Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
В области познавательной:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знания ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: философии, социологии, экономики, юриспруденции, психологии и культурологии.
В области ценностно-мотивационной:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны усвоить следующее.
Знать и понимать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- различные подходы к исследованию человека и общества;
- основные социальные институты и процессы;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и разным социальным положением.
Межпредметные связи:
История: формирование единой с историей системы понятий, структуры общественных связей.
Литература: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры.
География: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.