Государственный строй Древнего Вавилона




Общественный строй Древнего Вавилона

В цивилизации население подразделялось на два класса: свободных граждан и рабов. Зависимые граждане подразделялись на несколько групп:

 

храмовые;

царские;

частных владельцев.

Источником рабства являлись военнопленные. Также в данную категорию попадали должники. Рожденные от рабов, попадали в ту же категорию. Они владели имуществом только с разрешения хозяина. При смерти раба, его состояние переходило в управление владельца.

Закон защищал только женщин — рабынь, зачавших ребенка от господина. Они пользовались положением свободных людей.

 

Свободные граждане Вавилона подразделялись на две категории:

Полноправные. К ним относились авилумы, обладающие правом на землю, и несущие обязательства перед государством, в том числе личным имуществом. Его жизнь имела определенную ценность.

Неполноправные. Мушкенами называли граждан, служивших при царском дворе. Имущество данных граждан особо охранялась законом.

 

Государственный строй Древнего Вавилона

Управление царством осуществлял Энси, что в переводе означало «тот, кто построил храм». Он устанавливал порядок течения жизни в пределах городского поселения. Если власть выходила за территориальные рамки, то его называли лагуль — «большой человек».

Для Древнего Вавилона была характерна форма правления в виде неограниченной восточной деспотии. Правитель обладал не всей полнотой власти, судебное производство осуществляли специально назначенные и обученные чиновники. Они проходили обряд посвящения каждый год. Лугаль не имел полноту власти в пределах ряда административных единиц.

Служил помощником царя Нубанда.

Город делился на регионы, находящиеся под управлением должностных лиц, назначаеых Лугалем. Совещательной функцией обладала община, возглавляемая старостами.

Охраняло государство армия из вавилонян. Они получали за службу наделы земли, где могли вести хозяйство.

 

5. Особенности развития государственности Древней Индии.

 

2. Общественный строй Древней Индии

Образование варн

Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему обществен­ному положению, правам и обязанностям.

С оформлением рабовладельческого государства деление всех свобод­ных на четыре варны было объявлено извечно существующим поряд­ком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

» брахманы - члены жреческих родов;

» кшатрии - военная аристократия;

» вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;

» шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах – дхармах. Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, соб­ственность, право на наследование, право собственности на получае­мые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, ро­довых и кастовых связей.

Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противо­поставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Тем не менее, Законы Ману указывают следующие разряды рабов:

≈ захваченные под знаменем (военнопленные);

≈ рабы за содержание;

≈ рабы, рожденные в доме хозяина;

≈ купленные;

≈ подаренные;

≈ доставшиеся по наследству;

≈ рабы в силу наказания.

Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законо­дательства, направленного на ограничение произвола хозяина по от­ношению к рабам.

 

Главой государства являлся царь. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодатель­ной властью -, верховным судь­ей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец. При царе существовали советы:

◊ паришад - совет царских сановников;

◊ тайный совет;

◊ раджа-сабха, или царский совет.

Местное управление

В эпоху Маурьев государство имело следующее административно-территоральное деление:

= главные провинции;

= обычные провинции (джанапады);

= области (прадеши);

= округа (ахале);

= деревни.

Главных провинций было четыре Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт спе­циальных инспекторов.

Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки.

В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления. Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его су­дебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

Армию комплектовали из следующих источников:

♦ наследственные воины - кшатрии;

♦ наемники;

♦ воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.

Армия также несла функции по охране общественного порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности.

 

6. Возникновение государства в Древних Афин. Реформы Тезея. Законы Драконта

Территория Аттики (народное собрание, совет страейшин, базилевса-вождь)-4 племени

Переход к производящей экономике, выделение родовой верхушки, развитие ремесла и торговли

Реформы Тесея

Синойкизм (объединение племен),в Афинах был создан совет, управляяющий делами всех 4 племен

Афинский полис-территориальная форма политической организации общества

Обострение конфликтов между свободными и зависимым население=>

Необходимость в государственной власти

Реформа, закрепляющая политическое неравенство свободных:

Эвпадриты-благородные, исключительное право занимать обще. Должности

Геоморы-земледельцы, сохранилось право уч в народном собрании

Демиурги-ремесленники сохранилось право уч в народном собрании

Ограничение власти басилевса евпатридами, его функции перешли к архонту коллегии архонтов)выбирался из евпатридов

Ареопаг(замена совета страейшин)контролировал народное собрание и архонтов(входили все архонты)

В 7 в.до н.э. страна была разделена на округа-Навкрарии(обязаны построить военный корабль)

 

 

7. Реформы Солона и Клисфена в Древних Афинах.

Необходимость из-за противоречий объединения свободных в один класс

Реформы Солона(594 донэ)

1.Сисахфия-долговая рефлрма, прямое вмешательство в отношения собственности.

Аннулировалась задолженность бедняков, выкупались проданные за долги, освобождение от рабства за долги

Отменялась долговое рабство

2.Цензовая реформа, уничтожение наследственных привилегий знати. Разделение граждан по имущественному признаку на 4 разряда,с опр политическими правами

1 разряд-должность архонта

3.Гелиэи-новый судебный орган,мб избран любой афинский гр. Совет 400= избирался от первых трех разрядов по 100

Реформы нанесли удар по привилегиям родоплеменной аристократии, продолжалась борьба=> Установление тирании Писистрата(560-527)-незаконного правителя. Облегчил положение мелких землевладельцев.

Тирания Свергнута спартой и аристократией

Торогово-ремесленная верхушка с Клисфеном пришла к власти

Реформы Клисфена 509гдонэ-ликвидация остатков родового строя

1.Аттика разделена на 10 фил, каждая из которых включала три тритии-городскую, прибрежную, земледельческую. Они делились на демы=> ослабление политических позиций земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торговцы-ремесленники. На смену кровнородственному пришел территориальной принцип деления населения.

2.Учредил Совет 500(10 фил по 50 человек).Руковдил политической жизнью между созывами народного собрания и исполнял его решения.

Коллегия десяти стратегов – изначально военные функции, затем оттеснили архонтов и стали высшими должностными лицами.

3.Процедура остракизма. Выявление опасных для государства лиц и изгнание за пределы Аттики на 10 лет. Опрос, затем вторичное собрание, где на остраконе_глиняном черепке писалось имя опасного чела.

Постоянная борьба между демосом и эвпадритами

 

8. Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э.

-Рабовладельческая демократия 5в

Демократическая республика по форме правления

1.Народное собрание-верховный орган. Принимала законы, постановлен по частным вопросам, избирало должностных лиц, решало вопросы войны и мира. Полноправные афинские гр 20 лет,иностранцы(метеки) и жен не допускались. Законопроекты могли отвергаться участниками и гелиэей

2.Совет 500-буле. Булеветы избирались из гр 30 лет по жребию. Дипломатические отношения с другими государствами, упр финансами, надзор за арсеналами, контроль за должностными лицами, регулирование торговли. Предварительное рассмотрение вопросов, направляемы в народное собрание. Был разделен на 10 комиссий по 50 представителей от одной филы.

3.Гелиэя- высший судебный орган, состоял из 5000 судей. Избирались из граждан 30 лет по жребию. функционировало 10 коллегий. Суд первой инстанции по гос делам и должностных лиц и апелляционная инстанция по отношению ко всем другим судам.

Принципы замещения должностей

1.выборность

2.срочнность

3.возмездность

4.подотчетность

5.коллегиальность

Ежегодные выборы в народном собрании или по жребию

Докимасия- проверка права занятия должности. Нельзя было занимать должности дважды, в конце предоставление отчета совету 500

Коллегия стратегов-10 граждан избирались народным собранием. Полномочия распоряжение средствами на армию и флот, организация сбора чрезвычайных военных налогов, руководство доставкой продовольствия, заключали перемирие, вели следствие по делам о венских преступлениях, право требования внеочередных заседаний

Архонт-9

1.Архонт эпоним- семейные дела и дела о наследстве

2.Архонт базилевс-религиозный культ и дела об уг преступлениях

3. Архонт полемарх занимался вопросами иностранцев

Архонты-фесмофеты-отправление правосудия

Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан от 18 до 50

Полицейские функции осущ рабы-токсоты

 

 

9. Возникновение государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.

 

1 Разложение родового строя и образование рабовладельческого государства (переходный или царский, 754-510 гг. до н.э.)

 

2 Период республики (509 – 27 гг. до н.э.)

 

3 Период империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.)

 

а) принципат (27 г. до н.э. - 284 г. н.э.)

 

б) доминат (284 – 476 гг. н.э.

По установившейся традиции история Древнего Рима восходит к VIII в. до н.э. (754-753 гг.) и характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями. Римские семьи объединялись в роды. Общее число патрицианских родов составляло 300 человек. Каждые 10 родов составляли курию, а каждые 10 курий - в трибу. Всего было 30 курий и 3 трибы.

а) Народное собрание по куриям. К компетенции народного собрания относились важнейшие вопросы, касавшиеся всего римского народа: объявление войны, включение новых родов, избрание рекса (вождя). Каждая курия собиралась отдельно и решала по большинству голосов граждан поставленный вопрос. Решением народа считалось решение, за которое высказалось большинство курий.

 

Римский царь охранял "традиции и нравы отцов", командовал войском, вершил правосудие и выполнял функции верховного жреца.. Власть рекса была пожизненной, но не наследственной.

В качестве совещательного органа при рексе выступал Сенат первоначально включавший в свой состав всех родовых старейшин. Число сенаторов составляло 300. По мере ослабления роли родовых традиций члены Сената стали назначаться рексом из представителей патрицианского сословия без учета их конкретной родовой принадлежности.

Около 500 г. до н.э. рекс был свергнут. Вместо рекса стали выбираться из числа патрициев два высших должностных лица "преторы", которые являлись военачальниками и ведали общественными делами. Один претор мог аннулировать решение другого и отсюда явилась необходимость для каждого из них принимать решения, лишь посоветовавшись с другим. Поэтому преторы получили новое название консулы (обсуждать, совещаться).

Пришлые люди плебеи. Они стояли вне курий и являлись бесправными, находились в зависимости от патрициев. Плебеи могли иметь собственность, они занимались торговлей, ремеслами и несли ряд обязанностей.

 

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

 

Реформы сервия Тулия.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Сервий Туллий разделил все население Рима на разряды.В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый имущественный разряд обязан был выставлять определенное количество военных подразделений – центурий. Во вновь возникших народных собраниях по центуриям каждая центурия имела один голос. Благодаря этому обстоятельству большинство было заранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям

 

В Риме было образовано 4 Городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Распределение граждан по центуриям и трибам хотя и включило плебеев в состав "римского народа", но еще не установило равноправия плебеев с патрициями. Патриции удержали свое исключительное право на получение новых земель и на занятие высших государственных должностей; они сохранили свою замкнутость, запрещая браки между патрициями и плебеями.

 

 

10. Установление республики и государственный строй республики в Древнем Риме.

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

 

· центуриатные;- принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

 

· трибутные; Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа

 

· куриатные.- Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями

 

Сенат

·законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;

 

· финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

 

· по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,

 

· внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

 

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

 

· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

 

· экстраординарные (чрезвычайные)В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.

 

В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

 

 

11.Кризис республики и установление режима принципата в Древнем Риме в I в. до н.э.

Кризис:

В 133г. дон. э. избранный трибуном Тиберий Гракх предложил закон, по которому устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Излишки подлежали распределению между безземельными и малоземельными. Новый подъем движения связан с именем Гая Грак- ха. Продолжая дело Тиберия, он пытался найти опору в среде римского обедневшего плебса. В его интересах было про ведено снижение цен на хлеб, организованы земледельческие колонии на завоеванных землях и пр. Юридическим основанием аграрной реформы братьев Гракхов было то, что по старинной традиции римская территория считалась общественной собственностью. При консуле Марие (I в. до н. э.)римская ар- мия становится наемной, служащей за жалованье. Послушная своему покровителю, армия стала орудием политических партий. С ее помощью были ликвидированы последние остатки римской республиканской демократии. В 82 г. дон. э. полководец Сулла устанавливает в Риме единоличную диктатуру. крушение было ускорено знаменитым восстанием рабов под руководством Спартака (74 г.до н. э.). В середине I в. до н. э. Юлий Цезарь заложил основание нового политического. Упадок римского народовластия, каким бы оно ни было, вызван был главным образом развитием рабовладения и частной собственности на землю.

 

Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты потеряли прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках императора. В 212г. н. э. при императоре Каракалле права римских граждан были предоставлены всему населению провинций. Консолидация господствующего класса облегчила управление огромной империей

 

12. Государственный строй Римской империи в эпоху домината.

 

 

В III в. н. э. (с 284 г.) в Риме устанавливается неограниченная монархия. Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. Среди этих ведомств следует отметить прежде всего два: государственный совет при императоре (орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики) и финансовое ведомство. Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы.

 

 

Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Они получают право на пенсию.

 

Утверждение домината связывается с именем и реформами римского императора Диоклетиана, сына вольноотпущенника, сделавшего блестящую военную карьеру и в 284 г. провозглашенного римским императором.

а) для наилучшего управления огромной империей верховная власть была разделена между четырьмя соправителями. Двое из них, носившие титул августов, занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи--Западной и Восточной;

б) армия, увеличенная на одну треть, была разделена по роду службы: одна часть ее размещалась на границах империи, охраняя последние, другая находилась в том месте, где в ней была нужда;

в) административная реформа привела к разукрупнению провинций и одновременно с тем к их объединению во вновь созданные области (диоцезы).

г) был введен прямой поземельно-подушный натуральный налог,

д) империя получила полноценную золотую монету); е) 301 г., установивший максимальные цены на продаваемые товары

 

Константин, известный церковной политике, благоприятной для христианства (313--337 гг.), привлекает внимание осуществляемая линия на закрепощение крестьян-колонов и ремесленников.

 

В соответствии с императорской конституцией 332 г. колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся этому распоряжению заковывался в кандалы, как раб, и возвращался прежнему владельцу; принявший беглого колона уплачивал его господину полную сумму причитающихся податей. О прикреплении ремесленников можно судить, например, по указу 317 г., которым предписывалось, чтобы мастера монетного дела «навсегда оставались в своем состоянии». При Константине столица империи была перенесена в город Византии, названный Константинополем (11 мая 330 г.). Соответственно с тем сюда были переведены из Рима высшие правительственные учреждения и создан новый сенат.

 

Окончательное разделение империи на две части--Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе) -- было произведено в 395 г.

 

 

13. Правовое положение населения в Древнем Риме.

 

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

Статус либертатис (статус свободы)- По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный. Раб-собственность

Статус цивитатис - По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов, и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (1 в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.

 

Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций.Они должны были нести налоговые повинности. Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей — патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.

Статус фамилия - Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей — домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Последний был лицом "собственного права", члены же его семьи назывались лицами "чужого права" — права домовладыки. Вступая в имущественные правоотношения, они приобретали имущество не для себя, а для него.

Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство). Она означала потерю и статусов гражданства и семьи, т.е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) терялась правоспособность гражданина, но сохранялась свобода. И наконец, утрата статуса семьи (в результате, например, усыновления главы семьи другим лицом) вела к потере только "собственного права".

 

14. Законы XII таблиц в Древнем Риме

 

 

Законы Двенадцати таблиц 451—450 гг до н. э. Законы Двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек (децемвиры с консульской властью для написания законов, и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Текст законов был выбит на 12 досках, которые были выставлены на форуме перед зданием сената

 

 

Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем 450 г. — ещё две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт — введение денег (ais) в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.

 

Таблица I — «О судебном производстве» (процессуальное право: приглашение на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право).

Таблица II — «Об ограблениях» (виды и наказания, размеры штрафных санкций).

Таблица III — «О займах и правах кредитора» (займ, кредит и кредитные ставки).

Таблица IV — «Права отцов семейства» (семейное право: признание отцовства, продажа-покупка детей).

Таблица V — «О наследстве и попечительстве» (наследственное право: завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).

Таблица VI — «О собственности и владении» (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).

Таблица VII—VIII — «О пересечении (границ участка) и ущербе», «О землевладении» (земельное (соседское) право).

Таблица IX — публичное право (равных).

Таблица Х — погребальное (церемониальное) право.

Таблица XI — божественное право (религиозные обряды).

Таблица XII — брачное право (мужа).

 

 

15. Договор «нексум» и его судьба в римском праве.

 

Первоначальной формой займа, предусмотренной цивильным правом, был nexum.

Признаки:- Формальный порядок заключения. Заключение договора происходило путём манципации (заключавшийся в произнесении торжественных фраз приобретателем вещи в присутствии продавца, пяти свидетелей, претора и весовщика. Весовщик держал в руках весы, на одной чаше которых лежал кусок меди, олицетворявший покупную цену за вещь, а на другую чашу клали передаваемую вещь или её символ). Исполнение должником договора происходило с помощью такого же обряда

Nexum имел силу судебного решения, т.е. кредитор, не получивший вовремя платежа от должника, имел право без суда произвести взыскание своего долга с помощью наложения руки, что в древнейшее время означало закабаление должника, попадание его в личную зависимость от кредитора. Так как договор о нексуме и долговое рабство, как следствие невыполненного нексума, приводили к серьезным бунтам должников, ЗАКОН ПИТЕЛИЯ от 326 года до н. э. отменил нексум как источник обязательственных отношений и как источник долгового рабства из-за невыполнения взятых обязательств

 

16. Понятие и виды сервитутов в истории римского права.

Сервитутами назывались права пользования чужой вещью, которые устанавливались или для создания определенных выгод при эксплуатации определенного земельного участка или в пользу определенных лиц. Собственник служащей вещи был обязан или воздерживаться от определенного воздействия на нее, какое он оказывал бы на свою вещь, если бы она была свободна от вещных прав другого лица. Отсюда деление сервитутов на две категории: так называемые предиальные, или земельные, и личные. Это различие проводилось по субъекту права: личный сервитут принадлежал определённому лицу персонально; предиальный сервитут принадлежал лицу как собственнику земельного участка. Этот участок, то есть тот, в интересах пользования которым устанавливался сервитут, назывался господствующим участком; земельный участок, пользование которым в том или ином отношении составляло содержание сервитута, назывался служащим участком.

Предиальные сервитуты

Назначение предиального сервитута – восполнять недостающие данному участку блага или свойства и удобства.

1. Городские (s. urbanorium). Возникновение связано с развитием градостроительства в Риме.

2. Сельские (s. rusticorum). Возникли раньше городских сервитутов. Представляли собой право прохода через участок, проноса тяжестей в носилках, провоза тяжестей в телеге, черпать воду из колодца на чужом участке.

Личные сервитуты

Важнейший личный сервитут – узуфрукт есть право пользования чужой вещью и получения от неё плодов с сохранением в целости субстанции (сущности вещи).

 

В качестве личного сервитута узуфрукт был правом пожизненным (или на срок), не наследовался, не отчуждался, Узуфруктуарий должен пользоваться вещью как хороший хозяин, в соответствии с хозяйственным назначением вещи, должен принимать меры к сохранению вещи и т.д. Плоды от вещи поступают в собственность узуфруктуария с момента фактического овладения ими. Другой личный сервитут – usus, то есть право пользоваться вещью, но без права пользоваться её плодами; впрочем, в пределах личных потребностей субъект этого права может пользоваться и плодами. В остальном сервитут usus сходен с узуфруктом.

 

В форме специального личного сервитута можно было предоставить право жить в доме (habitatio), право пользоваться рабочей силой раба или животного.

Основания прекращения сервитута:

1. Смерть сервитуария (при личном сервитуте).

2. Гибель служащей вещи.

3. Confusio — слияние сервитуария и собственника в одном лице (при наследовании).

4. Отказ сервитуария от права.

5. Приобретательная давность (для движимых вещей — год, для недвижимых — 2; в классический период — 3 года для движимых, 10 лет для недвижимых).

 

17. Основные виды обязательств в Институциях Гая.

Договорные и квазидоговорные(ведение чужих дел без поручения, неосновательное обогащение) обязательства начинаются в момент подписания контракта между кредитором и должником. Срок действия и основания для прекращения должны быть особо отмечены в договоре.

Деликтные и квазиделиктные obligatio. Основаны на степени вины должника. Это законы, устанавливающие ответственность за то или иное правонарушение.

Цивильные — подлежать защите через иск. Натуральные — не могут быть защищены иском. Например, такое возможно в случае неправоспособных должников – рабов, несовершеннолетних детей.

Долевые – obligatio при которых каждый должник вносит определённую часть долга. Солидарные обязательства – кредитор вправе требовать погашения долга со всех должников. Но как только один из них погасит обязательство, оно прекращает своё действие в отношении всех участников.

Делимые – возможность поэтапного погашения. Неделимые не предусматривают исполнение в несколько этапов.

Факультативные возможно исполнить другим предметом или услугой, если это прописано в договоре. Альтернативные – возможность исполнения obligatio одним из нескольких способов.

 

Институциях Гая договоры (контракты) были разделены на четыре основные группы: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные.

1. Вербальные договоры

брали свое начало от древнейших религиозных договоров-клятв, но в рассматриваемый период их форма была значительно упрощена. Для возникновения обязательства в таких договорах требовалось произнесение установленных слов. Основным и наиболее распространенным видом вербальных договоров по-прежнему была стипуляция.

2. Литеральные договоры (от лат. littera — буква) представляли собой особые письменные договоры, принятые в торговом обороте. Обязательство в этих договорах возникало в силу записи в специальных книгах доходов и расходов одной из сторон, составления долговых расписок, подписанных обеими сторонами (синграфа) или же одним должником (хирографа)

3. Реальные договоры (от лат. res — вещь) помимо соглашения сторон по основным условиям контракта требовали обязательной передачи вещи, которая составляла предмет договора. Без передачи вещи обязательственное отношение не возникало. К реальным договорам относился прежде всего заем (mutuum). Юридическое содержание этого договора состояло в том, что кредитор давал должнику в собственность обусловленное количество заменимых вещей, определяемых мерой, весом или числом, а должник обязывался вернуть в установленный срок такое же количество таких же вещей (обычно денег). также ссуда (commodatum), т.е. предоставление в безвозмездное пользование (а не в собственность, как при займе) индивидуально определенной вещи, которую должник обязывался вернуть в обусловленный срок. К этой же группе договоров относилось хранение (depositum), а также закладной договор (о передаче заложенной вещи кредитору).

4. разработанными и наименее формальными были консенсуальные договоры

Обязательство в консенсуальных договорах возникало в силу простого соглашения сторон по всем основным условиям контракта. К этой группе относился прежде всего договор купли-продажи.

договор найма) представленный в это время тремя разновидностями. Наем вещей предполагал предоставление во временное пользование и за плату (последним договор найма отличался от ссуды) какой-либо индивидуально определенной вещи. Договор найма услуг, наем рабочей силы для выполнения работы, имеющей своим результатом изготовление какой-либо конкретной вещи. договор поручения (mandatum) и договор товарищества (societas)

 

 

18. Свод законов Юстиниана (особенности, структура).

составлен в 529—534 при византийском императоре Юстиниане Великом. Известен также под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодификация Юстиниана».

 

Первоначально свод состоял из 3 частей:

 

Институций (4 тома, представляющие собой учебник для начинающих юристов).В основу текста были положены «Институции» Гая, написанные во



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: