В рыночной экономике государство выступает как экономический агент. Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политик и.
То есть в общем виде суть стабилизационной политики сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода.
Политика государства в области налогов и государственных расходов - фискальная политика или бюджетно-налоговая политика.
Бюджетно-налоговая политика | - это воздействие государства на уровень деловой активности по средством изменения государственных расходов и налогообложения. |
- сводится к манипулированию государственным бюджетом. | |
- меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП. | |
Основная цель бюджетно-налоговой политики | -стабилизация экономики |
Задачи бюджетно-налоговой политики | - поддержание ВВП на уровне потенциала - умеренные темпы инфляции; - полная занятость; - сглаживание циклических колебаний. |
Инструменты фискальной политики | доходы и расходы государственного бюджета |
Государственный бюджет: доходы и расходы:
В соответствии с Бюджетным кодексом[1] РФ:
- бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления;
- бюджетная система Российской Федерации представлена совокупностью федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, к ним относят: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Федеральный бюджет РФ является главным финансовым планом страны, который после его утверждения органом законодательной власти (Государственной Думой) приобретает силу закона и обязателен к исполнению. Составляется федеральный бюджет и бюджет любого другого уровня в форме баланса доходов и расходов государства за определенный период времени (как правило, за год).
Доходы государственного бюджета.
Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.
- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. (НК ст.8)
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
Налоговый кодекс РФ формирует налоговую систему, в соответствии с которой по каждому налогу определяются:
- субъект налогообложения (налогоплательщики и плательщики сборов);
- объект налогообложения (операции по реализации товаров, доход);
- налоговая база (стоимостная, физическая объекта налогообложения);
- ставка налога (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы);
- налоговый период (календарный год, квартал, месяц);
- порядок исчисления налога, сроки и порядок уплаты налогов и сборов.
По способу изъятия различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются непосредственного владельца объекта налогообложения, т.е. являются прямым вычетом из доходов, полученных домашними хозяйствами и фирмами. Налогами прямого действия являются, налоги на доходы и имущество, налог на прибыль.
Косвенные налоги включаются в цену продаваемой продукции и поэтому носят неявный характер. Это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству (НДС и акцизы) В конечном счете косвенные налоги через цены перекладываются на население, которое и является действительным плательщиком косвенных налогов.
Расходы государственного бюджета.
В рамках функциональной классификации расходы группируются в разделы, отражающие направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. В соответствии с данной классификацией в составе государственных расходов выделяют следующие крупные блоки.
Функциональная классификация государственных расходов.
Наименование разделов | Расходы |
Общегосударственные вопросы | расходы на государственное управление, судебную систему, международные отношения и международное сотрудничество, фундаментальные исследования, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы |
Национальная оборона | расходы на Вооруженные Силы Российской Федерации, прикладные научные исследования в области национальной обороны, реализацию международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
Национальная безопасность и правоохранительную деятельность | расходы на содержание внутренних органов правопорядка — прокуратуры, милиции, органов безопасности, пограничной службы |
Национальная экономика | расходы на топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, связь, на жилищно-коммунальное хозяйство |
Социально-культурные мероприятия | на культуру, здравоохранение, образование, спорт, социальную политику — пенсионное и социальное обеспечение |
Прочие функции государство | межбюджетные трансферты, расходы на охрану окружающей среды |