Моя основная цель – полноценное восприятие детьми литературного произведения. Поэтому я провожу предварительный литературно-методический анализ текста:
1. Определяю жанровую разновидность произведения (вспоминаю, какие основные признаки жанра влияют на методику чтения данного текста в целом).
2. Устанавливаю тему произведения, соотношу ее с проблематикой ранее прочитанных (определяю, что нового несет в себе данный текст среди однотемных. Особое внимание обращаю на заголовок).
3. Восстанавливаю сюжет: экспозиция, завязка, развитие действий, кульминация, развязка. Если нет сюжета, выделяю изображенные картины, последовательность рассуждений, те части, из которых состоит текст.
4. Раскрываю композиционные особенности текста (устанавливаю влияние построения и языка произведения на выбор видов чтения и пересказа).
5. Составляю описание образов-персонажей произведения, пользуясь схемой: портрет – поступки – речь – отношения; отмечаю образ-пейзаж, образ-интерьер и др. (анализирую содержание иллюстраций).
6. Анализирую язык, авторский стиль. Выделяю «словарные», «образные» и «ключевые» ряды (отмечаю фрагменты трудные и легкие для чтения).
7. Формирую идейный вывод произведения. Выявляю его воспитательную, познавательную и эстетическую значимость, литературоведческую ценность.
8. Соотношу свое восприятие с детским, учитывая психологические закономерности, намечаю устранение трудностей восприятия – перед чтением, по ходу чтения, после чтения.
9. Составляю речевую партитуру выразительного чтения.
10. Выбираю виды и приемы методической работы на уроке с учетом специфики текста. В результате анализа определяю цель и задачи урока на основе:
• Своего понимания образного мира произведения и его идейной направленности;
• Предполагаемой эмоциональной реакции детей при чтении данного произведения;
• Программных требований, принципа воспитывающего и развивающего обучения;
• Характера и жанра произведения, его размера, композиции и языковых особенностей.
Определяю тип урока (комбинированный, урок знакомства с новым произведением, урок анализа произведения), намечаю виды работы:
1. Направленные на сознательность восприятия и усвоение идеи произведения;
2. Взаимосвязанные между собой, дополняющие друг друга;
3. Доступные обучающимся.
Количество заданий ограничиваю логикой достижения цели. Главное место отвожу чтению.
После чтения произведений на близкую тему провожу обобщающие уроки, внося элементы новизны в их построение, в методы работы, в содержание. Готовлю такой урок заранее:
• Объявляю девиз обобщающего урока на первом уроке по теме;
• Провожу экскурсии, наблюдения по теме чтения;
• Составляем словарные таблички, ведем записи, рисуем, готовим макеты, поделки;
• Подбираем и читаем дополнительные тексты и книги по теме, собираем иллюстрации;
• Оформляем выставку всего сделанного учащимися и наглядных пособий по теме (знакомые экспонаты, собранные вместе на обобщающем уроке, производят новое впечатление).
Для обобщающего урока планирую виды работы:
1. Повторительно-обобщающая беседа по теме, направленная на перечисление предметов наблюдения и чтения и составление плана обобщения.
2. Лабораторные задания:
• Нахождение в книге, тетрадях, словарях и т.д. материала по вопросам плана;
• Работа с дидактическим материалом, чтение дополнительных текстов;
• Составление плана и рассказа по картине, нахождение в книге соответствий выставленным картинам, рисункам, иллюстрациям;
• Нахождение среди выставленных книг той, которая соответствует изученной теме, и краткое знакомство с ней.
• Доклады, рассказы, отчеты, самостоятельно подготовленные учащимися.
• Чтение по книге или наизусть, пересказ отдельных произведений.
• Прослушивание магнитофонных записей текстов или музыкальных произведений.
• Оценка прочитанного, установление связи между фактами и явлениями и др.
• Слово учителя (оценка работы класса или сообщение новых сведений по теме).
Приложение 4
План анализа урока литературного чтения
1. Общая характеристика урока литературного чтения как речевого события:
• 1) тема (литературный жанр; автор, произведение);
• 2) тип и структура урока, его место в системе уроков;
• 3) оборудование;
• 4) цель и задачи урока по формированию читательской компетенции, литературоведческой компетенции, лингвориторической компетенции (в составе филологической компетенции учащегося как языковой личности).
2. Дискурс учителя:
• а) адекватное исполнение своей социальной роли, стиль отношений с детьми, педагогический такт, характер требований;
• б) умение видеть весь класс, организовывать работу, поддерживать дисциплину;
• в) культура и техника речи: точность, ясность, выразительность и эмоциональность речи; соблюдение норм литературного языка; звучность голоса, четкость дикции.
3. Дискурс учащихся:
• соответствие уровня знаний и умений программным требованиям, уровень познавательной активности, заинтересованность работой на уроке; дисциплинированность; отношению к учителю.
4. Этапы урока (оптимальность проведения и резервы эффективности):
• а) оргмомент (затраченное время, формально дисциплинарный или эмоционально мотивирующий характер, сообщение темы и цели урока);
• б) проверка домашнего задания (затраченное время, форма проверки, мотивированность и развернутость оценок, связь с темой урока);
• в) процесс работы над литературным произведением:
• Как способствовала восприятию текста подготовительная работа?
• Как проводится первичный синтез?
• Как проводилась проверка качества восприятия?
• Как было мотивировано и организовано повторное чтение произведения учащимися?
• Как проводилась лексическая работа на уроке?
• Как мотивировалась и проводилась аналитико-синтетическая работа с содержанием и художественными особенностями произведения?
• Как учащиеся были подведены к пониманию идеи (основной мысли) произведения?
• Как обеспечивается вторичный синтез (целостное воспроизведение текста на новом уровне понимания)?
• Как проводились творческие работы в связи с изучаемым произведением?
• г) подведение итогов урока (поверхностный или содержательный характер вопросов, диагностика качества усвоения материала);
• д) задавание на дом (резервирование времени на уроке, мотивировка задания, инструктирование учащихся).
5. Проверка и оценка знаний и умений (формы проверки, мотивированность отметок, качественная оценка, система взаиморецензирования, самоконтроля учащихся).
6. Реализация индивидульно- дифференцированного подхода на уроке
7. Формирование целостной филологической компетенции учащихся
• т.е. взаимосвязанное обучение читательским рецептивно - аналитическим и риторским продуктивно - синтетическим речевым умениям.
8. Общий вывод по уроку:
• Эмоциональность атмосферы, адекватность восприятия произведения, его воздействие на учащихся, достижение программного уровня знаний и умений.
Приложение 5