Политическая элита (понятие политической элиты, особенности её формирования; политическая элита современной России)




 

 

Политическую элиту следует рассматривать в качестве привилегированной группы, занимающей руководящие позиции во властных структурах, и непосредственно участвующей в принятии важнейших политических решений.

Рассматривая данный вопрос в историческом контексте, необходимо отметить, что еще на рубеже XIX-XX вв. В. Парето, Р. Михельс констатировали — в обществе правит элита. Еще ранее в работах античных мыслителей (Сократа, Платона, Аристотеля) этот тип правления назван тимократией, т. е. власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. Общеизвестно, что в виду естественных различий — умственных, физиологических и прочих — править, быть у власти, т. е. принимать стратегические решения, могут только избранные люди. К таким избранным Т. Веблен отнес «инженеров», которые согласно социальной утопии «Инженеры и Ценовая Система» играют ключевую роль в управлении государством на всех уровнях и во всех сферах [1].

В последующем эти идеи были продолжены и дополнены в концепциях «стадий роста» У. Ростоу, «зрелого индустриального общества» Р. Арона, «технотронного общества» Зб. Бжезинского, «нового индустриально общества» Дж. К. Гэлбрейта.

Концептуальной идеей технократии, как политической формы власти, является принцип формирования структур управления государством не по идеологическому, а по профессиональному признаку. Таким образом, следуя технократической логике, экономические вопросы находятся в компетенции экономиста, здравоохранение в компетенции медиков, социальная политика в компетенции политологов и т. д. При этом для координации такой работы необходимы эксперты управленцы — менеджеры [5].

Необходимо отметить, что развитие парламентаризма оказало существенное влияние на принципы формирования современных технократических элит западных государств, где помимо профессиональных навыков партийная принадлежность также является ключевым критерием для попадания в правящую элиту, в случаях победы представляемой политической партии на выборах. Можно сказать, что в настоящее время мы наблюдаем своеобразный «технократический парламентаризм».

Принцип формирования правительства по итогам парламентских выборов из членов победившей политической партии или коалиции политических партий катализирует политическую конкуренцию элиты и контрэлиты (оппозиции) и связанные с этим политические процессы, является инструментом демократической смены правящей политической элиты в целом.

Безусловным условием политической конкуренции является возможность проведения свободных, демократических выборов на всех уровнях при отсутствии административного давления на кандидатов со стороны действующей власти [2].

Элита может формироваться различными способами.

Во-первых, как было уже упомянуто выше, выделяют 2 основных способа попадания в элиту: путем достижения данной цели за счет личных качеств либо случайным образом.

Во-вторых, имеется вторая система формирования элиты:

- открытая, куда может попасть любое лицо в силу личностных качеств, назначения, преодоления конкурентов. Для того, чтобы попасть в данную систему, нужно обладать сильными лидерскими качествами;

- закрытая, здесь отбор кандидатов закрыт и ведется узким кругом лиц и осложнен какими-либо формальными требованиями, происхождением, партийностью, стажем. Особенно данная система характерна недемократическим государствам.

Выделяют также так называемую контрэлиту, обладающую широким набором личностных и лидерских качеств, которая ввиду косности и закрытости политической системы, не может занять лидерские позиции. Но господство доминирующей со временем часто элиты слабеет, контрэлитой проводятся революционные преобразования, в итоге она сама по себе становится господствующей. Так происходит процесс смены элит [4].

Если общество открыто и стабильно, любой человек способен стать членом элиты за счет так называемого «социального лифта». При этом в таких государствах активно развивается государственная служба, а также деятельность партий.

Нередко также элита дифференцируется на различные категории, характеризуясь внутренними признаками. Элита была разделена на правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную. Выделяют также «субэлиту». Различные подвиды правящей элиты обозначены данным понятием.

Политическая элита в России складывалась длительное время, имеет достаточно продолжительную историю развития, свои традиции и использование опыта предшественников. Однако в настоящее время существует потребность в поиске нового пути развития политических отношений.

В настоящее время государственную власть в России можно охарактеризовать следующими признаками:

- она неделима и не освещаема;

- она полностью автономна;

- также полностью не подконтрольна обществу;

- традиционная Российская власть связана с собственностью, а именно вопросами обладания и распоряжения ею [3].

Не только в России, но и в других государствах имеются общие черты, которые определяют особенности развития элиты в сфере политики. Так, на сегодняшний день усиливается роль исполнительной власти, повышается значимость неформальных связей и процедур, ускоряется циркуляция элит, повышается их мобильность. При этом развитии элит является неравномерным. Если говорить о правящей элите, то здесь можно выделить небольшую сплоченную группу, которая стоит на самом верху пирамида власти. Сюда можно отнести примерно 20-30 человек, данная группа является самой сплоченной и труднодоступной для исследования политологов.

Однако на сегодняшний момент можно выделить такую проблему развития политической системы, как реализацию власти. В частности, можно выделить одну интересную российскую особенность развития политической системы, а именно противостояния, а нередко и силовые конфликты и спал мы исполнительной и законодательной власти.

Очевидно, что если одна ветка власти будет уничтожена, это будет означать крах другой, что приведет к поражению действующего режима. Понятно, что полной гармонии между этими ветвями власти не может существовать, однако правовое закрепление правового статуса каждой ветви власти позволит избежать серьезных конфликтов в данной сфере [5].

На сегодняшний день политическую элиту России характеризует также идейная и нравственная слабость и стремление любой ценой удержаться на плаву. При этом власть характеризуется отсутствием каких-либо идеологических ориентиров и системы нравственных ценностей, нет долговременных программы реформ общественных отношений и весьма проблематично регулирование общественных институтов. Развитие политической элиты является весьма противоречивым. Кроме того, российская элита характеризуется неоднородностью. Это позиция касается не только ценностных ориентиров, но и отношения к реформам, которые проводятся в государстве. Неоднородность проявляется в виде позиции, выражаемой по отношению к данным реформам. Таким образом, современный политический режим нуждается в совершенствовании [1].

В условиях кризиса, последствия которого сказываются на экономическом развитии России, явно ощущается потребность в эффективном управлении, возрастает роль институтов, обеспечивающих социализацию элит, прежде всего науки и образования.

Подтверждением данного тезиса можно, в определенной мере, считать процессы смены советской геронтократической политической элиты младореформаторами, которые виду отсутствия социализации и следовательно поддержки управляемого общества были смещены прагматиками их околоэлитных групп, ранее относящихся к номенклатуре «второго-третьего класса».

Все это говорит о назревшей проблеме обновления политической элиты современной России, выдвижения и последующего роста альтернативных политических лидеров в рамках сохранения политической стабильности в государстве. Это требует выработки новой технологии ротации элит, связанной с развитием институтов гражданского общества, парламентаризма, совершенствованием взаимосвязи исполнительной и законодательной власти и проведением свободных от административного давления демократических выборов на всех уровнях. Кроме того, такой подход позволит купировать возможные риски усиления влияния экономической элиты, а также сепаратистски настроенной части региональной элиты [4].

 


 

Список литературы

 

1. Ветренко И. А., Воронцов С. А., Понеделков А. В. О современном состоянии российской политической элиты и направлениях ее переформатирования. Вестник ОмГУ. 2015;1(75):174-180.

2. Меркулов П.А. Политология: Учебник для бакалавров. Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2015. – 328 с.

3. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005. — 560 с.

4. Сковиков А. К. Политическая и правящая элиты современной России: взаимодействия и противоречия. Политика и общество. 2010;10:15–23.

5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А. И. Соловьев -М.: Аспект Пресс, 2003. – 559 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: