинно, верно, неизбежно и основано на

неопровержимых фактах?

  • Если Вы так думаете, что Вы при этом чувствуете?

Когда Вы это чувствуете, что Вы при этом думаете?

Если Вы так думаете, то как Вы поступаете?

Опровержение иррациональных убеждений

Выявление алогичности, нереалистичности установок: предлагается предоставить доказательства их права на существование, обосновать их смысл:

  • Что означает для Вас данное убеждение?
  • Где доказательства правомерности данного суждения?
  • Как Вы можете обосновать данное убеждение?
  • Какие ещё факты подтверждают Ваше убеждение?
  • Как Вы убедите других в истинности данного убеждения?
  • Почему Вы придерживаетесь данного убеждения?
  • Какие факты, наоборот, опровергают его?
  • Какие ещё факты Вы может привести?

Побуждение оценить правомерность своих опасений, направленных в будущее, осознать их истинный смысл, понять реальный масштаб таких переживаний (установки на катастрофизацию, ужасные последствия):

  • Предположим, что произойдет самое худшее. Что это будет?
  • Что случится, если…
  • Что самое ужасное в этом худшем? А что ещё?
  • Объясните, почему это так ужасно?
  • Оцените вероятность возникновения этого худшего варианта
  • А можно ли испытать другие чувства, если это худшее произойдёт?

Сталкивание с гедонистическими установками (обязательно реализовать свои желания): «Я должен иметь…»:

  • Зачем Вам надо обязательно обладать?
  • Что Вы получите, если достигнете…?
  • Как Вы чувствуете себя, если не имеете…?
  • Что для Вас значит иметь…?

Когда иррациональные убеждения клиента «потерпели крах» и человек сам в них разочаровался, осознал их нелогичность / неверность / вредность, на смену им нужно теперь сформировать новые эффективные убеждения и записать их в пятую колонку (Е).

Рациональные эффективные убеждения (Е) не содержат долженствования и являются предпочтительными. Их необходимо формулировать следующим образом:

  • «Я хочу…»
  • «Мне бы хотелось…»
  • «Я бы предпочёл…»
  • «Было бы лучше…»

Для выражения чувств:

  • «Жаль, что…»
  • «Не повезло…»
  • «Я так огорчён…»
  • «Я серьёзно обеспокоен…»
  • «Мне мешает (или неудобно)…»

А. Эллис выделил эффективные, рациональные установки, помогающие снизить невротическую депрессию:

· Желательно и продуктивно сосредотачиваться на поступках, которые обеспечивают самоуважение, на достижении желаемых практических результатов, на том, чтобы любить, вместо того, чтобы стремиться постоянно быть любимым и зависеть от одобрения и отношения других.

· Живи настоящим – прошлого УЖЕ нет, а будущего ЕЩЕ нет!

· Умей прощать - зло вернется к тому, кто его совершил.

· Принимай людей такими, какие они есть, не пытаясь никого изменить. Люди имеют полное право не соответствовать моим ожиданиям. Они не обязаны им соответствовать.

· Каждый из нас, в том числе и Я, имеет право на ошибку. Лучше реалистически воспринимать себя как несовершенное творение с ограничениями и слабостями, чем навязчиво стремиться действовать только безошибочно и правильно во всем, а потом разочаровываться в себе.

· Жизнь полна несправедливости, люди часто поступают глупо, несправедливо, неэтично. Хорошо, когда можно помочь поступать им лучше, но это не всегда возможно.

· Редко бывают возможны достижения без усилий, без боли, без труда. Я смогу выдержать дискомфорт, страдание и боль, хоть мне и плохо, когда приходится это переносить.

· Влияние прошлого опыта можно преодолеть, пересмотрев, переоценив события прошлого, а также свои интерпретации настоящего в свете прошлого опыта.

· Я в большей степени сам ответственен за свои убеждения, эмоции и поведение и могу в определенной мере управлять ими, меняя тем самым свое самочувствие.

· Я рад помочь другому, но лучше всего я смогу помочь, оставаясь спокойным и четко оценивая, чем именно я могу помочь. Если же помочь невозможно, постараюсь не терять свой душевный покой, если это ничему не помогает.

· Тревога и страх не приводят к исчезновению того, что меня пугает. Я постараюсь наилучшим образом справляться с потенциально угрожающими событиями, но если это невозможно, я приму неизбежное.

· Мир – весьма неопределенное место жизни. Для того, чтобы полноценно радоваться жизни, мне нужно научиться принимать эту постоянную неопределенность.

· Хоть мне и желательны привязанность и уважение других, нет ни одного закона, по которому каждый должен меня любить или уважать.

· Проблемы не проходят мимо, если я прячу голову в песок [9].

Клиентам рекомендуется вышеперечисленные эффективные убеждения повесить на видное место в комнате и периодически повторять их про себя.

Иррациональные мысли периодически «всплывают» и могут вызывать депрессию и другие разрушительные состояния, эмоции, чувства, так как личность и жизнь не отличаются постоянством. Используя РЭПТ, можно периодически проводить ревизию убеждений в голове клиентов и «наводить там порядок» в качестве профилактики возникновения невротической депрессии. Кроме того, психологу желательно также периодически работать над собственными иррациональными убеждениями по мере их возникновения. Такого рода самосупервизия является важным шагом на пути профессионального развития психолога.

 

Список литературы

1. Василькова Ж.Г. Клиническая психология детей и подростков: учебное пособие / Ж.Г. Василькова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. – Красноярск, 2015. – 156с.

2. Дусказиева Ж.Г. Анализ психологических факторов здоровья / Ж.Г. Дусказиева // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. / гл.ред. И.О. Логинова. – Красноярск: Версо, 2013. С.195-200.

3. Дусказиева Ж.Г. Внутриличностный конфликт как фактор возникновения психосоматических расстройств / Ж.Г. Дусказиева // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3 (9) [Электронный ресурс]. – URL: https://medpsy.ru/climp

4. Дусказиева Ж.Г. Проблема соотношения факторов, определяющих здоровье / Н.Н. Вишнякова, О.В. Волкова, Ж.Г. Дусказиева, Ю.В. Живаева, С.М. Колкова, И.О. Кононенко, И.О. Логинова, Л.Б. Соколовская, В.Б. Чупина // Психологическое здоровье населения: коллективная монография. – Красноярск: Версо, 2015. – 188с. ISBN 978-5-906477-14-9

5. Иовчук Н.М. Депрессии у детей и подростков / Н.М. Иовчук, А.А. Северный // Дефектология. Вып. 2. Лечебная педагогика и психология: Школа-Пресс, 1998. - 80 с.

6. Кошкин К.А. Апатическая депрессия: структура и динамика: диссертация... кандидата психологических наук: 14.00.18 / Кошкин Кирилл Александрович. – Москва, 2010.- 157 с.

7. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с. (PDF).

8. Менегетти А. Психосоматика / А. Менегетти; пер. с итал. ННБФ «Онтопсихология». – М., 2007. – 360 с.

9. Рутман Э.М. Как преодолеть стресс / Э.М. Рутман. – М.: ТОО «ТП», 1998. – 160 с.

10. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела / Г.В. Старшенбаум. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 496 с.

11. Чабан О.С., Невротические и эндогенные депрессии / О.С. Чабан, С.Г. Полшкова. Архив спецвыпусков. - № 3/1. Депрессивные расстройства в клинической практике. – 2008. [Электронная библиотека НейроNEWS: психоневрология и нейропсихиатрия. – Режим доступа: https://neuronews.com.ua/page/nevroticheskie-i-endogennye-depressii]

12. Читлова В.В. Тревожная депрессия и расстройства личности: автореф.дис. … канд.наук / В.В. Читлова. - М.: РАМН, 2013. - 16 с.

13. Эллис А., Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии / А.Эллис, У.Драйден. – 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 352с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: