Глава 1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОСНОВУ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ




Кафедра теории и истории

Государства и права

ПОНЯТИЕ «КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ» В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Реферат

магистранта 2 курса

дневного отделения

направления "юриспруденция"

Буторина Евгения Николаевича

 

Научный руководитель:

кандидат философских наук, доцент

Круглов Дмитрий Николаевич

 

 

Пермь 2016

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОСНОВУ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ.. 5

Глава 2 РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ МЫСЛИ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИИ ПОНЯТИЯ «ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ». 10

Глава 3 НАУЧНЫЕ РАБОТЫПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ.. 15

Заключение. 19

Библиографический список. 20

 

 


 

Введение

Использование термина «Договор коммерческой концессии (Франчайзинга)» имеет достаточно непродолжительную историю. В российском гражданском праве данный термин был впервые с принятием части 2 Гражданского кодекса РФ в конце 1995 года. Тем не менее, указанная правовая конструкция была известна правовым системам европейских стран уже давно. В международном частном праве так же можно встретить нормы посвященные договору коммерческой концессии, к примеру в 2002 году Международный институт унификации частного права (УНИДРУА), принял «Модельный закон о раскрытии информации по договору франчайзинга[1]» Понимание существенных признаков договора коммерческой концессии играет важную роль для правоприменителя.

В связи с относительно недавним появлением данной правовой конструкции в российском законодательстве и определенным терминологическим несоответствием существующим между правовым регулированием данного института в РФ и за рубежом, вопрос определения понятия коммерческая концессия, его историческое развитие, а так же соотношение с понятием «франчайзинг» имеет научный интерес среди ученых.

Объектом исследования являются научные труды российских ученых посвященные определению понятия коммерческая концессия.

Предметом исследования являются закономерности развития юридической науки о понятии «Договор коммерческой концессии», выявление существенных признаков указанного понятия, отличие категории «договор коммерческой концессии» от смежных категорий.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является исследование развития научной мысли о понятии «договор коммерческой концессии».

Для достижения заданной цели автором поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать историю возникновения отношений составляющих основу договора коммерческой концессии;

2. Рассмотреть развитие научной мысли об определении понятия «договор коммерческой концессии»;

3. Изучить научные работы, посвященные правовому регулированию договора коммерческой концессии.

Среди трудов, посвященных проблемам гражданско-правового регулирования коммерческой концессии в целом, следует выделить работы Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, М.И. Брагинского, Е.Н. Васильевой, В.В. Витрянского, Э.П. Гаврилова, A.M. Гатина, О.А. Городова, СП. Гришаева, В.М. Жуйкова, Е.А. Зенина, А.Ю. Кабалкина, Ю.А. Метелевой, А.П. Рабец, О.Н. Садикова, А.П. Серегева, С.А. Сосны, Е.А. Суханова, Л.А. Трахтенгерц, Ю.Л. Фадеева, A.M. Эрделевского, и др


 

Глава 1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОСНОВУ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

История развития франчайзинга (в российском законодательстве «Коммерческая концессия») берет свое начало в средневековье. В Оксфордском словаре «franchising» определяется как права епископов пожалованные королевской властью, а franchises» ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли.

В средневековой Британии король предоставлял своим вассалам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различного рода встречное предоставление коим могли быть, к примеру, обязанности поставлять солдат для армии, вооружать армию и т.д.

Свободным людям, или гражданам городов, предоставлялась франшиза (разрешение) на продажу тех или иных товаров на территории города: на рынках и ярмарках. Эти элементы наделения полномочиями, или привилегиями, которые позволяли эксплуатировать положение на определенной территории за плату, дали основу для формирования франчайзинга. Наибольшее распространение франчайзинг получил в Англии в системе “связанных домов”, которая в XIX веке использовалась для поддержания нужного объема продаж пивоварами.

В качестве вознаграждения за предоставление займа или имущества в аренду предприниматель получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система “связанных домов” зарекомендовала себя достаточно эффективно в качестве коммерческого механизма. В определенной степени она существует до сих пор.

В Соединенных Штатах Америки франчайзинговая система правоотношений впервые была использована компанией Зингера по производству швейных машинок. В середине XIX века, после окончания гражданской войны в Америке, собственник указанной организации развернул серийное производство, что позволило его компании торговать по самым конкурентным ценам.

Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин с заменой неисправных частей в одном месте оказалось финансово затратным. Была создана система, которая предоставляла субъектом предпринимательской деятельности, независящим от первоначального правообладателя исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьютерскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.

Похожая система была разработана 1898 году компанией Дженерал Моторс. В рамках указанной системы дилеры не имели права продавать машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы — продавца франшиз. На сегодняшний день продажа товаров посредством организации франчайзинговой сети не перестала быть актуальной.

Примеру Дженерал Моторс последовал Рексол, который продавал исключительные права на организацию своих аптек. Эффективно франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных напитков компаниями Кока-Кола, Пепси, Севен-Ап. Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемыми франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Так же широкое распространение франчайзинг получил среди продавцов фастфуда.

В Великобритании указанный вид франчайзинга применялся Спар и бакалейными магазинами VG). После кризиса в экономике США, начиная с 30-х годов нефтеперерабатывающие компании начали применять договор коммерческой концессии во взаимоотношениях с заправочными станциями. Сдавая в аренду бензоколонки заправочным станциям, правообладателя получали денежные средства и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как заправочные станции, будучи, как правило, местными малыми предпринимателям, могли устанавливать цены в соответствии потребностями локального рынка.

Как результат – рост уровня продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

В конце 40-х годов братья Макдональд, владельцы кафе, в рамках улучшения обслуживания и увеличения доходов, сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали рецептуру. Посредством указанной реорганизации они значительно повысила эффективность и снизила затраты.

Вплоть до 50-х годов большинство компаний, использовавших конструкцию договора коммерческой концессии, рассматривали её как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения.

Начиная с 50-х годов начинается второе поколение франчайзинга, характерное особым методом ведения коммерческой деятельности. С самого начала правообладатель получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а пользователь — оттого, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода.

Так же бурному развитию рынка франшиз в США способствовало развитие правового регулирования оборота исключительных прав на товарные знаки. Так в 1946 году был принят Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря обороту исключительных прав на средства индивидуализации товаров, работ, услуг, что позволило владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.

Франчайзинг используется в различных сферах предпринимательской деятельности. В частности, он интенсивно развивается в автомобильной промышленности, при предоставлении услуг автосервисами, при помощи в организации и ведении бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама и т. п.),в сфере строительства, услугах, связанных с ремонтом и обслуживанием домов, услугах, связанные с образованием, отдыхом и развлечениями, в рестораном бизнесе, в сфере торговли продуктами питания, в сфере медицинских и косметических услуг, при предоставлении услуг в сфере домашнего хозяйства, в розничной торговле, и во многих других видах деятельности.

Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) дает определение франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая: а) дает разрешение или обязывает франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзером; б) дает право франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы; в) обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т. д.); г) обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером франчайзи; д) не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями или между частным лицом и компанией, контролируемой им.

Таким образом, франшиза, прежде всего, определяется как договор, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзера. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности правового регулирования коммерческой концессии (франчайзинга) по законодательству России, а также провести анализ основных экономических условий договора коммерческой концессии (франшизы) и определить подходы к обоснованию и расчету (оценке) коммерческой концессии.

Франчайзинговые системы ни в коей мере не ограничиваются сетями типа магазинов "Макдоналдс" или мотелей «Холидей инн». Например, франчайзинговые системы могут объединять:

• производителя с производителем;

• производителя с оптовым торговцем;

• производителя с розничным торговцем;

• оптового торговца с оптовым торговцем;

• оптового торговца с розничным торговцем;

• розничного торговца с розничным торговцем;

• предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: