Схема психолого-педагогического анализа урока литературного чтения




Цель более углубленного анализа урока – показать его эффективность в решении психологических задач:

• 1) обучение эстетическому восприятию художественного произведения;

• 2) восприятие высших духовных чувств учащихся;

• 3) развитие мышления и речи;

• 4) развитие воображения и творческих способностей;

• 5)формирование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;

• 6)усвоение новых знаний, представлений и понятий, формирование умений их приобретения.

1. Обучение эстетическому восприятию художественного произведения.

• Как была проведена подготовка к эстетическому восприятию художественного произведения?

• Как был преподнесен литературный материал учителем?

• Помогло ли воспринять художественную индивидуальность и неповторимость литературного произведения, вызвало ли непосредственный интерес к произведению у учащихся?

• Какие эмоциональные реакции, высказывания детей выражали их непосредственное впечатление и раскрывали оценочное отношение к воспринятому?

• Какие приемы обучения эстетическому восприятию художественного произведения использовались учителем?

2. Развитие высших духовных чувств школьника.

• Наблюдалось ли формирование эстетического отношения к действительности, предполагающее воспитание чувств прекрасного и возвышенного, трагического и комического?

• Было ли активизировано развитие таких моральных чувств, как чувство долга, товарищества и дружбы и стремления развивающейся личности?

• Какие приемы использовал учитель для развития высших духовных чувств личности и на сколько они эффективны?

• Каковы были особенности внешнего проявления чувств детей как показатели значимости для них произведения?

3. Развитие мышления и речи у учащихся.

• С помощью каких приемов и форм работы учитель добивался активности мыслительной и речевой деятельности учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, словарная работа и т.д.)?

• Какие виды мышления и речи развивались на уроке, какие мыслительные операции активизировались?

• Какие виды самостоятельной работы, направленной на развитие мышления и речи, использовались на уроке?

4. Развитие воображения и творческих способностей учащихся.

• Какие образы или приемы воображения, связаны с индивидуальной неповторимостью художественного произведения, были активизированы у учащихся?

• Какую роль в этом сыграли наглядность, анализ изобразительных средств, используемых автором?

• Какие конкретные приемы были использованы учителем для создания у учащихся того или иного образа (агглютинация, типизация, гиперболизация)?

• Какие виды творческих работ были проведены на уроке и как учитель руководил раскрытием творческих способностей учащихся, в чем они проявились?

5. Формирование навыков правильного, сознательного, выразительного и беглого чтения.

• были ли соблюдены учителем общие психологические условия формирования навыков с учетом специфики навыков чтения?

• Как соблюдались гигиенические условия чтения?

• Какие виды ошибок допускали в чтении учащиеся?

• Какие приемы работы над правильностью чтения использовал учитель?

• Способствовала ли работа по предупреждению и исправлению ошибок чтения формированию навыка правильного и беглого чтения?

• Проводилось ли предупреждение интерференции и обучение правильному переносу усвоенных навыков чтения на новые тексты?

• Учитывалась ли специфика литературного жанра в обучении выразительному чтению?

• Каким образом учитель, формируя навык выразительного чтения, обучал раскрытию характерных особенностей образов, картин, изображенных в тексте, показу авторского отношения к событиям, поступкам героев, передаче эмоциональной тональности произведения?

6. Усвоение новых знаний, представлений и понятий и формирование умений их приобретения.

• Какие новые представления и понятия давались учащимся на уроке?

• Соблюдались ли психологические условия формирования представлений и понятий у младших школьников?

• Какие приемы использовались для формирования представлений и понятий?

• Как проводилось предупреждение и исправление ошибок при обогащении знаний?

• Формировались ли умения приобретать новые знания, какие именно?

• Как проходила работа с научно-популярным текстом и какие умения вырабатывались у учащихся?

Выводы

• Общая оценка решения всех психологических задач урока;

• Возможные пути его совершенствования.

! При анализе урока внеклассного чтения дополнительно отмечается:

• Насколько урок расширил круг чтения учащихся?

• Формировались ли их читательские интересы?

• Осуществлялось ли руководство самостоятельным чтением учащихся?

• Пробуждались ли они к творчеству, благородным поступкам?

Приложение 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: