Как разработать программу детского объединения




(методические рекомендации)

Применительно к деятельности детского объединения воспитательно-образовательная программа, это документ, четко определяющий цели деятельности данного детского объединения, средства и пути их реализации.

Программа детской организации по своему смыслу должна давать ответы на следующие вопросы:

1. Каково исходное состояние детской организации? (что реально существует)

2. Каким хотелось бы видеть детскую организацию? (что хочется в идеале).

3. Что надо предпринять для того, чтобы изменить реальное
состояние дел и приблизить его к идеальному образу?

 

Программа может иметь раз личную структуру, но основные ее элементы (разделы) чаще всего неизменны:

1. Введение.

2. Цель и задачи деятельности.

3. Содержание деятельности.

4. План реализации, или Механизм реализации.

5. Предполагаемые результаты.

 

Рассмотрим их подробнее.

 

 

Введение (объяснительная записка, преамбула и т.п.). В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, которые сложились в школе или микрорайоне на момент создания программы. Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей и т.д.). Во введении объясняется название программы (при его наличии), ее основные идеи и принципы.

Цель. В этом разделе указывается основная (главная)цель программы и задачи, которые уточняют, конкретизируют основную цель. Цель и задачи должны быть конкретными, реальными достижимыми

Цель деятельности, детской организации — это конкретный образ предполагаемого (ожидаемого) результата, который детская организация может реально достичь к определенному моменту времени. (Это могут быть, например, какие-то качества, знания, умения, которые ребенок приобретет в детском объединении).

И еще, необходимо уяснить: цель возникает тогда, когда появляется проблема. Найти, «нащупать» проблему и означает определить цель деятельности (т.е. решение проблемы). Проблема — это разрыв между желаемым состоянием (идеальным образом) чего-то и его фактическим (реальным) состоянием. Решение проблемы — выбор одного из многих существующих вариантов действий, позволяющих перейти от фактического состояния (чего, кого-либо) к желаемому. К примеру, старший вожатый в своей работе столкнулся с проблемой: низкая активность детей в общественной деятельности, отсутствие инициативы (реальное состояние). Поэтому он выдвинул цель — повышение активности детей, создание условий для развития их социального творчества (желаемое состояние). Реализовывать цель старший вожатый решил через создание системы детского самоуправления в объединении (вариант решения проблемы).

Задача — это частная цель или мини цель. Это конкретизация цели, шаг на пути ее достижения. Задачи разрабатываются для каждого направления программы.

Поэтому и раздел программы «Целеполагание» обязательно включает в себя и основную (главную) цель и конкретизирует ее задачи. Опыт свидетельствует, что программа детского объединения не может быть многоцелевой. Программа обычно содержит 1-2 основные цели и уточняющие их задачи (2-7).

Чтобы правильно определить цели и задачи необходимо сделать несколько шагов:

Шаг 1. Изучение социального заказа — определить место и роль детской организации в воспитательной системе школы, Дома детского творчества; изучить потребности ребенка, семьи, общества в отношении детской организации. Знакомство с программами деятельности детских организаций на уровне РБ, с районными программами.

Шаг 2. Предварительная психолого-педагогическая диагностика детской организации и самодиагностика руководителя. Образно говоря, педагогу важно найти ответы на вопросы: «Что хотят и что могут дети?» и «Что хочет и что может он сам?».

Шаг 3. Выдвижение общих целей и задач. На этом этапе осуществляется выбор между «хочу» и «могу» и определяется что «надо» сделать.

Шаг 4. Изучение специфики детской организации и индивидуальных особенностей его участников. Это необходимо делать именно после предварительного выдвижения целей и задач, чтобы диагностику проводить целенаправленно. В результате вы должны получить развернутую характеристику детского объединения с учетом возрастных и половых особенностей, где отражены ценностные ориентации детей, их интересы и увлечения, общественный и личный статус, проявление тех или иных свойств и качеств личности, семейная ситуация, успеваемость и положение в школе и т.д.

Шаг 5. Изучение условий, в которых будет реализовываться программа. Во-первых, условия, связанные с особенностями и педагогическими возможностями базового для детской организации учреждения. Во-вторых, условия, связанные с особенностями семейных взаимоотношений членов детской организации.

Шаг 6. Выдвижение конкретных целей и задач программы.

В качестве иллюстрации:

Общие правила формулировки целей и задач:

•Возможны два варианта формулировок: через глагольную форму или через существительное («развивать» — «развитие», «формировать» — «формирование»").

•В одном блоке целей и задач должны быть формулировки только одной формы либо глагольные, либо через существительные.

•Надо конкретизировать заданный срок достижения цели. Календарный срок — это тот рубеж, когда не обходимо дать ответ — достигнута ли цель.

•Оговаривать только то, «что» и «когда» должно быть сделано, не детализирую «как» и «почему» это должно быть сделано. •Цели и задачи должны быть логически увязаны между собой.

Содержание. Этот раздел программы содержит описание форм, методов, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи. Обычно, исходя из задач, содержание программы разбивается на отдельные направления (подпрограммы, блоки), представляющие относительно самостоятельные части программы. Например, развивающая программа для младших школьников «Наследники».

Что надо понимать под содержанием программы. Каждый раздел программы должен дать ответ на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?» будет делаться детской организацией для реализации выдвинутых целей и задач. На данном этапе программирования педагогу необходимо сформулированные цели и задачи трансформировать, перевести в соответствующие формы воспитательной работы. Выбранные формы должны соответствовать поставленным целям и задачам.

В этой части программы необходим о продумать педагогические средства и приемы воплощения своего замысла в конкретные мероприятия, игры и дела, в которых и будет осуществляться воспитание и развитие членов детской организации.

Содержание должно строиться из больших и малых «кирпичиков» — элементов — частей. К крупным элементам, относятся программы, направления: модули, блоки, проекты и т.д. К более мелким, соответственно, подпрограммы, подпроекты, ступени и т.д. Как вариант, содержание программы может быть представлено и в виде схемы.

План реализации. Данная часть программы может иметь и другие названия. Один из наиболее сложных для разработки разделов. Он представляет собой описание системы действий (что необходимо сделать, с кем встретиться), но воплощению в жизнь замысла, идей программы. Главное назначение этого раз дела продумать, как то, что написано на бум аге, превратить в реальную деятельность детей и подростков; какие действия, кто, в какие сроки, где, с использованием каких ресурсов должен выполнить, чтобы

получить желаемые результаты. Разработка плана (механизма) реализации программы состоит из следующих этапов:

1. Определение условий, обеспечение которых позволит решить конкретную задачу программы.

•Организационные условия — это создание новых органов, структур объединения (совет, временная творческая группа, клуби т.п.).

•Научно-методические условия — это овладение необходимыми знаниями и умениями, приобретение нужного уровня квалификации в чем-либо, (посещение курсов повышения квалификации, приглашение конкретных специалистов-консультантов и т.п.).

•Материально-технические условия — это создание необходимых средств (техническое оборудование, место, прикладной материал и т.д.) для успешной деятельности Детской организации.

• Мотивационные условия — это действия, которые призваны сформировать заинтересованность детей и взрослых в решении поставленной задачи.

2. Составление плана действий по реализации программы. Исходя из определенных условий составляется план действий.

Результаты. В этом разделе указывается предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Напомним, что, как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главным результатом деятельности любого детского объединения являются развитие ребенка и детского сообщества. Показатели этого развития (новые знания, умения, навыки, уровень взаимоотношения и т.д.)и должны стать результатами деятельности детского объединения.

Те из педагогов, кто неформально относится к определению и формулировке целей и задач программы, облегчает себе жизнь при работе над этим разделом. Можно сказать, что это тот же раздел что и «Целеполагание», но описанный другими словами.

Какие еще компоненты может содержать структура программы? В некоторых вариантах есть раздел «Кадры», где указывается, кто

специалистов (и взрослых, и детей). Иногда в программах появляется раздел «Атрибутика» (или «Имидж», «Антураж»), содержание описание символики программы.

Заключение

Разработка программы детского объединения процесс непростой, требующий определенного опыта и знаний от педагога. Но нельзя в программировании обойтись и без помощи детей, коллег. Они должны стать соавторами каждой программы, т.к. только заинтересованность ребят, содействие всех взрослых, причастных к деятельности детской организации, их активность на всех этапах программирования, сделают программу полезной и эффективной.

Важным представляется и то, чтобы разработка программы не превратилась в самоцель, как это уже было в прошлом с перспективным планированием воспитательной работы, а явилась настоящим подспорьем в деятельности детских объединений различных типов. Иначе все то, о чем говорилось выше, не имеет смысла.

Последовательность действий педагога при формировании детского коллектива.

Одной из задач педагога в работе с детским объединением, было, есть и будет «формирование коллектива». Эта задача может не осознаваться педагогом — в силу его неопытности, может сознательно игнорироваться — в силу морально-педагогических предубеждений, но даже в этих случаях взаимодействие взрослого с группой детей, объединенных некой деятельностью, будет влиять на процесс коллективообразования. Наиболее полным и благотворным это влияние будет при соблюдении двух условий:

Педагог понимает роль коллектива в жизни ребенка, видит
воспитательные возможности коллектива и сознательно ставит
перед собой задачу: создать коллектив.

Педагог знает, какие силы и закономерности лежат в основе
процесса коллективообразования и каким образом этими силами

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: