Традиция антисциентизма в современной философии




Типичными представителями традиции антисциентизма в современной философии можно считать экзистенциализм и постмодернизм.

Экзистенциализм возник под влиянием философии жизни, взглядов И. Канта (отчасти) и психоанализа З. Фрейда. Ключевым понятием экзистенциализма было понятие «экзистенция» (от латинского слова existencia – существование), что и объясняет название данного философского направления.

Основной идеей экзистенциализма в целом выступает идея об определяющем значении обстоятельств существования феномена для становления его сущности (например, именно ситуация, в которой живет человек, именно поступки, которые он совершает, делают его самим собой, а не наоборот). В данном вопросе экзистенциальная философия радикально отличается от классической философии Модерна, которая придерживалась противоположной точки зрения и утверждала, что это сущность феномена актуализируется в его существовании.

Экзистенциалисты предложили переосмыслить всю наличную традицию философии с тем, чтобы осознать факт ее оторванности от реальной жизни конкретного человека. Они указали на то, что все проблемы, которыми занималась философия со времен своего возникновения, не интересны никому, кроме интеллектуалов и узких специалистов. Они заявили, что ни одна по-настоящему значимая для реального, а не абстрактного, человека проблема не получила достаточного освещения в философских трудах. В частности, по их мнению, совершенно недостаточно была изучена философией проблема смысла жизни человека. Именно ее экзистенциалисты и сделали основным предметом своего интереса. Важность ее изучения они противопоставили (не только логически, но и этически) традиционным исследованиям Разума, науки, прогресса и других интересных, но бессмысленных (с их точки зрения) в отрыве от воли конкретного человека к жизни вещей.

Наиболее важными представителями экзистенциальной философии могут считаться М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр.

Постмодернизм – это направление в неклассической философии, возникшее во второй половине XX в. на почве радикального, даже экстремального переосмысления идей Модерна (отсюда происходит название данного направления).

В содержательном смысле Модерн не сводился к культу Разума и науки линейно. С этим культом органично сочетались также, например, идея прав человека, идея справедливости, идея будущего торжества человека над природой, идея свободы, идея демократии и т. д. Все, чем гордилось человечество в эпоху Модерна, все его достижения в области построения развитого общества, все успехи производства и техники, так или иначе, были связаны со всей сложной, мессианской идеологией Разума.

Тем более неожиданным для западных интеллектуалов оказался тот исторически очевидный свершившийся факт, что на волне торжества этой идеологии возникли и массовая культура, и общество потребления. Иными словами, возник такой тип человека, который желает существовать на всем готовом, который паразитирует на предшествующих достижениях человечества, будучи не способным ничего дать в ответ, но при этом считая себя Личностью (и одновременно парадоксально гордясь, кстати говоря, своей принадлежностью к «серой массе»!). Все это позволило, например, немецкому философу Ю. Хабермасу рассуждать фактически о проигрыше Модерна в глобальной исторической игре.

В целом постмодернисты считают, что весь проект Модерна потерпел поражение в общечеловеческом смысле, и поэтому классическая философия в прежнем виде больше не имеет права на существование, что она должна быть полностью переосмыслена.

По мнению постмодернистов, все ценности Модерна отныне обесценены этим его поражением. Однако обесценены вовсе не по сути, а только лишь исторически. Это значит, что в наши дни на совести каждого отдельного человека лежит ответственность за его индивидуальную человечность, за его личную способность или неспособность преодолеть обессмысливание ценностей Модерна в акте радикальной деконструкции.

Деконструкция – это специфическое постмодернистское понятие, буквально обозначающее процесс и процедуру рассеивания и переустройства любых структур.

С помощью данного термина постмодернисты обозначают глубокий анализ всех оснований современной культуры, который в качестве сверхзадачи вечно стоит на повестке дня в жизни каждого взрослого сознательного человека. Целью этого анализа выступает реальное извлечение уроков Модерна из опыта человеческого бытия.

Наиболее важными представителями постмодернистской философии могут считаться Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что антисциентисты в своих рассуждениях не только переносят акцент с классического рассмотрения науки и прогресса в качестве максимально интересных и значимых для человечества явлений на совершенно другие вещи, но и склоняются к достаточно пессимистическим сценариям будущего цивилизации в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: