Алгоритм подготовки к уроку литературного чтения




Моя основная цель – полноценное восприятие детьми литературного произведения. Поэтому я провожу предварительный литературно-методический анализ текста:

1. Определяю жанровую разновидность произведения (вспоминаю, какие основные признаки жанра влияют на методику чтения данного текста в целом).

2. Устанавливаю тему произведения, соотношу ее с проблематикой ранее прочитанных (определяю, что нового несет в себе данный текст среди однотемных. Особое внимание обращаю на заголовок).

3. Восстанавливаю сюжет: экспозиция, завязка, развитие действий, кульминация, развязка. Если нет сюжета, выделяю изображенные картины, последовательность рассуждений, те части, из которых состоит текст.

4. Раскрываю композиционные особенности текста (устанавливаю влияние построения и языка произведения на выбор видов чтения и пересказа).

5. Составляю описание образов-персонажей произведения, пользуясь схемой: портрет – поступки – речь – отношения; отмечаю образ-пейзаж, образ-интерьер и др. (анализирую содержание иллюстраций).

6. Анализирую язык, авторский стиль. Выделяю «словарные», «образные» и «ключевые» ряды (отмечаю фрагменты трудные и легкие для чтения).

7. Формирую идейный вывод произведения. Выявляю его воспитательную, познавательную и эстетическую значимость, литературоведческую ценность.

8. Соотношу свое восприятие с детским, учитывая психологические закономерности, намечаю устранение трудностей восприятия – перед чтением, по ходу чтения, после чтения.

9. Составляю речевую партитуру выразительного чтения.

10. Выбираю виды и приемы методической работы на уроке с учетом специфики текста. В результате анализа определяю цель и задачи урока на основе:

• Своего понимания образного мира произведения и его идейной направленности;

• Предполагаемой эмоциональной реакции детей при чтении данного произведения;

• Программных требований, принципа воспитывающего и развивающего обучения;

• Характера и жанра произведения, его размера, композиции и языковых особенностей.

Определяю тип урока (комбинированный, урок знакомства с новым произведением, урок анализа произведения), намечаю виды работы:

1. Направленные на сознательность восприятия и усвоение идеи произведения;

2. Взаимосвязанные между собой, дополняющие друг друга;

3. Доступные обучающимся.

Количество заданий ограничиваю логикой достижения цели. Главное место отвожу чтению.

После чтения произведений на близкую тему провожу обобщающие уроки, внося элементы новизны в их построение, в методы работы, в содержание. Готовлю такой урок заранее:

• Объявляю девиз обобщающего урока на первом уроке по теме;

• Провожу экскурсии, наблюдения по теме чтения;

• Составляем словарные таблички, ведем записи, рисуем, готовим макеты, поделки;

• Подбираем и читаем дополнительные тексты и книги по теме, собираем иллюстрации;

• Оформляем выставку всего сделанного учащимися и наглядных пособий по теме (знакомые экспонаты, собранные вместе на обобщающем уроке, производят новое впечатление).

Для обобщающего урока планирую виды работы:

1. Повторительно-обобщающая беседа по теме, направленная на перечисление предметов наблюдения и чтения и составление плана обобщения.

2. Лабораторные задания:

• Нахождение в книге, тетрадях, словарях и т.д. материала по вопросам плана;

• Работа с дидактическим материалом, чтение дополнительных текстов;

• Составление плана и рассказа по картине, нахождение в книге соответствий выставленным картинам, рисункам, иллюстрациям;

• Нахождение среди выставленных книг той, которая соответствует изученной теме, и краткое знакомство с ней.

Доклады, рассказы, отчеты, самостоятельно подготовленные учащимися.

Чтение по книге или наизусть, пересказ отдельных произведений.

Прослушивание магнитофонных записей текстов или музыкальных произведений.

Оценка прочитанного, установление связи между фактами и явлениями и др.

• Слово учителя (оценка работы класса или сообщение новых сведений по теме).

Приложение 4

План анализа урока литературного чтения

1. Общая характеристика урока литературного чтения как речевого события:

• 1) тема (литературный жанр; автор, произведение);

• 2) тип и структура урока, его место в системе уроков;

• 3) оборудование;

• 4) цель и задачи урока по формированию читательской компетенции, литературоведческой компетенции, лингвориторической компетенции (в составе филологической компетенции учащегося как языковой личности).

2. Дискурс учителя:

• а) адекватное исполнение своей социальной роли, стиль отношений с детьми, педагогический такт, характер требований;

• б) умение видеть весь класс, организовывать работу, поддерживать дисциплину;

• в) культура и техника речи: точность, ясность, выразительность и эмоциональность речи; соблюдение норм литературного языка; звучность голоса, четкость дикции.

3. Дискурс учащихся:

• соответствие уровня знаний и умений программным требованиям, уровень познавательной активности, заинтересованность работой на уроке; дисциплинированность; отношению к учителю.

4. Этапы урока (оптимальность проведения и резервы эффективности):

• а) оргмомент (затраченное время, формально дисциплинарный или эмоционально мотивирующий характер, сообщение темы и цели урока);

• б) проверка домашнего задания (затраченное время, форма проверки, мотивированность и развернутость оценок, связь с темой урока);

• в) процесс работы над литературным произведением:

• Как способствовала восприятию текста подготовительная работа?

• Как проводится первичный синтез?

• Как проводилась проверка качества восприятия?

• Как было мотивировано и организовано повторное чтение произведения учащимися?

• Как проводилась лексическая работа на уроке?

• Как мотивировалась и проводилась аналитико-синтетическая работа с содержанием и художественными особенностями произведения?

• Как учащиеся были подведены к пониманию идеи (основной мысли) произведения?

• Как обеспечивается вторичный синтез (целостное воспроизведение текста на новом уровне понимания)?

• Как проводились творческие работы в связи с изучаемым произведением?

• г) подведение итогов урока (поверхностный или содержательный характер вопросов, диагностика качества усвоения материала);

• д) задавание на дом (резервирование времени на уроке, мотивировка задания, инструктирование учащихся).

5. Проверка и оценка знаний и умений (формы проверки, мотивированность отметок, качественная оценка, система взаиморецензирования, самоконтроля учащихся).

6. Реализация индивидульно- дифференцированного подхода на уроке

7. Формирование целостной филологической компетенции учащихся

• т.е. взаимосвязанное обучение читательским рецептивно - аналитическим и риторским продуктивно - синтетическим речевым умениям.

8. Общий вывод по уроку:

• Эмоциональность атмосферы, адекватность восприятия произведения, его воздействие на учащихся, достижение программного уровня знаний и умений.

Приложение 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: