Термины финансового менеджмента




Лекция 10. Рациональная политика заимствования средств

1.Политика привлечения организацией заемных средств

2.Термины финансового менеджмента

3.Эффект финансового рычага. Международный подход к эффекту финансового рычага

4.Эффект производственного (операционного) рычага. Точка безубыточности, запас финансовой прочности организации

5.Факторинг и его финансовые особенности

6. Финансовая аренда (лизинг): основные понятия и варианты применения

 

Политика привлечения организацией заемных средств

Эффективная финансовая и инвестиционная деятельность организации невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет не только существенно расширить объем хозяйственной деятельности и достичь более эффективного использования собственного капитала, но и ускорить реализацию крупных инвестиционных проектов, обеспечить постоянное совершенствование и обновление действующих основных средств и в конечном итоге – повысить рыночную стоимость организации.

Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, в организациях ряда отраслей объем используемых заемных средств превышает объем собственного капитала. В связи с этим управление, привлечение и эффективное использование заемных средств становится одной из важнейших функций финансового менеджмента.

Заемный капитал, используемый организацией, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга) В хозяйственной практике эти финансовые обязательства дифференцируются на долгосрочные и краткосрочные.

К долгосрочным относятся все типы функционирующего в организации заемного капитала сроком его использования более одного года. Основными формами таких обязательств являются:

· Долгосрочные кредиты банков;

· Долгосрочные заемные средства, включая задолженность по налоговому кредиту;

· Задолженность по эмитированным корпоративным облигациям;

· Задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе;

· Прочие долговые обязательства, срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.

К краткосрочным финансовым обязательствам относятся все виды краткосрочного заемного капитала со сроком его использования до одного года. Основными формами этих обязательств являются:

· Краткосрочные кредиты банков;

· Краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок)

· Различные виды кредиторской задолженности организации (по товарам, работам и услугам, по выданным векселям, полученным авансам, по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, по оплате труда, с дочерними организациями и другими кредиторами)

· Другие краткосрочные финансовые обязательства

Термины финансового менеджмента

Выделяют четыре основных показателя, используемых уже не только в западной, но и в отечественной практике.

Первый: добавленная стоимость (ДС).

Если из стоимости продукции, произведенной, а не только реализованной предприятием за тот или иной период (включая увеличение запасов готовой продукции и незавершенное производство), вычесть стоимость потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций, то получится стоимость, которую действительно добавили к стоимости сырья, энергии, услуг. Величина добавленной стоимости свидетельствует о масштабах деятельности предприятия и о его вкладе в создание национального богатства. Вычтем из ДС налог на добавленную стоимость и перейдем к конструированию следующего показателя.

Второй: брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ)

Вычтем из ДС расходы по оплате труда и все связанные с ней обязательные платежи предприятия (по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и прочие), а также все налоги и налоговые платежи предприятия, кроме налога на прибыль – получим БРЭИ.

БРЭИ используется в финансовом менеджменте как один из основных промежуточных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Он представляет собой прибыль до вычета амортизационных отчислений, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль. Величина БРЭИ является первейшим показателем достаточности средств на покрытие всех этих расходов. Более того, по удельному весу БРЭИ в добавленной стоимости можно судить об эффективности управления предприятием и составить общее представление о потенциальной рентабельности и гибкости предприятия.

Третий: нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), или прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль.

Из предыдущего показателя вычтем все затраты на восстановление основных средств – это и будет НРЭИ. По существу, этот экономический эффект, снимаемый предприятием с затрат, представляет собой прибыль до уплаты процентов за кредиты и займы и налога на прибыль. Поэтому на практике для быстроты расчетов можно принимать за НРЭИ балансовую прибыль (БП), восстановленную до нетто-результата эксплуатации инвестиций прибавлением процентов за кредиты, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Таким способом можно избежать двойного счета процентов, ибо часть их, относимая, по действующему законодательству, на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, содержится в самой балансовой прибыли.

Четвертый: экономическая рентабельность (ЭР) активов, или, что тоже, экономическая рентабельность всего капитала предприятия, то есть суммы его собственных и заемных средств.

Мы будем пользоваться показателем, основанным на наиболее общей формуле рентабельности производства, характеризующей эффективность затрат и вложений:

ЭФФЕКТ ПРОИЗВОДСТВА х 100

ЗАТРАТЫИ ВЛОЖЕНИЯ

 

Подставив в числитель НРЭИ, а в знаменатель объем актива, получим:

 

%

Поскольку актив и пассив равны, а последний представляет собой совокупность собственных средств и заимствований, то

 

 

ЭР – жизненно важный показатель для предприятия, ведь достаточный уровень экономической рентабельности – свидетельство нынешних и залог будущих успехов.

Преобразуем формулу экономической рентабельности, умножив ее на ОБОРОТ/ОБОРОТ* = 1. От такой операции величина рентабельности не изменится, зато проявятся два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ).

Коммерческая маржа показывает, какой результат эксплуатации дают каждые 100 рублей оборота (обычно КМ выражают в процентах). По существу, это экономическая рентабельность оборота, или рентабельность продаж, рентабельность реализованной продукции. У предприятий с высоким уровнем прибыли КМ превышает 20 и даже 30%, у других едва достигает 3-5%.

КТ показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива, то есть в какой оборот трансформируется каждый рубль актива. В такой трактовке КТ показывает, сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: