Теория разделения власти




Последовательно раскрывая сущность различных форм правления, показывая их особенности, акцентируя внимание на специфике каждого из них, Монтескье переходит к осмыслению того, каким образом должно быть организовано государство и как должно осуществляться управление в нем. Так, просветитель переходит к теории разделения властей.

Монтескье представляет собой одного из тех, кому принадлежит первенство в осмыслении концепции правового государства. До него политические и правовые явления не рассматривались в их совокупности, что, как представляется, являлось существенным пробелом. Ценность учения Монтескье заключается еще и в том, что у него отчетливо прослеживается анализ философских, социологических и психологических элементов политико-теоретического знания.

Теория разделения властей является одной из ведущих политических доктрин, а также принципом буржуазного конституционализма.Ее генезис связан с возникновением буржуазных политико-правовых теорий в Англии в XVII в. и прежде всего с именем Д. Локка. Однако у него теория разделения властей --это учение о соподчинении властей в государстве, созданном общественном договором, где «законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов общества истекают из нее и подчинены ей». [6]

Е.В. Сатышев писал по этому поводу: «Локк и Монтескье возвели разделение властей в конституционный принцип, согласно которому в целях предотвращения злоупотреблений властью и обеспечения политической свободы отдельные функции государственной власти -- законодательство, управление и правосудие -- должны принадлежать обособленным друг от друга государственным органам (соответственно -- парламенту, исполнительным органам и суду), взаимно уравновешивающим друг друга».[7]

Понимание Д. Локком и Ш. Монтескье основных принципов, на которых должно выстраиваться управление государством несколько рознилось. Так, как отмечала в своей статье Н.С. Прозорова, «первый провозглашал законодательную власть верховной, не всегда следуя этому на практике...; второй называл все власти равноправными и разработал целую систему их «взаимных сдержек» и ограничений. Но «баланс» и здесь был в сторону исполнительных органов и верхней палаты (право короля или других исполнительных органов распускать парламент, налагать «вето» на принятые им законы и др.)»[8]

Классическую формулировку теория разделения властей получила, как известно, в трудах Монтескье.Основная цель теории -- гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотреблений властей, а также, что не менее важно, обеспечить политическую свободу. В одиннадцатой и двенадцатой книгах своего трактата «О духе законов» мыслитель намеренно рассматривает тезис о политической свободе, а также формулирует свой собственный конституционный проект переустройства французского абсолютизма.

Политическую свободу Монтескье определяет следующим образом: «право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане»[9]

Связь политической свободы с правом и его реальным, практическим, осуществлением акцентируется французским просветителем и в другом определении свободы, где она характеризуется по ее отношению к гражданину и выступает в качестве безопасности последнего. Она определяется действием в государстве справедливых (и это подчеркивается) уголовных законов. «Сведения о наилучших правилах, которыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире. Эти сведения уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими».[10]

Чрезвычайно важно также соблюдать принцип соответствия наказания тому преступлению, которое было совершено. Свобода, в концепции Монтескье, обеспечена там, где уголовные законы налагают кары в соответствии со специфической природой самих преступлений. Тем самым наказание не будет зависеть от произвола и каприза законодателя (как это часто случалось истории различных государств, в том числе и Франции) и перестанет быть насилием над человеком.

Кроме того, для обеспечения свободы необходимы были определенные судебные формальности (например, процессуальные правила и формы) в такой степени, чтобы они содействовали поставленным целям реализации закона, не превращаясь при этом в труднопреодолимое препятствие.

Следовательно, по Монтескье, свобода достижима лишь в таком государстве, где все отношения опосредованы правом. Таким государством, полагает он, может быть исключительно государство т.н. умеренного правления - это демократия, аристократия и монархия, которые характеризуются господством законов. В деспотии, как известно, нет законов, а значит, не существует и политической свободы. Там царствует произвол властителя и рабство подчиненных. Но и умеренные государства, по мысли Монтескье, имеют возможность превратиться в деспотические, если право, определяющее политическую свободу, не будет превалировать над волей их правителей.

Итак, можно отметить, что право в развиваемой просветителем теории представляет собой своеобразную меру свободы. Поэтому если в конституциях умеренных государств не будут предусмотрены специальные гарантии, призванные обеспечить верховенство права, препятствовать злоупотреблениям властью и нарушениям законов, то политическая свобода в них также утрачивается. «...Известно уже по опыту веков, что всякий человек обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела».[11]

Верховенство права, в концепции Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей таким образом, чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг друга».[12] В тоже время мыслитель выступает против отождествления свободы с формами правления, и прежде всего с демократией: «...Ввиду того, что в демократиях народ, по-видимому, может делать все, что хочет, свободу приурочили к этому строю, смешав, таким образом, власть народа со свободой народа».[13] Он отмечает, что свобода возможна при любой из перечисленных форме правления, но только в том случае, если в государстве существует примат права, гарантированного от нарушений законности посредством разделения верховной власти на известные три: законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга.

Разделение властей в теории Монтескье наряду с правом становится основным критерием различения форм правления. В конституциях всех государств, относящихся к умеренному правлению в той или иной мере закреплено разделение властей. В деспотиях же его нет вообще. В большинстве же европейских государств установлен умеренный образ правления, поскольку «их государи, обладая двумя первыми властями, предоставляют своим подданным отправление третьей. У турок, где эти три власти соединены в лице султана, царствует ужасающий деспотизм».[14]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: