Вполне полноправной личностью с точки зрения права (субъектом права) считался самостоятельный мужчина-хозяин(авилум), глава патриархального семейства.
Другую категорию в целом полноправных и свободных людей составляли мушкенум они были владельцами участков земли, переданных им на определенных условиях из царского фонда. Авилум в основном были подвержены действию обычного права, и законы регулировали только общие для всех либо очень своеобразные ситуации. Мушкенум же представляли предмет особой заботы и охраны царской юстиции.
Полноправным субъектом права могли быть не только мужчины, но и женщины. Для этого необходимо было выйти из-под патриархальной власти отца семейства или мужа. (развод,вдовство) Особую категорию составляли жрицы-энтум (как правило, дочери, вышедшие из-под власти отца). Они получали значительные привилегии в наследовании отцовского имущества, вообще в отношении их собственности.
В самом низу социальной лестницы стояли рабы. Рабство было патриархальным либо дворцовым. Рабами могли обладать как авилум, так и мушкенум. (несли ответственность за преступления, но рассматривались как имущество).
Еще одну категорию населения составляли воины – редум, баирум. За свою воинскую службу царю они наделялись землей, где вели сельское хозяйство, на определенных условиях (илку). Закон обязывал воинов строго выполнять главное условие – нести службу: если воин отказывался идти в поход, его ждала казнь.
Брачно-семейное право.
Заключение брака оформлялось договором, без которого женщина не рассматривалась в качестве жены. Договор был, как правило, устным. Отношения родителей и детей строились на принципе патриархальной власти главы семейства. Наследственные отношения строились по принципу семейной общности.
Торговое и обязательственное право. Различные обязательства согласно своду вытекали из договоров. письменные со свидетелями Некоторые соглашения требовали клятв сторон и присутствия жрецов. Нарушение договора наказывалось разнообразными способами, среди которых было обращение в рабство. Для купли-продажи требовался письменный договор. При передаче вещи новому собственнику к предмету символически прикасались палочкой. Продавать можно было движимое имущество, здания и рабов. Также практиковались договоры найма. С их помощью нанимались вещи, услуги и люди. Широко распространена была аренда земли. При этом арендная плата взималась урожаем, достигая иногда его половины. Хотя в Вавилоне широко применялся труд рабов, нередки были договоры личного найма
Преступления и наказания.
К преступлениям против личности относились: неумышленное или же умышленное убийство, оскорбление действием или словом, повреждение тела, а также ложное обвинение.
Преступления против собственности включали в себя: уничтожение или повреждение чужого имущества (при этом, особо ценилась и охранялась собственность храмов или дворцов), а также мошенничество, грабёж и кража, снятие знака рабства с рабов и пр.
Преступления против семьи: подмена или похищение детей, изнасилование, распутное поведение и супружеская измена (со стороны жены), а также кровосмешение.
К другим видам преступлений относились: должностные преступления (например, взятка или шантаж) и особые воинские правонарушения.
Законы Хаммурапи включали в себя следующие виды наказаний за совершённые преступления:
Смертная казнь – сажание на кол, сожжение, а также утопление
Телесные наказания – наказание при помощи нанесений ударов плетью
Членовредительство (принцип талиона) – отрезание ушей или же отсечение конечностей
Иные виды наказаний – система штрафов, изгнание из общины, рабство. При этом сумма штрафа могла быть равносильна смерти преступника, если он не мог его оплатить.
20. Законы Ману в Древней Индии.
В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока).
На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).
Публичное право
В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Местная власть строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев. Существовали т.н. литургии - общественно полезные работы,Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.
В основе соц. деления Древней Индии лежала кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” - т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” - инициации. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы.