Последствия стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависят от способа его финансирования. Рассмотрим эти способы.
1.Эмиссионное финансирование (монетизация)- государство для покрытия превышения государственных расходов над доходами проводит денежную эмиссию.
Увеличение денежной массы в экономике при прочих равных условиях ведет к инфляции, что снижает покупательную способность денег. Потери экономических агентов от обесценения денег называются инфляционным налогом, посредством которого часть их доходов перераспределяется в пользу государства.
В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера — Танзи - налогоплательщики сознательно затягивают уплату налогов в государственный бюджет, экономический агент выигрывает, осуществляя налоговые отчисления обесценившимися деньгами.
Положительным моментом э миссионного финансирования дефицита, является оперативность, т .к. не требуется длительных согласований и обсуждений в парламенте, имеет существенный недостаток — инфляционные последствия.
2. Продажа активов. Источником дополнительных доходов государства может служить продажа земли, предприятий государственного сектора (приватизация), золота и т.п. Приватизация государственной собственности в России в первой половине 90-х гг. прошлого века и продажа части золотого запаса являются примером подобного финансирования бюджетного дефицита. К продаже государственных активов прибегают крайне редко, так как они не безграничны и могут быть исчерпаны.
3. Увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет роста автономных налогов и изменения налоговых ставок – это малопригодный способ, т.к. бюджетный дефицит в этом случае снизится, но на меньшую величину по сравнению с суммой увеличения налоговых платежей.
Увеличение налоговых ставок сокращает дефицит госбюджета, но как источник пополнения государственных доходов носит ограниченный характер в соответствии с «кривой Лаффера».
А. Лаффер считал, что по мере увеличения ставки налога от нуля до единицы (от 0 до 100%) налоговые поступления сначала увеличиваются и достигают максимума при некотором значении t = t*, а затем падают, несмотря на дальнейший ее рост.
Падение налоговых поступлений при t > t* обусловлено:
- высокие ставки угнетают экономическую активность (снижаются инвестиции, сокращается потребление и т.д.).
- уменьшение налоговой базы, даже при росте налоговой ставки уменьшают поступления от налогов
- по мере роста налоговых ставок наблюдается уклонение от налогов.
Увеличение налогов не всегда позволяет решить проблему бюджетного дефицита.
4.Долговое финансирование бюджетного дефицита - правительство, обычно через посредничество центрального банка, размещает на внутреннем финансовом рынке облигации государственных займов.Полученные от продажи средства используются на финансирование бюджетного дефицита.
Данный способ сопровождается эффектом вытеснения:
Государство, размещая свои облигации на кредитном рынке, вступает в конкуренцию с частными заемщиками (вытесняет), т.е к спросу на кредит частных инвесторов добавляется спрос со стороны государства. При условии н еизменного предложения денежной массы,процентные ставки возрастут (i1-i2), кредит станет дороже, следовательно, уменьшатся частные инвестиции и сократятся потребительские расходы, с вязанные с покупкой товара длительного пользования (I1- I2)
Вывод: Когда государство для покрытия бюджетного дефицита прибегает к заимствованиям у частного сектора, инвестиционная активность в экономике снижается. В долгосрочном периоде долговое заимствование негативно сказывается на производственных возможностях экономики.
Долговое финансирование может осуществляться также с помощью внешних заимствований, в виде кредитов иностранных государств или международных финансовых организаций, а также путем размещения государственных облигаций на внешних рынках.
Общий объем непогашенных государственных обязательств (внешних и внутренних) образует государственный долг. Если возможности финансирования бюджетного дефицита недолговыми способами исчерпаны, то государственный долг ежегодно прирастает на величину дефицита текущего года.
Поэтому государственный долг можно определить как накопленную сумму бюджетных дефицитов.