Способы финансирования бюджетного дефицита.




Последствия стабилизационного воздействия бюджет­ного дефицита зависят от способа его финансирования. Рассмотрим эти способы.

1.Эмиссионное финансирование (монетизация)- государство для покрытия превышения государственных расходов над доходами проводит денеж­ную эмиссию.

Увеличение денежной массы в экономике при прочих равных условиях ведет к инфля­ции, что снижает покупательную способ­ность денег. Потери экономических агентов от обесценения денег называются инфляционным налогом, посредством которого часть их доходов перераспределяется в пользу го­сударства.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера Танзи - налогоплательщики сознатель­но затягивают уплату налогов в государственный бюджет, экономический агент выигрывает, осуществляя налоговые отчисления обесценившимися деньгами.

Положительным моментом э миссионного финансирования дефици­та, является оператив­ность, т .к. не требуется длительных согласований и обсуждений в парламенте, имеет суще­ственный недостаток — инфляционные последствия.

2. Продажа активов. Источником дополнительных дохо­дов государства может служить продажа земли, предприятий государственного сектора (приватизация), золота и т.п. При­ватизация государственной собственности в России в первой половине 90-х гг. прошлого века и продажа части золотого запаса являются примером подобного финансирования бюджетного дефицита. К про­даже государственных активов прибегают крайне редко, так как они не безграничны и могут быть исчерпаны.

3. Увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет роста автономных налогов и изменения налоговых ставокэто малопригодный способ, т.к. бюджетный дефицит в этом случае снизится, но на меньшую величину по сравнению с суммой увеличения налоговых платежей.

Увеличение налоговых ставок сокращает дефицит госбюджета, но как источник пополнения государственных доходов носит ограниченный характер в соответствии с «кривой Лаффера».

 

 

А. Лаффер считал, что по мере увеличения ставки налога от нуля до единицы (от 0 до 100%) налоговые поступления сна­чала увеличиваются и дости­гают максимума при некото­ром значении t = t*, а затем падают, несмотря на даль­нейший ее рост.

Падение налоговых поступлений при t > t* обусловлено:

- высокие ставки угне­тают экономическую актив­ность (снижаются инвестиции, сокращается потребление и т.д.).

- уменьшение налоговой базы, даже при росте налоговой ставки уменьшают поступления от на­логов

- по мере роста налоговых ставок наблюдается уклонение от налогов.

Увеличение налогов не всегда позволяет решить проблему бюджетного дефицита.

4.Долговое финансирование бюджетного дефицита - правительство, обычно че­рез посредничество центрального банка, размещает на вну­треннем финансовом рынке облигации государственных займов.Полученные от продажи средства используются на финансирование бюджетного дефицита.

Данный способ сопровождается эффектом вытеснения:

Государство, размещая свои облигации на кредитном рынке, вступает в конкуренцию с частными заемщиками (вытесняет), т.е к спросу на кредит частных инвесторов добавляется спрос со стороны государства. При условии н еизменного предложения денежной массы,процентные ставки возрастут (i1-i2), кредит станет дороже, следовательно, уменьшатся частные инвестиции и сократятся потребительские расходы, с вязанные с покупкой товара длительного пользования (I1- I2)

 

Вывод: Когда государство для покрытия бюджетного дефицита прибега­ет к заимствованиям у частного сектора, инвестиционная активность в экономике снижается. В долгосрочном периоде долговое заимствование негативно сказывается на производственных возможностях экономики.

Долговое финансирование может осуществляться также с помощью внешних заимствований, в виде кредитов иностранных государств или международных финансовых организаций, а также путем размещения госу­дарственных облигаций на внешних рынках.

Общий объ­ем непогашенных государственных обязательств (внеш­них и внутренних) образует государственный долг. Если возможности финансирования бюджетного дефицита недолговыми способами исчерпаны, то государственный долг ежегодно прирастает на величину дефицита текущего года.

Поэтому государственный долг можно определить как на­копленную сумму бюджетных дефицитов.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: