Анализ деятельности пионерской дружины




Работа с пионерами

 

Планирование является одним из важнейших элементов пионерской работы. Ясное представление вожатого о целях, задачах и принципах деятельности пионерской организации, о содержании, формах и методах пионерской работы позволяет достаточно обоснованно определить систему конкретных дел дружины и отрядов, четко расставить силы актива, добиться решения намеченных задач с минимальными затратами сил и времени и с положительным результатом.

При планировании деятельности пионерской дружины необходимо руководствоваться следующими документами:

- Закон Республики Беларусь "О правах ребенка"

- Закон Республики Беларусь " О Государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь"

- Устав общественного объединения "Белорусская республикан­ская пионерская организация"

- Рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организации воспитательной работы

- Областная комплексная программа "Воспитание"

- Областная комплексная программа "Идейно-воспитательная и идеологическая работа с детьми и учащейся молодежью"

- Республиканская, областная, городская, районная программы деятельности организаций ОО "БРПО"

Планирование эффективно, если вожатый учитывает и практически осуществляет основные методические требования:

- анализ пионерского коллектива

- связь плана с окружающей социальной средой

- определение конкретных воспитательных задач дружины

- опора на инициативу и творчество пионеров

- соответствие дел поставленным задачам

- разнообразие форм работы

- учет возрастных особенностей ребят, степени развития детского
коллектива, условий школы, традиций детского коллектива

- согласованность и взаимосвязь плана работы дружины с общешкольным планом

 

Этапы планирования.

1. Изучение документов государственных фондов, общественного объединения "Белорусская республиканская пионерская организация", методической литературы по воспитательной работе, материалов периодической печати.

2. Анализ деятельности и уровня развития пионерской дружины за предыдущий год.

3. Определение целей и задач на планируемый период.

4. Выявление интересов, мнений и предложений ребят.

5. Определение путей взаимодействия с социальным окружением.

6. Определение форм и видов деятельности.

7. Обсуждение и утверждение плана работы.

8. Оформление плана.

 

Анализ деятельности пионерской дружины

Знание особенностей деятельности пионерской дружины, пионерского коллектива, которым руководит вожатый, является первоочередным условием педагогически обоснованного планирования пионерской работы. Вожатому прежде всего необходимо постоянно анализировать проводимую работу и ее влияние на воспитание пионеров, стараться понять причины своих успехов и неудач, фиксировать изменения, происходящие в развитии коллектива.

С целью выявления мнения ребят о деятельности пионерской дружины можно предложить им ответить на такие вопросы:

1. Какое дело из проведенных в организации тебе больше всего понравилось?

2. Кому от проведенного дела стало лучше?

3. Чему ты научился сам?

4. Что нового и интересного появилось в жизни пионерской дружины в этом году?

5. Стала ли пионерская организация в школе более самостоятельной, повысился ли ее авторитет?

6. Как ты оцениваешь работу нынешнего совета дружины?

7. Кто из совета дружины был самым активным и по каким делам вы его запомнили?

8. Справились ли члены совета дружины со своими поручениями?

9. На твой взгляд, что можно предложить для улучшения жизни, поднятия авторитета пионерской дружины?

В некоторых пионерских коллективах пионерам предлагают написать сочинение на тему "Моя пионерская дружина. Какой она должна быть?", в других - дополнить предложение "О нашей пионерской дружине я могу сказать, что она..."

При анализе состояния дел в пионерской дружине могут использоваться такие методы и приемы:

- Наблюдение

- Анкетирование

- Цветопись

- Рейтинг

- Недописанный тезис

- Беседа / индивидуальная; групповая /

- Интервью

- Организационно-деятельностная игра

- Разговор за "круглым" столом

- Диалог с коллективным собеседником

- Изучение документации дружины Тестирование

- Коллективный анализ дел

- Визитная карточка дружины

- Опрос

Изучение особенностей пионерского коллектива старший вожатый ведет в течение всего учебного года. После каждого дела вожатый анализирует, что удалось, а что не получилось и почему. Особое внимание старший вожатый уделяет анализу работы дружины в конце учебного года. Этот анализ может включать самые разнообразные вопросы: как дружина участвовала в улучшении окружающей жизни, откликалась на события в нашей стране и за рубежом, решала задачи, поставленные перед дружиной; какие из проведенных дел удались и должны стать традиционными; какие отношения сложились между отрядами, между младшими и старшими пионерами; стал ли актив дружины более инициативным, самостоятельным и авторитетным среди ребят.

На заключительном занятии школы пионерского актива, отчетно-выборных сборах, заседаниях совета дружины старший вожатый ставит перед пионерами вопросы: Что было интересного в дружине, отряде? Что не понравилось пионерам? Каковы их пожелания и предложения на будущее? Нужную информацию можно получить с помощью рапортов отрядов в устной и письменной форме, тематических газет, различных конкурсов типа «Чему ты научился за год в своем звене, отряде?», позволяющих выявить, какими умениями и навыками овладели пионеры.

 

В итоге всей работы по изучению коллектива и отдельных пионеров составляется педагогическая характеристика дружины, которая позволяет учесть особенности конкретного пионерского коллектива.

Конкретные воспитательные задачи работы каждой дружины, каждого отряда не могут не отражать специфику, своеобразие, особенности данного коллектива. Но они в то же время должны полностью соответствовать задачам деятельности всей пионерской организации

района. Необходимо опираться на накопленный дружиной опыт, установить необходимую преемственность в работе, выдвинуть перед пионерами перспективы дальнейшего роста и развития.

Подготовительную работу по определению конкретных воспитательных задач пионерского коллектива лучше провести весной и летом, чтобы в начале учебного года процесс планирования не затягивался.

Специфика процесса планирования деятельности пионерской дружины состоит в том, что в нем активно участвуют сами пионеры, но под руководством вожатого. Привлечение всех пионеров к планированию работы звена, отряда, дружины способствует развитию инициативы и самостоятельности каждого члена организации.

 

Эффективность планирования пионерской работы во многом определяется активной позицией самих ребят в процессе создания и обсуждения плана отряда или дружины.

Методы и формы привлечения ребят к планированию:

- Копилка интересных предложений (банк идей, банк предложений и т.д.)

- Конкурс на лучшее предложение (коллективное или индивидуальное)

- Анкетирование

- Копилка предложений

- Час вопросов и ответов

- Работа творческих групп по направлениям деятельности

дружины

- Защита плана

- Аукцион предложений

- Интервью (у директора, библиотекаря, учителя, ребят)

- Незаконченное предложение («Если бы у меня была волшебная папочка...», «Хочу, чтобы...»)

- Организационно-деятельная игра «Поиск»

- Дискуссия «Дружина. Какой ей быть?»

- «Зеркало» - отрядам предлагается взглянуть в зеркало (белый

лист бумаги)

- Лист ватмана «Мое предложение»

- «Корзина грецких орехов»

Прежде всего в дружине организуется разведка пионерских дел. Задача разведчиков (пионеров разных отрядов) - найти общественно полезные дела для всего коллектива. Совет дружины может предварительно наметить направление поиска, определить задание каждому отряду (с учетом возраста и опыта работы пионеров и вручить советам отрядов пакеты с заданиями). Необходимо четко сформулировать цель разведки (она вытекает из задач, которые стоят перед дружиной) и донести ее до всех пионеров.

До того, как пионеры отправятся в разведку, старшему вожатому следует встретиться с шефами, руководителями общественных объединений, детских садов. Нужно рассказать им о цели разведки, предупредить о приходе ребят, попросить подсказать пионерам, где нужна их помощь. Таким образом, будет подготовлена благоприятная почва для самостоятельных действий ребят. Это особенно важно сделать там, где еще нет достаточного опыта работы пионеров в микрорайоне школы.

На время разведки совет дружины становится своеобразным штабом, советы отрядов также превращаются в штабы разведки. Желательно, чтобы в разведку отряды

вышли одновременно, поэтому дружинный штаб собирает на линейку все отряды и объявляет о ее начале.

Ведут разведку звенья или специально созданные группы разведчиков во главе с командиром. Донесения вначале поступают в совет отряда. Затем пионеры их обсуждают и вносят предложения в дружинный штаб. На карте-

схеме микрорайона школы прокладываются маршруты разведки, флажками и эмблемами отмечаются объекты, нуждающиеся в пионерской заботе. Если карта оформлена крупным планом, вывешена на видном месте, то она наглядно покажет пионерам, как каждый отряд вносит свой вклад в составление плана работы дружины. Постепенно определяется вся зона пионерского действия.

Совет дружины вместе с председателями советов отрядов обсуждают результаты разведки и решают, какие предложения необходимо включить в перспективный план работы дружины, а какие могут осуществить сами отряды.

В некоторых пионерских коллективах активно используют возможность привлечения ребят к планированию с помощью «Ромашки предложений», «Забора желаний», «Белого чистого листа бумаги». Во многих дружинах интересно и эффективно проводят конкурс проектов плана работы. Он предполагает составление перспективного плана пионерскими отрядами или творческими группами по направлениям деятельности. За основу перспективного плана работы пионерской дружины берется проект, признанный лучшим. Какие-то идеи и наиболее интересные предложения могут быть приняты из других участвовавших в конкурсе проектов.

Проект плана обычно создается на учебный год. Конечно, в нем нельзя все предусмотреть заранее. В ходе дальнейшей работы могут появиться новые задачи; выдвинутые задачи потребуют уточнения, конкретизации. План - это рабочий документ, в котором находят отражения все изменения в жизни дружины и отрядов.

Проект перспективного плана работы согласуется с администрацией школы, общешкольным планом работы. Классные руководители и отрядные вожатые обсуждают общие перспективы дружины, которые могут быть реализованы в деятельности отрядов, рассматривают задачи, которые стоят перед пионерскими отрядами разного возраста.

Перспективный план работы дружины необходимо предварительно обсудить на заседании совета дружины совместно с председателями советов отрядов. Для того, чтобы каждый пионер мог также принять участие в обсуждении плана, его текст заранее вывешивают на стенде «Говорит совет дружины». Важно увлечь пионеров основными идеями плана. Затем план выносится для обсуждения на сбор дружины. О каждом предстоящем деле нужно рассказать ярко, красочно, убедительно. Пионерские отряды должны быть готовы аргументировать свои предложения.

В некоторых дружинах такой сбор называют «коллективным планированием», подчеркивая тем самым, что составление перспективного плана работы дружины - дело всех пионеров.

После утверждения на сборе дружины план становится руководством к действию, рабочим документом для вожатых, членов советов дружины и отрядов.

 

Грамотное планирование деятельности пионерской дружины создает условия для успешного достижения поставленных целей и задач, развития инициативы, творчества и социальной активности пионеров.

Рекомендуемые формы работы пионерской дружины в соответствии с содержанием различных видов деятельности

 

Виды пионерской деятельности Формы пионерской работы
Деятельность, содействующая - Информационные часы
воспитанию патриотизма и - Почетные караулы у обелисков
гражданственности Славы, у Вечного огня
  Торжественные сборы
  - Создание и посещение музеев,
  залов, уголков боевой и
  трудовой Славы белорусского
  народа
  - Митинги
  - Шествия к памятным местам
  - Возложение Гирлянды Славы
  - Переписка с родственниками
  героя, чье имя присвоено
  дружине
  - Оформление уголка «Его имя
  носит дружина»
  - Дни героя в дружине
  - Фестивали
  - Форумы
Деятельность, содействующая - Поход «В страну знаний»
воспитанию сознательного - Малая Академия наук
отношения к учению, любви и Малая Тимирязевка
интереса к знаниям - Клуб книголюбов
  Познавательные викторины
  Клуб интересных встреч
  Турнир смекалистых
  - Предметные конкурсы
  - Выставки творчества
Трудовая общественно полезная Эстафета трудовых дел
деятельность Трудовые операции, десанты.
  вахты
  - Воскресники, субботники
  - Праздники урожая
  «Зона пионерского действия»    
Деятельность, связанная с формированием здорового образа жизни   Встречи, круглые столы с медицинскими работниками Санитарный пост Выпуск тематических газет, санбюллетеней Час вопросов и ответов Дни здоровья Дискуссии «Что значит быть здоровым?», «Нужно ли беречь свое здоровье?»
Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием     Смотр художественной сам одеятел ьности Праздник песни Пионерский театр Вечера музыки Поэтические вечера Выставки художественного творчества ладья» Спортивно-патриотическая игра «Зарница» Туристические походы Смотры пионерского строя
  Деятельность, связанная с физическим воспитанием     Пионерские спортивные соревнования «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «БелаяСпортивные эстафеты Спортивные игровые программы Спортландии

 

Приложение № 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: